Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:13, курсовая работа
Лирическая поэзия – важный элемент школьного курса литературы. Являясь высшим выражением духовной культуры народа, она играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в период её становления и развития. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия открывает младшим школьникам величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, нелегкие пути его к добру, красоте и правде. Глубина чувства, отраженная в лирическом произведении, побуждает читателя пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир.
Начиная с младших классов, следует практически показывать учащимся, что прочесть лирическое стихотворение - «не безделица»: его надо понять, пережить и нужно передать слушателям чувства и мысли поэта так, чтобы они пережили то же. Первое чтение должно захватить учеников, доставить им эстетическое наслаждение. Художественное чтение в классе создает ту увлеченность произведением, предрасположенность к нему, без которого нет подлинного анализа. Живой голос учителя способен сделать многое. По мнению А.В.Терловой, учебная деятельность учащихся при слушании чтения учителя заключается в творческом восприятии читаемого произведения, в активной работе воображения, эмоциональной сферы сознания. «Эта деятельность носит индивидуальный и весьма интимный характер. В младших классах она внешне проявляется прежде всего в выражении лица школьников, различных эмоциональных откликах-восклицаниях, отражающих удивление, возмущение, одобрение» [6].
По словам Е.В.Карсаловой, при первичном чтении не стоит давать никаких вопросов и заданий, чтобы не разрушать целостности восприятия. «При чтении стихотворения учебники должны быть закрыты, чтобы ни что - ни иллюстрации, ни сноски - не отвлекали учащихся от восприятия поэтического слова. В начале анализа дадим школьникам минуту-другую, чтобы перечитать стихотворение» [19].
После первичного чтения небольшая пауза позволит учителю увидеть, как воспринято стихотворение, а ученикам еще немного побыть в мире поэта, снимет резкость перехода от эмоцио к рацио.
В пейзажной лирике, с которой чаще всего сталкивается младший школьник, используется прием так называемого психологического параллелизма, с помощью которого автор подчеркивает аналогию, параллель между картинами природы и настроением лирического героя. Поэтому понять основное содержание такого стихотворения – значит воспроизвести в собственном воображении пейзажные картины и уловить скрываемое за ними переживание лирического героя.
Интонация первых слов или вопросов должна
соответствовать настрою прочитанного
стихотворения. Во многих случаях полезно
начать с вопроса об основном чувстве,
выраженном в стихотворении, возникшем
при его слушании.
Если прозвучало пейзажное стихотворение,
можно идти от зрительного образа, который
возник в сознании учеников: что представляли,
когда слушали стихотворение и т.д.
Е.В.Карсалова дает советы, рекомендации
относительно анализа стихотворения:
«каждое поэтическое
Несмотря на это Е.В.Карсалова выделяет элементы, без которых мы не можем обойтись при анализе любого стихотворения:
Это, прежде всего, по её мнения, вопрос
о настроении, интонации, смене интонаций
в стихотворении. Каждое поэтическое произведение
рождалось в момент наивысшего состояния
души поэта, особого «всплеска чувств».
«Понять, какое настроение, чувство выражено
в стихотворении, как менялась поэтическая
интонация, - значит сделать шаг в его эстетическом
осмыслении.
Не обязательно этот вопрос прозвучит
прямо. По сути дела, почти все вопросы,
приводившие учеников от восприятия к
анализу, были на осмысление именно поэтического
настроения. В зависимости от того, какие
краски выберут ученики для своей словесной
картины, станет ясно, какое состояние
поэта они в стихотворении почувствовали.
Это поэтическое настроение сложное или
меняется, лучше задуматься над ним не
в начале, а в процессе или в конце анализа,
в любом случае мы считаем этот вопрос
необходимым.» [23].
Основой работы при анализе произведения
является постижение поэтического слова
и образа. Именно через слово, яркое, эмоциональное,
максимально насыщенное, передает поэт
свои жизненные впечатления. Именно метафоричность
поэтического слова, частое несовпадение
образа и понятия вызывает затруднения
школьников при чтении стихов. Е.В.Карсалова
отмечает две крайности, которые часто
встречаются на уроках по изучению лирики:
1)недооценка работы над поэтическим словом,
стремление определить идейный смысл
стихотворения без достаточного вчитывания,
проникновения в него, а значит, и сопереживания
и 2)дотошное комментирование едва ли не
каждой строки, после чего стихотворение
станет понятным, но может утратить своё
неповторимое обаяние. Здесь автор считает
особенно важным принцип избирательности,
экономичности, отбор наиболее ярких,
интересных поэтических образов, которые
она называет «опорными», «ударными».
Научить школьника видеть их, выделять
в поэтическом произведении, задумываться
над их выразительностью и многозначностью
- это и есть культура восприятия поэтического
слова. «Если стихотворение интересно
построено, такая работа идёт совместно
с анализом композиции: выделяем основные
части, определяем их значение, эмоциональный
настрой, работаем над «ударными» словами
каждой.
Именно благодаря этой работе
школьники проникаются настроением поэта,
входят в мир его образов. Вот теперь, в
финале анализа, можно обратиться к определению
идеи стихотворения как выражению душевного
опыта, чувств и переживаний поэта» . Е.В.Карсалова
приводит варианты работы: какие чувства
и мысли вызывает данная картина, событие,
жизненное впечатление?
Что можно сказать о поэте
как о человеке, прочитав это стихотворение?
Каким вы представляете себе автора этого
произведения? В каких еще произведениях
этого или других авторов раскрывается
близкая тема? Сравните эти стихи.
В процессе анализа стихотворного произведения
необходима и работа над его выразительным
чтением. Важно посвятить ей особый
этап урока - желательно с установкой на
заучивание всего стихотворения или его
отрывка. Работая над выразительным чтением,
хорошо показать школьникам, что большая
часть стихотворения может остаться в
памяти на самом уроке, если быть внимательным
читателем, вслушиваться и вдумываться
в поэтические строки.
Последнее чтение стихотворения на уроке
должно быть особенно ярким, чтобы у школьников
осталось целостное восприятие его, ощущение
праздничности.
Е.В.Карсалова также уделяет внимание и заучиванию стихов наизусть. По её мнению, дети не любят заучивать стихи, т.к. они это делают неправильно. В связи с этим автор предлагает следующие советы:
«Никогда не учите стихи построчно.
Внимательно прочитайте стихотворение, лучше вслух, два-три раза, стараясь передать настроение, вдумываясь в смысл и звучание отдельных строк.
После этого закройте книгу и попробуйте прочитать стихотворение наизусть. Сразу выяснится, что уже запомнилось. Восстановите забывшееся в первом четверостишии, несколько раз его прочитайте, добиваясь выразительности чтения.
Присоедините к первому четверостишию второе, сверясь с текстом. Таким образом выучите стихотворение целиком.
Два-три раза прочитайте
его полностью вслух при
Обязательно повторите
стихотворение вечером или утро
[23]
Здесь же находим и рекомендации относительно домашнего задания (если задано выучить стихотворение наизусть). «Не стоит злоупотреблять проверкой домашнего задания на одном уроке, лучше с этой работы начать несколько следующих, напоминая о необходимости повторять стихотворение.» [24].
Активизации восприятия
лирического произведения также способствует музыка.
Это связано с природой самого литературного
рода лирики. Музыка помогает создать
атмосферу искусства на уроке, помогает
переключить сознание учащихся с математики
и русского языка на высокий строй поэзии.
Но, как верно заметила Е.В.Карсалова при
условии строгого и тщательного отбора
музыки.
В.П.Медведев в своей работе «Изучение лирики в школе» высказывает мысль, что «задача учителя не в том, чтобы найти дубликат лирическому образу (каждое художественное явление неповторимо), а в том, чтобы через сопоставление глубже раскрыть природу лирического стихотворения. Этим определяется и отбор художественных произведений. Тематическая близость далеко не всегда может служить критерием отбора. Необходимо, чтобы рассматриваемые произведения были близки по своему образному строю, стилю, настроению.» [27].
В.П.Медведев предлагает
несколько форм такой работы. «Прослушивание
музыкальных произведений на вступительных
занятиях позволит настроить учащихся
на определенную музыкальную волну». На этом этапе работы он предлагает
обратиться к инструментальной музыке
и либо совсем отказаться от музыковедческих
комментариев, либо ограничиться указанием
на характер музыки и основные музыкальные
темы. Выбор музыкального произведения
зависит от содержания стихотворения.
Другая форма применения музыки, по В.П.Медведеву,
- мелодекламация, чтение стихов на музыкальном
фоне.
Особенно большое значение при изучении
лирики имеет обращение к романсам на
стихи поэта. Есть стихотворения, которые
так слились с музыкой, что без неё их трудно
представить. Е.В.Карсалова предлагает
при последнем чтении стихотворении на
уроке обратиться к музыкальной интерпретации
стихотворения - романса на стихи поэта.
«После прослушивания уместны вопросы:
удалось ли композитору передать то настроение,
которое выражает автор стихотворения?
Совпадают ли поэтическое и музыкальное
произведения по чувству, эмоциональному
настрою»[27].
Какие методические приемы стоит использовать при работе с лирикой?
Исходя из этого, учитель должен как можно больше времени уделять анализу поэтических картин природы в произведениях пейзажной лирики. Одновременно ему следует учить юного читателя видеть за картинами природы чувства и переживания автора и героя. Традиционной ошибкой на уроках в начальной школе является неполнота «расшифровки» пейзажного образа: работа с текстом заканчивается анализом природных образов, не доходя до осмысления основного содержания лирического текста – чувств, переживаний, размышлений лирического героя.
Для решения этих задач учитель может активно использовать такие методические приемы, как словесное и графическое рисование, а также он не должен забывать о таких вопросах, как:
Какую по настроению музыку вы подобрали бы к этим картинам
С какими трудностями встречается учитель при работе с лирикой?
Назовем наиболее характерные из них. Они связаны со сложностью восприятия лирического текста детьми.
Для читателя младшего школьного возраста художественное исследование невидимых и тончайших человеческих переживаний малодоступно, потому что в этом возрасте ребенок еще не способен к самостоятельному и адекватному осмыслению как собственного, так и чужого внутреннего мира. Эта способность начинает формироваться лишь в период отрочества одновременно со становлением самосознания.
Однако работа с лирическими произведениями во многом помогает преодолеть инфантилизм восприятия и понимания человеческого «я», развить у учащихся способность к рефлексии, к проникновению в тайны и глубины человеческой души. Лирика как род литературы является оптимальным художественным материалом, развивающим у читателя эту важнейшую человеческую способность.
Другая трудность при работе
с лирикой связана с
При анализе пейзажной лирики особую сложность для ребенка-читателя представляет необходимость воспроизведения в собственном сознании картин природы. Для того чтобы этот процесс был более продуктивным, учитель должен заботиться о постоянном накоплении и расширении зрительных, слуховых, эмоциональных впечатлений младших школьников. Этому способствуют и непосредственное знакомство детей с явлениями природы на прогулках и экскурсиях, и анализ произведений смежных искусств (живопись, графика, музыка) на уроках музыки и изобразительного искусства. Внимательный зритель и слушатель чаще всего становится и вдумчивым читателем.
Пожалуй, одним из самых трудных моментов в восприятии и осмыслении лирического текста является необходимость «расшифровки» условных поэтических средств, с помощью которых и творит художник слова. В данном случае речь идет и о своеобразии мелодики стиха, или так называемой звукописи, и об особенностях поэтического синтаксиса (повтор, инверсия, антитеза, риторический вопрос и риторическое восклицание и т. д.). Однако и для младшего школьника, и для учителя начальной школы первостепенную значимость имеют лексические средства выразительности художественной речи, поэтому и остановимся на этой теме более подробно.
Как работать с выразительными средствами языка лирических произведений?
Особую трудность у учащихся начальных классов вызывает работа над выразительными средствами языка, так называемыми тропами. Тропы – это слова, употребленные в переносном значении. Часто младшему школьнику бывает трудно уловить и осмыслить переносное, иносказательное значение поэтического слова. Однако именно с помощью тропов поэтический язык приобретает особую смысловую насыщенность и музыкальную выразительность, завораживающие читателя. Поэтому учителю необходимо обучать юных читателей чувствовать красоту, необычность, выразительность и многозначность этих средств поэтического языка.
Информация о работе Особенности изучения лирических произведений в начальной школе