Орнитологическая символика в лирике М.Цветаевой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:55, научная работа

Краткое описание

В начале XX века в русской литературе появлялось разнообразные течения, поэтические школы. Самыми выдающимися в литературе течениями стали символизм (А. Белый), акмеизм (А. Ахматова), имажинизм (С.Есенин). Однако наряду с этими авторами в историю искусства того времени вошли и другие, не принадлежавшие к какой-либо определенной школе, поэты «чье творчество стоит особняком в пестром и многообразном мире поэзии начала века»[21;32] , и в первую очередь — Марина Цветаева.

Содержание

Введение………………………………………………..……………………..3-4
Основная часть
1.1. Символика птицы в общекультурном значении…………..…..…........4-5
1.2. Орнитологические символы в поэзии М. Цветаевой…………..….5-17
Заключение…………………………………………………………...……18-19
Список использованной литературы………….…………………..………20
Приложение 1………………………………………………………….......22-29
Приложение 2………………………………………….…………………..….30
Приложение 3……………………………………………………..…….……31
Приложение 4…………………………………………………………...……32
Приложение 5………………………………………………………..….……33
Приложение 6………………………………….………………….……….….34
Приложение 7……………………………………………………...………….35
Приложение 8…………………………………………………………………36
Приложение 9………………………………………………..……………......36
Приложение 10………………………………………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

работа.doc

— 630.50 Кб (Скачать файл)

    Схожая символика птицы наблюдается так же в ряде других стихотворений:

    Ты  не женщина, а птица,

    Посему  летай и пой!.. [23;100]

    В контексте стихотворения представлены «Две Цветаевы. Разные. Ранняя, восторженная, язычески бесшабашная, грешница»[15;93]. Цветаева для изображения себя в контексте этого стихотворения использует образ птицы (ПРИЛОЖЕНИЕ 8).

    Таким образом, птица предстает в образе лирического героя.

    Достаточно  часто в контекстах стихотворений  слова крыло, или птица встречаются  с какими – либо конкретными орнитологическими  образами:

    Тоска лебединая,

    Наш век-два крыла![23;174]

    или

    В гостях у орла!

    Наш знак-два крыла![23;173]

    Стихотворение написано 18 января 1922года. В период с января по май М. Цветаева пишет  цикл  прощальных стихов, посвященных  родине, Москве. Вскоре состоится отъезд с дочерью за границу к мужу. Орел – персонификация Эфрона, и, используя данный образ в контексте с лебедем (судьбой героев), она пишет «знак два крыла». Что означает лирическое «Я» Цветаевой и образ Эфрона вместе, то есть, крылья являются отображением героя в контексте стихотворений.

    Следовательно, крылья и птица являются отображением лирического героя.

    Наряду  с упоминанием конкретных орнитологических образов и символов часто упоминаются  понятия, производные от птиц: пух, перо, полет.

    Пух может символизировать разные понятия.

    «Женской  лести лебяжий пух…»[23;71], а так же «Занежат, - лести женской/ Пух…»[23;250]

    «Женская лесть» – понятие устоявшееся, употреблялось в значении низкоподобной, лживой, падкой всякого рода речью. Пух благодаря своей легкости, как легкости птицы, символизирует воображение, фантазию или каприз. Употребление этих понятий в контексте одного стихотворения, несет прямое значение обмана. Таким образом, пух несет семантическое значение лжи.

    Кроме того, слова перо и пух встречаются  в контексте одного стихотворения. «Не в пуху – в пере/ Лебедином  брак»[23;225].

    Рассматривая  биологическое строение птиц, можно  заметить, что изначально мы видим  перо, а пух – находящееся снизу, несущее жизнь (пух хранит тепло). Лебедь – жизнь лирического героя, то есть, Цветаева, используя эти слова, говорит, что, проблема личной жизни не в самих проблемах совместной жизни, а в неправильном их начале. Таким образом, пух, и перо поэт использует для наиболее полного раскрытия темы, т.е. это вспомогательные слова. Жизненная схема лжи ради помощи при защите преобразуется в схему помощи лжи при защите. Наблюдается обратная связь.

    Используя жизненные и природные знания, Цветаева придает слову пух новое  символическое понятие, характерное  только для её творчества (ПРИЛОЖЕНИЕ 9).

    С пухом коррелирует образность, связанная  с полетом и возрождением, реализованная через образ пера.

    «Знать, из правого я крылушка/Обронила перышко»[24;120], а так же: «Знать, в два перышка тебе/Пишут тамотка…/ ……………………./ Будет перышки трепать/ О булыжники!»[23;174]. Последняя цитата из стихотворения «Ахматовой». Оно было написано в 1921г., после расстрела Н.Гумилева. «Цветаева переживала расстрел Гумилева, сочувствуя Ахматовой, боясь испытать на себе её долю»[16;82]. То есть, после перенесения потери, Ахматовское творчество вновь усилится революционными веяниями, за что будут очередные «гонения». Перо, согласно словам Зигуненко «перо (как производная от птицы) высоких помыслов и свободного движения мысли»[9;35].

    Таким образом, перо несет семантическое значение творчества.

    Так же перо нередко упоминается в  контексте с определенными птицами «Тот смиренный рай/……………./ С перьями фазаньими…»[23;323]. Согласно Тресиддеру «блестящее оперение фазана, повлияло на художественное описание легендарной птицы Феникс», а Феникс «Основываясь на описаниях экзотических птиц (таких, как золотой фазан), греческие писатели создавали легенды … чудесная птица, живущая удивительно долго - пятьсот и более лет»[22;17]. Фазан мифопоэтическое отображение феникса. Упоминание феникса присутствует и поэзии Цветаевой: «Птица – Феникс я, только в огне не пою!»[24;99] Упоминание пера, как символа поэзии, в контексте с фазаном, а так же фениксом, может обозначать бесконечность (бессмертие) поэзии. Схема описания представляет собой круг, который за «отсутствие начала и конечной точек»[17;58], символизирует бесконечность (ПРИЛОЖЕНИЕ 9). Таким образом, перо символизирует поэзию и её бесконечность в лирике М.Цветаевой.

Динамика  образов птиц у Цветаевой

       Первоначальный интерес Цветаевой к образу птиц был связан с увлечением Древнегреческой мифологией, где образ птицы превозносится, преобразуясь в нечто духовное (ПРИЛОЖЕНИЕ 1(IV)). В контекстах стихотворений того времени часто встречаются упоминания древнегреческих богов, мифических образов. Эта тема впервые появилась в лирике 1916 года и затем получила дальнейшее развитие приблизительно до 1930 года.

     Следующим по насыщенности упоминаний орнитологических образов является 1921 год. Теперь основой является пушкинское творчество (в стихотворениях уделяется основное внимание темам пушкинской лирики: дружбе, свободе, родине) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1(V)). Основные «очерки книги «Мой Пушкин» относятся именно к 20 - м годам»[25;140].

     В 1921 году орнитологические составляющие в поэзии Цветаева достигают своего наивысшего уровня развития и претерпевают спад в динамике и переходят в статическое положение. (ПРИЛОЖЕНИЕ 10).

     В поздней лирике происходит отказ от орнитологической символики, образы птиц исчезают. Это объясняется отстранением Цветаевой от лирических переживаний, переход к реальности. В поздних стихотворениях часто встречаются имена, фамилии, прозвища. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    На  рубеже XIX – ХХ вв. в русской поэзии среди символических образов, связанных с миром природы, особо выделяется образ птицы.

    У поэтов серебряного века (современников  Цветаевой) символика птицы превозносится и изменяется, приобретая новое значение и трактовку.

    Птицы в поэзии Цветаевой несут определенную символику, которая у каждой из них связана с символическим значением другой. Птицы в стихотворениях поэта наделяются новыми качествами – они персонифи- цируются и обретают черты людей, соотносятся с их поступками, они некий ключ к раскрытию образов в стихотворениях. Проследив семантику голубя, орла и лебедя было установлено, что голубь  символизирует молодость, тоску, спутника удачи, родину, а самым важным семантическим значением этой птицы является персонификация самой Цветаевой.

    Орел  может символизировать свободу, любовь, войну, а так же, мужа Цветаевой  С.Эфрона.

    Лебедь  заключает в себе противоположные  семантические значения: счастье  – горе, нежность – война, а так же голубь символизирует Цветаеву и Эфрона, то есть, неся в себе противоположные значения, символизирует жизнь и судьбу лирического героя.

    Особенность орнитологической символики в поэзии Цветаевой заключается в том, что семантическое значение птицы соотносится с периодом жизни, с событиями, которые происходят в период написания стихотворения с данным образом в контексте.

    Образы  исследуемых птиц могут обозначать С.Эфрона, или иметь значение, основанное на отношении поэта к нему. Семантика голубя (Цветаевой) основана на отношении автора, она не представляет себя отдельно от него, видит в них одно целое. Орел – персонификация Эфрона, так же символика орла основана на отношении к Эфрону Цветаевой. Лебедь – судьба, так как Эфрон много значил для Цветаевой, она не представляет жизни без него, он ее судьба. То есть, лебедь несет семантическое значение совместной жизни Цветаевой и Эфрона.

    Используя в контексте стихотворений слова  «птица» и «крылья» Цветаева отображает лирических героев.

    Крылья  используются для отображения какого-либо отдельного персонажа, если в стихотворении слово крыло употреблено  во множественном числе(крылья), то таким образом поэт объединяет лирических героев, сближает их. И в данном случае в контексте этого же стихотворения используется слово птица, что является совместностью героев, то есть, употребляя данное слово, Цветаева подразумевает лирических героев вместе. Пух и перо используются как для наибольшего уточнения при раскрытии темы.

    Орнитологические  образы поэзии Цветаевой появляются в 1916 году, наивысшей насыщенностью образами является 1921год, после этого происходит спад, они переходят в статическое положение, после 1930 года они исчезают.

    При использовании символики птиц Цветаева опиралась на творчество Пушкина  и древнегреческую мифологию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. www. stud – sona.com
  2. www. zwetaewa.ru
  3. Ашукин Н.С. Литературные цитаты. Образные выражения.- М.,1986
  4. Белякова Г.С. Славянская мифология.- М., 1995
  5. Бондс Л. Магия цвета.- С-Пб., 1997
  6. Будагов Р.А. Писатели о языке и язык писателей, М.,1984
  7. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М., 1981.
  8. Жюльен Н. Словарь символов.- Урал
  9. Зигуненко С. Н. Знаки и символы.- М., 2004
  10. Кудрова И. Гибель Марины Цветаевой. М., 1995
  11. Кудрова И.В. Версты, дали... Марина Цветаева: 1922-1939. М., 1991.
  12. Кудрова И.Поговорим о странностях любви: Марина Цветаева// «Звезда»., 1999., №10., с. 14
  13. Кэрригер С. Дикое наследство природы.- М.,1969
  14. Марина Цветаева. Неизданные письма - М., 1972
  15. Павловский А.И. Куст рябины. О поэзии Цветаевой.- М,1989
  16. Разумовская Мария. Марина Цветаева. Миф и действительность. М., 1994.
  17. Рошаль В. М. Энциклопедия символов.- М., СПб.
  18. Русская литература ХХ века в 2-х частях. Часть 1.- М., 2002
  19. Саакянц А. А. Твой миг, твой день, твой век: Жизнь Марины Цветаева: Жизнь и творчество. М., 2002.
  20. Саакянц А. Жизнь Цветаевой. Москва, Центрополиграф, 2000
  21. Тресиддер Дж. Словарь символов.- М., 1999
  22. Хидман М.Г. Сонник или толкование слов.- СПб 1997
  23. Цветаева М. И. Собрание сочинений в 2-х томах.- М., 1988
  24. Цветаева М. И. Стихотворения и поэмы.- Ленинград, 1990
  25. Цветаева М.И. Мой Пушкин. – Алма-Ата, «Рауан» 1990
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (I) 

 Частотный словарь упоминаний птиц в лике М. Цветаевой 

ПРЕДМЕТ  НАЗВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ  СТР.
 Сова  Книги в красном  переплете 36-37
 Сова

 Петух

 «День угасший…» 56
Лебедёнок «Четвертый год…» 58
Голубок «Из рук моих - нерукотворный град…» 59
Филин

Сокол

«Коли милым  назову…» 64
Лебединый крик

Снежный лебедь

«Нежный призрак…» 66
Перепел «И тучи оводов вокруг равнодушных кляч…» 69
Лебедь  «Други его…» 70
Лебединый крик

Крыло

«А над равниной…» 71
Крыло(3 раза)

Лебяжий пух

«Не переломленное  ребро…» 71
Птица

Крыла

«Без зова, без  слова…» 72
Ворон «Охватила голову стою…» 75
Орел  «Ещё один огромный взмах…» 76
Соловей «Через снега, снега…» 86
Крыло «Только в очи  мы взглянули без остатка…» 90
Ястреб  «Я помню  первый день, младенческое зверство…» 91
Ласточка 

Крыло

Психея  94
Крыло «Умирая, не скажу: была…» 95
Крыло(2 раза) «Как правая и левая рука…» 96
Крылатая  спина «Рыцарь ангелоподобный…» 96
Крылатая  душа «Если душа родилась крылатой…» 97
Птицы «Не знаю,- где  ты и где я…» 98
Птица – Феникс «Что другим не нужно – несите мне…» 99
Птица «Поступь легкая моя…» 100
Голубь(3 раза) «Маленький  домашний дух…» 109
Птица(2 раза)

Крыло(2 раза)

Перо 

«Между воскресеньем и субботой…» 109
Крылышки  «Поцеловала в  голову…» 110
Горлица(2 раза)

Вороны 

«Ты пишешь перстом  на песке…» 115
Вороны

Голубки

«В мешок  и в воду- подвиг доблестный…» 118
Голубь «Пригвождена  к позорному столбу…» 122
Чайка «Глазами ведьмы зачарованной…» 124
Птицы

Жаворонки

Вороны 

«Еще вчера  в глаза глядел…» 127
Сокол(2 раза) «Уравнены, как  да и нет…» 131
Филин- птица «Я вижу тебя, чернокрылый…» 132
Птица «Ветер, ветер, выметающий…» 133
Соловьиная  дрожь

Соловьиная ночь

Птичье

«Июнь. Июль. Часть  соловьиной дрожи…» 134
Птица «Все сызнова: опять рукою робкой…» 136
Голубь  Чужому 136
Птица «Не называй  меня никому…» 137
Соколиная ночь

Лебяжья душа

«Знаю, умру на заре!..» 139
Щебет птиц

Крылья 

Голубь

Ученик 145
Орлиная голубка

Полет

Марина  146
Журавлиный  клин (2 раза) «Все круче, все круче…» 149
Крылатый  «Тихонько…» 150
Орлиная высь «Седой - не увидишь…» 151
Орел (2) Ростком серебряным…» 152
Орел  «Я знаю, я  знаю…» 153
Крыло Вестнику  153
Лебедь  «Ресницы, ресницы…» 155
Орел  «Синие версты…» 157
Перья «Из облаков  кивающие перья…» 159
Крылья

Птица

«С архангельской  высоты седла…» 159
Голубица  «А девы - не надо…» 160
Лебедь (2) «О, всеми ветрами…» 161
Жаворонок «В сокровищницу…» 163
Журавль «Жив и здоров…» 163
Крыло

Ворон

«Ханский полон…» 165
Голуби  «Уже богов - не то уже щедроты…» 169
Голубь  «Сколько их, сколько их ест из рук…» 170
Голубь 

Ласточка 

«Сколько уж ласточек – в колдуньи…» 171
Соловей Орфей 172
Сокол (2)

Перо

Крыло

Голубь 

Ахматовой 173
Лебедь (3)

Орел (3)

Крыло (3)

Новогодняя  174
Орлица

Ласточка

«По нагориям…» 176
Ворон «Вкрадчивостию  волос…» 184
Птица «Ночные шепота: шелка…» 186
Голубь «Когда же, господин…» 187
Птица «Сивилла: выжжена, сивилла: ствол…» 189
Орел  Берегись  193
Птица «Та, что без  видения спала…» 199
Голубь Седые волосы 203
Горлица «И нищих, и  горлиц…» 204
Соловей Эмигрант  207
Сова  Луна – лунатику 230
Сова  «Есть час Души, как час Луны…» 235
Сова 

Крылья 

Наклон  236
Крылья  Пражский рыцарь 243
Пух «В мозгу  ухаб пролёжан…» 250
Пух «Не возьмешь мою  душу живу…» 251
Пух

Перо

Лебедь

«В седину –  висок…» 255
Ворон

Соловей

«Поменявши  на время...» 255
Орел (2)

Гнездо 

Соловей

Новогоднее  261
Снегирь

Пташка 

Разговор с  гением 265
Соловей

Сокол

«Бич жандармов, бог студентов…» 273
Перья «Вся его  наука…» 274
Сокол

Крылья 

«Преодоленье…» 279
Орел  «Ветхозаветная  тишина…» 292
Орел  «Над вороным  утесом…» 293
Крыло «Квиты: вами я  объедена…» 298
Птица

Орел (2)

«Полон и просторен…» 320
Перья

Фазан

«Горы – турам  поприще…» 321

Информация о работе Орнитологическая символика в лирике М.Цветаевой