Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:55, научная работа
В начале XX века в русской литературе появлялось разнообразные течения, поэтические школы. Самыми выдающимися в литературе течениями стали символизм (А. Белый), акмеизм (А. Ахматова), имажинизм (С.Есенин). Однако наряду с этими авторами в историю искусства того времени вошли и другие, не принадлежавшие к какой-либо определенной школе, поэты «чье творчество стоит особняком в пестром и многообразном мире поэзии начала века»[21;32] , и в первую очередь — Марина Цветаева.
Введение………………………………………………..……………………..3-4
Основная часть
1.1. Символика птицы в общекультурном значении…………..…..…........4-5
1.2. Орнитологические символы в поэзии М. Цветаевой…………..….5-17
Заключение…………………………………………………………...……18-19
Список использованной литературы………….…………………..………20
Приложение 1………………………………………………………….......22-29
Приложение 2………………………………………….…………………..….30
Приложение 3……………………………………………………..…….……31
Приложение 4…………………………………………………………...……32
Приложение 5………………………………………………………..….……33
Приложение 6………………………………….………………….……….….34
Приложение 7……………………………………………………...………….35
Приложение 8…………………………………………………………………36
Приложение 9………………………………………………..……………......36
Приложение 10………………………………………………………………..37
В стихотворениях этого жизненного периода все чаще отражается Родина и появляется птица голубь, который, согласно словарям символов, «птица, верная своему родному месту. Эту символику они [голуби] приобрели за счет почтовых голубей, которые находясь на значительных расстояниях, находят дорогу домой»[13;54]. Следовательно, голубь в стихотворениях может нести семантическое значение Родины.
Достаточно часто лирический герой предстает в виде голубя: «Мне Духу – Голубю./ Не ринусь в красный хоровод…»[24;136]. Красный цвет в творчестве Цветаевой «оппозиционен черному и белому, амбивалентно связан и с жизнью, и со смертью»[2].
В христианской традиции голубь символизирует святой дух, «нечто находящееся между небом и землей<…> символизирует летающую душу»[6;145]. В то же время, образы «души как таковой» (летящей, крылатой, свободной, зовущей издалека) характеризовали для Цветаевой ее «я», ту душу, которую она знала в самой себе, в «человеке, с духом и телом», которую изобразить можно было только средствами мифопоэтики. В картине мира Цветаевой «душа» практически всегда имела однозначный приоритет над телом, что отражает русскую языковую картину мира вообще (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
Основываясь на символике цвета и дате написания стихотворения (ноябрь 1920г.) можно сделать вывод, что «красный хоровод» это - революция. Сама Цветаева не принимала революцию, и, персонифицируя себя с голубем, показывает свое отношение к происходящему. Через образ голубя поэт раскрывает себя (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).
Таким
образом, голубь в творчестве Цветаевой
может символизировать
Орел
Орел в поэзии Цветаевой может принимать различные семантические значения: Родины, любви, свободы, но значимое место орел занимает как персонификация С.Эфрона:
На орла, - скорбит
Слушай – слушай, Адам…[24;193]
Адам – библейский персонаж, в христианстве – символ мужской красоты. «В мифологиях многих народов хищная птица, в особенности орел и сокол, является символом (либо спутником) бога, воплощением царственности»[9;84]. Употребление двух этих слов в контексте одного стихотворения означают превозношение употребляемого с ними символа. «Того, кого Марина Цветаева любила, она всегда стремилась одарить возможно щедрее»[1]. К тому же, стихотворение написано Цветаевой в 1919г., когда активно ведется работа над поэмой «Казанова». В стихотворении «Берегись…» орел несет семантику любви, и наделен качествами любимого человека – С.Эфрона.
Кроме того, орел символизирует свободу: «Но легкую ногу – вперед – башней / В орлиную высь!»[23;153]
Орел-«царь небес, совместивший в себе превосходство льва и высоту полета. По праву считается царем птиц. Превосходство, сильное желание, дух, свет и свобода»[13;72]. Так же в словарях слова свобода и высь сопоставляются как синонимы: «Свобода - обычно изображалась в виде женщины, держащей в руках скипетр. Символами свободы или независимости могут быть: разбитые цепи, кошка, орел, рыба, длинные волосы, крылья»[13;86], а высь в свою очередь «Воздушное пространство…дающее волю»[7;294]. Сам же Эфрон не отягощал себя семейными делами, а рвался на войну.
Таким образом, одним из семантических значений орла в контекстах стихотворений является свобода. И еще одно значение орла – символ любви:
В орлином грохоте –
Повис – Любовь…[23;152]
Оба эти стихотворения написаны в 1916 г. Сергей Эфрон уходит на фронт братом милосердия.
Часто орел связан с образом войны: «На орлах летал заправских русских..»[23;261]
В годы войны С.Эфрон летал на самолетах (воевал в воздухе). Орел - хищная птица, которая охотясь, выглядывает свою добычу именно с воздуха. Точно так же, как летчик на войне – с воздуха высматривает и «бомбит» врага – добычу.
Часто самолеты в контекстах стихотворений, а так же слова, несущие в себе смысл этого существительного, употребляются с прилагательным орлиные, «орльи», то есть, сам орел в большей степени напоминает мужа.
Проведя параллель с биографией поэта, замечаем, что стихотворения написаны в 1920 г., в момент разлуки с мужем, и, как ранее говорилось, перед поездкой Цветаевой за границу. Ей тяжело давалась разлука с мужем.
Сравнение героя именно с хищной птице во время охоты (о чем свидетельствует ставшая для творчества писателя устойчивой стилевая формула, копирующая повадку хищной птицы), с одной стороны, подчеркивает элемент состязания, конфликта, с другой, - сводит его к жестокой расправе (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).
Следовательно, понятие «война» неразрывно связано с прилагательными, которые у Цветаевой соотносятся с Эфроном.
При внесении новых символических значений орла в своем творчестве, при использовании общепринятой символики Цветаева связывает этот образ с С.Эфроном (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).
Таким образом, орел в поэзии несет семантическое значение свободы, любви, войны, символизирует любимого человека.
Лебедь
В образе лебедя присутствуют символические качества, сочетающие в себе символику орла, например, существует древнегреческое поверье, что лебеди поют единственный раз в жизни перед смертью и песня эта неземной красоты, укрепило ассоциацию лебедя как с поэзией, так и со смертью. А так же голубя, так как лебедь был атрибутом как богини любви и красоты Афродиты, в римской мифологии Венеры. Совершенно противоположные по своей сути. Такая особенность замечается и в самом творчестве Цветаевой.
Символика лебедя в поэзии Цветаевой несет противопоставленные друг другу символики, например: «Не в пуху – в пере / Лебедином – брак!»[23;255]
Здесь лебедь несет символику счастья, так как, лебедь, согласно Н. Зигуненко «романтический, символ света, преображения, поэзии, красоты и меланхолической страсти»[9;67]. Брак символизирует «приближение к божественному состоянию целостности - союзу между противоположными началами, мужским и женским, призванному создать и сохранить новую жизнь, внести яркость в обыденную жизнь»[17;78]. То есть, в контексте этого стихотворения он несет семантическое значение счастья.
И противоположное счастью значение – горе:
Женской лести лебяжий пух…
Проходил, одинок и глух… [23;71]
«Женская лесть» – понятие устоявшееся, «употреблялось в значении низкоподобной, лживой, падкой всякого рода речью» [3;217]. В обыденном понимании одиночество - эмблема начала, знак человеческого «я», а также единственности, тоски.
То есть, лебедь так же является символом тоски, отчаяния, горя.
Часто в стихотворениях лебедь символизирует саму Цветаеву: «Знаю, умру на заре! – Лунную ночь / Бог не пошлет по мою лебединую душу!»[23;139]
В контексте стихотворения «Знаю, умру на заре!..» Цветаева сама приписывает своей душе символическое значение этой птицы, что доказывает: лебедь несет семантическое значение поэта.
Так же лебедь может символизировать С.Эфрона: «Лебедь мой!../ Ты – все мои бденья…»[23;161]
Стихотворение написано в 1921 году, в то время, когда Цветаева находилась в разлуке со своим мужем. И в контексте она фактически признается в тоске по нему. Лебедь, согласно Дж. Тресиддеру, «…мужской знак, эмблема света»[21;206]. То есть, лебедь несет семантическое значение любимого для автора человека – С.Эфрона.
Лебедь, как символ (с положительной стороны) счастья, М.Цветаевой так же может символизировать нежность, ту с которой Цветаева любила Эфрона: «Крик лебединый./ Мать, ужель…»[24;71]. Мать – символ нежности, лебедь, чье «ярое оберегание своих птенцов, как проявления материнских чувств, получает схожую с матерью символику»[8;155]. Существует устоявшееся выражение «лебединая верность». Лебеди - это единственные птицы настолько верные друг другу, что, когда умирает один, другой погибает сам.
Действительно, образ лебедя для Цветаевой является чем – то большим, чем просто птица. Она наделяет его нежностью.
Но, наряду с положительной символикой, лебедь несет и отрицательное значение – связан с войной: «…смерть./ …Лебединым кликом…»[23;66] Стихотворение написано Цветаевой в 1918г. во время гражданской войны; С.Эфрон воевал в рядах белой армии. И в этот период Цветаева выпускает сборник стихов под названием «Лебединый стан». То есть, лебедь ассоциировался у поэта с опасностью – войной, которая находится рядом с её любимым человеком (ПРИЛОЖЕНИЕ 7).
Птица лебедь в стихотворениях М.Цветаевой несет противоположные значения, «жизнь была непостоянна, было и счастье и горе, но несмотря, ни на что, Марина и Сергей остались верны друг другу»[14;65]. Цветаеву тяготила эта ее странность - любовь к нереальным людям. В самые разные периоды своей жизни Цветаева говорит о ненужности для нее взаимной любви, а также о нежелании совместной жизни с человеком, которого она любит. «Цветаевой любовь была не нужна. Голубь и орел не могут быть вместе!»[12;14]
Таким образом, лебедь, символизируя противоположные по своей сути понятия счастье – горе, нежность – война, Цветаева – Эфрон, в лирике является жизнью и судьбой поэта.
Крыло, птица, пух, перо
Кроме названий конкретных
Так в стихотворениях Цветаевой крылом заменяется сам человек:
Ты – крылом стучавший в эту грудь,
Молодой виновник вдохновенья…[23;95]
Крыло – рука. Напрямую соотносится с человеком, утверждающим о своей любви. В контексте этого стихотворения прослеживается крылатое выражение «бить в грудь», значение его расшифровывается как обман, бесполезное высказывание. Точно так же Эфрон, обещавший вернуться вскоре с войны, не сдержал свое слово. Стихотворение было написано в июне 1918 г., когда Цветаева собиралась уезжать за границу к мужу.
Следовательно,
крыло несет семантическое
Крылья являются так же лирическим отображением Цветаевой и Эфрона:
Мы смежны и блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло… [24;137]
До революции отношения М.Цветаевой и Эфрона были «… полны любви. Они были счастливы. При виде их [Цветаевой и Эфрона] возникал вопрос «Как они жили друг без друга?!»[14;12] Далее в контексте этого стихотворения она упоминает войну:
Но вихрь встает и бездна пролегла
От правого до левого крыла! [23;96]
Дата написания – 10 июля 1918г. В период «весна – лето» пишет много лирических стихотворений, которые войдут в сборник «Лебединый стан», посвященный войне и Эфрону. Бездна, согласно словарю символов, «пограничное пространство, символизирующее переход, преодоление трудности»[8;34]. Переход – суть войны, преодоление трудности – перенесение разлуки.
Таким образом, крылья - это лирическое отображение Цветаевой и Эфрона.
Слово птица встречается в сравнении с поэтом и является персонификацией лирического героя:
Я повисла, птица вербная.
На одно крыло – серебряная,
На другое – золотая… [24;109]
В словарях символов птица признак высоких помыслов и свободного движения мысли. Цветаева считала себя свободной женщиной, и это видно из ее связей со многими мужчинами. «Душевная сила любви к любви и любви к красоте как бы освобождала две эти человеческие птицы от боли и тоски»[19;67].
Информация о работе Орнитологическая символика в лирике М.Цветаевой