Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:13, курсовая работа
Лирическая поэзия – важный элемент школьного курса литературы. Являясь высшим выражением духовной культуры народа, она играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в период её становления и развития. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия открывает младшим школьникам величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, нелегкие пути его к добру, красоте и правде. Глубина чувства, отраженная в лирическом произведении, побуждает читателя пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир.
Последнее тридцатилетие ХХ века ознаменовано в стиховедении и методике преподавания литературы появлением работ, посвященных анализу отдельного лирического произведения, рассматриваемого в единстве его содержания и структуры. При этом в центре внимания оказывается сам художественный текст и его внутренние связи. Однако при таком подходе к анализу лирики важно не "соскользнуть" к "изоляции отдельного литературного произведения от историко-литературного и социально-исторического контекста, к противопоставлению внутренних связей и закономерностей произведения более универсальным, эстетическим, социальным и историко-культурным закономерностям" [4].
Углубленное рассмотрение отдельного поэтического произведения способно привести читателя к пониманию тех или иных сторон исторического движения русской поэзии. Современные стиховеды убеждены, что, читатель должен владеть знаниями, необходимыми для понимания определенных литературных явлений, и это помогает ему ощутить значение различных смысловых и эстетических компонентов стихотворения. Углубленный разбор произведения искусства слова учит читателя вникать в неповторимую прелесть художественного текста, способствует развитию вкуса, свойственной грамотному читателю эстетической культуры.
При этом замечено, что нет универсального "ключа" к любому стихотворению, и каждый лирический текст может требовать разных приемов анализа. Задача читателя здесь в том, чтобы в каждом отдельном случае найти такой "ключ". Даже самые подготовленные читатели не могут до конца исчерпать смысл лирического текста, и каждое следующее поколение способно открыть в шедеврах поэзии что-то новое
Лирика и самый субъективный род литературы, так как поэт делится с читателями своими мыслями и чувствами, и самый "всеобщий", так как лирическое стихотворение способно разбудить ответное чувство и в читателе-современнике, и в последующих поколениях
В лирическом стихотворении литературоведы находят и "лирический сюжет", понимаемый как движение лирического образа, и материальный мир, то есть вещи, природу, людей. Но они не изображаются сами по себе, а рождают у поэта мысли, чувства, ряд ассоциаций, составляющих тематический лирический образ
Важнейший элемент композиции лирического стихотворения - его концовка - то есть разряжение нараставшего эмоционального напряжения, вывод из размышления, обобщение частного случая
Таким образом, только при определении учителем оптимальных методических подходов к изучению лирики, он сможет преодолеть те барьеры, которые стоят на пути читателя, преподать ученикам определенную школу восприятия и понимания лирики.
2.Особенности
восприятия лирических
Художественное восприятие - это глубоко творческий процесс, который поддается управлению и совершенствованию. О возможности влиять на восприятие художественного произведения указывает и А.М.Лисовский в пособии для учителя «Изучение лирики в школе». А.М.Лисовский против высказываний типа: «Пушкин правдиво описывает осень», «В стихотворении реалистически изображена природа Кавказа»; «Некрасов правдиво описывает жизнь крестьян» и т.п., т.к. если исходить из того, что поэт просто что-то описывает, то складывается и соответствующая установка на восприятие: перечисляются признаки осени, называются картины природы - вне постижения авторской позиции. «А это уже противоречит самой сути лирики как искусства слова». «Предмет, явление, факт, вовлеченные в сферу лирического произведения, - это не слепок действительности. Изображенные в стихотворении, они не равны самому явлению - лирическое изображение больше изображаемого, т.к. в нем присутствует человек с его отношением к жизни. И если мы читаем стихи, представляя изображенное, а не изображение, то не в состоянии воспринять позицию автора» [25].
Л.В.Тодоров в книге
«Работа над стихом в школе» высказывает
мысль о неспособности
Л.В.Тодоров выделил
три основных типа восприятия поэтических
произведений. К первому типу, по
его мнению, относятся дети, у
которых развито чувство стиха
(на класс обычно приходится 4-5 человек).
В подобных случаях стихи уже
при первом чтении (даже про себя) воспринимаются в их эстетической
значимости. Такой ученик после внимательного
прочтения стихотворения вполне выразительно,
с верной акцентировкой декламирует его.
Л.В.Тодоров подчеркивает, что эта способность
к восприятию стиха не обязательно сочетается
с другими литературными способностями.
Второй тип учащихся он считает наиболее
многочисленным (в классе обычно человек
20-25). Дети, относящиеся к этому типу, лучше
или хуже воспринимают стихотворение
после выразительного чтения (учителя,
специально подготовленного ученика или
мастера художественного слова в записи).
И, наконец, к
третьему типу автор относит
учащихся, которые плохо воспринимают
стихи. При этом он отмечает,
что в числе таких учеников
могут оказаться и хорошо
Л.В.Тодоров предлагает
определять эти типы учащихся по восприятию
стиха с помощью письменных ответов
на вопросы, бесед, чтением незнакомых
стихов, выразительным чтением
Для двух сильных групп
характерно в целом верное восприятие
поэтического колорита. Устные и письменные
ответы имеют разнообразный и
иногда сугубо личный характер. Другая реакция наблюдается
у третьей группы.
Отклики на стихи обычно вялы и добиться
их от учащихся нелегко. Иногда это прямые
признания, что стихи непоняты, что они
не нравятся. Высказывания о поэтическом
произведении обычно однообразны и чаще
всего представляют пересказ сюжетной
линии.
Хотелось бы отметить, что уже в начальной школе дети неодинаково воспринимают лирические стихи, поэтому можно сделать вывод, что восприятие лирики зависит не только от возрастной группы учащихся, но и от склада психики, от типа нервной системы. Школьная практика и эксперименты ученых- методистов позволяют сделать вывод, что учащиеся одного класса, с одинаковой примерно образовательной подготовкой, обнаруживают очень несхожие результаты восприятия одного и того же стихотворения. С одной стороны, это свидетельство сложности восприятия лирики, особенно языка поэтических ассоциаций. С другой стороны, следует, очевидно, говорить о несовпадении уровней образования и развития школьников.
Таким образом, учащиеся по- разному воспринимают
стихотворения, и, следовательно, необходимо
дифференцировать работу на стадии, следующей
за стиховым анализом. «Для групп с развитым
восприятием стиха обращение к уже проанализированному
произведению под руководством учителя
не имеет смысла.
Такой ученик как читатель теперь
должен остаться наедине с произведением,
соотнести свои впечатления и наблюдения.
Иная реакция учащихся третьей группы
заставляет искать и иной методический
ход. Он состоит в выработке системы заданий,
направленных на привлечение особого
внимания к стиховой специфике. Учащимся
этой группы учитель даёт задания».
В книге «Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процесе изучения литературы в школе» А.В.Терлова говорит о важности живых связей «объективного и субъективного, личного и общественного в образе лирического переживания, поскольку объективные явления действительности воссоздаются в форме субъективного переживания». По словам А.В.Терловой, «именно в нарушении или соблюдении связей субъективного и объективного, личного общего в образе лирического переживания и проявляются различные уровни восприятия лирического стихотворения, различные уровни образной конкретизации и образного обобщения» [6].
Исследованием зависимости восприятия лирики от возрастных групп учащихся занимались З.Я.Рез, Н.Д.Молдавская, В.Г.Маранцман и др. Каждый их них шел своим путем, но результаты их работы во многом сходны. Так, например, исследователи сходятся на мысли, что до старших классов некоторые учащиеся стоят на ступени наивно-реалистического восприятия поэзии. «Однако различные уровни восприятия лирики учащимися заметны уже с 4 класса. Вот что думает по этому поводу З.Я.Рез: «Одни учащиеся склонны к восприятию образно-эмоциональной стороны произведения, других привлекает интеллектуальная содержательность стихотворного текста. С 7 класса более важными становятся субъективные моменты (читают с прямым переносом на себя). Опасность такого отношения к лирике в том, что может сформироваться потребительское отношение к поэзии, выбираться будет то, что касается лишь самого ученика… С возрастом и литературным образованием у учащихся старших классов формируется сознательное эстетическое отношение к лирике, происходит окончательное отступление от «наивного реализма» (при условии, что в классе ведется планомерная работа по воспитанию самостоятельности учащихся, по развитию их воображения)»[23].
Т.П.Сальникова в «Методике обучения чтению» выделяет условия, влияющие на восприятие пейзажной лирики:
1. Наличие у учащихся жизненных представлений, адекватных авторским или приближающихся к ним.
2. Развитие у учащихся
внимания к переживаниям
3. Формирование у учащихся
творческого воссоздающего
На первых этапах знакомства
с лирическим произведением важную
роль также играют личность учителя
и тот психологический климат,
который сложился в классе. Так, А.В.Терлова считает,
что степень активности влияния учителя
зависит от знания педагогом: 1)психологии
восприятия искусства слова вообще; 2)его
своеобразия в младшем школьном возрасте;
3)индивидуальных проявлений у конкретных
учеников; 4)уровня их нравственной, эстетической
культуры. «Эти знания дают возможность
моделировать восприятие учащихся» [6].
А.В.Терлова также обращает внимание на необходимость предварительного настроя. «Известно, что не все произведения в самом лучшем исполнении доходят до сердца учащихся. Необходимо… установление ассоциативной связи между мыслями и представлениями учащихся и образами поэта»[8].
Определяющим, на взгляд А.В.Терловой, моментом для полноценного восприятия стихотворения является чтение художественного произведения. «Чем конкретнее и ярче представления, возникающие при чтении, тем глубже восприятие художественной идеи, тем эффективнее воздействие словесного искусства на читателя. Этим определяются высокие требования, которые предъявляются к качеству выразительного чтения… Само звучание стихотворной речи способствует эмоциональному восприятию и пониманию ее. Подготовленное учителем чтения в классе лирического произведения - важнейший момент работы. Хорошее чтение дает учащимся нередко значительно больше в смысле понимания поэта, чем самый тщательный и умелый разбор - оно говорит само за себя»[4].
Также Е.В.Карсалова обращает
внимание на самую краткую, но не менее
важную, часть урока - небольшую паузу
между чтением и началом
«Стихотворение прочитано. Оно вызвало у учеников душевный отклик,
даже если не все в нем было понятным до
конца. Поэтому после чтения не стоит спешить
с анализом. Такая пауза совершенно необходима».
И очень ответственна первая фраза, первый
вопрос после чтения стихотворения. Первые
вопросы помогают ученикам вжиться в произведение,
выразить читательские впечатления от
него. Конечно, необходима и правильная
работа при анализе изучаемого стихотворения.
А последнее чтение стихотворения на уроке
должно быть особенно ярким, чтобы у школьников
осталось целостное восприятие его, ощущение
праздничности.
Активизации восприятия лирического произведения также способствует музыка, живопись. Это связано с природой самого литературного рода лирики.
Таким образом, можно сделать вывод, что в восприятии лирики особенно важна начитанность школьников, так как, постижение и понимание лирического текста впрямую зависит от уровня литературного развития. Ученики с низким уровнем понимания даже при верных эмоциональных реакциях (что, к сожалению, тоже бывает не всегда) не могут перевести их в понятийный план, то есть, оказываются не способными к интерпретации лирического текста. У развитых учеников при восприятии лирики превалирует личностное отношение к произведению. Работа воображения и осознание художественной формы - самые неосвоенные элементы восприятия при чтении лирики.
ГЛАВА II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
1. Возможности школьных учебников чтения для работы над лирическими произведениями
Исследования показывают, что детям даже в дошкольном возрасте нравится слушать и заучивать наизусть лирические стихотворения, но при условии, что в процесс чтения их вовлекает взрослый. Взрослый не обычный, но знающий и любящий поэзию.
Задача любого учителя литературы в начальной школе заключается в расширении читательского кругозора учеников, в том, чтобы не только следовать за сложившимися интересами, но и развивать новые потребности юных читателей. Глубокое и серьезное изучение лирических произведений в средних и старших классах должно быть подготовлено на начальном этапе образования, где формируются умения чувствовать и сопереживать
Информация о работе Особенности изучения лирических произведений в начальной школе