Особенности изучения лирических произведений в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Лирическая поэзия – важный элемент школьного курса литературы. Являясь высшим выражением духовной культуры народа, она играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в период её становления и развития. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия открывает младшим школьникам величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, нелегкие пути его к добру, красоте и правде. Глубина чувства, отраженная в лирическом произведении, побуждает читателя пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

А как его учили плавать! Дядя Саша брал его в лодку, отъезжал от берега, снимал с него одежду и, как  щенка, бросал в воду. Сережа неумело  и испуганно плескал руками, а дядя подшучивал над ним.

Среди других мальчишек Сережа был  коноводом и большим драчуном, ходил всегда с царапинами. Бабушка  любила внука, нежности ее не было границ, но и ругала за озорство.

Так протекало его детство. Когда  Сережа подрос, его отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским учителем. Но этого не случилось.

Целью и смыслом жизни Сергея стала поэзия. Стихи Сережа начал  писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество началось в 16-17 лет.

“Есенин – нежное имя, 
Соловьиный звон. 
Кудрями золотыми 
Звенел веселый клен. 
Из солнечного ливня 
Весеннее лицо 
Овеял ветер нивный 
Цветочною пыльцой”.                                                                                                    

Поэт прожил на земле до обидного мало – всего три десятилетия. Он писал, что его песня отзовется  и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом.

Вглядитесь внимательно в портрет Есенина. Что вы можете сказать об этом человеке? Каким он был? О чем писал свои стихи?

Приложение 1

                                                                                                    (Продолжение)

 

В своих произведениях поэт воспевал красоту родного края.

– А Родина для Сергея Есенина  – это село Константиново под  Рязанью.

Низкий дом с голубыми ставнями, 
Не забыть мне тебя никогда, – 
Слишком были такими недавними 
Отзвучавшие в сумрак года. 
До сегодня еще мне снится 
Наше поле, луга и лес, 
Принакрытые сереньким ситцем 
Этих северных бедных небес.

Родина … С детства знакомое и близкое слово. С чего она  начинается? Какие у вас возникают  смысловые ассоциации, когда вы слышите  слово “Родина”?

Родина, мама, семья, дом, природа, река, любовь, забота, Отечество, Россия.

Чтение ст/я “О матери”.

В своих рисунках вы запечатлели  образы, увиденные вами. Всмотритесь  внимательно в них, вспомните  стихи С. Есенина.

Выставка рисунков.

IV. Чтение наизусть стихотворений  С. Есенина, изученных ранее. 

“Береза”, “Черемуха”, “Ночь”, “Поет зима – аукает”.

                                                                                                     Приложение 1

                                                                                                    (Продолжение)

– Сегодня мы познакомимся с новым  произведением Сергея Александровича Есенина “С добрым утром”.

V. Первичное восприятие текста.

– Чтение стихотворения учителем.

– Что вы можете сказать об этом произведение?

– Какие чувства оно у вас  вызвало?

VI. Упражнения для подготовки  к чтению. Гимнастика для глаз

VII. Самостоятельное чтение стихотворения  детьми.

VIII. Словарная работа.

Брезжит – рассветать, чуть светится.

Перламутр – ценное вещество с  яркой переливчатой окраской. Им покрыты  изнутри некоторые раковины.

Затон – вдавшийся в берег  речной залив, заводь.

У плетня.

IX. Работа с текстом стихотворения.

– Найдите, как поэт описывает раннее утро в природе.

– Чему “улыбнулись сонные березки”?

                                                                                                    Приложение 1

                                                                                                   (Продолжение)

– Почему они так красивы?

– В какой наряд “обрядилась” крапива?

– Выбери прилагательные, которые дает автор к словам:

звезды (какие?)

березки

косы

сережки

росы

– Найдите глаголы-действия к существительным.

Звезды – задремали

Свет – брезжит, румянит

Березки – улыбнулись, растрепали

Затон – задрожало

Росы – горят

Сережки – шелестят

Крапива – обрядилась, качается, шепчет.

– Почему это утро поэт называет добрым?

Приложение 1

                                                                                                  (Продолжение)

– Давайте попробуем заменить слова  автора словами, близкими по смыслу (синонимами):

задремали – 

задрожало – 

брезжит – 

обрядилась –

– Для поэта в природе все  живое: и ветер, и лес, и солнце. Все имеет душу, живет, дышит.

Представить, увидеть картины природы  помогают образные поэтические слова. Такие слова в литературе называют “эпитетами”.

– Найдите эпитеты.

X. Физкультминутка. 

XI. Работа с текстом стихотворения  (продолжение).– Для чего поэт использует эти слова          

                                                                                    

– А знаете ли вы, как называется изображение неживых предметов в виде живых существ?

Такой прием называется олицетворением.

Приложение 1

                                                                                                  (Продолжение)

– Для чего поэт использует разные приемы для описания утра?

XII. Обобщающая беседа.

Мы вместе с поэтом видим, слышим и ощущаем утро. Скажите своими словами, что он видит

– Что он слышит?

– Расскажите, в какой местности  жил поэт, наблюдая утро?

– Докажите, что поэт бесконечно любит свою и нашу с вами – Родину.

XIII. Работа над выразительностью  чтения.

Мы представляем всю картину  целиком, как бы являемся участниками  увиденного поэтом утра. Как мы должны читать стихотворение, что должны передать слушателям?

– Быстро, медленно или торжественно?

– С каким настроением надо прочитать  это стихотворение?

XIV. Выразительное чтение стихотворения.

XV. Домашнее задание.

Я надеюсь, вам понравилось это  стихотворение поэта, а дома я  прошу вас выучить его наизусть.

XVI. Итог урока.

Приложение 1

                                                                                                  (Продолжение)

В заключение нашего урока мне хочется  поблагодарить вас за работу. Выставление  оценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности изучения лирических произведений в начальной школе