Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 06:14, курсовая работа
В ситуации безнравственности во всех сферах жизни, окружающей ребенка в быту, во дворе и на улице – в том мутном потоке, что льется на него с экранов телевизора, всем, а особенно ребенку, входящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечества. Впитывал эти чистые источники, «припадать к ним человек должен с детства. С детства он должен осознавать, что есть добро и зло».
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Основы нравственного воспитания и изучения произведений басенного жанра в начальной школе…………………………………………………………………...7
1.1 Особенности нравственного развития младших школьников……………..7
1.2 Современный подход к изучению басни в начальной школе…………….14
2 Методика работы над басней как средство нравственного воспитания младших школьников………………………………………………………………20
2.1 Нравственное воспитание при изучении произведений басенного жанра20
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников……………………………………………...28
Таким образом, дети понимают причину выбора автором действующих лиц. Например, басня «Лебедь, Щука и Рак», что имеет немаловажное значение для осознания идейной направленности басни. На основе знаний нравственных понятий и их сущности учащиеся могут не только оценивать поведение персонажей басни, но и выстраивать свои отношения с товарищами. Совместная работа школьников на уроке должна рождать отношения уважения между ними, взаимной поддержки и требовательности друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать личный успех или неудачу с позиции общей работы.
Очень многое для понимания идеи басни дает выяснение их отношения к персонажам. Уже после первого прочтения целесообразно задать вопрос: «Кому из действующих лиц вы сочувствуете и почему?». Ответ на такой вопрос сразу ставит учащихся перед необходимостью вникнуть в мотивы поведения действующих лиц, то есть приступить к анализу. Сопоставление конкретных образов басни без утраты авторского своеобразия их раскрытия подводит к раскрытию аллегории.
Не менее важно научить детей быть очень внимательными к авторской оценке. Иногда она выражена одним словом, но это равно целой фразе. Например, в басне «Чиж и Голубь» И. А. Крылов свое отношение к бездушному, высокомерному Голубю выразил двумя словами, помещенными в середине строки: «И бело!» Так автор откликнулся на несчастье Голубя: тот запутался в силок. А беде Чижа он сочувствует. Бедняжку Чижа он жалеет; западню, которая захлопнула Чижа, автор называет злодейкой. «Почему так по-разному автор относится к Чижу и Голубю?», «За что был наказан Голубь?» — вот те вопросы, отвечая на которые учащиеся поймут главную мысль басни (она звучит и как нравоучение): «Вперед чужой беде не смейся, Голубок».
В некоторых произведениях авторские мысли высказывает одно из действующих лиц. Например, в басне «Кукушка и Петух» такую роль выполняет Воробей. Понимание роли каждого действующего лица — основа раскрытия идейной направленности басни. Например, в басне «Слон и Моська» мотивы поведения Моськи становятся понятными для учащихся в процессе выяснения роли шавки. Именно шавка вынудила Моську объяснить свое поведение. Шавка выступает от имени всех тех, кто осуждает Моську, считает ее поведение позорным.
Понимание роли каждого действующего лица - основа раскрытия идейной направленности басни [5, c. 90].
Итак, задача учителя помочь детям сохранить непосредственность, эмоциональность, яркость восприятия конкретного содержания и при этом научиться понимать более глубокий смысл произведения воплощенный автора при помощи образных средств художественной литературы.
Таким образом, в процессе изучения басен, учитель получает возможность не только познакомить детей с конкретным содержанием произведений, но и формировать на базе нравственные качества будущей личности.
2 Методика работы над басней как средство нравственного воспитания младших школьников
2.1 Нравственное воспитание при изучении произведений басенного жанра
На уроках литературного чтения при изучении произведений басенного жанра необходимо формировать у младших школьников представления о нравственных категориях.
Приобретению нравственных знаний, выработке у младших школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности способствуют этические беседы. Главное их назначение - помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, осознать личный нравственный опыт поведения, сформировать твердую нравственную позицию, привить учащимся умение вырабатывать нравственные взгляды. Этические беседы строятся на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни детей, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов. При проведении этических бесед можно осуществлять инсценировки, читать отрывки из художественных произведений, декламировать их. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог[3, c. 39].
Именно на выявление мнений учащихся нацелен диалог, организованный учителем после знакомства с басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Авторами учебника «Родная речь» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецким, М.В. Головановой предусмотрен диалог учащихся, выявляющий нравственные позиции персонажей: «Кто из героев басни тебе понравился и почему? Справедливо или нет поступил Муравей? Сочувствуешь ли ты Стрекозе?»
В ходе итоговой беседы ученики соотносят содержание произведения с пословицами, используя свой жизненный опыт, приводят свои примеры.
На основе знаний нравственных понятий и их сущности учащиеся могут не только оценивать поведение персонажей басни, но и выстраивать свои отношения с товарищами. На уроке постоянно возникают ни раз личные деловые отношения между учащимися. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Совместная работа школьников на уроке должна рождать отношения уважения между ними, взаимной поддержки и требовательности друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать личный успех или неудачу с позиции общей работы[3, c. 40].
Для накопления школьниками опыта сотрудничества важно, чтобы учитель оценивал на уроке не только знание учебного материала, но и обращал внимание на нравственные поступки младших школьников. Для этого необходимо использовать естественные ситуации и преднамеренно создавать новые для разъяснения характера возникающих между детьми взаимоотношений, раскрывать их обязанности как членов коллектива, предупреждать отрицательные поступки. Дети должны научиться объединять свои усилия, уважать мнение другого человека. Например, изучение басни И.А. Крылова «Чужая беда» дает повод для воспитания внимательного отношения к окружающим людям. При подведении итога урока учитель предлагает учащимся объяснить значения пословиц и поговорок и определить, какая из них больше других подходит к басне[10, c. 14].
На добрый привет — добрый и ответ.
Добро творить — себя веселить.
Доброе дело два века живет.
Без добрых дел нет доброго имени.
Чрезвычайно продуктивным и интересным является подход к изучению басен, реализованный в учебнике «Литературное чтение» авторами Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой.
Нравственная позиция автора, воспитание чувств школьников выявляется в процессе изучения и анализа сразу нескольких произведений (басен) разных авторов, но с одними, и теми же персонажами. Насколько интересно такое сравнение, можно судить по формулировкам вопросов, предлагаемых авторами учебника.
И. Крылов «Стрекоза и Муравей»
Представьте себе Стрекозу. Какая она была летом? А зимой? Опишите ее.
Найдите в басне строчки, подтверждающие ее легкомыслие, беззаботность, хвастливость.
Автор называет Стрекозу «попрыгунья».
Он ее осуждает или смеется над ней?
Каким изобразил И.А. Крылов Муравья? Как он относится к своему герою?
Есть ли в басне мораль?
Попробуйте от имени Стрекозы рассказать историю, которая с ней приключилась.
Подходит ли к этой басне пословица
«Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь»?
И. Хемницер «Стрекоза»
Почему Стрекоза обратилась к Муравью? Как она выражала свою просьбу?
Почему Муравей помог ей? Каким показан Муравей в басне И. Крылова и в басне И. Хемницера?
Найдите мораль басни. Чем отличается мораль басни И. Крылова и И. Хемницера?
Какая из пословиц подходит к этой басне? «Терпенье и труд все перетрут», «Честный человек трудится сам».
Попробуйте от имени Стрекозы рассказать историю, которая с ней приключилась.
Может ли такая история произойти на самом деле? Приведите пример из жизни.
Прочитайте басню выразительно: передайте ироничное отношение к Стрекозе и уважительное - к трудолюбивому Муравью.
Л. Толстой «Стрекоза и муравьи»
Сравните басни И. Крылова, И. Хемницера, Л. Толстого. Кто из баснописцев наиболее ярко изображает стрекозу?
В каких словах проявляется насмешливое отношение автора к героине? Прочитайте басню выразительно, передайте на смешливое отношение автора к стрекозе.
Почему авторы басен трудолюбием, умом и мудростью наделяют муравья? Какие слова говорят об этом?
В каких баснях отказ муравья самый безжалостный? Чем различаются морали басен? Подберите пословицы к этой басне.
Можно ли назвать последние предложения этих басен моралью?
Попробуйте от имени муравья рассказать историю, которая с ним приключилась.
Авторы учебника предлагают для чтения и анализа и другие басни И. Крылова и И. Хемницера, а также произведения А. Измайлова, И. Дмитриева. Анализируя их с помощью вопросов, у учеников формируются нравственные понятия, они учатся решать различные жизненные ситуации, различать добро и зло[16, c. 32].
Приведем примеры вопросов, сформулированных авторами учебника, для анализа басен.
И. Хемницер «Друзья»
Можно ли мужиков назвать друзьями?
Что они друг другу обещали? Сдержали ли они свое обещание?
Использует ли автор в басне аллегорию?
Какие слова являются моралью?
Подходит ли к этой басне пословица «Вранье не приведет в добро»?
Какие слова нужно читать с иронией?
Попробуйте от имени Мужика рассказать историю, которая с ним приключилась.
Может ли такое быть на самом деле?
Приведите пример из жизни.
Подготовьте выразительное чтение: определите задачу чтения; выберите тон чтения рассказа, речи героев, морали и пояснений автора; подчеркните интонацией ироничное отношение к героям басни.
А. Измайлов «Кукушка»
Правильно ли Кукушка оценила пение Соловья и свое пение?
Почему Кукушка решила, что может петь, как Соловей?
Какие пороки людей показывает баснописец?
Какие пословицы подходят к этой басне?
Прочитайте выразительно: представьте
Кукушку; передайте голосом ее рассказ о соловьином пении, картину подготовки к пению и само пение[19, c. 50].
И. Крылов «Осел и Соловей»
Как автор изображает пение Соловья?
Каким автор показывает певца?
Какой совет дал Осел Соловью? Почему?
Почему Соловей улетел за «тридевять полей»?
Каким вы представляете Осла? Опишите его.
Объясните главную мысль басни. Какой вывод делает автор?
Сравните, чем похожа басня А. Измайлова «Кукушка» и басня И. Крылова «Осел и Соловей».
Подходит ли мораль басни И. Крылова к басне «Кукушка»?
Как авторы выражают свое отношение к героям?
Что такое аллегория? Согласны ли вы, что аллегория помогает лучше представить какое-то описание, понятие, мысль?
Подходит ли к этой басне пословица «Глупым словам - глухое ухо»?
И. Крылов «Мартышка и Очки»
Почему Мартышка решила завести очки?
Как понимаете выражение «Мартышка к старости слаба глазами стала»?
Почему Мартышка «наказала» очки?
Как называют таких людей? (Невежда.)
О чем говорит мораль басни? Зачитай
Прочитайте выразительно: представьте
Мартышку; передайте голосом ее монолог.
Попробуйте от имени Мартышки рассказать историю, которая с ней приключилась.
Составьте диафильм к басне.
Подберите к этой басне пословицы.
И. Крылов «Квартет»
В чем видели «музыканты» свои неудачи?
Как автор и Соловей относятся к участникам квартета? В чем это отношение проявилось? Прав ли был Соловей?
Можно ли назвать это произведение басней? Докажите.
Есть ли в басне аллегория? Назовите ее.
Какие слова из басни нужно читать с иронией?
Прочитайте басню выразительно: передайте ироничное отношение к «музыкантам».
Составьте диафильм.
Какая пословица подходит к этой басне?
И. Дмитриев «Муха»
Какой в басне показана Муха?
Как вы понимаете мораль басни? Объясните.
Какой вы представляете Муху? Опишите ее.
Нарисуйте к басне иллюстрацию. Как вы изобразите Муху?
Прочитайте выразительно: представьте Муху; передайте голосом ее рассказ с другой Мухой.
Прочитайте басню по ролям.
Попробуйте от имени Мухи рассказать историю, которая с ней приключилась.
Может ли такая история произойти на самом деле? Приведите пример из жизни.
Приведите пословицы, которые подходят к этой басне.