Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 22:23, реферат
Литературный язык – общенародный язык письменности, язык официальных и деловых документов, школьного обучения, письменного общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме (письменной и иногда устной), воспринимаемый носителями данного языка как образцовый. Литературный язык – это язык литературы в широком понимании. Русский литературный язык функционирует как в устной форме, так и в письменной форме речи.
В процессе деловой дискуссии, напротив, необходимо доказать и отстоять свою точку зрения. На деловой дискуссии наиболее часто обсуждаемыми вопросами являются финансовые отчеты, состояние дел на предприятиях, пути развития бизнеса.
В процессе дискуссии, как научной,
так и деловой, могут возникать
критические замечания в
Дискуссия должна строго соответствовать заданной тематике. Круг обсуждаемых вопросов должен быть строго ограничен. Недопустимы обсуждение, критическое высказывание в адрес лично докладчика.
Знание материала, убежденность оратора в верности своих рассуждений являются залогом правильного и успешного проведения дискуссии. Каждый обсуждаемый вопрос имеет определенную специфику, которая не распространяется на другие затрагиваемые темы.
37 ОБЩЕНИЕ «В КОМАНДЕ»
Можно работать самостоятельно или в коллективе. Работая индивидуально на себя и для себя, человек выбирает доступные и понятные ему методы и приемы. Иначе обстоит дело, когда человек работает с другими людьми, общается в коллективе, в команде. В этом случае мы говорим не просто об общении как акте коммуникации, общение становится частью политики предприятия. Понятие «работа в команде», т. е. сообща, стало встречаться в сфере делового общения не так давно.
Образ фирмы создается работниками, особенно руководящими лицами, советом директоров. Дружеская атмосфера, сплоченность, умение находить контакт с клиентами и сослуживцами обеспечивают успешную деятельность компании.
Существуют два типа общения «в команде»: устное и письменное.
Устная форма является важным моментом общения. Сюда можно отнести разговорную речь в различных ситуациях: общение в лифте, в приемной, ожидая начальника, за обедом. Приветствия и прощания, обмен житейской информацией не менее важны, нежели обсуждение каких-либо серьезных вопросов, поскольку это сближает работников коллектива.
Официальное общение – это общение на более высоком уровне. Речь на деловом совещании, на встрече с потенциальными клиентами должна естественным образом отличаться от повседневной разговорной речи. Она становится более литературной, может меняться со-
став лексики, используются определенные этикетные формулы. Главным при встрече является достижение поставленных задач и результатов, все общение направлено именно на это. Речь может изобиловать различными приемами для большей убедительности.
Письменный тип общения – это работа с документацией. Данный процесс нельзя назвать легким, ведь человек должен обладать определенными навыками и умениями.
Общение требует наличия двух сторон: говорящего и слушающего. Немаловажным является и то, как слушающий воспринял услышанное. Восприятие речи – сложный процесс. Не всегда можно с первого раза понять, что говорит или хотел сказать оратор. У слушателя может не оказаться возможности услышать доклад вторично. Следовательно, задачей оратора является как можно более точно, четко и ясно изложить материал. Это можно отнести к общению как между начальником и подчиненным, так и между двумя партнерами на деловой встрече.
В ситуациях общения говорящий надеется на понимание. Активное слушание заключается в восприятии информации в полной мере, в определении наиболее важных моментов, в уверенности достоверности изложенного. Реакция слушателя (кивок головы, негодующий возглас) является подтверждением того, что он понимает, о чем идет речь.
38 ПЕРЕГОВОРЫ
Переговоры – это деловая встреча, в ходе которой собеседники должны найти решение проблемы, приемлемое для обеих сторон.
Переговоры – это устная форма речи, хотя необходимо отметить, что процесс должен быть запротоколирован. Как правило, переговоры должны быть запланированы, невозможно полагаться на импровизацию и спонтанность. Однако тщательная подготовка с учетом малейших нюансов и пауз неуместна.
Недопустимо ведение переговоров
по бумажке. Допускается иметь план-
Речь сторон должна быть правомерной, тезисы аргументированы. Как правило, одна сторона более заинтересована в результатах переговоров, следовательно, речь должна быть убедительной, лексика подобрана правильно. Необходимо также обратить внимание на интонацию. Невербальные средства общения – мимика и жесты – также могут помочь в достижении того или иного результата.
Невербальные средства общения
играют важную роль в общении. К примеру,
использование фонационных
Тембр голоса может быть ровным, уверенным, жестким и даже напористым, что говорит о полном владении ситуации, или, наоборот, дрожащим, растерянным, что является показателем неуверенности и даже страха. Особое внимание надо обратить на логическое ударение в словах, фразах.
Можно говорить о так называемых психологических интонациях. Это конкретные жесты, а именно кивок головы в знак согласия или несогласия, кулак как знак угрозы, вставание при встрече.
Данные средства лишь дополняют правильно построенный диалог. При переговорах отмечаются смешанные виды диалога – свободный, вопросно-ответный, который может перейти в спор.
В переговорах часто встречаются профессионализмы и специальные слова. Язык переговоров относят к публицистическому стилю.
В процессе переговоров, как правило, подписываются документы, которые имеют юридическую силу. Протокол содержит основное содержание этапов переговоров. Различают следующие этапы:
1) знакомство сторон;
2) изучение предлагаемых условий сделки;
3) непосредственно подписание контракта. Переговоры могут быть не только коммерческими, но и носить политический характер.
39 МОНОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ
Монологическая форма речи – это одно из проявлений диалогизированности публичного общения.
Монолог – это выступление одного человека: лекция, доклад, выступление на митинге и т. д. Чтобы монолог был эффективным, он, как правило, включает средства диалогизации – обращение каудитории, вопросы, вводные слова и выражения.
Публичная речь – это наиболее эффектная форма монолога, основа ораторского искусства. Публичную речь характеризует искусное владение живым словом. Публичная речь должна отличаться четким построением и оказывать нужное воздействие на аудиторию.
К монологическим формам публичной речи можно отнести высказывания, носящие пропагандистскую направленность, ораторскую речь как вид искусства, публичное чтение стихов, актерских монологов, поздравительных тостов.
Пропагандистское выступление относится к публицистическому стилю и имеет характер призыва. Пропаганда обычно имеет определенные цели: возбудить в слушателях желание следовать за кем-либо или привлечь внимание к чему-либо. Авторское начало в пропагандистском выступлении имеет собирательный образ, так как высказывания обычно делаются либо от всей партии, либо от всей компании. В такой речи обязательно присутствуют восклицательные предложения.
Ораторская речь – это выступление, в котором проявляются умение автора правильно и красочно владеть языком, его способность донести информацию и заинтересовать аудиторию. Ораторская речь должна быть в меру эмоциональной, выразительной и четкой. От оратора требуются высокий уровень подготовки, умение общаться со всей аудиторией сразу и с каждым человеком в отдельности.
Следующий вид публичной речи – это чтение стихов. Стихотворение могут читать сам автор или человек, специально обученный декламированию стихотворных произведений. В данном случае имеют значение выразительность речи, умение четко произносить звуки в соответствии с фонетическими нормами языка.
Чтение стихов значительно сложнее для произнесения, чем другие формы монологической речи, оно требует эмоционального напряжения.
Чтению монолога актером присущи все черты чтения стихов с некоторым отличием: актер изображает другого человека, демонстрирует не свои чувства. Актерский монолог может быть как в стихах, так и в прозе.
Поздравительная речь (тост) и панихидная речь обычно говорятся для какой-либо аудитории, главным героем речи является один человек. В речи отсутствует авторское «я», если произносимая речь является выражением отношения и чувств коллектива людей. Данная форма монологической публичной речи может быть также и выражением личных чувств и произноситься от первого лица.
40 ЭТИКЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
Этикет – установленный
В общении, в том, как люди обращаются друг к другу, проявляются воспитание людей, уважительное отношение к собеседнику.
Обращаясь к незнакомцу, можно спросить: «Как Вас зовут?», или «Как Вас звать?» Второй вариант, конечно, возможен, но он грубее. Следует ли различать такие варианты и можно ли научить им человека? Слова, которые можно встретить и в бытовом, и в официальном общении, тесно связаны с самим общением. Невозможно объяснить их смысл, не рассматривая поведение человека.
Грубость фразы «Как звать-то?» всегда чувствовалась, поскольку это было почти приказание, а не желание узнать имя. Этикетные формулы русского языка складывались одновременно с формированием русского литературного языка.
В Европе этикет, в частности языковой, складывался постепенно. Россия в отличие от стран Европы перескочила эти периоды и в начале XVII в. сразу переняла у Запада готовые этикетные формулы.
Этикетные формулы русского языка – это устойчивые выражения, принятые в обществе. Они предусмотрены практически на все случаи жизни и существуют как в письменных, так и в устных формах, во всех стилях и жанрах.
К этикетным формам относятся: слова вежливости (спасибо, пожалуйста, извините); приветствия и прощания (здравствуйте, до свидания, до встречи).
С конца в. по западному образцу стали появляться приветствия: «Добрый вечер, Доброе утро, Добрый день». С XXVIII в. под влиянием европейских языков стали появляться новые приветствия: «Всего хорошего», «Желаю Вам ...». Следует отметить, что национальные пожелания русских, как правило, связаны с пожеланием здоровья: «Будь здоров».
Этикетные разговорные формулы присущи как литературному, так и разговорному стилю, а также и достаточно сниженному (жаргонному) стилю. В литературном языке можно встретить ту же этикетную лексику, которая используется и в официально-деловом, и публицистическом стилях.
Нынешний этикет стал строже во всех отношениях, а для русского языка это обернулось упрощением. Например, фраза из далеких времен «Многоуважаемые государыни и государи» сейчас звучит как «Дамы и господа». Причем ее можно услышать как в устном обращении, так и в начале какого-либо письма, обращенного к группе.
Этикетная лексика имеет глубокие корни, часто уходящие в религию. Например, самое прочное и наиболее часто употребляемое этикетное слово «спасибо» обозначает не что иное, как «спаси, Бог». Самое обычное приветствие, которое мы употребляем по много раз в день – здравствуйте, – обозначает пожелание крепкого здоровья.
41 СТРУКТУРЫ ВОПРОСОВ. ПЕРЕСПРОС. ВЫРАЖЕНИЯ СОГЛАСИЯ И НЕСОГЛАСИЯ. ВСТУПЛЕНИЕ В РАЗГОВОР, ВЫХОД ИЗ НЕГО
Выделяют два вида вопросов: уточняющие и восполняющие.
Уточняющие, или закрытые, вопросы
заключаются в выяснении
Восполняющие (открытые) вопросы направлены
на выяснение какой-либо новой информации.
Вопросительные слова «что, кто, где,
как» и иные являются грамматическими
признаками данных вопросов, например:
«Когда будет открыта выставка?»,
«Как будет происходить
По своему составу вопросы делятся на простые и сложные.
Простые вопросы не могут быть разделены.
Сложные вопросы можно разделить на несколько простых. Ответы на них могут быть разными. Сложный вопрос содержит несколько вопросительных слов.
Ответы на сложные вопросы могут вызвать затруднение у отвечающих, следовательно, в различных дискуссиях, спорах рекомендуется задавать простые вопросы.
По форме вопросы делятся на корректные и некорректные.
Вопросы, в основе которых лежат правдивые, истинные доводы, являются правильно поставленными, или корректными. В основе некорректных (неправильно поставленных) вопросов лежат ложные, неверные суждения.
В вопросе может отражаться и отношение к оратору. Вопросы могут носить нейтральный характер, могут быть благожелательными, неблагожелательными, провокационными и даже враждебными. По тому, как сформулирован вопрос, по тону собеседника можно определить характер вопроса и попытаться выработать определенную тактику поведения. В любом случае говорить следует спокойно, уверенно, аргументируя свои ответы. Необходимо проявлять уважение и понимание, терпение по отношению к собеседнику, даже если вопрос сформулирован неточно. Давая ответы на провокационные вопросы, не следует раздражаться, обижаться или замыкаться. Надо постараться понять суть вопроса и определить позицию оппонента.