Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 01:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является: выявить элементы романтизма и реализма в романе «Грозовой перевал» для определения его поэтики.
Задачи курсовой работы:
проследить историю возникновения романа «Грозовой перевал», его проблематику и поэтику;
выявить элементы реализма и романтизма в поэтике романа;
проанализировать выявленные элементы, и выяснить, к какому художественному направлению относиться роман.
I.Введение………………………………………………………………...3 – 4
II.Основная часть………………………………………………………..5 – 31
Глава 1. Основные литературные течения XIX в. ……………………..5 – 11
1.1.Романтизм…………………………………………………………...5 – 8
1.2Реализм…………………………………..……………………..…..8 – 11
Глава 2. Судьба и творчество английской писательницы-романистки
Эмили Бронте…………………………………………………………....11 – 19
2.1.Жизнь Эмили Бронте……………………………………………11 – 14
2.2.Уникальность единственного романа Эмили Бронте…………14 – 19
Глава 3. Романтизм и реализм в поэтике «Грозового перевала»…….19 – 31
3.1. Магический реализм великого романа Эмили Бронте ……..…19 – 25
3.2.«Романтичнейший роман»……………………….……….……...25 – 31
III.Заключение……………………………………….……………....32 – 33
IV.Использованная литература…………………………………..….34 - 35
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филологический факультет
Кафедра зарубежной литературы
Допущена к защите
Заведующий кафедрой
____________________
«___» ____________20__г.
Романтизм и реализм в поэтике “Грозового перевала”
Эмили Бронте
Студентка 2 курса
Специальности романо-германская
(английская) филология
филологического факультета Худайбердыева Дженнет
дневной формы обучения Агаджановна
Научный руководитель
Хаданович А.В.
_______________________
(должность, ученая степень)
Минск, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные литературные течения XIX в. ……………………..5 – 11
Глава 2. Судьба и творчество английской писательницы-романистки
Эмили Бронте…………………………………………………………..
Глава 3. Романтизм и реализм в поэтике «Грозового перевала»…….19 – 31
3.1. Магический реализм великого романа Эмили Бронте ……..…19 – 25
3.2. «Романтичнейший роман»……………………….……….……...25 – 31
XIX век подарил человечеству великих писателей и поэтов, которые внесли бесценный вклад в мировую литературу. Это такие таланты как Д.Г. Байрон, Ч. Диккенс, У. Теккерей, П.Б. Шелли, С.Т. Колридж, У. Вордсворт, Р. Саути, Дж. Китс, В. Скотт, сестры Бронте, Э. Гаскелл, Дж. Остен и многие другие. Эпоха, в которую они творили, носила переломный характер, что, естественно, отразилось и на их творчестве.
В первой
трети английской литературы утверждался
романтизм. Центр художественной системы
романтизма – личность, а его
главный конфликт – конфликт личности
и общества. Национальная особенность
английского романтизма заключалась
в сосредоточении на проблемах развития
общества и человечества в целом.
Английские романтики ощущали
В первой половине XIX века политическая ситуация в Англии была ознаменована утверждением господства буржуазии. В этот период времени разразился экономический кризис, который вызвал необходимость парламентских реформ. К 1830-м гг. в стране свершилась промышленная революция. Именно в эту переломную эпоху жила и творила великая английская писательница-романистка Эмили Бронте, к творчеству которой я обращусь в своей работе. Несмотря на то, что она автор всего лишь единственного романа «Грозовой перевал», Эмили Бронте остается одной из самых известных писателей и поэтов в Англии и за ее пределами.
Тема выбранной мной курсовой работы концентрируется вокруг поэтики романа Э. Бронте «Грозовой перевал». Эта тема вызвала интерес, поскольку, литературные критики зашли в тупик, стараясь отнести «Грозовой перевал» к одному из двух основных художественных направлений ХІХ столетия - романтизма или реализма. И это неудивительно, так как в нем присутствуют элементы и романтизма и реализма. По моему мнению «Грозовой перевал» является синтезом этих двух течений. Именно это я постараюсь доказать в своей работе.
Целью курсовой работы является: выявить элементы романтизма и реализма в романе «Грозовой перевал» для определения его поэтики.
Задачи курсовой работы:
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Первая глава отражает основные характеристики двух важных литературных течений – романтизма и реализма.
Во второй главе дается биография Эмили Бронте и уникальность ее творчества.
А в третьей главе идет выявление и анализ элементов реализма и романтизма в поэтике романа и выявление его направления к тому, либо другому течению.
Глава 1. Основные литературные течения XIX в.
1.1. Романтизм
Романтизм (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца XVIII – первой половины XIX вв. Французское romantique означало в 18 в. «странное», «фантастическое», «живописное». В начале XIX в. слово «романтизм» становится термином для обозначения нового литературного направления, противоположного классицизму.
В современном
литературоведении термину «
Романтизм – в традиционном, конкретно-историческом значении этого слова – явился как бы высшей точкой антипросветительского движения, прокатившегося по всем европейским странам; его основная социально-идеологическая предпосылка – разочарование в буржуазной цивилизации, в социальном, политическом и научном прогрессе.
Неприятие
буржуазного образа жизни, протест
против пошлости и прозаичности, бездуховности
и эгоизма буржуазных отношений,
наметившиеся в недрах самого просветительства
и нашедшие первоначальное выражение
в сентиментализме и
Разочарование в обществе, которое предвещали, обосновывали и проповедовали лучшие умы Европы, постепенно разрослось до «космического пессимизма», принимая общечеловеческий, универсальный характер, оно сопровождалось настроениями безнадежности, отчаяния, «мировой скорби» («болезнь века»).
Возможности
социального совершенствования
казались утраченными навсегда; мир
предстал «лежащим во зле»: материальный
мир затемнен силами распада, в человеке
воскресает «древний хаос», в практике
торжествует «мировое зло». Внутренняя
тема «страшного мира» (с его слепой
властью материальных отношений, иррациональностью
судеб, тоской вечного однообразия
повседневной жизни), прошла через всю
историю романтической
Романтики мечтали не о частичном усовершенствовании жизни, а о целостном разрешении всех ее противоречий. Страстная, всезахватывающая жажда обновления и совершенства – одна из важных особенностей романтического миросозерцания.
Разлад
между идеалом и
Отвергая повседневную жизнь современного цивилизованного общества как бесцветную и прозаическую, романтики стремились ко всему необычному. Их привлекали фантастика, народные предания и народное творчество вообще, минувшие исторические эпохи. Их волновали необыкновенные и яркие картины природы, жизнь, быт и нравы далеких стран и народов. Низменной материальной практике противопоставляли они сильные страсти (романтическая концепция любви) и жизнь духа, в особенности высшие ее сферы: религию, искусство, философию.
Человек для романтиков – малая вселенная, микрокосмос. Напряженный интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души, к «ночной» ее стороне, тяга к интуитивному и бессознательному – сущностные черты романтического искусства. Столь же характерна для романтизма защита свободы, суверенности и самоценности личности, повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального. Принцип личности служил как бы самозащитой от нараставшей нивелировки индивидов в буржуазном обществе, но одновременно и от безжалостной десницы истории и государства.
Романтики проповедовали разомкнутость литературных родов и жанров, взаимопроникновение искусств, синтез искусства, философии, религии. Они заботились о музыкальности и живописности литературы, смело смешивали высокое и низменное, трагическое и комическое, обыденное и необычное, тяготели к фантастике, гротеску, демонстративной условности формы. Высшие художественные достижения романтизма – гротескно-сатирическое изображение мира, открытие «субъективного» человека, проникновенное воссоздание природы – были унаследованы реализмом XIX в.
Таким образом,
основная черта романтизма – преобладание
субъективного начала в осмыслении
явлений и процессов
1.2. Реализм
Реализм
в литературе, искусстве, правдивое
объективное отражение
В литературе ряд существенных черт реализма проявился в эпоху Возрождения, в первую очередь у М. Сервантеса и У. Шекспира, особенно в изображении характеров, классицизм XVII в. разработал метод четкой типизации характеров, однако интенсивное развитие реализма происходит позднее, в связи со становлением буржуазного общества. В XVIII в. литература демократизируется – в противовес предшествующей литературе, отражавшей по преимуществу жизненный уклад и идеалы феодальных верхов, она избирает главными героями не монархов и вельмож, а людей среднего состояния – купцов, горожан, солдат, моряков и т.п., показывая их в повседневной практической деятельности, в семейном быту.
Реализм XVIII в. проникнут духом просветительской идеологии. Он утверждается прежде всего в прозе; все более определяющим жанром литературы становится роман – прозаическое повествование о судьбах обыкновенных людей, эпос частной жизни.
В начале XIX в. романтизм несравненно глубже, чем просветительский реализм XVIII в. Он изобразил внутренний мир человека, выявляя конфликты и антимонии личности, открывая ее «субъективную бесконечность».
Возникший в 30-е гг. XIX в. критический реализм имел генетические связи с романтизмом; оба направления объединяло разочарование в итогах буржуазной революции и отрицательное отношение к утвердившемуся капиталистическому строю. Ведущим жанром реалистической литературы остается роман. Его действие концентрируется вокруг таких мотивов, как борьба за самоутверждение личности в собственническом мире, махинации дельцов, бедствия обездоленных. Реализм показал растлевающее влияние материальных благ на нравы, разрушение естественных связей между людьми, превращение брака в коммерческую сделку. Критический дух реализма первой половины XIX в. не означал, однако, отсутствие положительных идеалов у писателей; сила их критики обусловлена присущим им гуманизмом и верой в прогресс.
Информация о работе Романтизм и реализм в поэтике “Грозового перевала” Эмили Бронте