Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 22:09, контрольная работа
Цель работы:
Научиться работать с исторической литературой
Находить в ней необходимый материал, анализировать его и обобщать
Сделать обоснованные выводы на основе проделанной работы
Основная задачи:
Показать как появилась письменность на территории Беларуси 9-13 вв.
Показать основные памятники культуры и литературы того времени.
Описать основных культурных деятелей той эпохи.
Сделать анализ белорусской архитектуры
Показать основные направления изобразительного и декоративно-прикладного искусства
Более высоким художественным уровнем определяются фрески Великого собора, Пятницкой и Борисоглебской церкви Бельчицкого монастыря. Сохранившиеся материалы обследований начала 19 в. и фрагменты росписей этих зданий дают основания утверждать о новом этапе развития Полоцкой художественной живописной школы. По художественным качествам очень близко к ним стоят фрески Спасо-Преображенского собора Ефрасиньевского монастыря. Они были выполнены в 40 - 50 - х годах 12 века. Это единственный памятник, дошедший до нашего времени в почти неповрежденным и в первоначальном варианте. Система росписей Спасо-Преображенского собора подобно византийско-киевской. В куполе расположено изображение Спаса, на ветразях - изображения евангелистов. В конусе апсиды находится изображение Божьей Аранты. Росписи южной и северной стен собора построены также с ориентацией на византийскую схему. Они делятся на несколько ярусов-регистров. Расписаны также и внутренние столбы, на каждой грани которых расположены изображения святых.
Кроме монументальных росписей в Полоцке до прекрасных достижений живописи 12 века можно отнести фрески в Доборавейчанской церкви в Витебске, Петропавловской и Иоанобогословской церкви (середина 12 в.) В Смоленске.
Более самостоятельным путем шло развитие монументальной живописи в Гродненской художественной школе. К ее наиболее значимых памятникам принадлежит живопись алтарной части церкви Бориса и Глеба (2 пол. 12 в.) в Гродно. Близко к ним стоят фрески Борисоглебской церкви в Новогрудке.
Монументальная живопись древнебелорусских земель определяется высоким уровнем развития. Его примеры связаны с крупными культурно-политичными центрами. Отличаясь, некоторыми деталями, они свидетельствуют о едином характере технических приемов, о единой системе размещения живописных образов в интерьере, об ориентации на византийские традиции.
Особенности развития живописи древнебелорусских земель показывает книжная миниатюра. Книги этого времени писались на пергаменте. Переписчики пользовались птичьими, чаще всего гусиными, перьями или специальным способом подрезанными кусочками тростника. В качестве чернила применяли растительные отвары, которые имели темно-коричневый или черный цвет. Миниатюры выполнялись темперной красками растительного или минерального происхождения. Основная цветовая гамма миниатюр - коричнево-охристая, золотистая, красная. Книги украшали заставками, инициалами, буквицы, концовки. Но ведущая роль в них принадлежит миниатюрам. К наиболее известным 11 - 12 ст. относятся «Туровская" (11 в.), "Полоцкая" (13 - 14 вв.), "Оршанская" (12 - 13 вв.), "Остромировская" (1056 - 1057). Для рукописей раннего периода характерен византийский стиль, основанный на использовании (особенно в орнаментации) простых растительных и геометрических мотивов.
В живописи древнебелорусских княжеств прослеживается влияние романского искусства. Распространенный на то время в культуре Западной Европы стиль не мог не затронуть и миниатюры рукописей, создаваемые на белорусских землях. Ярким примером таких влияний является "Кодекс Гертруды", или "Трирский псалтырь" (кон. 10 в.). Привезенный на Беларусь рукописи как полагают ученые, были дополнены художниками отдельными листами с портретными и сюжетными изображениями: обладательницы «Кодекса Гертруды", ее сына Ярополка с семьей ("Коронация Ярополка", "Апостол Петр с семьей Ярополка", 1078 - 1087). Манера решения этих миниатюр значительно отличается от той, которая была характерна древне-киевским рукописям. Файл Кодекса строится на сочетании точной моделировки фигур, предметов, тонких цветовых переходах и подчеркнул торжественной монументальности.
В 12 - 13 веках основная роль в развитии книжной живописи принадлежит Полоцку. Вероятно к Полоцкой школе относится "Служебник Варлаама Хутынского" (кон. 12 - нач. 13 в.), Миниатюры которого с изображением Иоанна Златоуста и Василия Великого свидетельствуют о значительном художественном и техническом художественном уровне рукописей того времени. Такие же высокие художественные качества определяют миниатюры "Оршанской" и "Университетского" (13 в.) Евангелий.
Развитие книжной живописи древнебелорусских земель не проходило изолированно. Византийские, романские, и особенно местные, традиции определяют высокий уровень этого вида искусства.
Большую художественную и живописную ценность представляет пластика древнебелорусских княжеств. К сожалению памятников скульптуры сохранилось не слишком много,это объясняется отрицательным отношением православной церкви к таким произведениям. Борясь против языческой веры, она уничтожала или запрещала создавать изображения, которые бы напоминали языческих идолов. Именно это продиктовала чрезвычайно большое разнообразие пластики малых форм.
Скульптурные произведения 10 - 13 веков условно можно разделить на две группы: культовые и светские. К культовой пластике относятся рельефные иконки. Обычно это были небольшие по размерам изображения (от 4 до 6 см), на которых показывали Христа, Матерь Божию, апостолов, отдельных святых, популярных в той или иной местности. Высокими художественными качествами определяется иконка с изображением Константина и Елены (сер. 12 в.), найденная в Полоцке. Прямоугольник пластины полностью заполняют две фигуры. Ритмическая порядковость складок одежды указанных лиц, ритуальность их движений, точно переданные детали создают надлежащую торжественность. Вместе с тем произведению свойственно определенная условность, массивность форм. Она прослеживается прежде всего в трактовке лиц Константина и Елены, застылости стана их фигур, что свидетельствует о наличии влияния романской культуры. Авторство и происхождение многих работ в изобразительном искусстве древнебелорусских княжеств невыяснено. По отношению к иконке "Константин и Елена" из Полоцка, бесспорным остается ее выполнение местными мастерами.
Не менее значительными произведениями, по которым можно представить характер пластики древнебелорусских княжеств и ее связи с другими землями, являются "Христос Эммануил" (12 в.) из Пинска, двусторонняя иконка с изображением Божьей Матери (внешняя сторона) и апостола Петра (оборотная сторону; кон. 12 в. - нач. 13 в.): "Николай и Стефан" (Минск, кон. 12 в.). Резьба по камню была достаточно распространенной техникой тогдашней скульптуры, но не единственной. Мастера работали также в бронзе (иконка "Николай и Стефан", 11 в.), вырезали изображения из кости (фрагмент триптиха из Волковыска с грудными изображениями неизвестных святых, 12 в.).
В 12 -13 веках на территории древнебелорусских земель получают распространение литые бронзовые кресты - энколпионы. Кроме культовой роли они используются также в качестве украшений. Интересные образцы такого рода пластики найдены в Друцке, Минске, Полоцке, Гродно, Навгрудку, Турове. Большинство из них производилась в Киеве или была ориентирована на его художественные традиции. Толь некоторые из найденных работ создавались местными мастерами.
Второй значительной частью памятников скульптуры является светская пластика. В основном, это небольшие по размерам изделия, которыми пользовались и быту: фигурки шахмат, многочисленные рельефные накладки, ухочистки и т. д. (шахматная фигура "насаждения" из Гродно, 12 в.; "Барабанщик из Волковыска", 12 в.; фигурка " Музыкант "из Новогрудка, 12 в.).
К пластике малых форм следует отнести висящие печати, которыми пользовались члены княжеских семей и представители духовенства. Известны печати полоцкого князя Изяслава (10 в.), Туровского князя Изяслава (11 в.), матери Евфросинии Полоцкой (12 в.), печать епископа Дионисия (12 в.), а также печати из Полоцка, Пинска, Волковыска, принадлежность которых до конкретных лиц не выяснено.
Высоким уровнем определяется декоративно-прикладное искусство древнебелорусских земель. Оно тесным образом связано с характером социально-экономических отношений феодального общества, развитием ремесел: гончарство, ткачество, художественной обработки дерева, кости и металла. Наиболее значительной частью таких произведений были украшения. Это браслеты, бусы, подвески, лунницы, кресты, котлы. Производились также оружие, конское снаряжение и сбруя, оклады книг и икон. Мастера применяли зернение, гравирование, скань, эмалирование, чернение, литье, чеканку - те виды обработки металлов, которые требовали высокого мастерства, досконального знания технологии. Разнообразной была и отделка предметов быта. В основном использовался геометрический и растительный орнамент, мотивы животного мира, в которых можно проследить отзывы древних языческих верований, часто объединенных с новой христианской символикой.
Характер развития декоративно-прикладного искусства отражает высокий уровень костерезного мастерства (гребни, накладки на колчаны, ручки ножей и ложек, ухочистки), кузнечное и ткачества, изделий из стекла (серьги, браслеты, височные кольца, перстни, вставки в металлические изделия, посуда) , кожи (пояса, обувь), дерево (посуда, мелкие бытовые вещи), произведений бытовой и архитектурной керамики (глиняная посуда, глазурованные керамические плитки).
Известным произведением декоративно-прикладного искусства древних земель является крест Ефросиньи Полоцкой. Судьба этого выдающегося памятника трагическая. Оставшийся среди "недрагоценных" вещей в Могилевском краеведческом музее, он был вывезен в Германию во время Великой Отечественной войны. Сейчас его местонахождение неизвестно. Крест был сделан в 1161 году полоцким мастером Лазарем Богшей. Длина креста 51,8 см, верхнего перекрестия - 14 см, нижнего - 21 см. Произведение выполнено из дерева. К каждой его грани были прикреплены золотые, серебряные и позолоченные пластины, на которых помещены изображения Христа, Иоанна, Марии, Матфея, Петра, Павла, некоторых других святых.
В этой теме я показал всю многогранность белорусского искусства. Белорусские мастера позаимствовали византийский стиль искусства и дополнили его своим. Опять таки, большое влияние играет церковь. Большинство предметов искусства делается для церковных нужд или княжеских особ. Большинство памятников искусства того времени не сохранилось, но мы можем смело судить, что оно не было в упадке и представляло собой достойное наследие.
Арлоў У. Еўфрасіння Полацкая. – Мн.: Мастацкая літаратура, 1992.
Гісторыя беларускага
Никольский Н.К. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII в. Спб., 1892
1. Дойлiдства на Беларусi. (А. М. Марцiшэнка, Л. И. Клiн).
2. Культура Беларусi. (П. Д. Луцiнец, А. А. Пшанюк).
3. Станаўленне беларускага кафлярства. (П. Н. Адаменка)
Мельнікаў А. Тураўскі златавуст // Спадчына. – 1990. - № 2.
Трусов О.А. Памятники монументального зодчества Белоруссии ХІ-ХVІІ вв.: Архитектурно-археологический анализ. – Мн.: Наука и техника, 1988.