Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:13, курсовая работа
Лирическая поэзия – важный элемент школьного курса литературы. Являясь высшим выражением духовной культуры народа, она играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в период её становления и развития. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия открывает младшим школьникам величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, нелегкие пути его к добру, красоте и правде. Глубина чувства, отраженная в лирическом произведении, побуждает читателя пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир.
А как его учили плавать! Дядя Саша брал его в лодку, отъезжал от берега, снимал с него одежду и, как щенка, бросал в воду. Сережа неумело и испуганно плескал руками, а дядя подшучивал над ним.
Среди других мальчишек Сережа был коноводом и большим драчуном, ходил всегда с царапинами. Бабушка любила внука, нежности ее не было границ, но и ругала за озорство.
Так протекало его детство. Когда Сережа подрос, его отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским учителем. Но этого не случилось.
Целью и смыслом жизни Сергея стала поэзия. Стихи Сережа начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество началось в 16-17 лет.
“Есенин – нежное имя,
Соловьиный звон.
Кудрями золотыми
Звенел веселый клен.
Из солнечного ливня
Весеннее лицо
Овеял ветер нивный
Цветочною пыльцой”.
Поэт прожил на земле до обидного мало – всего три десятилетия. Он писал, что его песня отзовется и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом.
Вглядитесь внимательно в портрет Есенина. Что вы можете сказать об этом человеке? Каким он был? О чем писал свои стихи?
В своих произведениях поэт воспевал красоту родного края.
– А Родина для Сергея Есенина – это село Константиново под Рязанью.
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, –
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
Родина … С детства знакомое и близкое слово. С чего она начинается? Какие у вас возникают смысловые ассоциации, когда вы слышите слово “Родина”?
Родина, мама, семья, дом, природа, река, любовь, забота, Отечество, Россия.
Чтение ст/я “О матери”.
В своих рисунках вы запечатлели образы, увиденные вами. Всмотритесь внимательно в них, вспомните стихи С. Есенина.
Выставка рисунков.
IV. Чтение наизусть стихотворений С. Есенина, изученных ранее.
“Береза”, “Черемуха”, “Ночь”, “Поет зима – аукает”.
– Сегодня мы познакомимся с новым произведением Сергея Александровича Есенина “С добрым утром”.
V. Первичное восприятие текста.
– Чтение стихотворения учителем.
– Что вы можете сказать об этом произведение?
– Какие чувства оно у вас вызвало?
VI. Упражнения для подготовки к чтению. Гимнастика для глаз
VII. Самостоятельное чтение
VIII. Словарная работа.
Брезжит – рассветать, чуть светится.
Перламутр – ценное вещество с яркой переливчатой окраской. Им покрыты изнутри некоторые раковины.
Затон – вдавшийся в берег речной залив, заводь.
У плетня.
IX. Работа с текстом
– Найдите, как поэт описывает раннее утро в природе.
– Чему “улыбнулись сонные березки”?
– Почему они так красивы?
– В какой наряд “обрядилась” крапива?
– Выбери прилагательные, которые дает автор к словам:
звезды (какие?)
березки
косы
сережки
росы
– Найдите глаголы-действия к существительным.
Звезды – задремали
Свет – брезжит, румянит
Березки – улыбнулись, растрепали
Затон – задрожало
Росы – горят
Сережки – шелестят
Крапива – обрядилась, качается, шепчет.
– Почему это утро поэт называет добрым?
– Давайте попробуем заменить слова автора словами, близкими по смыслу (синонимами):
задремали –
задрожало –
брезжит –
обрядилась –
– Для поэта в природе все живое: и ветер, и лес, и солнце. Все имеет душу, живет, дышит.
Представить, увидеть картины природы помогают образные поэтические слова. Такие слова в литературе называют “эпитетами”.
– Найдите эпитеты.
X. Физкультминутка.
XI. Работа с текстом
– А знаете ли вы, как называется изображение неживых предметов в виде живых существ?
Такой прием называется олицетворением.
– Для чего поэт использует разные приемы для описания утра?
XII. Обобщающая беседа.
Мы вместе с поэтом видим, слышим и ощущаем утро. Скажите своими словами, что он видит
– Что он слышит?
– Расскажите, в какой местности жил поэт, наблюдая утро?
– Докажите, что поэт бесконечно любит свою и нашу с вами – Родину.
XIII. Работа над выразительностью чтения.
Мы представляем всю картину целиком, как бы являемся участниками увиденного поэтом утра. Как мы должны читать стихотворение, что должны передать слушателям?
– Быстро, медленно или торжественно?
– С каким настроением надо прочитать это стихотворение?
XIV. Выразительное чтение
XV. Домашнее задание.
Я надеюсь, вам понравилось это
стихотворение поэта, а дома я
прошу вас выучить его
XVI. Итог урока.
В заключение нашего урока мне хочется поблагодарить вас за работу. Выставление оценок.
Информация о работе Особенности изучения лирических произведений в начальной школе