Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 19:36, научная работа
Цирк! С этим словом у каждого из нас связаны яркие воспоминания детства: необычные костюмы клоунов, невероятные акробатические трюки артистов, поражающие воображение номера с участием животных. Именно здесь, в цирке, человек в полной мере смог проявить своё высочайшее мастерство, преодолевая самые сложные, кажущиеся невероятными препятствия. Постичь же романтику циркового искусства приходят люди разного возраста, разного социального статуса. В этом и заключается демократизм цирка: он имеет успех у самого широкого зрителя.
Введение________________________________________________________3
Глава 1. История цирка
От Римской империи до наших дней ___________________________7
История русского цирка ______________________________________8
Цирк в Беларуси_____________________________________________9
Результаты опроса учащихся гимназии ______________________________11
Глава 2. Сквозные темы произведений о цирке
Тема нужды ________________________________________________12
Тема безрадостного детства __________________________________ 14
Тема жестокости ____________________________________________16
Тема одиночества ___________________________________________17
Глава 3. Художественные детали произведений о цирке
Афиша ___________________________________________________ 18
Публика __________________________________________________ 20
Заключение _____________________________________________________25
Список использованной литерат
Русские артисты принимали участие в большинстве международных конкурсов и получали награды. Многие имена принесли нашему цирку мировую славу: знаменитая династия Дуровых, дрессировщица хищников Ирина Бугримова, создатель "Медвежьего цирка" Валентин Филатов, непревзойденный мастер клоунады М.Н.Румянцев, известного всем как Карандаш, а также его последователи Л.Енгибаров, Ю.Никулин и М.Шуйдин, О.Попов.
В годы перестройки и последующих не слишком удачных экономических реформ российский цирк столкнулся с особенно сложными проблемами: повальная коммерциализация не могла не сказаться и на положении циркового искусства. Но вопреки всем трудностям, российский цирк живет и совершенствуется, выдвигает молодых талантливых исполнителей. Совершенно объективно он остается сильнейшим в мире.
В настоящее время стационарные цирки есть практически во всех областных и крупных городах России. Для представлений формируются сборные гастрольные программы, состоящие как из отдельных номеров и аттракционов, так и целых театрализованных отделений, объединенных работой общего коллектива.
1.3. Цирк в Беларуси
Цирковое искусство на белорусской земле связано с трудовыми процессами, культовыми обрядами во время религиозных празднеств, народными гуляниями - батлейками, обязательными атрибутами которых была демонстрация силы, ловкости, смелости. Из этого в последствии и сформировалось то, что теперь стало цирковым искусством. В Беларуси первое выступление профессионального цирка состоялось в балагане, развернутом в Троицком предместье Минска летом 1853 года. Это был австрийский цирк Карла Гинне. Сохранился текст афиши того времени: "Почтеннейшую публику приглашаем на грандиозное, весьма шумное и красивое зрелище мастеров всевозможных телодвижений. Среди них - смертельный трюк мадемуазель "X".
В последующие годы в Минске эпизодически выступали во временных помещениях различные иностранные цирковые труппы. И только 16 ноября 1884 года в Минске был открыт первый стационарный деревянный цирк - "Цирк братьев Никитиных", построенный Александром Бочаровым по заказу Петра Никитина. Цирк находился на Соборной площади (ныне Площадь Свободы).
В 1930 году на его базе в Городском саду (ныне парк им. Горького) был построен цирк-шапито на 1200 мест. В самом начале войны 25 июня 1941 года при бомбардировке города фашистской авиацией этот цирк сгорел.
Позже в центре города построено здание Белорусского государственного цирка на 1666 мест, приспособленное для показа всех цирковых жанров и содержания любых животных, в том числе и морских. С 1996 года Белгосцирком возглавляет Татьяна Николаевна Бондарчук.
Современный белорусский цирк работает в двух направлениях: организовывает и проводит гастроли международных цирковых программ на манеже «Белгосцирка», а также прокатывает первый белорусский коллектив «Звезды Беларуси» по странам ближнего и дальнего зарубежья.
Хочется отметить, что «Белгосцирк» является единственным цирком не только в Республике Беларусь, но и в странах СНГ, который продолжает проводить благотворительные спектакли для детей инвалидов БелАБДИ, детей объединения «Чернобыльский шлях», ветеранов ВОВ, воинов-интернационалистов, курсантов Суворовского училища, военнослужащих срочной службы и военнослужащих МЧС. Также во время гастролей в Украине был дан шефский спектакль для жителей и детей Беслана и Владикавказа, отдыхавших и находившихся на реабилитации в Крыму.
Результаты опроса учащихся гимназии
Цирк понятен всем, и каждый пришедший в него найдет что-то интересное, запоминающееся. Влюбившись в детстве, человек проносит добрые чувства к цирку через всю свою жизнь, и в любом возрасте посещение цирка – это яркий и веселый праздник.
Для того чтобы выяснить, с чем ассоциируется цирк, мной был проведен опрос учеников 10 и 11 классов в количестве 92 человек.
Самыми распространенными позитивными ассоциациями были «радость», «смех», «веселье», «удовольствие», «хорошее настроение», «восторг» - 95%.
Самый ассоциируемый с цирком жанр – клоунада (37%), на втором месте следуют жонглеры – (16%) и акробаты (16 %), далее фокусники (4%) и дрессировщики (4 %).
Многие упоминали животных, выступающих в цирке – тигров, львов, слонов, обезьян. Помимо перечисленного, часто звучали слова «арена» (18%), «зрители», «публика» (10 %), «афиша» (5%), а также «сладкая вата» (3%), «попкорн» (2%).
Как мы и предполагали, у большинства опрошенных цирк вызывает только светлые и радостные ассоциации. Однако находились и те, у которых цирк вызывал целый спектр негативных эмоций: грусть, шок, страх, жалость. С цирком у двух человек были связаны и такие негативные ассоциации, как «жестокость», «толпа», «торговцы», «нажива для богатых», «вонь».
А каким видят мир цирка русские писатели? Рассмотрению этого вопроса будет посвящена следующая часть нашей работы.
Глава 2. Сквозные темы произведений о цирке
2.1. Тема нужды
К сожалению, цирк далеко не так радостен в произведениях русских писателей. В основном, с цирком связана темя нужды, тема безрадостного детства, тема жестокости и тема одиночества.
Тема в прочитанных нами рассказах о цирке является сквозной. Жизнь артистов цирка очень тяжела и нередко связана с лишениями, финансовыми трудностями. Лишь те, кому принадлежит цирк, живут комфортно и благополучно, простые же артисты, по словам Яна Чарного, «подбрасывают тарелки, чтобы не потерять кусок хлеба». 2
Так, в рассказе Д. В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» мать Пети помирает в нищете, оставив пятилетнего ребенка на попечение прачки Варвары, которая сама едва сводила концы с концами и понимала, что не сможет его прокормить. Купив на последние деньги несколько ситцевых рубашек мальчику, Варвара отдает его в безжалостные руки акробата Беккера.
В этом сложном и подчас несправедливом мире только богатые и знаменитые, а главное удачливые, имеют право на счастье. Таковой предстает перед читателем реальность жизни в рассказе Куприна «Ольга Сур». Неприметный, но очень талантливый артист Пьер влюбился в дочь директора цирка, всемирно известную и всеми любимую Ольгу Сур. Однажды, набравшись смелости, он отправляется к ее отцу просить руки Ольги. Но родители лишь издеваются над новоявленным женихом, который, не имея положения в обществе, дерзнул на такое, и советуют сначала прославить своё имя. И Пьер, ради любви создавший гениальный номер «Легче воздуха», через год становится всемирно известным Никаноро Нанни. Однако простая публика не поняла этот сложный в техническом плане номер, и старый Сур расторгнул контракт. «А Ольга вышла замуж за грека Лапиади, который был вовсе не королем железа, и не атлетом, и не борцом, а просто греческим арапом, наводившим марафет». 3
Героя рассказа «Когда я был факиром» стать служителем цирка заставляет нужда. «Всемирно известный факир и дервиш! Бен-Али-Бей!», - заявляет о себе молодой человек, а костюм его вызывает горькую улыбку: «Я мазал коричневым гримом лицо, навязывал на голову зеленую повязку, пахнущую клопами, ноги мои прикрывались кумачовыми штанами, вправленными в кавказские сапоги». Теперь же, он, умудрённый жизненным опытом человек, обеспеченный и достаточно уважаемый, не позабыв горького опыта голодной молодости, с досадой вспоминает: «Тогда были другие времена. Времена хуже, но смешнее. Я теперь горд и высокомерен и тоже научился не удивляться. Мне даже не умилительно вспоминать, как я мазал коричневым гримом лицо».
Лишь нужда заставляет героя рассказа М. Горького «Новый цирк» связать свою жизнь с цирком. Главный герой беден настолько, что ему негде и не на что жить: «Два месяца бродил я по этому Петербургу, без места и крова, питаясь буквально милостыней».4 Служба в цирке стала для него единственной возможностью добыть хоть какие-то средства к существованию.
Ужасающая бедность приезжего цирка, описанного в рассказе Чехова «Ярмарка», оставляет тягостное впечатление у читателя. Опять же голод заставляет людей связать свою судьбу с чирком, который в произведении презрительно именуется балаганом: «Не странствующие артисты перед вами, а голодные двуногие волки. Голодуха загнала их к музе, а не что-либо другое... Есть страшно хочется! Голодные, оборванные, истаскавшиеся, с болезненными, тощими физиономиями, они корчатся на террасе, стараются скорчить идиотскую рожу, чтобы зазвать в свой балаган лишнего зубоскала, получить лишний гривенник...»5 Под стать цирку и маленький городишко, обрадованный появлением бродячих артистов, которые хоть какое-то разнообразие и интерес добавят жизнь бедных провинциалов.
2.2. Тема безрадостного детства
Невозможно представить цирк без детских голосов, заливистого смеха, ожидания чуда, написанного на лицах детворы, пришедшей прикоснуться к таинствам циркового искусства.
Однако в произведениях о цирке мы видим совершенное другое детство – обездоленное, безрадостное, заполненное тяжелыми трудовыми буднями.
Одним из самых трагических произведений, связанных с цирком и повествующих о безрадостном детстве, можно назвать рассказ Д.В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик». Петя – круглый сирота, попавший в руки жестокого наставника Беккера. Рассказчик всем ходом повествования подчеркивает, сколь безрадостно было детство Пети. У этого ребенка ни на что не было права: ни на маленькие радости и ласку, ни на слезы и усталость, ни даже на саму жизнь. Клоун Эдвардс хоть и пытается что-то предпринять, чтобы облегчить участь мальчика, но у него не хватает характера бороться с жестокостью Беккера.
Нелегкому детству Пети автор противопоставляет жизнь Верочки – маленькой девочки из богатой семьи. Верочка растет добрым, отзывчивым, душевным человеком. Не случайно старшие не придумывали ей смешных прозвищ, как всем другим детям в семье: ведь она уже в своём возрасте была человеком глубоким, пытающимся понять окружающий ее мир и людей, насколько это позволяло ей ее еще не окрепшее детское сознание. Ее любимое занятие – сочинять басни и сказки – родители считали слабостью, хотя на самом деле это была необходимость ее души. Судьба послала Верочке встречу с Тютчевым, но та никак не могла поверить, что перед ней настоящий поэт: «Я думала, мама, что стихи сочиняют только ангелы…»6. Жизнь Верочке представлялась в радужном свете, в то время как все лучшее в жизни Пети уже прошло. Самым счастливым для ребенка было время, когда его мать была жива и работала прачкой на пробочной фабрике. «Здесь мальчик никому не мешал; он мог всюду следовать за матерью и цепляться за ее подол, сколько было душе угодно»7. Верочка росла в атмосфере любви и заботы и сама стала носителем света. Поход в цирк для нее был своеобразным продолжением праздника, который ей постоянно дарила семья, а оказался ее первым соприкосновением с жестокой реальностью, от которой ее тщательно охраняли. После того, как Верочка увидела падение «гуттаперчевого мальчика», она долго не могла прийти в себя от потрясения. Остается надеяться, что семья не успеет исковеркать столь прекрасную душу, но такая вероятность есть. Для ее отца, графа Листомирова, Петя не обделенный судьбой ребенок, а «какой-то негодяй», посмевший сорваться на глазах у его детей.
В своем рассказе «Встряска» М. Горький показал лишь один день из жизни подмастерья Мишки, но этого достаточно для того, чтобы понять, насколько безрадостным было его существование. «Встряска» – это варварски жестокий способ наказания, когда «выдирают волосы вместе с корнями и от нее на затылке является опухоль, которая долго заставляет помнить о себе»8. Такое наказание получит Мишка, когда, замечтавшись, случайно испортит работу мастера. Но если Пете хоть кто-то сочувствовал, то Мишка совершенно одинок. Он на миг посмел забыться и, побывав в цирке, принести праздник в свою серую многострадальную жизнь – расплата за это пришла незамедлительно. «…И вот он видит арену цирка и себя на ней, с необычайной легкостью он совершал самые трудные упражнения, и не усталью, а сладкой и приятной негой они отзывались в его теле, <…> чтоб завтра снова проснуться на земле от пинка»9. Не менее жаль самих мастеров, упивающихся своей жестокостью. Они тоже были когда-то детьми, и с ними наверняка так же не по-доброму обходились. А теперь накопленные за годы обиды можно было вымещать на Мишке.
В малорадостной обстановке растет и Федюшка из рассказа А.П. Чехова «Каштанка». Его отец – пьющий и грубый человек, который не может ничему хорошему научить сына.
Пустой, бессмысленной жизнью живут дети из рассказа А.П. Чехова «Ярмарка». Они не могут позволить себе никаких развлечений. Мороженое, сладости для них кажутся лучшими лакомствами в мире. И если кому-то случится их попробовать, то долго он еще будет жить воспоминаниями об этих счастливых минутах. У детей из этого городка нет игрушек, а потому для них удовольствие – просто посмотреть на них. И цирк, несмотря на то, что он невзрачен и жалок, несет в их жизнь разнообразие и чуточку больше веселья. В жизни этих детей нет никакого просвета, их образы вызывают у читателя глубокое сопереживание и осознание несправедливости такой жизни.
2.3. Тема жестокости
Жестокость в мире цирка, к сожалению, не редкость. Жестоки зрители по отношению к артистам, жестоки владельцы цирка к своим подчиненным, жестоки дрессировщики к животным.
Так, в рассказе Куприна «Зверинец» показывается зверское отношение укротителя ко льву Цезарю, изнывающему от тоски по просторам прерий и задыхающемуся в тесной клетке. И почему-то совершенно не жаль читателю растерзанного львом в финале рассказа дрессировщика. Его смерть кажется закономерным воздаянием за жестокость по отношению к братьям нашим меньшим.
Владелец цирка, в котором работает борец Арбузов (рассказ «В цирке» Куприна), безразличен до жестокости к работникам цирка. Его не трогает тот факт, что борец просто не в состоянии вести бой с противником и что поединок может закончиться смертью его подчиненного. Для него важно, что деньги заплачены, билеты проданы, а отмена боя ему принесет одни убытки.
Таким же мы видим и владельца полуфантастического цирка, изображенного А. Грином в рассказе «Новый цирк». Этот человек понимает, что зрители пресыщены, им не интересны сложные акробатические трюки и смешные номера клоунов, сейчас их может заинтересовать только насилие. А потому он нанимает человека с улицы, чтобы издеваться над ним на потеху публике.
До крайности жесток Беккер в «Гуттаперчевом мальчике» Григоровича. Он своими бесконечными упражнениями, похожими на пытку, заставляет тело мальчика сделаться необычайно гибким, превращая его жизнь в кошмар, полный насилия и боли.
В рассказе Куприна «Allez!» команда «Але!» для Норы – главной героини рассказа – всегда ассоциировалась со страхом, неизбежностью, жестокостью. Под эту команду она делала свои первые трюки, падая с замиранием сердца с трамплина «в безжалостные руки» партнеров, делала сальто на несущейся галопом лошади, понимая, что если ошибется, то может остаться калекой, И наконец, именно эту команду дала себе она, выпрыгнув из окна квартиры.
Информация о работе Мир цирка в произведениях русских писателей