Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:55, научная работа
В начале XX века в русской литературе появлялось разнообразные течения, поэтические школы. Самыми выдающимися в литературе течениями стали символизм (А. Белый), акмеизм (А. Ахматова), имажинизм (С.Есенин). Однако наряду с этими авторами в историю искусства того времени вошли и другие, не принадлежавшие к какой-либо определенной школе, поэты «чье творчество стоит особняком в пестром и многообразном мире поэзии начала века»[21;32] , и в первую очередь — Марина Цветаева.
Введение………………………………………………..……………………..3-4
Основная часть
1.1. Символика птицы в общекультурном значении…………..…..…........4-5
1.2. Орнитологические символы в поэзии М. Цветаевой…………..….5-17
Заключение…………………………………………………………...……18-19
Список использованной литературы………….…………………..………20
Приложение 1………………………………………………………….......22-29
Приложение 2………………………………………….…………………..….30
Приложение 3……………………………………………………..…….……31
Приложение 4…………………………………………………………...……32
Приложение 5………………………………………………………..….……33
Приложение 6………………………………….………………….……….….34
Приложение 7……………………………………………………...………….35
Приложение 8…………………………………………………………………36
Приложение 9………………………………………………..……………......36
Приложение 10………………………………………………………………..37
Схожая символика птицы наблюдается так же в ряде других стихотворений:
Ты не женщина, а птица,
Посему летай и пой!.. [23;100]
В контексте стихотворения представлены «Две Цветаевы. Разные. Ранняя, восторженная, язычески бесшабашная, грешница»[15;93]. Цветаева для изображения себя в контексте этого стихотворения использует образ птицы (ПРИЛОЖЕНИЕ 8).
Таким образом, птица предстает в образе лирического героя.
Достаточно часто в контекстах стихотворений слова крыло, или птица встречаются с какими – либо конкретными орнитологическими образами:
Тоска лебединая,
Наш век-два крыла![23;174]
или
В гостях у орла!
Наш знак-два крыла![23;173]
Стихотворение написано 18 января 1922года. В период с января по май М. Цветаева пишет цикл прощальных стихов, посвященных родине, Москве. Вскоре состоится отъезд с дочерью за границу к мужу. Орел – персонификация Эфрона, и, используя данный образ в контексте с лебедем (судьбой героев), она пишет «знак два крыла». Что означает лирическое «Я» Цветаевой и образ Эфрона вместе, то есть, крылья являются отображением героя в контексте стихотворений.
Следовательно, крылья и птица являются отображением лирического героя.
Наряду с упоминанием конкретных орнитологических образов и символов часто упоминаются понятия, производные от птиц: пух, перо, полет.
Пух может символизировать разные понятия.
«Женской лести лебяжий пух…»[23;71], а так же «Занежат, - лести женской/ Пух…»[23;250]
«Женская лесть» – понятие устоявшееся, употреблялось в значении низкоподобной, лживой, падкой всякого рода речью. Пух благодаря своей легкости, как легкости птицы, символизирует воображение, фантазию или каприз. Употребление этих понятий в контексте одного стихотворения, несет прямое значение обмана. Таким образом, пух несет семантическое значение лжи.
Кроме того, слова перо и пух встречаются в контексте одного стихотворения. «Не в пуху – в пере/ Лебедином брак»[23;225].
Рассматривая биологическое строение птиц, можно заметить, что изначально мы видим перо, а пух – находящееся снизу, несущее жизнь (пух хранит тепло). Лебедь – жизнь лирического героя, то есть, Цветаева, используя эти слова, говорит, что, проблема личной жизни не в самих проблемах совместной жизни, а в неправильном их начале. Таким образом, пух, и перо поэт использует для наиболее полного раскрытия темы, т.е. это вспомогательные слова. Жизненная схема лжи ради помощи при защите преобразуется в схему помощи лжи при защите. Наблюдается обратная связь.
Используя жизненные и природные знания, Цветаева придает слову пух новое символическое понятие, характерное только для её творчества (ПРИЛОЖЕНИЕ 9).
С пухом коррелирует образность, связанная с полетом и возрождением, реализованная через образ пера.
«Знать, из правого я крылушка/Обронила перышко»[24;120], а так же: «Знать, в два перышка тебе/Пишут тамотка…/ ……………………./ Будет перышки трепать/ О булыжники!»[23;174]. Последняя цитата из стихотворения «Ахматовой». Оно было написано в 1921г., после расстрела Н.Гумилева. «Цветаева переживала расстрел Гумилева, сочувствуя Ахматовой, боясь испытать на себе её долю»[16;82]. То есть, после перенесения потери, Ахматовское творчество вновь усилится революционными веяниями, за что будут очередные «гонения». Перо, согласно словам Зигуненко «перо (как производная от птицы) высоких помыслов и свободного движения мысли»[9;35].
Таким образом, перо несет семантическое значение творчества.
Так же перо нередко упоминается в контексте с определенными птицами «Тот смиренный рай/……………./ С перьями фазаньими…»[23;323]. Согласно Тресиддеру «блестящее оперение фазана, повлияло на художественное описание легендарной птицы Феникс», а Феникс «Основываясь на описаниях экзотических птиц (таких, как золотой фазан), греческие писатели создавали легенды … чудесная птица, живущая удивительно долго - пятьсот и более лет»[22;17]. Фазан мифопоэтическое отображение феникса. Упоминание феникса присутствует и поэзии Цветаевой: «Птица – Феникс я, только в огне не пою!»[24;99] Упоминание пера, как символа поэзии, в контексте с фазаном, а так же фениксом, может обозначать бесконечность (бессмертие) поэзии. Схема описания представляет собой круг, который за «отсутствие начала и конечной точек»[17;58], символизирует бесконечность (ПРИЛОЖЕНИЕ 9). Таким образом, перо символизирует поэзию и её бесконечность в лирике М.Цветаевой.
Динамика образов птиц у Цветаевой
Первоначальный интерес Цветаевой к образу птиц был связан с увлечением Древнегреческой мифологией, где образ птицы превозносится, преобразуясь в нечто духовное (ПРИЛОЖЕНИЕ 1(IV)). В контекстах стихотворений того времени часто встречаются упоминания древнегреческих богов, мифических образов. Эта тема впервые появилась в лирике 1916 года и затем получила дальнейшее развитие приблизительно до 1930 года.
Следующим по насыщенности упоминаний орнитологических образов является 1921 год. Теперь основой является пушкинское творчество (в стихотворениях уделяется основное внимание темам пушкинской лирики: дружбе, свободе, родине) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1(V)). Основные «очерки книги «Мой Пушкин» относятся именно к 20 - м годам»[25;140].
В 1921 году орнитологические составляющие в поэзии Цветаева достигают своего наивысшего уровня развития и претерпевают спад в динамике и переходят в статическое положение. (ПРИЛОЖЕНИЕ 10).
В
поздней лирике происходит отказ от
орнитологической символики, образы птиц
исчезают. Это объясняется отстранением
Цветаевой от лирических переживаний,
переход к реальности. В поздних стихотворениях
часто встречаются имена, фамилии, прозвища.
Заключение
На рубеже XIX – ХХ вв. в русской поэзии среди символических образов, связанных с миром природы, особо выделяется образ птицы.
У поэтов серебряного века (современников Цветаевой) символика птицы превозносится и изменяется, приобретая новое значение и трактовку.
Птицы в поэзии Цветаевой несут определенную символику, которая у каждой из них связана с символическим значением другой. Птицы в стихотворениях поэта наделяются новыми качествами – они персонифи- цируются и обретают черты людей, соотносятся с их поступками, они некий ключ к раскрытию образов в стихотворениях. Проследив семантику голубя, орла и лебедя было установлено, что голубь символизирует молодость, тоску, спутника удачи, родину, а самым важным семантическим значением этой птицы является персонификация самой Цветаевой.
Орел может символизировать свободу, любовь, войну, а так же, мужа Цветаевой С.Эфрона.
Лебедь заключает в себе противоположные семантические значения: счастье – горе, нежность – война, а так же голубь символизирует Цветаеву и Эфрона, то есть, неся в себе противоположные значения, символизирует жизнь и судьбу лирического героя.
Особенность орнитологической символики в поэзии Цветаевой заключается в том, что семантическое значение птицы соотносится с периодом жизни, с событиями, которые происходят в период написания стихотворения с данным образом в контексте.
Образы исследуемых птиц могут обозначать С.Эфрона, или иметь значение, основанное на отношении поэта к нему. Семантика голубя (Цветаевой) основана на отношении автора, она не представляет себя отдельно от него, видит в них одно целое. Орел – персонификация Эфрона, так же символика орла основана на отношении к Эфрону Цветаевой. Лебедь – судьба, так как Эфрон много значил для Цветаевой, она не представляет жизни без него, он ее судьба. То есть, лебедь несет семантическое значение совместной жизни Цветаевой и Эфрона.
Используя
в контексте стихотворений
Крылья используются для отображения какого-либо отдельного персонажа, если в стихотворении слово крыло употреблено во множественном числе(крылья), то таким образом поэт объединяет лирических героев, сближает их. И в данном случае в контексте этого же стихотворения используется слово птица, что является совместностью героев, то есть, употребляя данное слово, Цветаева подразумевает лирических героев вместе. Пух и перо используются как для наибольшего уточнения при раскрытии темы.
Орнитологические образы поэзии Цветаевой появляются в 1916 году, наивысшей насыщенностью образами является 1921год, после этого происходит спад, они переходят в статическое положение, после 1930 года они исчезают.
При
использовании символики птиц Цветаева
опиралась на творчество Пушкина
и древнегреческую мифологию.
Список использованной литературы:
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 (I)
Частотный
словарь упоминаний
птиц в лике М. Цветаевой
ПРЕДМЕТ | НАЗВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ | СТР. |
Сова | Книги в красном переплете | 36-37 |
Сова
Петух |
«День угасший…» | 56 |
Лебедёнок | «Четвертый год…» | 58 |
Голубок | «Из рук моих - нерукотворный град…» | 59 |
Филин
Сокол |
«Коли милым назову…» | 64 |
Лебединый
крик
Снежный лебедь |
«Нежный призрак…» | 66 |
Перепел | «И тучи оводов вокруг равнодушных кляч…» | 69 |
Лебедь | «Други его…» | 70 |
Лебединый
крик
Крыло |
«А над равниной…» | 71 |
Крыло(3
раза)
Лебяжий пух |
«Не переломленное ребро…» | 71 |
Птица
Крыла |
«Без зова, без слова…» | 72 |
Ворон | «Охватила голову стою…» | 75 |
Орел | «Ещё один огромный взмах…» | 76 |
Соловей | «Через снега, снега…» | 86 |
Крыло | «Только в очи мы взглянули без остатка…» | 90 |
Ястреб | «Я помню первый день, младенческое зверство…» | 91 |
Ласточка
Крыло |
Психея | 94 |
Крыло | «Умирая, не скажу: была…» | 95 |
Крыло(2 раза) | «Как правая и левая рука…» | 96 |
Крылатая спина | «Рыцарь ангелоподобный…» | 96 |
Крылатая душа | «Если душа родилась крылатой…» | 97 |
Птицы | «Не знаю,- где ты и где я…» | 98 |
Птица – Феникс | «Что другим не нужно – несите мне…» | 99 |
Птица | «Поступь легкая моя…» | 100 |
Голубь(3 раза) | «Маленький домашний дух…» | 109 |
Птица(2
раза)
Крыло(2 раза) Перо |
«Между воскресеньем и субботой…» | 109 |
Крылышки | «Поцеловала в голову…» | 110 |
Горлица(2
раза)
Вороны |
«Ты пишешь перстом на песке…» | 115 |
Вороны
Голубки |
«В мешок и в воду- подвиг доблестный…» | 118 |
Голубь | «Пригвождена к позорному столбу…» | 122 |
Чайка | «Глазами ведьмы зачарованной…» | 124 |
Птицы
Жаворонки Вороны |
«Еще вчера в глаза глядел…» | 127 |
Сокол(2 раза) | «Уравнены, как да и нет…» | 131 |
Филин- птица | «Я вижу тебя, чернокрылый…» | 132 |
Птица | «Ветер, ветер, выметающий…» | 133 |
Соловьиная
дрожь
Соловьиная ночь Птичье |
«Июнь. Июль. Часть соловьиной дрожи…» | 134 |
Птица | «Все сызнова: опять рукою робкой…» | 136 |
Голубь | Чужому | 136 |
Птица | «Не называй меня никому…» | 137 |
Соколиная
ночь
Лебяжья душа |
«Знаю, умру на заре!..» | 139 |
Щебет
птиц
Крылья Голубь |
Ученик | 145 |
Орлиная
голубка
Полет |
Марина | 146 |
Журавлиный клин (2 раза) | «Все круче, все круче…» | 149 |
Крылатый | «Тихонько…» | 150 |
Орлиная высь | «Седой - не увидишь…» | 151 |
Орел (2) | Ростком серебряным…» | 152 |
Орел | «Я знаю, я знаю…» | 153 |
Крыло | Вестнику | 153 |
Лебедь | «Ресницы, ресницы…» | 155 |
Орел | «Синие версты…» | 157 |
Перья | «Из облаков кивающие перья…» | 159 |
Крылья
Птица |
«С архангельской высоты седла…» | 159 |
Голубица | «А девы - не надо…» | 160 |
Лебедь (2) | «О, всеми ветрами…» | 161 |
Жаворонок | «В сокровищницу…» | 163 |
Журавль | «Жив и здоров…» | 163 |
Крыло
Ворон |
«Ханский полон…» | 165 |
Голуби | «Уже богов - не то уже щедроты…» | 169 |
Голубь | «Сколько их, сколько их ест из рук…» | 170 |
Голубь
Ласточка |
«Сколько уж ласточек – в колдуньи…» | 171 |
Соловей | Орфей | 172 |
Сокол
(2)
Перо Крыло Голубь |
Ахматовой | 173 |
Лебедь
(3)
Орел (3) Крыло (3) |
Новогодняя | 174 |
Орлица
Ласточка |
«По нагориям…» | 176 |
Ворон | «Вкрадчивостию волос…» | 184 |
Птица | «Ночные шепота: шелка…» | 186 |
Голубь | «Когда же, господин…» | 187 |
Птица | «Сивилла: выжжена, сивилла: ствол…» | 189 |
Орел | Берегись | 193 |
Птица | «Та, что без видения спала…» | 199 |
Голубь | Седые волосы | 203 |
Горлица | «И нищих, и горлиц…» | 204 |
Соловей | Эмигрант | 207 |
Сова | Луна – лунатику | 230 |
Сова | «Есть час Души, как час Луны…» | 235 |
Сова
Крылья |
Наклон | 236 |
Крылья | Пражский рыцарь | 243 |
Пух | «В мозгу ухаб пролёжан…» | 250 |
Пух | «Не возьмешь мою душу живу…» | 251 |
Пух
Перо Лебедь |
«В седину – висок…» | 255 |
Ворон
Соловей |
«Поменявши на время...» | 255 |
Орел
(2)
Гнездо Соловей |
Новогоднее | 261 |
Снегирь
Пташка |
Разговор с гением | 265 |
Соловей
Сокол |
«Бич жандармов, бог студентов…» | 273 |
Перья | «Вся его наука…» | 274 |
Сокол
Крылья |
«Преодоленье…» | 279 |
Орел | «Ветхозаветная тишина…» | 292 |
Орел | «Над вороным утесом…» | 293 |
Крыло | «Квиты: вами я объедена…» | 298 |
Птица
Орел (2) |
«Полон и просторен…» | 320 |
Перья
Фазан |
«Горы – турам поприще…» | 321 |
Информация о работе Орнитологическая символика в лирике М.Цветаевой