Музыка в творчестве Л.Н.Толстого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной исследовательской работы – показать, что писатель, будучи дилетантом в музыке (по мнению А.Б. Гольденвейзера), сумел совместить в своих произведениях два дара: писательский и музыкальный.
Для достижения данной цели я поставила перед собой следующие задачи:
найти ответ на вопрос, что послужило основой для увлечения писателя музыкой;
проанализировать, как Толстой описывает состояние героев во время игры на различных музыкальных инструментах и во время слушания музыки;
выявить художественную функцию «музыкальных страниц» в выбранных для анализа произведениях.

Содержание

Введение
Глава 1. Музыка в жизни Л.Н.Толстого
Глава 2. Музыка в творчестве Л.Н.Толстого
2.1.Музыка в рассказах «Альберт» и «После бала»
2.1.1. Экзистенциональная сущность музыки в рассказе Л.Н.Толстого «Альберт»
2.1.2. «Жесткая, нехорошая» музыка в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»
2.2. Философия музыки в романе «Война и мир»
2.2.1. «Музыкальные» страницы в романе
2.2.2 . Музыкальные сцены с Наташей Ростовой как камертон ее внутреннего мира
Выводы
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

"Бал  был чудесный", кадрили, вальсы, польки, мазурки… Именно звуки  мазурки помогают автору передать  состояние героя, его восторг  от встречи с Варенькой: "В душе у меня все время пело,…слышался мотив мазурки". Но ощущение счастья разрушает "другая ,жесткая, нехорошая музыка": "…барабанщик и флейтщик… не переставая повторяли все ту же неприятную, визгливую мелодию", которая сопровождала страшную картину наказания солдата. Страшная музыка поглощает звуки мазурки, на смену радости и восторгу приходит ощущение стыда за этого полковника, отца Вареньки, и ужаса от безобразного зрелища, случайным свидетелем которому был герой.

    Но рассказ называется «После бала», это значит, что важное действо должно развернуться позже. И действительно, главный герой рассказа возвращался с бала уже практически утром, в душе слышался звук мазурки, но явственнее стала слышна «жёсткая, нехорошая» музыка, состоящая из звуков, издаваемых флейтой и барабаном.

В «Словаре Брокгауза  и Эфрона» подчёркивается, что  звуковой характер флейты — мелодический, поэтичный, но ему не хватает теплоты. А барабан – ударный  мембранный музыкальный инструмент, имеет много  разновидностей, при помощи его отбивают ритм для марша, что характерно для воинской службы.5

И вот это смешение звуков протяжной флейты и громкого, ничего не признающего, командного голоса барабана сводит на нет все воспоминания о  прекрасном бале. К тому же, «жёсткая, нехорошая» музыка  аккомпанировала процедуре наказания солдата за побег. Свист палки, удар, шлепок, стон – это была совершенно новая музыка, музыка подчинения сильным слабого. А командовал мерными  ударами не кто иной, как полковник, отец Вареньки, который несколько часов назад так же ритмично и лихо отплясывал мазурку со своей дочерью. Казалось, сейчас он был на другом балу, где тоже есть определённый набор правил, которые нельзя нарушать. Это был бал муштры.

От всего увиденного душевное переживание, которое было ранее  на балу, нахлынуло на Ивана Васильевича с новой силою. И то, что было раньше, померкло, как и любовь, которая сошла на нет, потому что мелодия вальса оказалась слабее перед звуками флейты и барабана.

 

 

 

2.2.Философия музыки в  романе «Война и мир».

             

      Музыке в произведениях Толстого, и в частности в «Войне и мире», принадлежит большая композиционная роль. Она используется Толстым наряду с другими приемами как средство психологического анализа. 
Наблюдения над текстом «Войны и мира» показывают, что Толстой, создавая образы отдельных героев, пользуется различными композиционными приемами. Так, например, внутренние монологи особенно часто используются для характеристики Андрея Болконского и Пьера Безухова — героев, которым свойственны глубокие раздумья над смыслом жизни, критическое отношение к действительности, стремление определить свое место в жизни и общенародной борьбе. Поэтический облик Наташи, ее живая непосредственность, эмоциональность, восприимчивость ко всему прекрасному особенно полно раскрываются через изображение внешности героини, ее жестов, движений, мимики, выражения глаз, через ее отношение к природе. 
Толстой пользуется многообразными приемами композиции отдельных образов, но в зависимости от особенностей характера героев как бы отдает предпочтение отдельным приемам. Причем некоторыми приемами он характеризует большинство действующих лиц (изображение поступков и внешности, речевая характеристика героя и т. д.), но есть и такие приемы, которыми он пользуется избирательно, например, характеристика героя через его отношение к природе или к музыке. При этом наблюдения над текстом «Войны и мира» показывают, что, подобно тому как на фоне картин русской природы рисуются только положительные герои, и чаще всего Наташа Ростова, так и музыкальной чуткостью наделены любимые толстовские герои и герои из народа. 
Лирические страницы о музыке и музыкальные картины в романе мы будем называть «музыкальными страницами». Опыт нашей работы над романом «Война и мир» убеждает в том, что внимание к «музыкальным страницам» углубляет восприятие литературных образов, проблематики произведения, воспитывает любовь к литературе, что, в свою очередь, повышает культуру, развивает художественный вкус и учит понимать прекрасное...»: 
Народные песни, танцы, игра на народных инструментах занимают значительное место в произведениях Л. Н. Толстого, в том числе и в романе «Война и мир», в котором народная музыка используется особенно широко для характеристики народа и лучших представителей дворянской интеллигенции.  
Весьма важно выяснить композиционную роль народной музыки .. Отрывок «В гостях у дядюшки» читается со слов «Дядюшка, ни на кого не глядя...» до слов «Ну, племянница! — крикнул дядюшка, взмахнув к Наташе рукой, оторвавшею аккорд» (т. II, ч. IV, гл. VII). 
     Убедительно и с глубоким знанием музыки и психологии человека Толстой воспроизводит переходы одного чувства в другое, показывает влияние музыки на настроение и чувства слушателей. 
Такова роль музыки во многих его произведениях, в том числе и в тех, где «описываются впечатления от народной музыки. 
Музыкальные интересы Толстого были разнообразны. Он хорошо знал многие выдающиеся музыкальные произведения своего времени, общался с композиторами, музыкантами, артистами. 
Как вспоминает А. Б. Гольденвейзер, «Толстой любил музыку с определенно выраженным ритмом, мелодически ясную, веселую или полную страстного возбуждения. Музыка с сентиментальным оттенком или ноюще-грустная мало его трогала». 
В конце XIX и начале XX века дом Толстого в Москве и в Ясной Поляне становится своеобразным центром музыкальной культуры. Знаменитые композиторы, музыканты и певцы исполняют для Толстого лучшие произведения русской и зарубежной музыки. Здесь часто звучат произведения Гайдна, Моцарта, Глюка, Бетховена, Шумана, Чайковского, Венявского и других композиторов. Толстой особенно любил музыку Чайковского и Глинки. Нравились ему также произведения Скрябина, Рахманинова, Аренского. 
Самым же любимым композитором Толстого был Шопен. «Шопен в музыке — то же, что Пушкин в поэзии»,— говорил он. Большим праздником исполнение музыки в доме Толстых было не только для слушателей, но и для самих исполнителей. 
В последние годы жизни, в период перехода на позиции патриархального крестьянства, в отношении Толстого к музыке проявились те «кричащие противоречия», которые были характерны для его творчества и мировоззрения в этот период. В трактате «Что такое искусство?», в дневниковых записях, в художественных произведениях, в беседах с близкими он высказывает резкие суждения о классической музыке, о творчестве композиторов, глубоко любимых им и понимаемых. 
Именно в эти годы Толстой резко отзывается о музыке Бетховена, хотя, как вспоминает писательница Л. Я. Гуревич, в 1895 году Толстой играл Крейцерову сонату на рояле со скрипкой и лицо его было «строго и светло-серьезно». 
«Кричащие противоречия» Толстого в отношении к музыке вытекали из его самобытных требований к общественному назначению искусства вообще и музыки в частности. Любя и понимая классическую музыку, он чувствовал, что простому народу она недоступна, непонятна, он видел, что народ не воспринимает ее. Иногда он проделывал такой эксперимент. Он следил за восприятием классических произведений (в частности, прелюдий и полонезов Шопена) крестьянами и рабочими и убеждался, что для неподготовленных слушателей эта музыка сложна и непонятна. И тогда появлялись такие суровые оценки: «Настоящее искусство должно быть всем доступно. Теперешнее искусство только для развращенных классов, для нас. Как я ни люблю Шопена, а я думаю, что Шопен не останется жив, умрет для будущего искусства».6 
Несмотря на подобные суровые и несправедливые утверждения, музыка в течение всей жизни глубоко волновала Толстого. Еще в 1876 году он писал П. И. Чайковскому, что музыка для него — «высшее в мире искусство». В течение многих лет Толстой записывал в дневнике впечатления от прослушанных произведений, рассуждал о назначении музыки в общественной жизни и жизни человека. Эти записи свидетельствуют о том, что Толстой тонко и глубоко чувствовал силу, красоту и поэтичность народной и классической музыки, которая производила на него очень сильное впечатление. Сергей Львович вспоминает, что Лев Николаевич, слушая музыку, «волновался, у него что-то сжималось в горле, он всхлипывал и проливал слезы. Беспричинное волнение и умиление были те чувства, которые в нем возбуждала музыка. Иногда музыка волновала его против его воли, даже мучила его и он говорил: «Чего хочет от меня эта музыка?». 
Исполнению классической музыки и игре на различных музыкальных инструментах в произведениях Толстого посвящено много страниц. Они свидетельствуют о тонком и глубоком знании и понимании музыки, о мастерском воспроизведении музыкальных переживаний человека. 
         В «Войне и мире» музыка, как и в других произведениях, является важным средством характеристики действующих лиц, средством психологического анализа. Любовь к музыке, музыкальная чуткость и одаренность героев для Толстого — средство их положительной оценки. В произведениях Толстого положительные герои не только знают классическую музыку, поют, играют на различных музыкальных инструментах, но и чувствуют прелесть народной музыки, народных песен, народных инструментов. 
В «Войне и мире» наибольшей музыкальной культурой отличаются семьи Болконских и Ростовых. Княжна Марья серьезно занимается музыкой, Андрей Болконский тонко чувствует и понимает ее. 
Но наибольшей музыкальной чуткостью отличается Наташа Ростова; эту романтическую, искреннюю, чуткую народную героиню невозможно представить вне мира музыки. 
Очаровательно пение Наташи в сцене после проигрыша Николая (т. II, ч. I, гл. XV), где Толстой психологически убедительно раскрывает власть музыки над человеком. Музыка подчиняет себе слушателей, заставляет их забыть о своих неудачах, пробуждает в их душе то лучшее, на что только они способны. В этой сцене музыка позволяет Толстому воспроизвести смену мыслей и настроений героя. 
      В «Войне и мире» музыка используется не только для того, чтобы раскрыть музыкальную чуткость, одаренность и восприимчивость Наташи Ростовой. Восприятие ее пения становится средством характеристики других героев, в частности Андрея Болконского. Музыка рождает новые чувства, под ее влиянием жизнь представляется герою в ином свете. Именно музыка помогает князю Андрею осознать свою любовь к Наташе7 (т. II, ч. III, гл. XIX). 
Так используется музыка для показа «текучести» человеческой психики, смены чувств, мыслей, настроений героя. Эти «музыкальные страницы» — свидетельство замечательного мастерства Толстого в области изображения «диалектики души» человека. Толстой очень любил танцы, и его полное страсти исполнение танцевальной музыки увлекало всех присутствующих. 
По воспоминаниям Т. А. Кузминской, «Лев Николаевич так играл, что действительно нельзя было стоять на месте, и танцевали все». 
Описание танцев занимает большое место в произведениях Толстого. Особенно много танцев, народных и бальных, в романе «Война и мир». 
        Задорно пляшут солдаты после смотра в Браунау, дворовые исполняют на балалайке в охотницкой у дядюшки народную плясовую мелодию «Барыня», пляшет русскую Наташа Ростова. 
Но не только народная танцевальная музыка звучит в романе «Война и мир», не только народные пляски увлекают героя. В доме Ростовых танцуют «Данилу Купора», на балу у Иогеля — экосезы, англезы и страстную мазурку; Наташа Ростова грациозно и изящно танцует на балу у екатерининского вельможи. Усвоить композиционную роль музыки в создании образа Наташи и подготовиться сначала к устному сообщению, а впоследствии к сочинению на тему 1. Как Наташа относится к музыке (любовь к пению и танцам, восхищение народной музыкой)?

 

 

           2.2.1. Музыкальные страницы в романе 
 
           Музыка в жизни Л. Н. Толстого играла большую роль. Он говорил, что, если бы провалилась вся европейская цивилизация, он бы пожалел больше всего о музыке. Слушая нравившуюся музыку, Толстой волновался, музыка вызывала в нем беспричинное волнение и умиление. Иногда музыка волновала его против его воли, даже мучила, и он говорил: «Чего хочет от меня эта музыка?»  Такое действие музыки особенно ярко описано Толстым в «Крейцеровой сонате». 
            Толстой всегда стремился понять смысл переживаемых им чувств и впечатлений, место музыки в жизни человечества. 
           Лев Николаевич жил в годы наибольшего распространения русской народной песни. Он любил простую, ясную мелодию. О любимых им песнях он часто упоминает в своих произведением. Это — «Барыня», «Ах, вы, сени мои, сени», «По улице мостовой» и др. 
             Толстой сам увлекался музыкой, играл по три-четыре часа в день сонаты Моцарта, Вебера, Бетховена, некоторые вещи Шумана и вальсы Штрауса. Писатель любил танцы и с удовольствием слушал вальсы Штрауса, полонезы, мазурки и вальсы Шопена. 
           

Музыка для  героев «Войны и мира» — не просто способность слушать или воспроизводить музыкальные фразы, не только настроение. Это состояние души, предчувствие чего-то важного, переломного. Недаром эпизоды, связанные с музыкой, сопровождают, в основном, Ростовых — самых близких душе писателя героев. Вот бал в доме Ростовых по случаю именин двух Наталий — матери и дочери. Квартет, составленный из молодежи, который охотно поет для гостей. Танцы — не церемонные, не парадные, а от души, как в кругу самых близких. Тут выйдет в центр залы пожилая уважаемая дама, Марья Дмитриевна, и затанцует на месте глазами, плечами, улыбкой, всей мимикой своего живого, умного лица. Тут впервые танцует с «большим, с приехавшим из-за границы» Пьером тринадцатилетняя Наташа, и он воспринимает ее всерьез, и просит подсказывать, так как «боится перепутать фигуры». Тут венцом бала станет танец самого хозяина Ильи Андреевича Ростова — знаменитый «Данила Купор» — восторженный визг подрастающей барышни Наташи: «Посмотрите на пaпа» не вызовет замечаний, а будет вполне уместен как выражение общего веселья. У знаменитого Йогеля лучшая его ученица Наташа просит станцевать мазурку прославившегося своим искусством в Польше Василия Денисова, автор показывает нам — до последнего па! — слаженные движения танца, нет, слияния с музыкой, превращение в душу самой мазурки. 

          Толстой очень глубоко анализировал влияние музыки на людей и поэтому с большой точностью, очень правдиво показывает действие музыки на героев романа. 
            Николай, проиграв Долохову сорок три тысячи и находясь в ужасном настроении, возвратился домой. Он прошел в гостиную и увидел Наташу, собиравшуюся петь. Ему было все неприятно: к восторженность Наташи, и ее радость». «И чему она радуется! — подумал Николай, глядя на сестру. — И как ей не скучно и не совестно!» Соня взяла первый аккорд, и Наташа запела. «Что же это такое? — подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрыв глаза. — Что с ней сделалось? Как она поет нынче? — подумал он. — И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и все в мире сделалось разделенным на три темпа: «Oh mio crudele affetto...» Раз, два, три, раз, два, три. «Эх, жизнь наша дурацкая! — думал Николай. — Bee это, и несчастье, и деньги, в Долохов, и злоба, честь — все это вздор... a вот оно настоящее.- Ну, Наташа, ну, голубушка, ну, матушка!.. как она этот si возьмет! взяла! славе богу! — ин он сам, не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. «Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!»— подумал он». 
Только испытав на себе это волнующее, чарующее действие музыки, Толстой мог так верно описать состояние чувств Николая, слушающего Наташу. И мы, читая эти строки, ясно чувствуем перемену, происшедшую в Николае. 
Пение Наташи, действие его на князя Андрея — это описание тех подлинных чувств, которые испытывал Толстой, слушая музыку: «Квязь Андрей стоял у окна, разговаривая с дамами, и слушал ее. В середине фразы князь Андрей замолчал и почувствовал неожиданно, что к его горлу подступают слезы, возможность которых он не знал за собой. Он посмотрел на поющую Наташу, и в душе его произошло что-то новое и счастливое». 
Наташа — дворянка, аристократка, но она всем существом своим близка к народу; народные пляски и музыка захватывают ее. 
Вот она вместе с Николаем приехала после охоты в Михайловку, к дядюшке. Страстное желание сплясать подхватывает Наташу, услышавшую русскую песню «По улице мостовой». 
«Ну,- ну, голубчик, дядюшка»,— таким умоляющим голосом застонала Наташа, как будто жизнь ее зависела от этого... 
— Ну, племянница!— крякнул дядюшка, взмахнув к Наташе рукой, оторвавшей аккорд. 
           Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперев руки в боки, сделала движение плечами и стала...» 
           В этой русской пляске сказалась любовь Наташи ко всему народному, ее русская талантливость. 
           Народные песни помогают Толстому раскрыть и показать бодрость духа, мужество и решительность русских войск. Вот усталые, голодные солдаты запели песню. Ложечник, несмотря на тяжесть амуниции, резко выскочил вперед. И вот уже солдаты идут в такт песни, размахивая руками и попадая в ногу. Песня поднимала людей на свершение новых подвигов, на преодоление трудностей. 
            Толстой — это великий мастер слова. Читая его книги, будто становишься одним из действующих лиц. Мало того, мы сознаем, что происходит в душе каждого героя и будто это происходит с нами. 
Петя Ростов слышит торжественный гимн, и мы тоже слышим его благодаря гению Толстого. 
«Ожиг, жиг, ожиг, жиг... — свистела натачиваемая сабля. И вдруг Петя услыхал стройный хор музыки, игравшей какой-то неизвестный, торжественный гимн. 
           Петя был музыкален, так же как и Наташа, и больше Николая, но он никогда не учился музыке, не думал о музыке, и потому мотивы, неожиданно приходившие ему в голову, были для него новы и привлекательны. Музыка играла все слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой. Происходило то, что называется фугой, хотя Петя не имел ни малейшего понятия о том, что такое фуга. Каждый инструмент, то похожий на скрипку, то на трубы — но лучше и чище, чем скрипки и трубы,— играл свое и, не доиграв еще мотива, сливался с другим, начавшим почти то же, и с третьим, и с четвертым, и все они сливались в одно и опять разбегались, и опять сливались то в торжественно-церковное, то в ярко блестящее и победное». 
Толстой стремился отобразить в музыке те переживания, чувства человека, которые трудно показать на обычном жизненном примере. 
 

 

2.2.2. Музыкальные сцены с Наташей Ростовой как камертон ее внутреннего мира 

 «Какая глыба, а? Какой матерый человечище! Вот это, батенька, художник...»— так сказал Владимир Ильич Ленин о создателе романа «Война и мир», о Льве Николаевиче Толстом. К этому отзыву Ленина можно добавить слова Алексея Максимовича Горького: «Это не человек, а колосс какой-то по силе ума, по богатству душевных ресурсов».. Всю свою любовь к музыке Толстой старался передать своим героям. Но Толстой своеобразен. Не все главные действующие лица в романе музыкальны, любят музыку. Любовь к музыке можно заметить только у положительных героев романа — у Наташи и Николая Ростовых, у Андрея и Марьи Болконских. Они любят музыку, понимают ее. В то же время отрицательные герои — Элен Безухова, Анатоль Курагин — не представляют себе той духовной ценности, которую несет в себе музыка. На всем протяжении романа автор ни разу не показывает Элен поющей или играющей. Она лишь танцует, но все это потому, что нужно танцевать на балах, потому, что это было принято в светском обществе. 
         В романе мы видим Наташу в разное время ее жизни и замечаем, как использует Толстой музыку в качестве важного средства характеристики героини. Сначала она предстает перед нами маленькой девочкой, которая на именинах своих и своей матери поет с Николаем и Соней квартет «Ключ», исполнение которого всем очень понравилось. 
Наташа любит танцевать. На балах у Иогеля «иногда танцевали танец с шалью лучшие ученицы, из которых лучшая была Наташа, отличавшаяся своей грациозностью». Танцевальная музыка позволяет Толстому раскрыть эмоциональность и жизнерадостность Наташи, те качества, которые нравятся всем. Она весела, молода, хорошо танцует. На балу у Иогеля все любуются ею. «И как она танцует, какая грация!» — говорит о ней Денисов. 
          Мы видим Наташу на балу екатерининского вельможи. Ее оттеснили к стене, никто не замечает ее, никто не приглашает танцевать. Она стояла грустной, лицо ее казалось бледным. Она была готова заплакать в эту минуту. Огорченная, она думала: «Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а если и смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: «А это — не она, так нечего смотреть». Нет, этого не может быть! — подумала она. — Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую и как им весело будет танцевать со мной». 
          Каким счастьем засияло ее лицо, когда она была приглашена Андреем Болконским на тур вальса. «Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастья». 
Наташа любила не только петь и танцевать. Она очень любила народную музыку. 
         Толстому важно передать психологическое состояние Наташи, для которой бал был желанным билетом во взрослую жизнь. В 16-й главе писатель показывает душевное состояние своей героини очень тонко и верно. Для этого он сначала описывает внешнее проявление беспокойства, волнения Наташи (“Наташа чувствовала, что осталась… в числе меньшей части дам, оттеснённых к стене…”, “…стояла, опустив свои тоненькие руки…”), затем, используя монолог, в котором каждое слово важно, автор обращается к внутреннему миру девушки (“…сдерживая дыхание, блестящими испуганными глазами глядела…”). Монолог героини очень эмоционален. Он раскрывает характер Наташи, показывает всю сущность её натуры. Героиня очень искренна, естественна, по-детски наивна, проста. Выражение её лица говорило о её “готовности на величайшую радость и на величайшее горе”. Одна мысль не давала Наташе покоя: неужели к ней “никто не подойдёт”, неужели она не будет “танцевать между первыми”, неужели её “не заметят все эти мужчины”? Используя эту градацию, Толстой подчёркивает остроту той психологической ситуации, в которой оказалась Наташа. Писатель обращает внимание читателей на огромное желание героини танцевать. В этот момент Наташу ничто и никто не занимает, её внимание сконцентрировано на этом желании. Можно сделать вывод, что героиня находится в том юном возрасте, когда всё воспринимается с точки зрения максимализма. Ей нужно, чтобы её заметили взрослые люди, поддержали в трудную минуту сомнений, переживаний. Внутренняя сосредоточенность и внешняя рассеянность Наташи проявляются в том, как она воспринимала окружающих людей (“Она не слушала и не смотрела на Веру, что-то говорившую ей…”). Кульминация 16-й главы наступает тогда, когда был объявлен первый тур вальса. На тот момент состояние Наташи было близко к отчаянию. Она “готова была плакать, что это не она танцует этот первый тур вальса”. В этот момент появляется Андрей Болконский (“…оживлённый и весёлый, стоял… недалеко от Ростовых”). Поскольку он был “человек, близкий Сперанскому”, то к нему все обращались с “умными” политическими разговорами. Но работа Андрея не приносила ему удовлетворения, поэтому он ничего не желал о ней слышать, был рассеян и так же, как и Наташа, считал, что “на бале нужно танцевать”. Поэтому, я думаю, не удивительно, что первой, кому он предложил тур вальса, стала именно Наташа, которая была абсолютно, по-детски счастлива, услышав это предложение. Князя Андрея поражают естественность, открытость, непринуждённость этой девочки, отсутствие столичного лоска. Вальсируя с ним, Наташа испытывала некое волнение от того, что сотни глаз смотрят, как она танцует с взрослым мужчиной, от того, что её платье было очень открыто, и просто от того, что это был первый в её жизни вальс на настоящем бале, где присутствуют только взрослые люди. Наташина робость, трепетание её гибкого, тонкого стана очаровали князя Андрея. Он чувствует, как душа его оживает, наполняется безграничной радостью, которую девушка как бы вкладывала в его душу и сердце, возвращая их к жизни, разжигая в них огонь (“…он почувствовал себя ожившим и помолодевшим…”

            Вспоминается сцена: после охоты Наташа вместе с братьями в гостях у дядюшки. Она слушает, как играет дядюшка русские народные песни и требует, чтобы он еще и еще раз повторил, а затем не может удержаться и сама начинает плясать. «Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала. Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de chale давно должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка». 
Все любуются Наташей: ее дядюшка, дворовые, братья. Грустно подперев щеку, стоит Анисья Федоровна, вспоминая себя девушкой, когда она так же, как и эта графинечка, плясала русские пляски. 
          Лев Николаевич Толстой не любил оперу, считал ее чем-то искусственным. Однажды он сидел на премьере оперы «Русалка» в одной ложе с Даргомыжским и не сказал ему своего мнения. Наташе, так же как и Льву Толстому, непонятны действия на сцене своей искусственностью. «Она не смогла следить за ходом оперы, не могла даже слышать музыку: она видела только крашеные картоны и странно наряженных мужчин и женщин, при ярком свете странно двигавшихся, говоривших и певших: она знала, что все это должно было представлять, но все это было так вычурно-фальшиво и ненатурально, что ей становилось то совестно за актеров, то смешно на них». 
            Толстой рисует Наташу такой, что своим пением она заставляет забывать неприятности, ее искусство производит сильное впечатление на слушателей. У Николая Ростова большой проигрыш. Нужно завтра заплатить, но ему неудобно просить у отца такую сумму денег. У него плохое настроение. Но когда Наташа запела, Николай забыл все. «Она пела теперь не по-детски, уже не было в ее пении этой комической, ребяческой старательности, которая была в ней прежде: но она пела еще не хорошо, как говорили все знатоки-судьи, которые ее слушали. «Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать»,— говорили все». 
«В ее голосе была та девственная нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная бархатность, которые так соединялись с недостатком искусства пения, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его Слушая Наташу, Николай старается помочь ей взять трудную ноту и сам, не замечая того, поет. Он счастлив... «О, как задрожала эта терция и как тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова. И это что-то было независимо от всего в мире! Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!.. Все вздор! Можно зарезать, украсть и все-таки быть счастливым...» 
        Князь Андрей, слушая Наташу, не может сдержать подступающих к горлу слез. Причину этих слез он не знает. «Он был счастлив, и ему вместе с тем было грустно. Ему решительно не о чем было плакать, но он готов был плакать. О чем? О прежней любви? О маленькой княгине? О своих разочарованиях?.. О своих надеждах на будущее?.. Да и нет». Андрею Болконскому нравилось ее пение, открывавшее ему что-то новое в жизни, чего он не знал ранее.

Музыка в  романе помогает раскрыть некоторые  черты характера Наташи Ростовой. Ее любовь к веселой музыке показывает й ней жизнерадостность, беззаветность ее характера, ее веселость и стремление жить. Мы знаем, что Наташа много пела, танцевала, играла па клавикордах, арфе, затем стала учиться играть на гитаре, отличалась музыкальностью. О любви к народу говорят любимые Наташей народные русские песни и пляски. Она проста и весела со всеми. Это положительная черта в характере Наташи.

Музыка в  раскрытии образа Наташи играет громадную  роль. Толстой называл музыку «высшим  в мире искусством» и пользовался  ею для характеристики духовного богатства своих любимых героев. 

 

 

               

Выводы

Лев Николаевич Толстой, помимо музыкального дара, имел талант писательский. Слово и музыка – это  самый идеальный союз для восприятия читателем произведения, и, прочитав два знаменитых рассказа Толстого, я могу с полной уверенностью назвать его одновременно композитором слова и музыкальным писателем.

Почти каждое произведение Толстого сопровождается звучанием  музыки: или танцы, или исполнение какого–то музыкального произведения. Причём, музыка либо играет главную роль, либо становится фоном для понимания читателем чувств героев.

Музыка сопровождала Толстого всю его жизнь. Во всех его  произведениях она играет очень  большую роль. Своих любимых героев он наделяет музыкальней чуткостью. Так, в романе «Война и мир» музыка служит дла раскрытия образов Наташи, Андрея Болконского, Пети, Николая. И не случайно именно эти любимые герои обладают музыкальностью. Свое отношение к героям Толстой стремится выразить через описание переживаний, которые вызывает в них музыка.

В «Альберте» приютить бедного музыканта  Дмитрия Ивановича  Делесова «заставляет» мелодия «Melancholie», сыгранная скрипачом. Она затрагивает  его душу, пробуждает воспоминания о молодости, первой любви. Это музыкальное  произведение возрождает в нем чувство сострадания, сочувствия к жалкому артисту.

В рассказе «После бала» воспоминания Ивана Васильевича  связаны с танцами, которые свойственны  балам времен царствования Николая I: мазурка - польский танец, который  именно в 19 веке стал бальным, вальс, кадриль. Толстой описывает эти танцы с восторгом, и именно с ними связаны воспоминания  рассказчика о Вареньке Б.. Но в этом рассказе есть и другие воспоминания, неприятные для Ивана Васильевича. «…В душе у меня все время пело, и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая–то другая, жесткая, нехорошая музыка…». Он был прав, действительно, эта музыка сопровождала  страшные события – суровое наказание за побег.

Информация о работе Музыка в творчестве Л.Н.Толстого