Мир цирка в произведениях русских писателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 19:36, научная работа

Краткое описание

Цирк! С этим словом у каждого из нас связаны яркие воспоминания детства: необычные костюмы клоунов, невероятные акробатические трюки артистов, поражающие воображение номера с участием животных. Именно здесь, в цирке, человек в полной мере смог проявить своё высочайшее мастерство, преодолевая самые сложные, кажущиеся невероятными препятствия. Постичь же романтику циркового искусства приходят люди разного возраста, разного социального статуса. В этом и заключается демократизм цирка: он имеет успех у самого широкого зрителя.

Содержание

Введение________________________________________________________3
Глава 1. История цирка
От Римской империи до наших дней ___________________________7
История русского цирка ______________________________________8
Цирк в Беларуси_____________________________________________9
Результаты опроса учащихся гимназии ______________________________11
Глава 2. Сквозные темы произведений о цирке
Тема нужды ________________________________________________12
Тема безрадостного детства __________________________________ 14
Тема жестокости ____________________________________________16
Тема одиночества ___________________________________________17
Глава 3. Художественные детали произведений о цирке
Афиша ___________________________________________________ 18
Публика __________________________________________________ 20
Заключение _____________________________________________________25
Список использованной литерат

Вложенные файлы: 1 файл

Научная работа (цирк).doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

 

2.4. Тема одиночества

Нередки в произведениях о цирке и мотивы одиночества. Творческие люди подчас одиноки, не поняты никем, их внутренний мир не могут постичь простые обыватели, а их проблемы никого не волнуют.

У Никиты Арбузова (А.И. Куприн «В цирке») нет своего дома: «Он жил недалеко от цирка в меблированных комнатах. Еще на лестнице он услышал запах, который всегда стоял в коридорах, – запах кухни, керосинового чада и мышей. Жил он одиноко: цирк занимал главное место в его жизни. Пробираясь ощупью темным коридором в свой номер, Арбузов все ждал, что он вот-вот наткнется впотьмах на какое-нибудь препятствие, и к этому чувству напряженного ожидания невольно и мучительно примешивалось чувство тоски, потерянности, страха и сознания своего одиночества»10.

Заболевшему атлету не от кого ждать сочувствия; лишь мальчик Гриша, помощник коридорного, да врач Луховицын в действительности интересуются его судьбой. Остальные на него смотрят как на источник, дающий хорошую прибыль.

Артист цирка из рассказа М. Горького «Клоун» также одинок. Рассказчик вел за клоуном наблюдение и заметил, что тот мало общается с людьми. Этого человека не тяготит одиночество, но это не означает, что он счастлив. Внешний вид клоуна, манера одеваться «по-щёгольски», обращает на себя внимание окружающих и ставит его в положение человека особенного. Кажется, что за манерами клоуна кроется высокомерие и гордячество. А он забавляется на улице с собаками, помогает пьяному, сбитому повозкой, подняться на ноги, вступается за честь женщины. За напускным спокойствием скрыта душа, желающая изменить мир к лучшему.

Клоун Жорж из рассказа Чехова «Каштанка» живет одиноко, окруженный животными. Может показаться странным, что человек с добрым сердцем, способный пожалеть продрогшую собаку и приютить ее у себя, совсем одинок. Просто не каждый смог бы мириться с тем, что для Жоржа на первом месте всегда будет работа. Живет он не богато, но и не бедствует, у него светлая, достаточно просторная квартира, в которой он со своими питомцами творит маленькие чудеса.

А вот главная героиня рассказа Куприна «Allez!» не смогла и не захотела мириться с тотальным одиночеством своей жизни, а потому так легко рассталась с жизнью.

 

Глава 3. Художественные детали в произведениях о цирке

3.1. Афиша

Произведения о цирке различных авторах характеризуются богатством деталей, несущих важную смысловую и эмоциональную информацию.

Первое, с чем знакомится человек, прежде чем посетить цирк, – это афиша. Не случайно афиша – существенная деталь в произведениях.

В рассказе «Ярмарка» А.П.Чехова афиша служит комической деталью. Она написана неграмотно, корявым языком: «Приставление имнастическое и акробатическое Приставление Трубой Артистов Подуправление Н.Г.Б. состоящи»11. Видно, что составители ее малограмотные, недалекие люди. В представленной таблице цен галерея названа «галдареей». Приём несоответствия, используемый автором, строится на соотношении обещания, данного в афише, показать «самое блистательное» представление и того, что зрителям предлагается в действительности.

Аналогична функция афиши и в рассказе «Новый цирк» А.С.Грина. События, описанные в нем, никогда не происходили и вряд ли произойдут. Так, афиши предлагают такие аттракционы, как «раздача пощечин и истерика». Этот цирк для пресыщенных зрелищами людей, которым все безразлично и ничто  их уже не удивляет.

В произведении Вс. Иванова «Когда я был факиром» афиша служит способом усиления драматизма. Она сообщает зрителю красивую ложь о том, что в город приехал всемирно известный дервиш, старый индус, который может «глотать горящую паклю, шпаги, прыгать в ножи и прокалывать безболезненно свое тело дамскими шпильками». На самом же деле это был бедный молодой человек, совершенно случайно, из-за нужды, попавший на службу в цирк. Учился всему сам, по обменянной у старьевщика книге, причем во время таких репетиций не обходилось без травм. «Подвела «Черная магия» Холмушина… сделал все в точности… В комнате запахло горящим мясом, и хозяйка прибежала на мой вопль».

Читая рассказ «Ольга Сур» А.И.Куприна, убеждаешься, что афиша и броское имя, такое как Никаноро Нанни, – вовсе не залог успеха. Ради того, чтобы стать подходящим женихом для Ольги – дочери известного и обеспеченного человека, Нанни создает номер, являющий собой сенсационный прорыв, но этот номер остался непонятым зрителями, а молодой человек куда-то исчез, так и не завоевав любимой.

«В цирке» А.И.Куприна афиша – символ узнаваемости, признания борца Никиты Арбузова.  Но людей не волнует, что артист болен и не может выйти на решающую схватку с Ребером: они заплатили деньги и ждут зрелища. Требование доктора ни в коем случае не выходить на ринг и многообещающая афиша приводят героя к внутреннему конфликту, нагнетают тревогу.

Содержание афиши в рассказе Д.В.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» читатель видит глазами маленькой Верочки, дочери графа Листомирова. Верочке непонятны названия номеров, что в ней,  ее младшей сестре Зизи и брате Пафе подогревает интерес и заставляет работать фантазию. Более всего их привлекает номер с гуттаперчевым мальчиком, и ни о чем другом в преддверии выступления они уже не говорят. Эта повествовательная деталь подчеркивает значимость афиши для посетителей цирка. В конце рассказа, после смерти Пети, упоминание Григоровича об афише усиливает драматизм: «На следующее утро афишка цирка не возвещала упражнений «гуттаперчевого мальчика». Имя его и потом не упоминалось; да и нельзя было: гуттаперчевого мальчика не было на свете»12.

 

3.2. Публика

Образ публики может наиболее полно передать отношение к цирку того времени, в которое жил автор произведения. Публика – это совершенно непохожие друг на друга люди, представители разных социальных групп, со своими моральными ценностями и установками. Описание внешности и поведения пришедших на представление людей, оценочные реплики из зала помогают представить зрительскую аудиторию как единое целое.

В конце XIX – начале XX века даже обустройство зрительного зала свидетельствовало о классовом неравенстве. И все-таки становится понятно, что цирк – самое демократичное искусство. Ведь люди совершенно разных сословий пришли смотреть одно общее представление, которое будет интересно и понятно всем.

Зачем зритель идет в цирк? Чтобы прикоснуться к неведомому, содрогнуться от того, на какой грани риска для жизни могут выполняться трюки. Посетители цирка приходят увидеть на арене исполнение тех действий, на которые не способны они сами. Это нашло отражение в таких произведениях, как «Канат» А.С.Грина, «В зверинце», «В цирке» А.И.Куприна, «Гуттаперчевый мальчик» Д.В.Григоровича.

Чаще всего публика показана как толпа жестоких, равнодушных людей, которых интересуют только увеселительные зрелища и не заботят нужды артистов.

В рассказе «Ольга Сур» А. Куприна обычные зрители решают судьбу Никанора Нанни, создавшего чудесный номер «Легче воздуха». Этот номер был высоко оценен  знатоками циркового искусства, которые «вопили от восторга»,  но простой публике нужна зрелищность, и она «оставалась холодна и скучна». Пришедшие в цирк не поняли постановку: «На первом представлении публика, хоть не поняла ничего, но немного аплодировала, а уж на пятом – старый Сур прервал ангажемент»13. Так предали забвению талантливейшего человека: «Как и Пьер год назад, так же теперь Никаноро Нанни исчез бесследно  и беззвучно из Киева и больше о нем не было вестей».

А произведении Куприна «В цирке» об отношении зрителей к предстоящему поединку читатель узнает задолго до начала представления. В качестве зрителей на борьбу приходят и сослуживцы. Гимнаст Антонио Батисто перед выступлением подходит к Арбузову и полушутя сообщает: «Я держу за вас пари с Винченцо на одна бутылка коньяк. Смотрите же!». Уборную атлета перед выступлением посещают люди, разных социальных слоев: «Тут были кавалерийские офицеры,… рослые гимназисты,… щеголеватые студенты»14. Возможность побывать в гримерке у знаменитого борца, сказать ему что-то, на их взгляд, полезное почитали чуть ли не за правило хорошего тона. Но для заболевшего Арбузова было неимоверно сложно принимать назойливых посетителей. Своей навязчивостью, желанием увидеть его победителем они еще больше угнетают человека, понимающего, что физически он не в состоянии вести бой.

А.И.Куприн, создавая коллективный портрет зрителей в зале, делает это неотъемлемой частью представления: «Зрители слушали в таком напряженном, внимательном молчании, что казалось, будто каждый из них удерживает дыхание… Лица побледнели, рты полураскрылись, головы выдвинулись вперед, глаза с жадным любопытством приковывались к фигурам атлетов»15. Во время схватки Арбузов лишь однажды обращает внимание на публику – когда слабость от болезни начинает  постепенно брать над ним верх: «Весь цирк, сверху донизу наполненный людьми, был точно залит сплошной черной волной, над которой, громоздясь, одно над другим, выделялись правильными рядами белые круглые пятна лиц. Каким-то беспощадным, роковым холодом повеяло на Арбузова от этой черной, безликой массы»16.

Такой же безразличной и холодной представлена публика и в рассказе Иванова «Когда я был факиром»: «Гремели громадные каблуки о деревянные полы, и мне, должно быть, казалось, что эту первую иголку, которую я должен воткнуть себе в грудь, втыкают эти гремящие каблуки».

Отталкивающий образ публики создается в фантастическом рассказе А. Грина «Новый цирк». «Лица публики бледны и воспалены, синеватые тени окаймляют большинство тусклых глаз; иные же, румяные, как яблоко, лица были противны». На это представление пришли пресыщенные развлечениями люди. Глаза зрителей потухшие: ничто не способно этих людей удивить. Ведущий представление Пигуа де Шапоне откровенно унижал их своими репликами: «Посоветую вам, для приобретения бессмертия, ворваться в какой-либо музей, отбить головы у Венер, облить пивом пару знаменитых картин,… и – бессмертие обеспечено». Но зрители не находили это грубым или пошлым, воспринимали как верх остроумия: нормы морали для пресыщенных ко всему людей стираются.

В рассказе «Происшествие в улице Пса» (А.Грин) случайные прохожие становится свидетелями фокусов, а потом и смерти работника цирка Гольца. Толпа, для которой фокусы, показываемые героем, были чем-то сверхъестественным, мистическим, вызывающим ужас, с недоверием и недоброжелательностью отнеслась к иллюзионисту. Когда же артиста не стало и люди увидели, что он был самым обыкновенным человеком, «надгробные речи над телом Гольца были произнесены тут же, на улице, ресторатором и старухой: «Шарлатан!».

Для рассказов А.Грина является характерным отводить зрителям роль участников представления. Зритель жаждет наблюдать представления на грани риска, втайне ожидая увидеть неудачи выступающего. Именно такие выступления давал канатоходец Марч в рассказе «Канат». Но в описываемый день на площади работал не профессионал, а больной психическим расстройством Фосс, уверовавший, что умеет летать. «Гул и рев! Толпа побелела от поднятых для рукоплескания рук». Артистов всегда поддерживает некая энергетика публики. Если от зрителей нет отдачи, артист не сможет выступить достойно. Это почувствовал и Фосс: «Я продолжал быть в фокусе напряженных токов, излучаемых огромной толпой; их неземное действие ровнялось физическому». Но вскоре зрителей перестало устраивать, как Фосс просто идет по канату. Когда же Фосс продолжал просто идти, зрители начали злиться: «Почему ты не падаешь? Мы все очень хотим этого. Мы, в сущности, явились сюда за тем, чтобы посмотреть, не упадешь ли ты с каната случайно… Мы хотим тебя на земле, в крови, без дыхания… Падай, а не ходи! Падай!». Таковы потаенные желания зрителей, и автор их обнажает в своём рассказе.

Но есть и неравнодушная публика, которая может ужасаться происходящим на арене бесчинствам. Так, в рассказе Куприна «В зверинце» публика кричала «Довольно», не желая наблюдать за издевательством над животным.

В произведении Д.В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» вновь мы видим неравнодушную аудиторию, которая не может и не желает наблюдать за номером, который опасен для жизни артиста. Автор подробно останавливается на том, в какие дни цирковые представления пользуются особым спросом у зрителей. Появление Пети зрители поддерживали громкими криками «браво!» Однако номер был настолько сложен, что у публики увиденное вызывало протест: «Довольно!.. Довольно!!. – послышалось в двух-трех местах.». «Довольно! Довольно! Не надо! – настойчиво прокричало несколько голосов»17. Когда же случилась трагедия, «в один миг все заволновалось в зале. Часть публики поднялась с мест и зашумела; раздались крики и женский визг». Сильнее всех от увиденного страдала маленькая Верочка: «Несмотря на всеобщую суету, многим бросалась в глаза хорошенькая белокурая девочка в голубой шляпке и мантилье; обвивая руками шею дамы в черном платье и истерически рыдая, она не переставала кричать во весь голос: «Ай, мальчик! мальчик!!»18.

Зрители в этот праздничный день пришли в цирк развлечься. И пусть они ждут от выступающих того, на что не способны сами, они не готовы увидеть подобную трагедию. Тем более не готова была столкнуться с этим Верочка, ранимый ребенок.

В рассказе М.Горького «Встряска» главный герой – мальчик Мишка, подмастерье, пришедший в праздничный день в цирк. «Плотно прижавшись грудью к дереву перил, бледный от напряженного внимания, смотрел очарованными глазами на арену, где кувыркался ярко одетый клоун, любимец цирковой публики»19. Обстановка и атмосфера цирка, номера, костюм клоуна захватили его фантазию. Такое же чувство восторга испытывают и другие зрители представления: публика «не скупилась и дружно поощряла его искусство громким смехом, криками, улыбками одобрения». Мишка находится на галерке, где он «был стиснут со всех сторон до того, что не мог двинуть рукой».  «Бородач в кучерском костюме», который, как и Мишка, пришёл на это представление, - эпизодическое лицо. Но его присутствие – ещё одно напоминание о том, что цирк – искусство, понятное всем возрастам и сословиям.

Для Мишки посещение цирка – это погружение в прекрасный мир мечты, где нет рутинной работы в мастерской, грубых окриков и подзатыльников взрослых. Он идеализирует этот мир и даже мечтает сам оказаться на месте клоуна. Построенное по принципу антитезы описание «темной и грязной» мастерской по сравнению с «красивым и приятным» миром цирка подчеркивает силу мечты мальчика.

Информация о работе Мир цирка в произведениях русских писателей