Появление письменности. Литература. Культурно-просветительская деятельность Е. Полоцкой, К.Туровского, К.Смолятича

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 22:09, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы:
Научиться работать с исторической литературой
Находить в ней необходимый материал, анализировать его и обобщать
Сделать обоснованные выводы на основе проделанной работы
Основная задачи:
Показать как появилась письменность на территории Беларуси 9-13 вв.
Показать основные памятники культуры и литературы того времени.
Описать основных культурных деятелей той эпохи.
Сделать анализ белорусской архитектуры
Показать основные направления изобразительного и декоративно-прикладного искусства

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная2.docx

— 72.17 Кб (Скачать файл)

Его призыв сохранить нравственную чистоту мыслей и поступков, духовное стремление к высшим ценностям бытия звучит очень современно и насущно: «И как мы получили закон и благодать Священного писания от общего Владыки, Господа нашего Иисуса Христа Спасителя и Главы наших душ, и святых и божественных его Апостолов, по дары и благодати и силе Духа, будем держаться, любые, за эту будущую надежду, а не отклоняясь ни влево, ни вправо, чтобы не упасть нам на самое дно погибели. Но пойдя вслед за истинным и честным церковным святителем, таким образом достигнем высшей светлости в будущем царстве Господа нашего Иисуса Христа ... ».

Заключение

Таким образом, мы можем судить, что белорусская письменность основывалась на кириллице, а основной вклад в развитие литературы, образования и письменности вкладывали церковные служители. Обуславливается это большим влиянием христианства на белорусские земли и Киевскую Русь в целом. Благодаря вкладам видных белорусских деятелей той эпохи, увеличивалась грамотность населения, создавались библиотеки, строили школы на базе церквей, увеличивалось количество зарубежных переведенных книг.

 

Тема 2. Белорусская архитектура

Введение

Несмотря на большие потери во время многочисленных разрушительных войн, в Беларуси сохранилось множество неповторимых по своей красоте и оригинальных архитектурных решению памятников. Цель моей работы - проследить историю развития строительства с 9 по 13 в. Выявить влияние экономического состояния страны и ее политических отношений, отношений с другими государствами на развитие строительства. Рассмотреть эволюцию строительных материалов и технологию их изготовления. Попытаться сделать обзор древнего строительства из кирпича и технику кладки древнего строителя. Также осветить частично деятельность строительных артелей и попытаться рассмотреть особенности построения белорусских шедевров архитектуры, которые по сегодняшний день интересуют своей красотой и оригинальностью многочисленных туристов.

История развития архитектуры на территории Беларуси в течение 9-10 в.

Первобытные люди работали и жили в природной пространства под открытым небом, в тени деревьев, в примитивных конструкциях или в пещерах. Со временем они научились возводить здания, создавать так называемую архитектурное пространство, которое не просто ограничено стенами и крышей, но и эстетическим развитием личности. Различные типы зданий являются основой архитектурной среды Беларуси: существовали хозяйственные и жилые постройки; оборонительные; культовые (храмы, костел).

 К 10 в. архитектура  Киевской Руси - первого государства  восточных славян - была полностью деревянной. После того как киевский князь Владимир в 988 г. принял новую государственную религию - христианство, в Киев прибыли и первые византийские архитекторы. Греческие архитекторы были знаменитыми во всем христианским мире. Они принесли на Русь систему крестово-купольного храма. Во времена правления знаменитого князя Всеслава, прозванного чародея (примерно между 1044 и 1066.) Была построена Полоцкая София. В Полоцкой Софии воплощена мощь и влиятельность Полоцкого княжества. Как и Киевская, Полоцкая София была главным общественным зданием в городе. Здесь принимали иностранных послов, объявляли войну и заключали мир, здесь же находилась княжеская казна и библиотека. Назначение этого здания показывает печать города с надписью: "печать Полоцка и святой Софии». Неумолимое время не сохранило величественного храма. София много раз перестраивалась и дошла до нас в виде, приобретенным в 18 в.

От первоначального здания остались «тени», остатки столбов, части стен, которые вошли в объемы храма в 18 в. Полоцкая София сделана из тонкого, хорошо обожженного, квадратного, ярко-красного кирпича толщиной 3-4 см. Такой кирпич в строительной литературе называется плинфой. В Беларуси плинфа применялась до конца 17 в. Ложили ее в стену на специальной рамке из извести и мелко-выбитого кирпича-цемянки. Известка придавало прочность и розовый цвет. Сейчас Софийский собор восстановлен и приспособлен под концертный зал. В подземных созданиях, где хорошо видно муровки 11 в., организован археологический музей.

В 12 в. Полоцк по-прежнему самый большой город на территории Беларуси. Однако возникают и развиваются новые города, центры небольших, но независимых княжеств. Раздел Полоцкой земли на отдельные небольшие княжества, ослабление княжеской власти, возрастание роли вече - все это отразилось на развитии форм строительства. В роли заказчиков сейчас уже выступают не только князья, но и духовенства. Требования в Беларуси до церковных зданий также изменились, так как политические цели постепенно уступают экономическим. Растет число монастырей, а вместо многостолбовых больших храмов возводятся часовни с шестью опорными столбами.

В первой половине 12 в. в Полоцке  сложилась самостоятельная архитектурно школа. Полоцкие архитекторы выработали свою строительную технику и форму здания. Она сохранила старинную кладку со «скрытым рядом», хотя все соседние княжества от нее на то время уже отказались. Основные черты, выработанные полоцкими архитекторами олицетворяет памятник в Полоцке - Спасо-Преображенская церковь Ефросиневского монастыря, который был построен между 1128 и 1156. архитектором Иваном. существует поверье, что сама Ефросинья Полоцкая, которая много сделала для развития грамотности в Полоцке, и была инициатором строительства этой церкви. Храм находится на высоком берегу реки Палаты. Начальный вид его значительно изменился после ремонта в 19 в. Храм имеет небольшие размеры. Вместе с полоцкой архитектурной школой существовала и другая, более прогрессивная по своим зданием - гродненская. Примером работы учеников этой школы является Коложская церковь. Расположилась она над Неманом на высоком холме. С давних времен эта местность называлась Коложа. Согласно старым представлением «Князь Витовт поселил здесь пленных одного из пригородов Пскова, называющий Коложу. » Неумолимое время нанесло огромный ущерб этому уникальным памятнику. В середине 19 в. берег был подмыт водой и вся южная стена, а с ней и часть восточной упали в Неман. Здание относится к шестистолбовым храмам крестокуполной системы. При строительстве храма использовалось кирпич и плинфа. Я считаю, что интересно будет узнать о фасаде церкви: поверхность стен разукрашена разноцветными каменевыми крестами, стены украшены каменными и керамическими встойками теплых цветов. «Иногда кажется,что сверкают драгоценными камнями особенно после весеннего дождя, когда в солнечных лучах на керамических плинфах и валунах вспыхивают цветные радуги. »Гродненские мастера строили не только часовни. Они возвели каменный княжеский дворец, остатки которого сохранились на Замковой горе в Гродно.

Оборонительное  строительство

В 11-13 в. в Центральной и Западной Европе, а также в Скандинавии был распространен тип оборонительных сооружений. Такие башни в 13 в. вошли в оборонительную систему белорусских городов. Более совершенному типу вооружения способствовали сложные военные и политические обстоятельства. Со всех сторон накатилось вражеское скопление. Монголо-татарская орда, разрушив многие славянские княжества, затронула частично и территорию Беларуси. Татарская орда участвовала в межусобных войнах и не раз их видели под стенами Новогрудка. Еще большая опасность угрожала запада и севере. В начале 13 в. часть прибалтийских племен и их земель захватил Ливонский орден, и только победа Александра Невского приостановила его экспансию на восток. На бывших прусских землях стал царствовать Тевтонский орден - самый злейший враг славян. Все это заставляло наших предков совершенствовать оборонительные сооружения. Оборонительные башни были возведены в Берестье, Гродно, Турове и др. городах. Но до наших дней дошла только Каменецкая крепость. Она находится в городе Каменце Брестской области и стоит на высоком берегу реки Лесной. Составлено башня с крупно-размерного кирпича темно-красного и желтоватого цвета, которая на одном из широких сторон имеет борозды. Такой кирпич применялась на территории Беларуси с 13 и получила название перчатка. При ее строительстве архитекторы впервые использовали элементы кирпичной готики. Теперь Каменецкая башня преобразована в филиал Брестского краеведческого музея и стала местом туристских экскурсий.

Производство  кирпича 9-13 в.

Широкое каменное строительство  требовало все более разнообразных  строительных материалов и в первую очередь кирпича. Как же попала она в Беларусь?

Не одну тысячу лет насчитывает  история кирпичного дела. Зародилась она в странах востока, где не было достаточного количества дерева и камней, необходимых для возведения монументальных построек. В Европе кирпич впервые стали производить римляне, но она не стала у них главным строительным материалом. Во времена средневековья изготовление кирпича в Европе был в упадке. В Киевской Русь кирпич попала вместе с византийскими архитекторами в первой половине 10 в. и получил название «плинфа». Впервые, как я уже говорил, плинфа применена в кладке Полоцкой Софии. Потом каменные постройки с ее использованием возводятся в Полоцке, Витебске, Гродно, Турове. В 12 в. одновременно применялась плинфа двух размеров. Причем одна из них была основной, а другая составляла 20-30 процентов от общего количества. Древним Полоцком, Витебском и Гродном кирпич изготавливали в специальных формах с деревянным дном. Об этом свидетельствуют отпечатки досок на глине и специальные знаки, которыми мастера обозначали свою продукцию. Интересно, что гродненская форма плинфы имеет знаки только на шестах, а полоцкая и витебская - на шестах и одной из широких сторон. Видимо, среди цегельников были грамотные люди, так как их знаки имеют вид не только крестов, стрелочек и др. геометрических символов, но и различные буквы. Обжигали плинфу в специальных печах сложенных из кирпича.

Строительная  артель

Рассматривая шедевры каменной архитектуры, невольно возникает вопрос: «А как практически шла стройка? Кто обжигал кирпичи, делал известь, таскал и вкладывал ровными рядами огромные камни? Сколько людей участвовало  кто ими руководил? »Чтобы ответить на все эти вопросы, нужно обратиться к истории строительного дела и строительной техники. На протяжении почти всего средневековья основное количество каменных и деревянных сооружений в Беларуси возводилось местными ремесленниками, входивших в состав строительных артелей. На территории Беларуси местные самостоятельные строительные артели известны с 12 в. Обычно артель состояла из нескольких десятков высококвалифицированных каменщиков и нескольких плотников, которые во время строительства фундаментов и крыш делали опалубку, строительные инструменты, окна и двери, а также мастеров по изготовлению кирпича и заготовке извести. Мастера-цегельники метили свою продукцию специальными знаками, отметинами или клеймами. В 12 в. существовали княжеская и монастырская артели. Ими руководили опытные мастера, которые были и проектантами, и исполнителями одновременно. На территории Беларуси в это время работало несколько строительных артелей. Полоцкая земля имела две самостоятельные артели - полоцкую и витебскую. Полоцкую основали киевские мастера, которые построили огромный собор Бельчицкого монастыря. Сейчас в Полоцке известно 10 архитектурных памятников, созданных полоцкой артелью. Витебские мастера возвели Благовещенская церковь и основной объем церквей в Новогрудке. В конце 12 в. монументальное строительство в Полоцке в связи с экономическими обстоятельствами остановилась. Полоцкие архитекторы основали архитектурную школу в Смоленске.

С чего же начиналась строительство? Сначала выбирали место для постройки. Для храмов обычно подбирали холмы, откуда его было бы хорошо видно издали, уже на подходе к городу. Начинали строительство в день, посвященный тому святому, чье имя должен был получить будущий храм. На строительной площадке, недалеко от места стройки, за год-два до ее начала, рыли яму, в которой гасили известь. Такие ямы найдены при раскопках в Минске. Если известь была готова, с помощью шнура и мерной сажени определяли на земле план и начинали копать ямы под фундамент. Копали землю деревянными лопатами, края которых были краям железом. Пока шли земельные работы, на вазах подвозили камни для фундамента, обожженный кирпич, который составляли штабелями. Недалеко от кирпича лежали отшлифованные камни для отделки фасадов храма. После того, как были выкопаны рвы для фундаментов, начинали строить. Интересно, что при построении Полоцкой Софии (11 в.) Настилов подмостей ложились на круглых шестах, а начиная с 12 в. только на прямоугольных брусьях. Если обратиться к рисунку, то можно увидеть и технологию строительства и материалы, а также частично орудия труда. Я считаю, что нужно также отметить, что строительство велось только в теплый период года. Храм возводили примерно за два-три года. На зиму неоконченные стены покрывали толстым слоем известковой рамщины и оставляли до весны.

Техника кладки древнего архитектора

Уровень развития строительной техники отражает, как известно, техника кладки, которая является своеобразной визитной карточкой древнего архитектора. С изменениями в политическом плане страны, с экономическим состоянием ее хозяйства, как мы уже отметили, видоизменяется форма строительства, а от этого меняется техника кладки. Вообще техника кладки зависит от формы и размеров кирпича и камня, а так же от рамщины, которую используют при строительстве. В Беларуси, как считают археологи, существует три вида кладки: смешанная (укладка из кирпича и камней), кирпичная и каменная (из валунов и каменных квадратов). Первый монументальный памятник - Полоцкая София, построенный техникой смешанной кладки. Это кладка состоит из ряда валунов, которые разветвляются плинфай, размеры которой очень близки к квадрату. На этой технике кладки существовала полоцкая школа архитектуры. А вторая, как мы уже говорили, гродненская архитектурная школа разработала свою своеобразную технику кладки. Исследователи называют ее декоративно-ровнопластовой укладкой. Почему? Ведь основная стена возводилась с плинфы. Кроме плинфы в укладку входили разноцветные камни, стекло, из которого выкладывали различные узоры. Этой технологией кладки построена Борисоглебская церковь.

Заключение

Я раскрыл особенности  строительства на территории Беларуси с 9 по 13 в. Я рассмотрел эволюцию строительных материалов и технологию их изготовления. Я сделал обзор техники производства кирпича, технику кладки древних архитекторов, а вместе с тем и осветил этапы становления белорусского резчика, а также сделал обзор строительных артелей и затронул их деятельность.

 

Тема 3. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Изобразительное искусство

Значительной частью культуры древне белорусских земель является живопись. Примеры этого вида искусства, которое сохранилось до наших дней, связаны с монументальной живописью, книжной миниатюрой, эмалевыми изображениями. Самыми древними фресками, которые известны на территории Беларуси, являются росписи Софийского собора в Полоцке. В связи с его реконструкцией фрески сохранились только в трех восточных апсидой, на нижних частях столбов, на стенах подвала. Это стены "Евхаристии" с изображениями Христа и апостолов. По сохранившимся фрагментам росписей можно предположить, что кроме образов фигур храм был богато орнаментированный. Наиболее часто встречается растительный и струйный (он имитировал мраморную кладку) орнамент. В техническом плане росписи традиционные. Мостики пользовались темперными красками, которые наносили на влажную известковую штукатурку. Колористическое построение фресок основано на приглушенных серых, охристых тонах. Таким образом, росписи Софийского собора в Полоцке свидетельствуют не только об ориентации на Киевскую художественную школу, но и о поиске и развитии личных, самостоятельных путей. Они связаны с эволюцией древнерусской монументальной живописи.

Информация о работе Появление письменности. Литература. Культурно-просветительская деятельность Е. Полоцкой, К.Туровского, К.Смолятича