Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 20:04, курсовая работа
Традиционное представление об уровне образования в начальной школе строится на его грамотности – в основе, которой лежат письмо, чтение, арифметический счет, каллиграфический почерк и знание текста наизусть. Изменения в школьном образовательном процессе привели к новому понятию в начальном звене – функциональной грамотности. Функциональная грамотность зависит от требований общества, от новых технологий, которые совершенствуются постоянно. Основным стержнем становится способность младших школьников отыскивать необходимую информацию, моделировать новые процессы, формулировать правила и изобретать алгоритмы решения задач
Введение 3
Глава 1. Лингвометодические основы развития связной речи в начальной школе 6
1.1 Речь, виды речи 6
1.2 Виды текстов для создания сочинений 11
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Психолого-педагогические основы развития связной речи учащихся начальных классов в процессе обучения 17
2.1 Особенности мышления младших школьников 17
2.2 Причины появления трудностей при написании сочинений в младшем школьном возрасте 20
Выводы по второй главе 21
Глава 3. Методика работы над развитием письменной монологической речи в начальных классах 23
3.1 Традиции отечественной методики в осмыслении проблем написания сочинений учащимися младших классов 23
3.2 Анализ методического обеспечения процесса обучения связной речи на уроках русского языка 25
3.3 Методика проведения сочинения на основе жизненного опыта 27
Выводы по третьей главе 31
Заключение 33
Список литературы 35
Курсовая работа
Особенности написания сочинений на основе жизненного опыта в начальной школе
Традиционное представление об уровне образования в начальной школе строится на его грамотности – в основе, которой лежат письмо, чтение, арифметический счет, каллиграфический почерк и знание текста наизусть. Изменения в школьном образовательном процессе привели к новому понятию в начальном звене – функциональной грамотности. Функциональная грамотность зависит от требований общества, от новых технологий, которые совершенствуются постоянно. Основным стержнем становится способность младших школьников отыскивать необходимую информацию, моделировать новые процессы, формулировать правила и изобретать алгоритмы решения задач. Проблема усвоения и использования в речи разнообразных средств языка в начальной школе является одной из важных проблем методики преподавания словесности в современное время. Это связано, в первую очередь, с речевой деятельностью школьников, с несформированностью сознательного отношения к языку и его особенностям. Актуальность данного вопроса заключается в том, что все наблюдения за процессом обучения связной речи в 1 - 4 классах показывают, что овладение этими навыками остается не на высоком уровне. Навыки устной монологической речи осваиваются гораздо быстрее, письменная речь вызывает затруднения. Это можно объяснить: во-первых, мало уделяется внимания созданию текста по художественному образцу, во-вторых, научить связно выражать свои мысли можно только путем опоры на сознательное усвоение речевых единиц, в-третьих, сам ребенок должен быть заинтересован в овладении навыков связной речи и уметь правильно оценить свои действии. Огромная роль принадлежит психологической установке детей начальной школе к сочинению: младшие школьники неохотно работают над сочинением, так как это требует большой затраты времени. Модернизация школьного образования дала возможность создать новые программы, учебники и методические пособия, в которых в системе разработаны методы и приемы формирования и развития связной речи младших школьников. Большую роль в системе развития речи в процессе изучения лексического материала на уроках сыграли концепции Занкова Л.В., Эльконина Д.Б., Давыдова В.В. Все эти концепции строились на исследовании гипотезы Л.С. Выготского о взаимозависимости обучения и развития младших школьников. При этом утверждалось, что процесс развития детей не совпадает с процессом обучения в образовательном учреждении. Ученые-исследователи пытались обнаружить все психологические компоненты, возникающие в ходе обучения в начальных классах. В первую очередь обращалось внимание на такие компоненты, как: учебная деятельность и ее субъект, абстрактное мышление школьников, произвольное управление. Действия этих ученых послужили почвой для других экспериментаторов, которые подтвердили различия у учащихся начальных классов между эмпирическими и теоретическими знаниями. [5, с. 18].
В начальной школе выбраны различные направления в обучении навыков устной и письменной речи младших школьников, среди которых широкое развитие получило направление по развитию способностей учащихся воспринимать, понимать и использовать в своей речи лексический материал, способствующий развитию письменной связной речи. Этот вопрос отражен в трудах и исследованиях Е.А. Быстровой, А.И. Власенкова, А.П. Еремеевой, В.И. Капинос, Т.С. Кудрявцевой, М.П. Львова, С.И. Львовой, М.М. Разумовской, М.С. Соловейчик.
Объект исследования: процесс развития речи учащихся третьего класса.
Предмет исследования: методика написания сочинений на основе жизненного опыта.
Цель исследования: теоретически обосновать методику работы над сочинениями на основе жизненного опыта в начальной школе и практически реализовать теорию через анализ программного материала по русскому языку для третьего класса.
Для реализации основной цели были разработаны следующие задачи:
1. Изучить и теоретически осветить предпосылки развития связной речи в начальной школе.
2. Показать психологические особенности развития детей и их влияние на речевые способности.
3. Раскрыть методику работы над сочинением на основе жизненного опыта.
Методы исследования:
- изучение
психолого-педагогической и
- анализ программы по русскому языку и учебных пособий под редакцией Т.Г. Рамзаевой.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем подробно рассмотрены особенности развития речи младших школьников в тесной связи с психологическими особенностями восприятия окружающего мира. В теоретическом плане было доказано, что обучение связной устной и письменной монологической речи начальной школе необходимо проводить в системе с использованием коммуникативных упражнений.
Информационная база исследования: Программа для начальных классов, учебники и методические пособия, статьи, лекционный материал.
Курсовая работа состоит из двух частей: в первой части раскрываются теоретические понятия и проблемы развития связной речи у учащихся начальных классов через философский, психологический и педагогический подходы. В первой части показана классификация сочинений, тематика сочинений и методы ее раскрытия. Во второй части – практической дан анализ Программы «Школа России» и методических пособий по русскому языку в третьем классе.
1.1 Речь, виды речи
В течение многих десятилетий не исчезает интерес ученых, психологов, педагогов, методистов к развитию речи в начальной школе. Это направление рассматривается с разных позиций, предлагаются методические пособия, проводятся семинары, тренинги.
В области философии речь рассматривается во взаимосвязи с мышлением. Предположения об этой связи высказывались еще Аристотелем. Он утверждал, что мышление на поверхности выступает как речение, все слова, высказывания связаны с объективной реальностью, с миром вещей и процессов. По мнению ученых, общение людей может происходить только при помощи мышления, которое связано с языком как со своей формой, ведь мысли людей могут возникать и существовать в виде слов, предложений. Мыслей, обособленных от языка, не бывает. «Язык не есть нечто отрешенное от мысли, а напротив, органическое ее создание, в ней коренящееся и беспрестанно из нее вытекающее, - подчеркивал К.Д. Ушинский [18, с. 19].
Язык дает возможность ребенку понимать общее в предметах и явлениях, их связях и отношениях, соотносить и сравнивать понятия. Таким образом, в философской интерпретации язык «определяется как система знаков, служащая средством человеческого общении, мышления и выражения».
Язык является специфическим средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением. Прежде чем раскрыть сущность «развитие речи школьников», необходимо рассмотреть два понятия: «речь» и «язык», их взаимосвязь, эта необходимость сопоставления связана с тем, что между этими понятиями много общих компонентов, поэтому их часто путают.
Речь – это процесс двусторонний: один участник такого процесса создает высказывание в устной или письменной речи, другой это высказывание воспринимает (слушает или читает).
Речь – это человеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языковых средств.
Язык – это система вербальных знаков, относительно независимая от индивида, служащая для цели коммуникации, формирования мыслей, закрепления и передачи общественно-исторического опыта. Язык – это многоуровневая система со своими требованиями и ограничениями по всем уровням [15, с.23].
Эти два понятия неразрывно связаны между собой, их объединяет важнейшая функция – коммуникативная. С помощью речи люди общаются, передают определенные сведения, выражают свои мысли, чувства, идеи и тем самым воздействуют друг на друга.
Следовательно, речь человека – это продукт речевой деятельности, в ходе которой используются различные виды текста, внутритекстовые связи, стили речи, своеобразные речевые жанры, лексические и грамматические языковые средства, стилистические фигуры, тропы, фразеологические обороты, звукопись, ритмика.. Речь, по мнению исследователя Щерба Л.В., это лишь одна сторона языка, так как язык содержит структуру, механизмы речи, материал языка – все, что написано в лучших литературных образцах. Особое место в общении и передаче информации занимают изобразительно-выразительные возможности языка. От того, как будет высказана мысль, как доказана и понята другими зависят межкоммуникативные отношения в детской среде. Для устной выразительности речи используются такие средства: интонация, пауза, логические ударения, тембр голоса, невербальные средства языка. В письменной речи все оформляется графически – для этой цели есть знаки препинания, шрифт, место расположения текста на листе, символы. Обучению этим навыкам способствуют художественные тексты на уроках чтения в начальных классах. Семантика авторского текста создается всеми средствами языка: звуковой организацией, интонацией, с которой озвучивается текст, наличие или отсутствие рифмы, аллитерации. Для создания эффективности слов часто используются морфемы – уменьшительно-ласкательные суффиксы, реже приставки. Например, ранние цветочки, клейкие листочки, глазенки, волосенки, красавчик, листочек атласный. [2, с. 24].
В речи часто используют звукопись: это подбор звуков и их расположение в определенном порядке. Это прием помогает звуками передать журчание ручья, пение птиц, шорох листьев, шум деревьев. Среди фонетических средств языка в начальной школе наиболее понятны и используемы звуковые повторы: аллитерация и ассонанс. Для детей младшего возраста эти слова трудны в запоминании, поэтому легче всего употреблять лексическое значение данных слов: повтор согласных и повтор гласных. Употребление повторов звуков в речи помогают расширить смысл высказывания, создать образную картину. Их роль в предложениях разнообразна: с помощью подражания они помогают изобразить предмет, выделяют более значимое слово среди предложения или высказывания, усиливают противопоставление. Звуковые повторы создают высокую степень организованности текста, благодаря этому возникает ощущение красоты, гармонии. Упорядочное звучание или периодически меняющее помогает учащимся почувствовать через слово движение предметов, смену одного явления другим, увидеть гармоничное соединение человека и природы. [7, с. 31].
Письменная речь – это самая многословная, точная и развернутая форма речи. Если в устной речи что-то можно передать не только словами, но и жестами, мимикой, то в письменной речи необходимо делать отбор лексических средств. Вначале это буквы, слова, предложения, а потом уже связная речь. Письменная речь используется для того, чтобы передать готовое сообщение и для того, чтобы сформулировать собственное высказывание. Письменная речь ученика – это показатель умственного развития ребенка. Это работа долгая, трудная и для учителя и для ученика. Учитель ставит определенные задачи:
- обеспечить
хорошую речевую среду для
учащихся – дети должны
- создать речевые ситуации;
- обеспечить правильное усвоение учащимися лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей;
- активизировать
употребление слов по
- на каждом
уроке развивать устную и
- составлять творческие задания, способствующие развитию письменной речи;
- развивать и поощрять фантазию и воображение младших школьников. [11, с. 53].
Функциональные назначения речи проявляются в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной. Каждая форма выполняет свою роль: например, внешняя речь служит средством общения, внутренняя – средством мышления, письменная – способом запоминания информации. Речь имеет три функции:
▪ Сигнификативная функция – эта функция отличает речь человека от коммуникации животных. Человек в процессе общения понимает предметы и явления в тесной взаимосвязи, как воспринимающий речь, так и говорящий.
▪ Функция обобщения помогает человеку понять не только конкретный предмет, но и ряд однородных предметов, которые содержат существенные отличительные признаки.
▪ Функция коммуникации характеризуется речевым поведением человека, направленным на взаимодействия с другими людьми [27, с.5].
Психология рассматривает два вида речи: внешнюю и внутреннюю. К внешней речи относится диалог и монолог. Устный диалог – это речь, которая постоянно видоизменяется за счет уточнений, добавлений реплик, чаще всего это беседа. Монологическая речь – это связный рассказ на определенную тему, показывающий знания одной личности. Эта речь соответствует всем требованиям письменной речи, как грамматическим, так и синтаксическим. Выразительность монолога создается языковыми и неязыковыми средствами. Письменная речь – это разновидность монологической речи, она развернута, так как имеет одностороннюю связь. Именно слова, их порядок воздействуют на окружающих. Письменная и устная речь имеют сходства и различия: каждая из них выполняет свою функцию: устная речь используется в ситуации беседы, письменная – это речь деловая, научная, направленная на передачу более отвлеченного содержания [30, с. 22].
Речь выражает наше эмоциональное отношение к тому событию или действию, о котором говорится. Эмоционально-выразительная сторона речи обусловлена интонацией голоса, употребляемой лексикой. Необходимо отметить, что речь отражает психологическую сторону – часто в речи содержится смысловой подтекст. Эта сторона речи отражает цель или мотив речевого общения. Существенные изменения в понятие «речь» внесли работы Выготского Л.С. «Психология искусства» и Джона Дьюи «Как мы думаем». Выготский Л.С. утверждал: «Любой речи способствует творческая жилка воображения, которая есть у всех – у ученого, у инженера; для научных открытий она так же важна, как для создания произведения искусства; в конце конов, она нужна и просто в повседневной жизни. Зародыши творческого воображения проявляются в детском возрасте - в играх. Затем, претерпевая изменения, постепенно переходят в связные рассказы, создавая новые реальности. Эти реальности не только отвечают детским интересам и потребностям, но и дают творческие импульсы и стимулы» [25, с. 406].
Таким образом, речь имеет три вида: устная / письменная, кинетическая, внешняя / внутренняя. Речевые процессы имеют свои функции: выражение, воздействие, сообщение, обозначение. Фундамент для развития речи закладывается под влиянием школьного обучения, имеющего четыре этапа развития. Пятый этап развития связан с взрослой интеллектуальной деятельностью людей, он проходит у всех индивидуально и имеет свои возможности развития речи.
1.2 Виды текстов для создания сочинений
Информация о работе Особенности написания сочинений на основе жизненного опыта в начальной школе