Появление письменности. Литература. Культурно-просветительская деятельность Е. Полоцкой, К.Туровского, К.Смолятича

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 22:09, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы:
Научиться работать с исторической литературой
Находить в ней необходимый материал, анализировать его и обобщать
Сделать обоснованные выводы на основе проделанной работы
Основная задачи:
Показать как появилась письменность на территории Беларуси 9-13 вв.
Показать основные памятники культуры и литературы того времени.
Описать основных культурных деятелей той эпохи.
Сделать анализ белорусской архитектуры
Показать основные направления изобразительного и декоративно-прикладного искусства

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная2.docx

— 72.17 Кб (Скачать файл)

Прожив некоторое время  в посту и молитвах за монастырскими  стенами или в монашеской слободке при одном из полоцких храмов, Евфросиния решила, что она уже подготовлена к самостоятельному подвижничеству. Княжна-черница обратилась к полоцкому  епископу Илье с просьбой поселиться в Софийском соборе. Возможно, она  подражала своей небесной покровительнице Евфросинии Александрийской либо самой Богородице, жившей некогда при храме в Иерусалиме. Но важнейшей причиной обращения к владыке представляется стремление быть ближе к книгам, к соборной библиотеке, о которой просветительница потом всю жизнь заботилась.

Получив от Ильи позволение, Евфросиния поменяла свое прежнее жилище на келью-голубницу в Софии и «нача книгы писати своими руками».

Процесс письма в те времена  был очень сложным и медленным. Книги писали на пергаменте уставом  — крупным и прямым, без наклона, почерком, где каждая буква отделялась от соседней и скорее не писалась, а рисовалась (слитное письмо появилось только в ХУ веке). Чтобы текст быстрее высыхал, его присыпали песком. Чернила делали  из специальных орехов, из отвара дубовой или ольховой  коры, из железной ржавчины, вишневого клея. Переписчику мало хорошо знать грамоту — необходимы и художественные способности, так как начальные буквы и названия глав  надо украшать животным или растительным орнаментом. Кроме всего прочего, переписка книг была нелегкой физической работой. Тогдашний переписчик часто писал не  на столе, а на ладони левой руки, которая опиралась локтем о колено. Этим делом занимались почти исключительно мужчины. Уже одно то, что за такой тяжелый труд взялась  молодая женщина, было подвигом.

По наставлению ангела Ефросинья открывает женский  монастырь вблизи Полоцка. А позже  еще и мужской монастырь. В  условиях дефицита храмов в Полоцком княжестве это тоже было немалым  достижением.

В полоцких монастырях, уставы которых написала сама Евфросиния, под ее руководством действовали  мастерские по переписке книг —  скриптории. Тут существовала специализация: один мастер делал цветные инициалы, второй — миниатюры, третий — переплеты. Когда была необходимость переписать книгу быстрее, ее делили на несколько  частей. Разделение труда значительно  увеличивало  не только число книг, но и их художественный уровень. Из скрипториев книги расходились  по всей Полоцкой землей за ее пределы. Их читали ученые монахи и другие грамотные  люди, по ним учились дети.

При одном из монастырей, чтобы  украсить полоцкие храмы иконами, подвижница открыла иконописную мастерскую.

Созданные преподобной Евфросинией  твердыни слова Божьего были и  очагами благотворительности. Там  находили защиту, утешение и помощь вдовы и сироты, немощные и обиженные.

Школы Евфросинии Полоцкой являлись передовыми для своего времени и  по программе обучения, и по составу  учеников, большинство которых были детьми простых горожан.

Кирилл  Туровский

Сведений о его жизни  немного. Подробности жизни, такие, как точные даты рождения и смерти, светское имя и т.д., неизвестны; непосредственные документальные сведения ограничиваются «Житие» и единственной летописной упоминанием (Ипатьевская летопись, 1169). Возможно, происходил из аристократической семьи, а его отец служил Святополку II. В рукописных пролог сохранилась его «Житие». В ней говорится: «Этот благополучный Кирилл родился в городе Турове. Сын состоятельных родителей он не любил богатства и бренной славы этого мира, но хорошо обучиться в Святых Писаниях ». Получил хорошее домашнее воспитание, позже постиг высшие науки и искусства от греческих учителей. Искусно владел народной образной и старославянском языках, глубоко знал византийскую культуру, особенно поэзию и красноречие. Рано стал послушником одного из монастырей. Кирилл Туровский был первым на Руси «столпником».

Отмечается хорошая образованность Кирилла, особенно в богословии; знанию языка, в т.ч. греческий. Был пострижен в монахи, возможно, Никольского монастыря Турова (возможно, в конце 1120-х-нач. 1130-х гг.). Видимо, был возведен в Игуменский сан там же (не ранее 1140-1143), был игуменом до ~ 1148. После поставления на Русскую митрополию Климента Смолятича (1147) и начала давления со стороны «самостойников» в сторону «грекофилов», Кирилл, как сторонник последних, с конца 1147 - нач. 1148 или был заточен в монастыре, или принял подвиг столпничества, которое, однако, имело, по-видимому, вид самоопределения в келье (т.о., в «столпом» (или башни), а не на «столпов»). В это время занимался комментированием Священного Писания, и, видимо, по Антиохийский школы экзегетики (работа не сохранилась). После изменения политической ситуации в пользу «византистов» Кирилл был поставлен на Туровское епископство туровском князем Юрием (видимо, около 1159-1161, во время небытия митрополита на Руси, что, однако, было определенным нарушением каноничности). Активно участвовал в полемике 2-й пол. 12 в. вокруг церковного устройства на землях Руси. Возможно, что около 1177 был лишен должности епископа, и, видимо, принудительно. 
          Около 1169 князь Юрий Ярославович с Туровской старейшинами упросили Кириллу принять епископство. В это время Федор из Владимиро-Суздальского княжества, при помощи князя Андрея Боголюбского, стал раскол православной церкви на Руси. На это Кирилл проклял его, а к князю Андрею написал много посланий по этому делу, которые не сохранились.

Вклад в  литературу Туровского

По мнению исследователей, к литературному наследию Кирилла  принадлежат 8 слов-проповедей, 2 притчи, 2 проповеди, 2 послании к Василию  игумену Печерского, 2 каноны и около 30 исповедальных молитв, где проявились его духовные переживания.

Последние произведения Кирилл Туровский написал, вероятно, уже после того, как вновь отошел от общественно-церковной деятельности, жил в келье при церкви в Турове, сосредоточившись на молитве и творчества. Умер просветитель в последнее десятилетие 12 в. Произведения Кирилла Туровского приобрели большую популярность на Руси и распространялись в списках 12 - 17в. 
          Проповеди Кирилла охватывают пасхальный цикл воскресных и праздничных дней. Каждое из них отражает определенную грань философских и общественно-этических взглядов писателя. Если идеи Кирилла Туровского высказываются непосредственно и не всегда согласуются с ортодоксальным православным богословием, то философское учение присутствует в его произведениях в скрытой форме притч, художественных образах и символах. Он нигде не утверждает, что Бог сотворил вселенную из «ничего», как об этом говорит Священное Писание - Библия.

В «Слове о Антипасха» писатель броскими живописными метафорами рисует весеннее обновление природы как торжественный гимн прекрасного творения своему Творцу. Законы природы, по Кирилла, это «страх божий». Таким образом, философские взгляды Кирилла Туровского - тэоцентризм, который только по аналогии можно назвать объективным идеализмом. Кирилл развивает традицию восточных отцов церкви, согласно которой Бог есть неузнаваемый в понятиях. И Кирилл верил в учение церкви о Троице, что есть Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой (это не библейское учение). Богословская концепция Кирилла базируется на этих основных постулатах христианского мировоззрения. В одной из своих притч он определяет наивным «бытовое» христианства. Богословы пытались объяснять слова Библии: «И сказал Бог:" Сотворим человека по нашему образу, по нашему подобию ... "» (Перевод Нового Света, НС, 2007 год). По мнению Кирилла, сходство это сказано образно, символически. Он называл ересью взгляды тех, кто вопреки здравому смыслу представляет бестелесного Бога телесным. «Бога нельзя описать или определить меру». Но эти слова церковь понимала реально, а не образно. И тут просветитель не мог не заметить противоречия своей религии. Он жил в эпоху, когда христианство на Руси еще сильно сталкивалась с живой языческой течением в народной культуре, а в учениях церкви все еще сочетали христианские догматы с греческой философией.

На этом идеологическом фоне просветительства Кирилла Туровского отличается своей умеренностью, терпимостью к народной культуре. Народная мифология [язычников и греков] представлялось ему верой в созданную природу, а не у самого Творец.

Кирилл Туровский составил произведение «Слово на похвалу отцов Никейского собора». На этом первом вселенским соборе было принято учение о Троице, что вызвало острую дискуссию и споры во всей христианской церкви. Таким образом, догмат о Троице появился лишь в 4 в., До этого его не существовало в христианской церкви совсем. В своем произведении он рассказывает об этом событии. Также Кирилл точно определяет суть учения «папы Александрийской церкви» Ария, который выступал против учения о Троице. Кирилл называл его еретиком и в своем произведении проявлял нетерпимость к Ария и его учения о том, что Бог - это не Троица. Кирилл Туровский редко пользовался логическими доводами или хотя бы ссылками на авторитетные документы или книги других авторов, он надеялся на внушаемость своих произведений и ораторское искусство. У Кирилла были еще также другие произведения и притчи, где он выражал свои мысли и знания.

Для христианской культуры того времени богословская, поэтическая и просветительская творческая деятельность Кирилла Туровского была настоящим откровением красоты и художественной изобразительной силы родного языка. Писатель хорошо знал классическую византийскую риторику и поэтику, творчески использовал эту богатую эстетическую традицию, обогатив культуру и язык своего народа.

Климент Смолятич

Политический  деятель, мыслитель  и просветитель. Родился в 1-й половине 12 в. в Смоленске. Был монахом Зарубского монастыря близ Киева. Стал известен благодаря своей разносторонней образованности, редкой эрудиции, выдающемуся литературному таланту. Как утверждает Ипатьевская летопись, Климент Смолятич «Был книжник и философ, которых в Русской земле не бывало». Высокую на то время образование он, вероятно, получил в Константинополе. Как сторонник развития восточнославянской культуры, борец против засилья в русской церкви греческого духовенства Климент активно агитировал за церковную автокефалию. Он неустанно доказывал, что назначение митрополитов для Киевской Руси - внутреннее дело русского православия, и диктат Византии в этом вопросе противоречит интересам народа, церкви, государства. По его убеждению, митрополиты-греки, которые плохо владели славянским языком, не могли дать столько пользы для церковного устройства и народного просвещения, сколько можно было ожидать от митрополитов местного происхождения. Назначение митрополита из чужеземцев без одобрения княжеской власти было унижением для последней, служила удобным поводом для вмешательства греческих императоров в дела славянских государств. Патриотичность и искреннее стремление ученого монаха содействовать развитию местных традиций в жизни восточного славянства вызвало пристрастие к нему местной власти. Неслучайно знаком с его речами князь Изяслав Мстиславович, занявший в 1146 великокняжеский престол, поступил, как его предок Ярослав Мудрый. В 1147 он созвал в Киеве епископский собор и предложил участникам выбрать первосвященника для Киевской Руси без одобрения константинопольского патриарха. При этом Изяслав Мстиславович назвал Климента самым достойным кандидатом. Так «книжник и философ» стал вторым на Руси (после Иллариона Киевского) митрополитом славянского происхождения.

Возведение его на Киевскую кафедру проходило не гладко. Противники церковной самостоятельности вначале  отказались признать его митрополитом без воли на то патриарха. Сломить  сопротивление «про-гречески» настроенных иерархов помогли настойчивость Изяслава и решительная поддержка черниговского епископа Онуфрия. Положение нового митрополита было нелегким. Его деятельность одобрял только князь Изяслав Мстиславович. После смерти Изяслава (1154), когда великокняжеский престол занял бывший смоленский князь Ростислав Мстиславович, Смолятич в его лице также получил союзника, готового бороться за самостоятельность русской церкви. Однако и на текущий раз часть епископов во главе с Нифонтом новгородским не поддержало митрополита Климента. Нифонт от своего имени и от имени других епископов заявил: «Мы не станем тебе кланяться, не будем служить с тобой, потому что ты не взял благословения у святой Софии и от патриарха». Возникла реальная угроза внутрицерковного раскола. Понимая, к каким результатам может привести этот конфликт в условиях раздробленности Руси, князь Ростислав призвал обе партии к сдержанности и благоразумию. «Нельзя, говорил он, чтобы безостановочное кровавое соперничество удельных князей за владение Киевом усилила борьбу за право той или иной княжеской коалиции возводить в митрополиты своего человека, затруднило раздорами на религиозной почве жизнь русского общества, которое и без того очень страдает от политических междоусобиц». Однако уговоры и призывы Ростислава не были услышаны.

В результате государственной мудрости и дипломатической гибкости Ростислава борьба вокруг самого принципиального для церковной жизни вопроса стихло. Так закончилась история с возведением на Митрополичий престол Смолятича, который связал свою жизнь и деятельность с борьбой за церковную независимость от Византии. Право присылать в Киев первосвященника сохранилось за патриархом I. Все же идея русской православной автономии, которую так энергично отстаивал ученый монах из Смоленска, не умерла, но осуществилась на практике лишь в конце 16 в. 
          До нас дошло только одно произведение Смолятича (В объяснения монаха Афанасия) - «Послание Фоме пресвитеру». В этом «Послании ...», рассматривая теоретические вопросы, К.С. опровергает выдвинутые против него обвинения, приводит аргументы в защиту своего права управлять церковью. Основные расхождения, служивших основанием для дискуссий между Климентом и Фомой, - разное понимание того, как и до каких пределов можно интерпретировать тексты Священного писания, правомерно ли вообще его расширенное, символическое толкование. По мнению К.С., важное не только буквальное, но и символическое понимание библейских текстов, иx творческая интерпретация. Он вынужден был обосновывать свое право «исследовать иносказательно ... все эти божественные оценки и чудеса Господа нашего Иисуса Христа », свои доказательства подкреплять авторитетом отцов церкви:« Если святые и божественные отцы наши добавили нечто вроде Господних слов, чтобы объяснить и выложить иx, то это очень полезно, хорошо и похвально ». 
          Описывая свое представление о мире, он ссылается не только на христианских, но i античных авторов - Гомера, Платона, Аристотеля. Его основополагающее представление о мире - это убеждение в том, что все сущее имеет целесообразную структуру, «все улаживается, поддерживается и преуспевает силой божественной, ибо нет иной помощи, кроме помощи божьей, и другой силы, кроме силы божьей». Таким образом, как и Илларион Киевский, Кирилл Туровский и др.. мыслители эпохи Киевской Руси, К.С. развивал антропоцентризм идеи, подчеркивал духовно-моральную природу человека. Но эти аспекты средневекового мировоззрения он формулировал более четко и теоретически обосновано, чем его предшественники.

Информация о работе Появление письменности. Литература. Культурно-просветительская деятельность Е. Полоцкой, К.Туровского, К.Смолятича