Орнитологическая символика в лирике М.Цветаевой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:55, научная работа

Краткое описание

В начале XX века в русской литературе появлялось разнообразные течения, поэтические школы. Самыми выдающимися в литературе течениями стали символизм (А. Белый), акмеизм (А. Ахматова), имажинизм (С.Есенин). Однако наряду с этими авторами в историю искусства того времени вошли и другие, не принадлежавшие к какой-либо определенной школе, поэты «чье творчество стоит особняком в пестром и многообразном мире поэзии начала века»[21;32] , и в первую очередь — Марина Цветаева.

Содержание

Введение………………………………………………..……………………..3-4
Основная часть
1.1. Символика птицы в общекультурном значении…………..…..…........4-5
1.2. Орнитологические символы в поэзии М. Цветаевой…………..….5-17
Заключение…………………………………………………………...……18-19
Список использованной литературы………….…………………..………20
Приложение 1………………………………………………………….......22-29
Приложение 2………………………………………….…………………..….30
Приложение 3……………………………………………………..…….……31
Приложение 4…………………………………………………………...……32
Приложение 5………………………………………………………..….……33
Приложение 6………………………………….………………….……….….34
Приложение 7……………………………………………………...………….35
Приложение 8…………………………………………………………………36
Приложение 9………………………………………………..……………......36
Приложение 10………………………………………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

работа.doc

— 630.50 Кб (Скачать файл)

    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    КРАЕВАЯ ИТОГОВАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 

    «БУДУЩЕЕ  АЛТАЯ – 2010» 
 

Секция  «Социология, психология, литература»

    (направление  «Литература») 
 

    Орнитологическая символика в лирике М.Цветаевой

 

    Научно-исследовательская работа 
 

                                            Автор:

                                            Краус Светлана Викторовна,

                                            МОУ ДО детей Тюменцевский

                                            Районный Центр  детского

                                            творчества,

                                            МОУ Черемшанская  средняя

                                            школа, 11 класс

                                            Алтайский  край,

                                            Тюменцевский район 

                                            Научный руководитель:

                                            Рыбникова Наталья  Викторовна

                                            педагог дополнительного

                                             образования Тюменцевского 

                                            районного Центра

                                            детского творчества 
 
 
 
 

    г. Барнаул – 2010 

Содержание 

  Введение………………………………………………..……………………..3-4

       Основная  часть

  1.1. Символика птицы в общекультурном значении…………..…..…........4-5

  1.2.  Орнитологические символы в поэзии М. Цветаевой…………..….5-17

  Заключение…………………………………………………………...……18-19

  Список  использованной литературы………….…………………..………20

  Приложение 1………………………………………………………….......22-29

  Приложение 2………………………………………….…………………..….30

  Приложение 3……………………………………………………..…….……31

  Приложение 4…………………………………………………………...……32

  Приложение 5………………………………………………………..….……33

  Приложение 6………………………………….………………….……….….34

  Приложение 7……………………………………………………...………….35

  Приложение 8…………………………………………………………………36

  Приложение 9………………………………………………..……………......36

  Приложение 10………………………………………………………………..37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение

    В начале XX века в русской литературе появлялось разнообразные течения, поэтические школы. Самыми выдающимися в литературе течениями стали символизм (А. Белый), акмеизм (А. Ахматова), имажинизм (С.Есенин). Однако наряду с этими авторами в историю искусства того времени вошли и другие, не принадлежавшие к какой-либо определенной школе, поэты «чье творчество стоит особняком в пестром и многообразном мире поэзии начала века»[21;32] , и в первую очередь — Марина Цветаева.

    Цветаевскому  творчеству  посвящено  большое  количество  критических  статей, литературоведческих работ (А. Бахрах, А. Саакянц, М.Белкина, И. Кудрова и другие), но в них в основном изучались составляющие художественного мира (темы Родины, любви, семьи). В связи с этим, актуальность и новизна исследования заключается в том, что ранее в лирике М.И. Цветаевой орнитологическая символика не изучалась.

    Объектом исследования в работе являются стихотворения  М.Цветаевой.

      Предмет  - образы птиц  в них.

    Цель  данной работы – исследовать символику птиц в стихотворениях М. Цветаевой.

    Задачи:

- составить  частотный словарь орнитологических образов в поэзии М.Цветаевой;

-систематизировать  и классифицировать их;

- выявить семантику птиц в художественной системе поэта.

При написании  работы были использованы биографический и структурно – семиотический  методы.

      Практическая значимость. Данная работа может быть использована на уроках литературы при изучении творчества М. Цветаевой.

    При написании работы были использованы собрание сочинений поэта, переписка Цветаевой с А.Бахрахом, А.Белым, критические статьи творчества.

    Основная  часть

    1. Символика птицы в общекультурном значении

    На  рубеже XIX – ХХ вв. в русской поэзии среди символических образов, связанных с миром природы, особо выделяется образ птицы.

    В словарях символика птицы трактуется как «воплощение человеческого, так и космического духа – символизм, определенный их легкостью и скоростью передвижения, свободным парением и предполагаемой способностью достичь небес»[1].

    В близкой Цветаевой славянской мифологии  считалось, что благодаря птице появился Мир, птицы помогают богам, помогают людям. В славянской космогонии Птица заняла одно из главных мест, славяне-язычники представляли Мир похожим на большое яйцо. Яйцо же это было снесено Великой «Космической» Птицей».

    Птицы часто упоминались в мифах  о создании Мира. Но, так или иначе, сюжет о мировом яйце исследователи  восстанавливают на основе русских сказок.

    Есть  и другой вариант легенды, где фигурирует птица. По преданию, когда не было ничего, лишь гладь морская, на воде появилась уточка. Она подняла комок земли со дна, и он, оказавшись на поверхности, дал начало Миру. Многие сказочные и мифические птицы, так или иначе, являются воплощением какого-либо высшего бога славянского пантеона или посвящены ему. В царстве пернатых самой сильной птицей считался орел. Царем зверей по полному праву считался лев. Чтобы иметь сильного покровителя сразу в обоих пространствах, земном и воздушном, древний человек придумал грифона, соединив в нем орла и льва — двух всесильных божеств неба и земли.

    У поэтов Серебряного века (современников Цветаевой) символика птицы превозносится и изменяется, приобретая новое значение и трактовку.

    Так, например, в творчестве А.Блока выделяются такие символические значения птиц как счастье, родина и т.д. А В. Хлебников создает оригинальные виды птиц.

    Позже, под влиянием творчества А.Блока, в произведениях М.Цветаевой семантика птицы не только принимает значение блоковских образов, но и развивается, трансформируется  по-своему. Этим можно объяснить столь частое упоминание птиц в стихотворениях М.Цветаевой (ПРИЛОЖЕНИЕ 1,2).

    - Ворон/горлица – 7 раз

    -Петух/ перепел /ястреб/чайка/снегирь/фазан/щебет – 1раз

    -Журавль/пух/ласточка – 3раза

    -Жаворонок/филин  – 2раза

    -Соловей/сокол  – 8раз

    -Сова  – 5раз                - Перо – 6раз

    -Орел  – 18раз                - Птица – 13раз

    -Крыло  – 27раз           - Лебедь/голубь – 15раз

    1.2. Орнитологические символы в поэзии М.Цветаевой

    Голубь

    В стихотворениях Цветаевой символика голубя неоднозначна: он может быть предвестником несчастья, хранителем, а иногда не нести особого символического смысла:

    Молодость моя! Моя голубка!

    Молодость моя! Иди к другим![23;171]

    В контексте голубь несет семантическое значение молодости. В словаре символов голубь - «птица не только мира, но и юности, так как, мир на свете непостоянен и, то и дело начинается вновь»[8;89].

    Проведем  параллель с творчеством Цветаевой. Эти стихотворения были написаны в 1921г., когда, ей было 29 лет и тогда, согласно словам поэта,  «постепенно понимаешь, что молодость… уходит. Начинаешь осознавать, что так многого не успел и постепенно скорбь об ушедших годах начинает приходить к тебе в мысли» [20;207].

    Так же голубь может олицетворять спокойствие:

    По  церковке – все сорок сороков

    И реющих над ними голубков…[23;59]

    Церковь символизирует «глубокую внутреннюю потребность в духовной поддержке или отступлении грехов, умиротворении души»[21;89], а сам голубь несет общепринятую символику «птицы Мира». Стихотворение было написано в 1916 году, в предреволюционные годы, когда Цветаева боялась потерять своего мужа С.Эфрона на войне: «В широкие закатные ворота, / Венерины, летите, голубки!»[23;169]

    Венера  в греческой мифологии – Богиня любви. Закат символизирует «окончание светлого времени [суток], приход темного»[21;87]. То есть, здесь голубь, являясь символом влюбленности, исчезает, как любовь при закате, что вновь навивает тоску.

    Таким образом, в контексте этих стихотворений голубь несет семантическое значение тоски.

    Так же голубь предстает в образе хранителя, талисмана: «Храни, Голубица, / От града – посевы…»[23;160]

      Стихотворение было написано 30 августа 1921г. В этом же году, 7 августа умер Александр Блок, а 25 августа был расстрелян Николай Гумилев. И являясь «наследницей творчества Блока», Цветаева не могла не отреагировать на его кончину и на смерть старого знакомого Гумилева, на что и пишет несколько стихотворений (В число которых входит стихотворение с приведенной цитатой) и собирается ехать к мужу, опасаясь за него:

    Прениже ног твоих, прениже трав.

    То  голуби воркуют утром рано…[23;122]

    Дата  создания стихотворения – с 20 по 23 июня 1923 года (Цветаева находится в Чехии). В это время  в ней все более растет и укрепляется интерес к тому, что происходит на покинутой Родине.  «Родина не есть условность территории, а принадлежность памяти и крови. Hе быть в России, забыть Россию - может бояться только тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри - тот теряет ее лишь вместе с жизнью»[19;200] – писала сама Цветаева.

      Со времени понятие «Родина» для нее наполняется новым содержанием. Поэт начинает понимать размах русской революции («лавина  из  лавин»),  она  прислушивается к «новому звучанию воздуха». Тоска по России,  сказывается в   стихотворениях «Рассвет на рельсах», «Лучина», «Русской ржи от меня поклон»,  «О неподатливый язык ...», сплетается с думой о новой Родине,  которую поэт еще не видел и не знает, - о Советском Союзе, о его жизни, культуре и поэзии. Вокруг Цветаевой все теснее смыкалась глухая стена  одиночества. «Ей некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться. В таких лишениях,  в такой изоляции она героически работала как поэт, работала не покладая рук»[11;126]. Не поняв и не приняв революции, убежав  от  нее,  именно  там,  за рубежом Цветаева «впервые обрела трезвое знание о социальном неравенстве, увидела мир без каких бы то ни было романтических покровов»[12;14].

Информация о работе Орнитологическая символика в лирике М.Цветаевой