Музыка в творчестве Л.Н.Толстого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной исследовательской работы – показать, что писатель, будучи дилетантом в музыке (по мнению А.Б. Гольденвейзера), сумел совместить в своих произведениях два дара: писательский и музыкальный.
Для достижения данной цели я поставила перед собой следующие задачи:
найти ответ на вопрос, что послужило основой для увлечения писателя музыкой;
проанализировать, как Толстой описывает состояние героев во время игры на различных музыкальных инструментах и во время слушания музыки;
выявить художественную функцию «музыкальных страниц» в выбранных для анализа произведениях.

Содержание

Введение
Глава 1. Музыка в жизни Л.Н.Толстого
Глава 2. Музыка в творчестве Л.Н.Толстого
2.1.Музыка в рассказах «Альберт» и «После бала»
2.1.1. Экзистенциональная сущность музыки в рассказе Л.Н.Толстого «Альберт»
2.1.2. «Жесткая, нехорошая» музыка в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»
2.2. Философия музыки в романе «Война и мир»
2.2.1. «Музыкальные» страницы в романе
2.2.2 . Музыкальные сцены с Наташей Ростовой как камертон ее внутреннего мира
Выводы
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

                                         

                                               

 

Оглавление

Введение                                         

Глава 1. Музыка в жизни Л.Н.Толстого                                                                              

Глава 2. Музыка в творчестве Л.Н.Толстого

2.1.Музыка в рассказах «Альберт» и «После бала»         

2.1.1. Экзистенциональная сущность музыки в рассказе Л.Н.Толстого «Альберт»                                                                                                                                                                           

2.1.2. «Жесткая, нехорошая» музыка в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»

  2.2. Философия музыки в романе «Война и мир»              

         2.2.1. «Музыкальные» страницы в романе                        

2.2.2 . Музыкальные сцены с Наташей Ростовой как камертон ее внутреннего мира

Выводы                                                

Литература          

                                           

 

                                              Введение

Многие знают  Льва Николаевича Толстого как писателя, философа, педагога. Это был мудрый человек, с богатым духовным миром. Он не только развил в литературе понятие  «диалектика души», но и стремился к совершенствованию себя: вёл дневники, искренне молился богу. Но помимо этого,  Лев Николаевич Толстой увлекался музыкой, которую считал высшим наслаждением.

          В жизни и творчестве Толстого музыка играла большую роль. Великий писатель земли русской тонко чувствовал музыку и понимал ее. С. Л. Толстой, сын писателя, вспоминал: «Я не встречал в своей жизни никого, кто бы так сильно чувствовал музыку, как мой отец».1 
Толстой был музыкально одаренным человеком. Он вырос в среде, где музыку любили и ценили. С детства он привык слушать народную музыку. Его мать была хорошей музыкантшей. С юных лет Толстой играл на рояле, и это увлечение доставляло ему большую радость. 
Окончив университет, Лев Николаевич составил для себя программу самостоятельных занятий, среди которых значительное место отводилось изучению музыки. Цель Толстого заключалась в том, чтобы достичь «средней степени совершенства в музыке». В это время он много играет, особенно Бетховена, и произведения великого музыканта вызывают у Толстого «слезы умиления» (из письма к А. А. Толстой; 1857 г., по поводу Andante Бетховена).

Интерес к музыке не ослабевал и в более поздние  годы. 
Т. А. Кузминская, свояченица писателя, вспоминает, что «Лев Николаевич одно время очень увлекался музыкой, желая усовершенствоваться. Он играл по два, по три часа Шумана, Шопена, Моцарта, Мендельсона и позднее уже учил вальс Антона Рубинштейна».

Нередко писатель играл в четыре руки с Софьей Андреевной, а иногда с профессиональными музыкантами. Он был хорошим аккомпаниатором. 
           При отдельных моментах возвышений и падений музыкального сознания Толстой понимал музыку как выражение чувств. Но остался без ответа один вопрос: кому у кого учиться воззрению на музыку и способам ее словесного воспроизведения, — Толстому ли у музыкальных писателей или музыкальным писателям у Толстого?

Цель данной исследовательской работы – показать, что писатель, будучи дилетантом в  музыке (по мнению А.Б. Гольденвейзера), сумел совместить в своих произведениях  два дара: писательский и музыкальный.

Для достижения данной цели я поставила перед  собой следующие задачи:

    1. найти ответ на вопрос, что послужило основой для увлечения писателя музыкой;
    2. проанализировать, как Толстой описывает состояние героев во время игры на различных музыкальных инструментах и во время слушания музыки;
    3. выявить художественную функцию «музыкальных страниц» в выбранных для анализа произведениях.

 

 

 

 

 

Глава 1. Музыка в жизни Л.Н.Толстого

Лев Николаевич Толстой унаследовал способность  к музыке и искусству вообще от своих родителей, которых потерял очень рано. Мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда сыну не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе «ее духовный облик»: блестящее образование, чуткость к искусству, тонкую душевную психологию. Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнился писателю добродушным характером, любовью к чтению, к охоте, он тоже умер  рано, в 1837 году. Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого, она, по высказываниям писателя,  научила его «духовному наслаждению любви».

Весной 1847 года Лев Толстой подаёт прошении об отчислении его из Казанского государственного университета. Он решает вернуться  в Ясную Поляну с твёрдым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), «практическую медицину», языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».

Лев Николаевич недурно играл на рояле и очень любил  классических композиторов: Шумана, Шопена, Моцарта, Мендельсона. В августе 1857 года он пишет своему другу: «Разыгрывал Andante Бетховена и проливал слезы умиления». И это не было неискренностью. Лев Толстой испытывал потребность в игре на рояле, даже пробовал музицировать в четыре руки с музыкантом Рудольфом, которого поселил у себя в Ясной Поляне.

Лев Николаевич очень любил  русскую (да и всякую) народную музыку («Во поле береза стояла», «Полянка»), из музыкальных инструментов - балалайку, гитару, даже (издали) гармонику. Любил и пение цыган. Терпеть не мог граммофона.

В доме-музее Льва Николаевича  Толстого в Ясной Поляне среди  многих памятных вещей сохранились  и нотные альбомы. В основном это  те сочинения, которые любили слушать и исполнять в усадьбе: собрание сочинений Ф. Шопена, скрипичные и фортепианные сонаты Бетховена; а также музыкальные творения Моцарта,  Вебера, Гайдна, клавиры опер Глюка, романсы Глинки. Сохранилось несколько старинных рукописных альбомов, возможно, принадлежавших еще тетушкам Л. Н. Толстого. Есть рукописные альбомы С. А. Толстой.  Один из них - с романсами С. И. Танеева, его ученика Ю. Н. Померанцева и А. Б. Гольденвейзера, вписанными самими авторами. Сохранились нотные записи сочинений сыновей Л. Н. Толстого Сергея и Михаила.

Увлечение, музыкой в молодости  было настолько серьезным, что    Лев Николаевич даже пытался сочинять ее.

Музыку, особенно народную, Лев Николаевич считал важным средством  эстетического и нравственного  развития людей. Поэтому в годы увлечения педагогической деятельностью в Ясной Поляне Толстой большое внимание уделял музыкальному образованию детей. Он обучал крестьянских детей музыкальной грамоте и считал это дело очень важным. Толстой возмущался тем, что «люди искусства» не занимаются музыкальным развитием народа. «Удивительным сокровищем» называл он музыкальные народные произведения в письме к Чайковскому.

Толстой неоднократно повторял: «Ничего так не люблю, как наши простые песни». На вопрос, какую музыку он больше всего любит, Толстой отвечал: «Простую, народную. И самый лучший композитор — это народ».2 
Всю жизнь писатель нежно и восторженно любил народные песни и пляски, звучание народных музыкальных инструментов — балалайки, гитары, гармоники.

Любимыми народными песнями  Толстого были «Горы Воробьевские», «Бурлацкая», «Не шуми, мати, зеленая дубравушка», «Как по морю, морю синему», «Дубинушка» и др. 
Толстой знал и любил музыку народов России: украинскую, белорусскую, башкирскую, а также музыкальный фольклор Западной Европы, особенно французский.

 

Глава 2. Музыка в творчестве Л.Н.Толстого

2.1.Музыка в рассказах «Альберт» и «После бала»

               2.1.1.Экзистенциональная сущность музыки в рассказе Л.Н.Толстого «Альберт»                                                                                                                                                                           

Всё, чего достиг писатель в музыке, он воплотил в  своём творчестве. Музыка звучит в  каждом из его произведений не только фоном, передающим настроения и чувства героев. Но их духовный мир  раскрывается для читателя посредством музыки.

Помимо поставленной писателем  цели добиться совершенства в музыке и таланта тонко чувствовать  её, унаследованного от родителей, была и ещё одна причина, способствовавшая развитию любви Толстого к музыке. Дело в том, что во время поездки в Петербург в 1848 году он встретился   с даровитым, но сбившимся с пути немцем-музыкантом. Толстому пришла в голову мысль спасти его: он увез музыканта в Ясную Поляну и вместе с ним много играл .Образ немца-музыканта стал прототипом заглавного героя рассказа «Альберт». Лев Николаевич поведал не только историю несчастной любви и жизни скрипача, но и показал отношение окружающих к талантливому человеку, злоупотребляющему алкоголем.

Каждый день Альберт пьёт до изнеможения, но и отдаётся музыке с таким же самозабвением. Никто  и не мог предположить, что этот жалкий на вид артист может так  великолепно музицировать.

Играя на скрипке, Альберт как будто ведёт с  ней задушевный разговор. Для исполнения была выбрана "Melancholie C-dur!". «То грустно-нежные, то порывисто-отчаянные звуки, свободно перемешиваясь между собой, лились и лились друг за другом так изящно, так сильно и так бессознательно, что не звуки слышны были, а сам собой лился в душу каждого  какой-то прекрасный поток давно знакомой, но в первый раз высказанной поэзии. Альберт с каждой нотой вырастал выше и выше», - эти строки - свидетельство  тому, как способна преобразить человека музыка.

И все, кто находился  в комнате, тоже испытали невероятное наслаждение, вызванное силой музыки. На несколько мгновений они забыли о том, что есть ещё другой мир, где царят склоки и распри, где женщины увлечены своими нарядами и погоней за замужеством, где мужчины стреляются на дуэлях. Мир волшебной музыки околдовал всех присутствующих: «Все находившиеся в комнате во время игры Альберта хранили покорное молчание и, казалось, жили и дышали только его звуками». Фальшивую ноту, сыгранную «пьянистом»,  пожалуй,  никто бы и не заметил, но «физическое страдание выразилось во всей фигуре и лице музыканта. Он остановился на секунду и, с выражением детской злобы топая ногой, закричал: "Mol, c-mol!"  (минор – до минор). Музыка стала его жизнью, с её помощью он каждый день доказывает миру напыщенных богачей о своём присутствии.

Скрипач в момент исполнения музыки, знай он о такой силе власти над людьми, мог бы управлять ими, приказывать им. Но Альберт был  невероятно счастлив осознанием того, что жалкий артист становится на ряд  выше всех тех, кто считает богатство и власть своими кумирами.

«Искусство есть высочайшее проявление могущества в человеке. Оно дается редким избранным и  поднимает избранника на такую высоту, на которой голова кружится и трудно удержаться здравым. В искусстве, как  во всякой борьбе, есть герои, отдавшиеся все своему служению и гибнувшие, не достигнув цели"3, - это слова не художника Петрова, а самого писателя. Альберт совершенно справедливо принял их на свой счёт, но, к сожалению, мир алчных и злых людей, не способных понять, что для скрипача нет иной жизни, чем его музыка, не может простить таланту его недостатки. Поэтому для него нет иной смерти, чем раствориться в вихре звуков, издаваемых его верной спутницей жизни – скрипкой.

В рассказе «Альберт», помимо звуков скрипки, слышатся мелодии известного в то время чешского танца – польки. Но всё это в контексте данного произведения производит впечатление шума и суеты.

                                                                                                                                                                                        2.1.2. «Жесткая, нехорошая» музыка в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»

               Бал – это совсем другое, это  таинство.  В Википедии даётся  следующее определение: «Бал (от  фр. bal, итал. ballo, нем. Ball — танцевать) — собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев.4 Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённым порядке».

В рассказе «После бала» Л.Н.Толстой подчёркивает  торжественность обстановки: «зала  прекрасная с хорами, музыканты –  знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского». Молодые люди были пьяны не от выпитого шампанского, а от взглядов хорошеньких девушек и танцев до упаду.

Кадрили, вальсы, польки, мазурка – это тот набор  танцев, от которого кругом идёт голова, но  не хочется отказываться. Л.Н.Толстой  не просто перечисляет их разновидности, но и в мельчайших подробностях рассказывает о манере исполнения того или иного танца главными героями. Молодость, красота – вот составляющие счастья, которое испытывают все находящиеся на балу. 

Образ музыки становится композиционным лейтмотивом: в первой части произведения, на балу, представлен один музыкальный образ, во второй части, после бала, – другой.

Информация о работе Музыка в творчестве Л.Н.Толстого