Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 22:23, реферат
Литературный язык – общенародный язык письменности, язык официальных и деловых документов, школьного обучения, письменного общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме (письменной и иногда устной), воспринимаемый носителями данного языка как образцовый. Литературный язык – это язык литературы в широком понимании. Русский литературный язык функционирует как в устной форме, так и в письменной форме речи.
2) очевидные положения, не требующие доказательств (аксиомы и постулаты);
3) фактический материал, при котором приблизительные сведения недопустимы (статистические данные о населении государства, свидетельские показания, подписи лица на документе, научные факты).
Следует отметить роль фактов (научных в том числе), которая очень велика в доказательстве и обосновании определенных позиций.
Существуют различные
Логические аргументы – это
аргументы, обращенные к разуму аудитории,
слушателя. Состоятельность и логика
рассуждения зависят от того, насколько
тщательно подобран и проанализирован
исходный материал, насколько четко
представлены аргументы. Каждый тезис
выступления должен быть тщательно
аргументирован, недостаточно сильные,
сомнительные аргументы исключаются
как разрушающие
Часто оратор использует аргументы, обращенные к чувствам слушателей, используя тактику психологического воздействия. Такие аргументы называются психологическими.
Психологические аргументы – это аргументы, обращенные к чувствам аудитории, слушателей. Речь оратора изобилует эмоциональными сравнениями и красочными примерами.
При обращении к психологическим аргументам нельзя спекулировать на чувствах и эмоциях людей, это может стать причиной конфликта между сторонами.
Способы воздействия на аудиторию не существуют изолированно друг от друга. Они являются дополнением друг друга. Логические размышления, например, могут быть подкреплены приемами, влияющими на чувства, желания и т. д. И тот и другой виды аргументов используются умелым оратором сознательно.
17. ПОДГОТОВКА РЕЧИ: ВЫБОР ТЕМЫ, ЦЕЛЬ РЕЧИ, ПОИСК МАТЕРИАЛА, НАЧАЛО, РАЗВЕРТЫВАНИЕ И ЗАВЕРШЕНИЕ РЕЧИ
Речь для выступления
1) вид речи;
2) темы выступления;
3) цели и задачи, которые оратор, говорящий ставит перед собой;
4) слушательскую аудиторию.
В риторике рассматриваются следующие этапы подготовки к выступлению:
1) выбор темы;
2) конкретизация целей высказывания;
3) изучение материала по теме;
4) подготовка выступления в развернутом виде;
5) завершение речи (подведение итогов);
6) полное владение материалом.
Начальный этап выбора темы – один
из самых важных этапов подготовки
речи. Выступающий может сам выбрать
тему, а может воспользоваться
предложениями организаторов
Необходимо конкретизировать цель как для себя, так и для всей аудитории. Важно, чтобы тема соответствовала уровню подготовки и образованности конкретной аудитории. Важно не только и не столько изложить материал, но и показать свое отношение к проблеме, сформулировать собственные выводы и доводы, попытаться вызвать ответную реакцию слушателей, возможно, еще не в виде выступления или диалога на собрании, но, как минимум, в виде готовности и стремления проявить активность и самостоятельность.
Сбор и изучение материала –
следующий этап в подготовке к
речи. Научная и художественная литература,
справочники и энциклопедии, газеты
и журналы могут являться источниками
материала. Но не стоит отождествлять
сбор материала и сбор информации.
Ведь изучение материала – это
не столько чтение различных книг,
сколько определение
В основной части выступления оратор
излагает основные положения по проблеме,
освещая различные точки
В заключении оратор делает определенные выводы, отвечает на вопросы, возникшие по ходу выступления.
18 ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ПОИСКА
МАТЕРИАЛА И ВИДЫ
Поиск материала – это не сбор информации. Это не только чтение научной и художественной литературы, газет, журналов. Это еще и анализ прочитанного, осмысление и определение собственных мыслей и идей по данному вопросу.
Именно поэтому к выступлению надо готовиться заранее, с особой тщательностью. Материал можно найти в библиотеке, где имеется огромное количество каталогов: алфавитный, предметный, систематический.
За последние годы все большую популярность приобретает еще один мощный информационный резервуар – Интернет – глобальная телекоммуникационная сеть, охватывающая почти все страны мира. Пользуясь различными поисковыми системами, можно найти материал по конкретной, заданной теме; информацию о том, где возможно найти определенную книгу. Пользование электронным каталогом помогает сэкономить время и дает возможность из-учить больше материала.
Существуют разнообразные
Выборочное чтение – это ознакомление с отдельной частью, главой, параграфом. Сплошное чтение отдельных частей и выборочно других называется комбинированным чтением.
При изучении литературы следует выписывать выходные данные о книге, обращать внимание на дату издания. Иногда следует выбирать литературу более позднего года выпуска, и наоборот.
Надо отметить, что человек вырабатывает свои принципы работы с книгой, выбирает те методы и приемы, которые ближе и понятны именно ему.
Личный пример, примеры из жизни друзей и знакомых тоже являются своего рода источником информации, хотя, безусловно, не могут претендовать на достоверный источник. Такие примеры обогащают речь, делая ее более яркой, эмоционально насыщенной, жизненной.
19 СЛОВЕСНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Слово – это важнейшая единица языка. Многообразие предметов, явлений определяется при помощи слов. Слово выполняет данную роль потому, что оно обладает определенным смыслом (или значением), которое носит название лексического значения.
Слова выражают отражение сложившейся действительности, существующих представлений о предметах, признаках и т. д. Например, лексическое значение слова брошюра таково: «книга небольшого формата в виде скрепленных листов, обычно без переплета». В данном значении отражаются наши представления об отличительных признаках печатного издания такого рода.
Точность употребления слов состоит
в том, чтобы соблюдать лексические
нормы языка, уметь использовать
слова в соответствии с их значением.
Поэтому не следует употреблять
слова, значение которых неизвестно
или непонятно. Особенно это важно,
когда в выступлении
Иноязычные слова входят в язык вместе с появлением новых понятий, предметов: например, бутерброд (из нем.), режиссер (из фр.), матч (из англ.).
При выборе слова надо учитывать его сочетаемость с другими словами. Например, слово львиный – «самый большой, самый лучший» сочетается только со словом «доля» – львиная доля, но нельзя сказать львиная часть.
Если слово имеет несколько значений, то можно говорить о его многозначности. У слов, имеющих несколько значений, выделяются прямое и переносное значения. Прямое значение указывает на окружающие явления, определенные предметы, названием которого оно является. Переносное значение связано с прямым по смыслу и мотивировано им. Многозначность слова может быть использована как стилистическое средство для усиления образности речи.
Оратор должен творчески подходить к своему выступлению, подбирая слова и доходчиво излагая материал. Важно, чтобы понимание слова оратором и слушателями совпадало. Слова должны быть тщательно и правильно подобраны. Необходимо избегать многословия – употребления лишних слов, не дополняющих того, что уже было сказано. Подбор слов – это отражение грамотности, свидетельство уровня образованности и логики выступающего. Следует обращать внимание на стиль доклада. Помня, что выступление – это устная форма изложения, оратору необходимо обращать внимание на свои возможности и способности говорить громко, четко и понятно, правильно.
К выступлению надо готовиться заранее,
можно прорепетировать его
Словесное оформление – это анализ и разбор выступления, представление и подбор слов, уместных в данной коммуникативной ситуации.
20 ПОНЯТНОСТЬ, ИНФОРМАТИВНОСТЬ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ
Публичное выступление – это особого рода искусство. Публичная речь отличается от разговорной. Ее отличительными чертами являются прежде всего доступность изложения и выразительность.
При подготовке доклада оратор должен учитывать многие моменты: особенности слушательской аудитории, особенности речи, психологические моменты. Речь должна быть четкой, ясной, понятной, легко восприниматься на слух. Использование сложных предложений, употребление причастных и деепричастных оборотов, использование терминов и иноязычных слов могут испортить самый грамотный и интересный доклад. Оратор должен видеть ответную реакцию слушателей, чувствовать понимание и заинтересованность с их стороны.
Основным фактором публичной речи является информативность. При любом публичном выступлении главное – это передача основных идей и содержания доклада.
Проблемы, которые освещает оратор,
должны быть актуальными, увлекательными
и понятными для аудитории. Если
по окончании речи говорящему начинают
задавать вопросы, можно считать
выступление удачным, поскольку
оратору удалось вызвать
Выразительность публичной речи является важным моментом выступления. Речь должна быть четкой, яркой и экспрессивной, грамотной, что должно привлечь внимание публики, призвать не только к осознанию, но и к чувствам, эмоциям аудитории.
Умелое использование
Например, многозначность слова используется
как стилистическое средство для
усиления образности речи, позволяющее
представить явления более
Тропы – это слова, которые в переносном значении сохраняют выразительность и образность. Можно использовать крылатые выражения в качестве эпитета к работе. Однако не стоит забывать об уместности данных приемов. Следует обращать внимание на стиль повествования. Использование метафор, гипербол или сравнений в научном докладе будет неуместным. Употребление крылатых выражений, иноязычных слов, технических терминов в аудитории, которая заведомо не сможет их понять, может испортить любое хорошо подготовленное и отрепетированное выступление.
21 РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ В
СИСТЕМЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ
Общеупотребительные слова, называющие
предметы, действия, не заключающие
в себе оценки понятий, являются основой
лексики русского языка. Такие слова
встречаются во всех стилях. Наряду
со стилистически нейтральной
1) слова с пониженной стилистической окраской (разговорные);
2) слова с повышенной стилистической окраской (книжные).
Разговорная лексика – это слова,
которые встречаются в
Особой разновидностью литературного языка является разговорная речь. Ее нормы и правила общения строго не фиксированы.
Разговорный стиль отличают непринужденность, неподготовленность общения, жестикуляция, мимика, зависимость от конкретной ситуации.
Разговорная речь характеризуется следующими признаками. Главным признаком разговорной речи является ее неподготовленность, спонтанность.
Надо отметить, что разговорные особенности не фиксируются, не отмечаются в сознании.
Вторым отличительным