Особенности использования художественной детали в романе «Обыкновенная история»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в выявлении особенностей и определении роли художественной детали в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история». Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Дать определение художественной детали и определить ее роль в литературе;
Охарактеризовать метод Гончарова и доказать, что деталь играет в его творчестве важное место;
Рассмотреть портретные, пейзажные и предметные детали в романе, определить их специфику.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава I. Художественная деталь
Определение понятия ………………………………………………….5
Вещь как художественная деталь……………………………………..8
Пейзажные детали…………………………………………...………..11
Портретная деталь…………………………………………………….15

Глава II. Художественный метод И.А. Гончарова
2.1. Особенности реализма писателя……………………………………….18
2.2. Гончаров – мастер художественной детали…………………………..20

Глава III. Особенности использования художественной детали в романе «Обыкновенная история»
Портреты героев «Обыкновенной истории»……………………….22
Художественная деталь как выразитель душевного состояния…..26
Невербальная детализация в произведении………………………..30
Взгляд и его функция………………………………………………..33
Сопутствующая и диссонансная деталь……………………………35
Пейзажное искусство Гончарова…………………………………...39

Заключение…………………………………………………………………43
Список использованной литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Художественная деталь в романе И.А. Гончарова Обыкновенная история.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Невербальная  детализация в произведении

 

В ситуациях общения невербальные формы поведения: жесты, мимика, взгляд, походка, смех, слезы и т.п. – могут передавать информацию и уходить глубоко в подтекст. Информация, которую передают невербальные «языки», нередко расходится со смыслом слов; кроме того, она сама бывает противоречивой (так, жесты могут означать приветствие и радость, а взгляд быть враждебным). В литературном произведении значимость такой конкретизации вряд ли будет оспорима. Не будем останавливаться только на ситуациях общения, проанализируем так же характерные каждому персонажу жесты и движения, отражающие его позицию по отношению к какой-либо ситуации, посмотрим на индивидуальные жесты, а таковые еще больше раскроют нам героя.

Начнем с  Александра Адуева. Вспоминая его  перед отъездом и в первые несколько дней нахождения в Петербурге, нельзя не вспомнить характерный для него всплеск чувств, который у него выражался в желании обнять собеседника, будь собеседник дядей или другом. И, конечно, мы понимаем, что этот жест, внесенный Гончаровым неспроста,  говорит об открытости и душевной простоте молодого человека, о добрых качествах, воспитанных в деревне. И какой неожиданностью был для Адуева-старшего этот порыв племянника обнять его. Он продолжал бриться, как будто не замечая гостя. И видимо, Гончаров намеренно говорит о том, что уже после поступления на работу у Александра не возникает такого желания. Город меняет в Адуеве-младшем даже походку: «Легкая и шаткая поступь стала ровною и твердою ».

Стоит обратить внимание на финальную сцену в  эпилоге. И дядя, и племянник противоречат своему внутреннему существу: «И они обнялись. - Насилу, в первый раз! – провозгласил Петр Иваныч. - И в последний, дядюшка: это необыкновенный случай! – сказал Александр». Герои романа, обнимаясь, как бы меняются в этот момент местами; каждый совершает «необыкновенный» поступок. Однако оба эти поступка говорят о вполне «обыкновенном» процессе примирения недавних противников на их общем пути к «карьере и фортуне». Пусть дядя не может идти далее – племянник отныне займет его место.

Дружба Александра и Поспелова на страницах романа предстает как самая настоящая. В начале романа он «прискакал за шестьдесят верст, чтобы проститься с Александром», потом Александр пишет ему  письмо, желая высказать все, что  происходило у него в тот момент в душе. Но время и город меняют его, и лучший друг уже зевает, садясь рядом с Адуевым, а затем, не выдерживая, смеется над излияниями души, над тем, что Александр все еще живет мечтами и воспоминаниями о прошлом.

Как деньги являются постоянной составляющей разговора дяди, так и слезы на протяжении всего произведения являются выразителем настоящих искренних чувств. Особенно ярко слезы представлены в первой части романа. Мать провожает сына – самые искренние чувства были именно в этих слезах. Причем Гончаров пользуется методом градации: слезы, всхлипывания и, наконец, рыдания. Александр после первой разбившейся любви рыдает у дяди в кабинете.

Обратимся к  Петру Иванычу Адуеву. Сравнивая  походку, которая оформилась у его  племянника после двух лет нахождения в Петербурге и походку его самого, можно найти общее: «С ровной, красивой походкой, с сдержанными, но приятными манерами», - у Петра Адуева и «ровная и твердая походка» - у Александра. Намеренное использование повторяющегося слова «ровная» придает определенную символику возникающей между ними схожести, слияние образа жизни обоих в единую концепцию - «делать дело».

Приемы невербальной детализации встречаются в «Обыкновенной  истории» в самых различных вариациях  – это и мимика, и походка, и  слезы, и смех. Их значимость стоит наравне с остальными функциями детали. На роли взгляда в произведении стоит остановиться подробнее, поскольку он наиболее емко отражает внутреннюю сущность героя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4. Взгляд  и его функция в произведении

 

Для Гончарова использование глаз персонажа, чтобы показать его душу, раскрыть все ее потаенные уголки, о которых иногда невозможно сказать словами, является частым и действенным приемом. Взгляд иногда может сказать намного больше, чем это умеет сделать слово.

Здесь мы прежде всего обратимся к женским  образам, потому что именно в женском  взгляде, по мнению Гончарова, можно  увидеть всю пылкость и силу чувств.

Обратимся еще  раз к сцене прощания Аграфены с Евсеем. «Аграфена Ивановна посмотрела на него искоса. И в этом взгляде выразилась вся тоска ее и вся ревность».

Описания глаз Любецкой не могут не привлечь внимания, похоже, что Гончаров стремился отчетливо  прорисовать всю натуру этой девушки: «когда она поднимет глаза, вы сейчас увидите, какому пылкому и нежному сердцу служат они проводником. Вдруг бросят будто молнию, обожгут и мгновенно спрячутся под длинными ресницами; вас озарит кроткое сияние взоров как будто медленно выплывшей из-за облаков луны». Ее же взгляд при разговоре с Александром о помолвке: «С оттенком легкой задумчивости в глазах и без улыбки, а как-то рассеянно». И если бы Адуев мог глубже анализировать взгляд, видеть сквозь них душу, возможно, не возникло бы надежды об их бесконечном счастье в семейной жизни в будущем, о невозможности которой говорил взор Наденьки в ту минуту.

Образ Тафаевой сильно отличается от Любецкой, не надо углубляться, потому что уже по описанию глаз, пусть не таком детальном, но мы видим между ними разницу, которая  потом так четко отражается на их отношении к Александру - «взгляд кроткий и всегда задумчивый, частию грустный». Разве могла девушка с такими глазами поступить с Александром так, как это сделала Наденька. «Ее глаза горели лихорадочным блеском» при ссоре с человеком, которого она так сильно полюбила. Заметим, что когда Наденька  говорила Александру о том, что полюбила другого, ее взгляд описан только в ту минуту, когда она подняла глаза от фортепиано – в них была боязнь. И вряд ли это чувство было хоть как-то связано с любовью к Александру, она боялась его гнева, но никак не сожалела о том, что все закончилось.

Скажем немного  о глазах Александра. После двух лет нахождения его в Петербурге, изменился он сам, а значит, и прежняя  наивность сменяется на блистающую в глазах самоуверенность и отвагу, «прежняя восторженность на лице умерялась легким оттенком задумчивости…».

Итак, функция  взгляда в произведении чрезвычайно  важна. Детальное описание каждого  персонажа сменяется изображением взгляда, меняющегося в зависимости  от ситуации и от внутреннего переживания  ее героем. Похожие ситуации никогда не будут восприниматься одинаково, и взгляд героя на ситуацию, как в прямом, так и в переносном смысле, будет приобретать свойственную именно ему характерную, отличительную черту. Акцентируя внимание на взгляде при описании своих персонажей, Гончаров перестраивает свое произведение, психологизирует его, и тем самым, поднимает его на высокий художественный уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.5. Сопутствующая  и диссонансная деталь

 

С каждым героем художественного произведения  ассоциируются  те или иные вещи, которые на протяжении всего романа косвенно, или напрямую связаны с ним, либо постоянным присутствием, либо постоянным использованием их героем в своей деятельности.

В связи с  этим вспомним Александра Адуева. Гончаров не стал выдумывать каких-то особенных вещей, которые бы сопутствовали главному романтику произведения. Зная склад ума, с которым Александр приехал в Петербург и  с которым первые два года пробыл в нем, можно, не идя далеко, увидеть его пишущим стихотворения, или роман, в котором отразятся все его внутренние терзания и переживания. Именно таким и изображен племянник Петра Адуева. Когда издатель журнала, к которому Адуев-старший относит один их тех самых романов своего племянника,  говорит о никчемности этих трудов, называет автора их (Александра) незрелым, слишком субъективным, он вынужден все то, что копилось многие годы: тетради, листки, клочки с начатыми стихами, - выбросить, сжечь. Вещи, представляющие часть его внутреннего мира, должны быть уничтожены. Уничтожая их, он терял часть себя, оставлял себя на растерзание огня: «…края его (листа) загнулись, он почернел, потом скоробился и вдруг вспыхнул; за ним быстро вспыхнул другой, третий, а там вдруг несколько поднялись и загорелись кучей, но следующая под ними страница еще белелась и через две секунды тоже начала чернеть по краям».

Одним из интересных моментов в произведении является объяснение Александром дяде и тете смысла понятий  любовь и дружба. Он «достает из бумажника  две осьмушки исписанной бумаги». Эти  маленькие и затертые листочки сразу возносятся в нашем сознании на уровень высоты тех понятий, которые указаны в них, и сразу же опускаются до никчемности. Как сильно влияние детали!

Вспомним, как  живут Петр Адуев с Лизаветой  Александровной – на большой улице, занимают хорошую квартиру, в постоянном достатке. Проанализировав весь роман, невозможно вспомнить момента, где бы Адуев старший упоминался вне связи с такими вещами как деньги, вино, сигары, еда. Александр рассказывает о том, что Наденька предала его и любит теперь графа– дядя ест индейку; племянник рассказывает о душевной боли – от близкого родственника следует либо предложение денег, либо он вспоминает, что еще не обедал сегодня.

Обратим внимание на разговоры о деньгах, которые  проходят через весь текст «Обыкновенной истории». Уже во время первого своего разговора с племянником Адуев-старший говорит ему: «Матушка просила снабжать тебя деньгами… Знаешь, что я тебе скажу: не проси у меня их, это всегда нарушает доброе согласие между порядочными людьми. Впрочем не думай, что я тебе отказывал: нет, если придется так, что другого средства не будет, так ты, нечего делать, обратись ко мне…». Александр не только хорошо запомнил это холодное предложение, но и дал ему почти аллегорическое истолкование. Для него одолжить у дядюшки деньги равносильно тому, чтобы в какой-то мере согласится с его жизненной философией, пойти с ним на компромисс. «Я, кажется, не часто беспокоил вас», - холодно отвечает Александр дядюшке, когда тот во время романа с Наденькой предупреждает племянника, чтобы он не просил у него «презренного металла». Но вот Александр отрекся от своего юношеского романтизма, вступил на новую практическую дорогу. «Ну, неужели тебе и теперь не нужно презренного металла? Обратись же ко мне хоть однажды. – Ах, нужно дядюшка: издержек множество. Если вы можете дать десять, пятнадцать тысяч…». Это согласие знаменует собой трогательный союз дяди и племянника, навсегда отрекшегося от своих былых романтических иллюзий.

По контрасту  с этим создан образ жены Петра  Иваныча. «Лизавета Александровна взглянула на роскошную мебель и на все игрушки и дорогие безделки своего будуара – и весь этот комфорт, которым у других заботливая рука любящего человека окружает любимую женщину, показался ей холодною насмешкою над истинным счастьем». Как контрастирует ее внутренний мир с предметами, окружающими ее постоянно, но не представляющими для нее абсолютно ничего.

Говоря о  детали, которая вносит некий разлад и вступает в противоречие с общей  канвой эпизода, или самим героем (т.е. о диссонансной детали), обратимся также к образу Наденьки Любецкой.

Гуляя с Александром, ее заняла букашка: «…попаду ли я каплей на букашку, вот что ползет по дорожке?.. Ах, попала! бедненькая! она умрет!». Наденька начала дышать на нее, пытаясь  спасти, но стоило букашке начать шевелится, как «Наденька вздрогнула, быстро сбросила ее на землю и раздавила ногой». В данном случае намеренное включение в разговор такого маленького, незначимого элемента как букашка несет на себе очень важную функцию. Отношение к букашке абсолютно то же, что и к Александру: влюбить в себя, помочь осознать, что такое любовь (нести на ладони, дышать, пытаясь таким образом спасти), а потом разлюбить и бросить любящего тебя человека (раздавить букашку ногой).

Подобно предыдущей диссонансной детали выступает еще одна, также связанная с Любецкой. « – Александр Федорыч! – раздалось опять с крыльца, – простокваша давно на столе. – За мигом невыразимого блаженства –  вдруг простокваша!! – сказал он Наденьке. – Ужели все так в жизни? – Лишь бы не было хуже, – весело отвечала она, – а простокваша очень хороша, особенно для того, кто не обедал». Замечаем явное диссонирование чувств Александра и слов Наденьки о простокваше. Деталь преподносит нам те мысли Нади, которые были в действительности в ту минуту: «Наша любовь еще не так блаженна, этим она и хороша. Но я уверена, что вскоре полюблю по-настоящему, и вряд ли вас, Александр».     

Еще один момент, на котором следует остановиться – Александру привезли немецкую рукопись для перевода: «Что это – проза? – сказал он, - о чем же?» От радости у Александра дрожали руки, когда он распечатывал пакет. И прочитал написанное наверху карандашом: «О наземе, статья для отдела о сельском хозяйстве».

Итак, Гончаров использует в романе диссонансную деталь – видим это на примере образа Лизаветы Александровны, Наденьки Любецкой и Александра. Функция сопутствующей детали является не новой для литературы, но у каждого писателя теряется тот общий смысл, который изначально был вложен в этот термин, и приобретается та конкретность и индивидуальность,  которая в совокупности с чертами характера героя составляет целостный и неповторимый образ, как это происходит с Александром Адуевым и его дядей в романе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.6. Пейзажное  искусство Гончарова

 

Пейзаж является одним из самых мощных средств для создания воображаемого, «виртуального» мира произведения, важнейшим компонентом художественного пространства и времени.

Информация о работе Особенности использования художественной детали в романе «Обыкновенная история»