Понятие и признаки литературного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 22:23, реферат

Краткое описание

Литературный язык – общенародный язык письменности, язык официальных и деловых документов, школьного обучения, письменного общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме (письменной и иногда устной), воспринимаемый носителями данного языка как образцовый. Литературный язык – это язык литературы в широком понимании. Русский литературный язык функционирует как в устной форме, так и в письменной форме речи.

Вложенные файлы: 1 файл

Русский язык. Культура речи.docx

— 160.72 Кб (Скачать файл)

Пунктуация – раздел науки о  языке, в котором изучаются система  знаков препинания и правила их постановки. С помощью знаков препинания пишущий  четче и яснее может выразить свои мысли, эмоции и чувства, в то время как читающий – точнее понять изложение и прочитать его  с большим выражением.

62 ФОНЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА  РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ

Развитие фонетической системы  языка связано прежде всего с развитием лексической и морфологической систем. В составе слов и в их формах происходят изменения звуков. Постепенно это приводит к тому, что морфемы (суффиксы, префиксы, окончания) изменяются, что в дальнейшем влечет преобразования во всей морфологической структуре слова. Важным является и то, что изменения фонетической стороны языка приводят к преобразованию корня слова, что влечет за собой создание новых слов.

К примеру, слова цена и каяться в настоящее время не связаны семантически, имеют собственное словообразование, хотя в прошлом данные слова развились из одного корня, который впоследствии претерпел фонетические изменения.

В литературном языке произношение подчинено правилам и нормам, равно  как и выбор слов или употребление различных грамматических форм.

Слушая устное высказывание, человек  старается воспринять смысл изложения, не задумываясь над звучанием. Отклонение от нормы произношения отвлекает, раздражает, часто заставляя терять нить повествования.

В разговорной речи возможно увеличение темпа, что ведет к ассимиляции  согласных, кре-дукции гласных звуков, к неполному произношению звуков.

Выбор произносительного стиля  зависит от уместности его использования  в конкретной ситуации. В разговорной  речи возможно произносить слова «только» как [токо], слова «что» [че] и т. д. Очевидно, что публичное выступление или официальное общение не допускает таких вольностей.

В русском литературном языке в  безударном положении не произносится звук [о]. После твердых согласных  в первом предударном слоге, также  и в начале слов вместо буквы о  произносится [а]: к[а]зА (ср. кОзы).

После мягких согласных, на месте гласных, которые обозначаются буквами е, ё, я (на месте звуков [э], [о], [а]), в безударном положении произносится звук, близкий к [и]: весна, посветить.

Парные звонкие согласные на конце слов оглушаются, глухие согласные  озвончаются, например: дуб [п], кровь [ф], просьба [з].

На письме оглушение и озвончение не передается, поэтому слова звучат одинаково, а пишутся по-разному: молод – молот, лезть – лесть.

Сочетание чн произносится соответственно написанию, например: античность, дачный, неудачный.

В некоторых сочетаниях согласных  происходит выпадение звука, хотя буква  на письме пишется: лестница, чувства.

В начале некоторых слов пишется  сч, хотя произносится [щ], например: счастье, считать

Фонетическая система языка  развивается и изменяется, как  и сам язык.

63 ТРЕБОВАНИЯ К ПРАВИЛЬНОЙ  РЕЧИ. ВЛИЯНИЕ НА ЧИСТОТУ РЕЧИ  ИСТОРИЗМОВ, АРХАИЗМОВ, ЖАРГОНИЗМОВ

Соблюдение норм литературного  языка, использование лексических  единиц в соответствии с контекстом, четкость и грамотность построения предложений, точность выражения мыслей характеризуют правильную речь. Однако понятия «язык» и «речь» необходимо различать. Речь существует в двух формах: устной и письменной.

Устная речь является основной формой естественного языка в речевой  деятельности. Речь, которая рассчитана на аудиторию, допускает подвижность: уместно использование неполных предложений из-за экономии времени, сил; допускаются мысли по ходу выступления, дискуссии; оценочные фразы помогают обогатить доклад.

Письменная речь – это речь, созданная на бумаге с использованием графических знаков. Письменная форма  позволяет выстраивать речь постепенно, подбирать и исправлять слова, предложения. В письменной речи, как правило, используются более сложные конструкции и  обороты, что несвойственно устной речи.

Правильная речь – это речь без  ошибок.

В основе правильного письма лежат  навыки грамотной речи, соблюдение норм литературного языка. Это и  правильное произношение, знание правил употребления гласных и согласных, и знание грамматических правил.

Язык – это система, которая  живет, развивается и меняется под  влиянием времени. В словарном запасе языка находят отражение изменения, происходящие в жизни общества, в  науке и технике. Некоторые слова  перестают использоваться, теряют свою актуальность, становятся устаревшими. Устаревшие слова можно разделить  на историзмы и архаизмы.

Историзмы – это устаревшие слова, которые обозначают не существующие в настоящем понятия: боярин, аршин, алтын. Надо отметить, что к историзмам нельзя подобрать синонимы. Чаще историзмы  можно встретить в научном  стиле для определения понятий  конкретной эпохи.

Архаизмы – это устаревшие синонимы слов современности, например: чело (синоним  слова лоб), ланиты (синоним слова  щеки). Архаизмы часто встречаются  в художественной литературе для  создания более убедительной картины  исторической эпохи.

И историзмы, и архаизмы обогащают  речь, но неумелое или неуместное их использование может испортить  любое выступление.

Жаргонизмы – это особые слова  и выражения, используемые в речи какой-либо социальной или профессиональной группы, которые отличаются от общеразговорного языка. Жаргонизмы снижают грамотность  речи.

Значение слов непросто объяснить, поскольку первоначально такие  слова создавались как своего рода кодовый язык, понятный только определенной группе людей. Такие слова  могут исказить реальное положение  вещей.

64 ЭЛЛИПТИЧНОСТЬ

Эллипсис (от гр. elleipsis) – опущение в речи слов, легко подразумеваемых или восстанавливаемых по контексту. Например, «позвоню» вместо «я позвоню тебе».

Эллиптичность – это стилистический прием, в основе которого лежит эллипсис как синтаксическая фигура, который  может выражаться в опущении или  пропуске слов, словосочетаний и даже предложений.

Пропуски могут быть восстановлены, ведь участникам коммуникации известно, о чем идет или шла речь, они  находятся в курсе происходящего  диалога, событий.

В ситуации, когда участники диалога  хорошо понимают друг друга, опущения могут быть дополнены жестикуляцией, окружающей обстановкой.

Эллиптическую речь отличают краткость  и емкость изложения. Затянутое  молчание как дополнение к эллипсису  является приемом, используемым и в  театре, и в поэзии. Слушатель  восстанавливает пропущенные реплики, чем демонстрирует свое восприятие речи, отношение к происходящему.

Часто авторы используют данный стилистический прием для того, чтобы заставить  читателя мыслить вместе с автором. Это дает читателю возможность догадаться о сути происходящего, постараться  понять, что же именно автор хотел  сказать.

Косвенное упоминание о ком-то или  о чем-то дает возможность понять, о ком или о чем именно идет речь. Отсутствие ответа на реплику  собеседника бывает порой красноречивее, нежели многословие. Подразумевается, что отсутствующие слова, предложения  могут быть восполнены из разговора  или же могут быть компенсированы другими средствами общения. Речь идет о невербальных средствах общения  – усиленной жестикуляции, мимике.

Невербальные средства общения  занимают особое место в эллипсисе, это язык жестов. С его помощью  можно передать информацию, о которой  не говорилось до этого. Так, пожав плечами, вы даете понять собеседнику, что  не знаете, о чем идет речь. Кивок  головы является выражением согласия, а, отмахиваясь от собеседника, вы даете  понять, что не желает что-либо обсуждать.

Примером использования эллипсиса  является общение игроков спортивных команд. Давать советы, когда игрок  находится на другом конце поля, нецелесообразно. Поэтому самым  простым способом избежать употребления длинных фраз является жест рукой  или оклик по имени.

Эллипсис характеризуется сильной  эмоциональной окраской.

Эллиптичность – прием, который  часто можно встретить в разговорной  речи в виде намеков, молчания, недомолвок. Разговор друзей может быть непонятен  посторонним, поскольку в нем  могут быть использованы слова и  выражения, понятные только им, могут  использоваться неполные предложения, восклицания типа Ох, Ах! прозвища и т. д.

65 ИНТОНАЦИЯ И ПОРЯДОК  СЛОВ В РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ

По своей синтаксической структуре  разговорная речь является частью разговорно-бытового стиля. В этой сфере общения типична  эмоциональная, в том числе оценочная, реакция, что также воплощается  в речевых особенностях разговорного стиля. Большую роль в разговорной  речи играют жесты, мимика, ситуация, характер взаимоотношений собеседников и  ряд других экстралингвистических  факторов.

Особенно характерен синтаксис  разговорной речи. Именно здесь нагляднее  всего проявляются ее эллиптичность, а также эмоциональность и  экспрессивность. Это выражается в высокой частотности разных семантических оттенков инфинитивных и неполных предложений (например, Хватит! Сидеть!) и в характере неполноты последних (например, возможен пропуск не только и не столько второстепенных, сколько главных членов и вопросительных, и побудительных предложений.

Специфическая черта – это интонационная, эмоционально-экспрессивная передача значений. Только лишь разговорной  речи свойственно употребление специальных  слов и соответствующих предложений, выражающих согласие или несогласие. Эти предложения могут быть нераспространенными, без каких-либо дополнений и пояснений. Например: Да. Нет. Наверное.

Разговорная речь является неподготовленной и ассоциативной. Для нее характерны перестройка на ходу и вообще разорванная структу-

ра с перебоями интонации, активность присоединительных конструкций разных видов и способов выражения. Например, Кажется. Мало ли что. А что, если...

Также ей присущи большая активность междометных фраз, фраз-предикатов, усиленных эмоционально-экспрессивными частицами. В сложных предложениях явно преобладает сочинение над подчинением, а в сложноподчиненных предложениях весьма однообразен состав придаточных. Такой распространенный их вид, как определительные, в разговорной речи не находит широкого использования. Для разговорной речи характерна и ограниченность словарного пополнения придаточных предложений. Порядок слов более свободный, чем в книжно-письменной речи.

Разговорная речь отличается разнообразием  ритмико-темпового и интонационного оформления речи и богатством эмоционально-экспрессивных  интонаций. Для представления дополнительной информации в разговорной речи используются интонации. Из-за эмоциональности интонация  иногда может сказать больше, чем  непосредственно слова.

В разговорной речи порядок слов в предложениях свободный. В зависимости  от ситуации и необходимости он может  быть совсем нарушен, главное, чтобы  высказывание было понято, т. е. состоялся процесс коммуникации.

66 СКЛОНЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

Имя числительное – это часть  речи, обозначающая отвлеченные числа, количество предметов и их порядок  при счете. Числительные бывают количественные и дробные, собирательные и порядковые.

Количественные числительные обозначают в целых единицах отвлеченное  число или определенное количество однородных предметов: один, пять.

Дробные числительные обозначают дробную  величину, собирательные числительные обозначают количество предметов как  совокупность, как одно целое (двое, пятеро).

Порядковые числительные обозначают порядок следования предметов при  их счете.

Количественные числительные изменяются по падежам – склоняются. Склонение  числительных представлено несколькими  типами.

Числительное один склоняется как  прилагательное в единственном числе. Числительные два, три, четыре имеют  особые падежные окончания, сходные  с окончаниями имен прилагательных во множественном числе. Числительные от пяти до десяти и числительные на – дцать и – десять склоняются по 3-му склонению существительных (сравни: ночь). У числительных на – десять склоняются обе части. Числительные сорок, девяносто, сто имеют две падежные формы: форма винительного падежа совпадает с формой именительного, в остальных падежах окончание – а.

У числительных двести, триста, четыреста  и у всех числительных на – сот склоняются обе части.

При склонении собирательные числительные имеют окончания полных прилагательных множественного числа.

Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам и согласуются  с существительными: первый день, первое окно.

Модальные слова – лексико-граммати-ческий разряд слов, с помощью которых говорящий оценивает свое высказывание в целом или отдельные его части с точки зрения их отношения к объективной действительности.

Модальные слова выражают:

1) лексическую оценку высказывания, реальность сообщаемого (действительно, несомненно, безусловно);

2) возможность, вероятность сообщаемого, предположение, сомнение в его достоверности: видимо, вероятно, кажется.

К модальным словам относят:

1) вводные слова, выражающие эмоциональное отношение к фактам действительности

(к счастью, к удовольствию, к  сожалению, к несчастью);

Информация о работе Понятие и признаки литературного языка