Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:05, реферат
Задача поэта - говорить не о действительно случившемся, но о том, что могло бы случиться, следовательно, о возможном - по вероятности или по необходимости. Именно историк и поэт отличаются не тем, что один пользуется размерами, а другой нет: можно было бы переложить в стихи сочинения Геродота, и тем не менее они были бы историей - как с метром, так и без
метра, но они различаются тем, что первый говорит о действительно случившемся, а второй о том, что могло бы случиться. Поэтому поэзия философичнее и серьезнее истории: поэзия говорит более об общем {1}, история - об единичном.
аналогией я разумею тот случай, когда второе относится к первому так же, как
четвертое к третьему; поэтому поэт может сказать вместо второго четвертое
или вместо четвертого второе, а иногда прибавляют (к метафоре) и то имя, к
которому относится заменяющая его метафора, то есть, например, чаша так же
относится к Дионису, как щит к Арею, следовательно, поэт может назвать чашу
щитом Диониса, а щит чашею Арея. Или: что старость для жизни, то и вечер для
дня, поэтому можно назвать вечер старостью дня, а старость - вечером жизни.
XXII. Достоинство словесного выражения - быть ясным и не быть низким.
Самое ясное выражение, конечно, состоит из общеупотребительных слов, но оно
низкое. Благородное же и свободное от тривиальности выражение есть то,
которое пользуется необычными словами. А необычным я называю глоссу,
метафору, удлинение и все уклоняющееся от общеупотребительного. Должно
как-нибудь перемешивать эти выражения: одно, как глосса, метафора, украшение
и прочие указанные виды, сделает речь не тривиальной и не низкой, а слова
общеупотребительные (придадут ей) ясность...
Но если кто-нибудь сделает такою всю речь, то получится или загадка,
или варваризм; если она будет состоять из метафор, - то загадка, а если из
глосс, - то варваризм. Следовательно, должны как-нибудь перемешиваться эти
выражения: одно, как глосса, метафора, украшение и прочие указанные виды,
сделает речь не тривиальной и не низкой, а слова общеупотребительные
(придадут ей) ясность.
Весьма важно пользоваться кстати каждым из указанных (способов
выражения), так же как и сложными словами и глоссами, а всего важнее - быть
искусным в метафорах. Только этого нельзя перенять от другого: это - признак
таланта, потому что слагать хорошо метафоры - значит подмечать сходство (в
природе). Из слов сложные наиболее подходят к дифирамбам, глоссы - к
героическим, а метафоры - к ямбическим стихам. В героических стихах
употребительно и все выше сказанное, а в ямбических - подходящие слова все
те, которыми пользуются в разговорах, так как эти стихи особенно подражают
разговорной речи, а таковы общеупотребительные слова, метафоры и украшающие
эпитеты.
КОММЕНТАРИИ
1 В этом принципиально важном положении Аристотель подчеркивает, что
поэт не должен копировать жизнь, что задача поэта - изображать сущность,
общее. Но тут же кроется и непонимание Аристотелем того, что поэт изображает
общее в единичном. В данном случае у Аристотеля, по словам В. И. Ленина,
сказывается "наивная запутанность, беспомощно-жалкая запутанность в
диалектике общего и отдельного - понятия и чувственно воспринимаемой
реальности отдельного предмета, вещи, явления" (В. И. Ленин, Философские
тетради, Госполитиздат, 1947, стр. 304).
2 Аристотель подчеркивает
познавательную функцию
резко отличается от своего учителя Платона, который не признавал, что
искусство дает знание действительности.
3 Аристотель связывает характер поэтических жанров (особенно трагедии и
комедии) с моральным обликом личности поэта. Данный взгляд Аристотеля
совершенно неприменим к таким драматургам, которые создавали и трагедии и
комедии.
4 Положение Аристотеля относительно "очищения", совершающегося через
страх и сострадание, вызвало многочисленные объяснения, так как сам
Аристотель его не раскрывает. Надо думать, что под "очищением" (катарсис)
Аристотель понимал воспитательное воздействие трагедии, которая была
детищем греческой демократии и
воспитывала в гражданах
и стойкость в борьбе с жизненными препятствиями.
5 Аристотель сначала рассматривает трагедию и комедию исторически,
правильно связывая эти жанры с культовой основой, а потом приходит к
признанию какого-то имманентного развития трагедии и комедии. В этом
сказываются те колебания Аристотеля между идеализмом и материализмом,
которые ярко проявляются и в
самой философии этого
6 Аристотель правильно отмечает, что трагедия изображает действие,
напряженную борьбу; дальше он верно и тонко рассуждает, как в зависимости
от этой специфики отличается и композиция трагедии по сравнению с
композицией эпоса. Но в этом же положении Аристотель допускает неправильное
толкование роли характеров трагедии. Он считает (вероятно, учитывая
современную ему античную поэтическую практику), что для трагедии важнее
фабула, чем характеры; Аристотель даже замечает, что трагедия может быть без
характеров, а без фабулы - никогда. Такой отрыв характеров от фабулы, с
нашей точки зрения, не верен, так как фабула дается через изображение
поступков людей, через характеры, а не вне их.
7 Таким образом,
Аристотель не связывает
происхождением последнего. Несмотря на то что Аристотель был убежденным
рабовладельцем, все же он считает, что и раб может быть положительным
персонажем трагедии.
Популярность: 49, Last-modified: Wed, 26 Oct 2005 04:57:18 GMT