Романтизм и реализм в поэтике “Грозового перевала” Эмили Бронте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 01:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является: выявить элементы романтизма и реализма в романе «Грозовой перевал» для определения его поэтики.
Задачи курсовой работы:
проследить историю возникновения романа «Грозовой перевал», его проблематику и поэтику;
выявить элементы реализма и романтизма в поэтике романа;
проанализировать выявленные элементы, и выяснить, к какому художественному направлению относиться роман.

Содержание

I.Введение………………………………………………………………...3 – 4
II.Основная часть………………………………………………………..5 – 31
Глава 1. Основные литературные течения XIX в. ……………………..5 – 11
1.1.Романтизм…………………………………………………………...5 – 8
1.2Реализм…………………………………..……………………..…..8 – 11
Глава 2. Судьба и творчество английской писательницы-романистки
Эмили Бронте…………………………………………………………....11 – 19
2.1.Жизнь Эмили Бронте……………………………………………11 – 14
2.2.Уникальность единственного романа Эмили Бронте…………14 – 19
Глава 3. Романтизм и реализм в поэтике «Грозового перевала»…….19 – 31
3.1. Магический реализм великого романа Эмили Бронте ……..…19 – 25
3.2.«Романтичнейший роман»……………………….……….……...25 – 31
III.Заключение……………………………………….……………....32 – 33
IV.Использованная литература…………………………………..….34 - 35

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2 курс.docx

— 76.60 Кб (Скачать файл)

Как ведущее  направление критический реализм  утверждается в английской литературе в 30-40-е годы XIX века. Своего расцвета он достигает во второй половине 40-х  годов – в период наивысшего подъема  чартистского движения. В 30-40-е годы выступают такие замечательные  писатели-реалисты, как Диккенс, Теккерей, сестры Бронте, Гаскелл, поэты-чартисты Джонс, Линтон и Масси.

В истории  Англии 30-40-е гг. XIX в. – это период напряженной социальной и идеологической борьбы, период вступления на историческую арену пролетариата. Эта бурная эпоха  вызвала к жизни расцвет демократической  культуры. Творчество английских реалистов развивалось в обстановке напряженной идеологической борьбы.

В трудах буржуазных ученых и писателей утверждалось понятие «викторианской Англии», связанное  с насаждаемым ими представлением о периоде правления королевы Виктории, продолжавшемся с 1834 г. по 1901 г., как эпохе благоденствия и  устойчивого процветания страны. Эта официальная точка зрения не соответствовала истинному положению  дел и опровергалась самой  действительностью. Ее разрушению содействовало  творчество писателей-реалистов.

В своем  творчестве английские реалисты XIX в. всесторонне  отразили жизнь современного им общества, правдиво воспроизвели типические характеры  в типических обстоятельствах.

Объектом  своей критики и осмеяния они  сделали не только представителей буржуазно-аристократической  среды, но и ту систему законов  и порядков, которая установлена  власть имущими. Писатели-реалисты ставят проблемы большой социальной значимости, приходят к таким обобщениям и  выводам, которые непосредственно  подводят читателя к мысли о бесчеловечности  и несправедливости существующего  общественного строя.

Диккенс и Теккерей, сестры Бронте и Гаскелл  помогли своим современникам  задуматься над коренными проблемами эпохи, раскрыли перед ними глубину  социальных противоречий. Со страниц  их романов страшными глазами  смотрели нищета и страдания народа. И не «старая добрая Англия», а страна, раздираемая противоречиями, была изображена в их книгах. Собственно, это была не одна Англия, а две – Англия богатых и Англия бедных.

Широко  раздвинулись социальные и вместе с  тем и географические рамки романа: трущобы Лондона и английская провинция, небольшие фабричные  города и крупные индустриальные центры; за пределы Англии переносят  действие своих романов Теккерей и т.д.

Появляются  и новые герои. Это не просто люди из народа, а люди, глубоко задумывающиеся над жизнью, тонко чувствующие, горячо реагирующие на окружающее и активно  действующие (Джон Бартон в романе «Мэри  Бартон», герои романов Шарлотты и Эмили Бронте).

Подводя итог выше сказанному можно сделать  следующий вывод: у художника-реалиста в его мировоззрении и творческом методе преобладает стремление к  объективному изображению действительности. Он, как правило, не приписывает ей того, что он хотел бы в ней  видеть. Свой идеал реалист стремится  вывести из условий самой объективной  реальности, из познания ее исторически закономерного развития, из заключенных в ней возможностей.

 

Глава 2. Судьба и творчество английской писательницы-романистки Эмили Бронте

    1. Жизнь Эмили Бронте

Английская  писательница Эмили Бронте - классик  мировой женской литературы. Влияние  Бронте на английских писателей-реалистов XIX века было огромно. Ее почитали большие  художники и критики; на нее ссылались, у нее предлагали учиться. Одни писатели ставили ее творения в пример другим как образец реалистического  мастерства. Другие называли ее автором  «романтичнейшего романа». Иные ее отвергали. Тем не менее,  она смогла завоевать  любовь и уважение миллионов читателей.

История Эмили Бронте – это история со своими печалями, со своими своеобразными радостями и тайнами. Изучение личности Эмили Бронте затруднено из-за малочисленности отзывов о ней современников и, по существу, отсутствия личного подтверждения биографических фактов (мемуаров, дневников, писем и т.п.). Критикой создан «неукротимый, свободолюбивый» образ Эмили, «великого навигатора», обладающего мужскими качествами, страдающего в глуши Хоуорта от одиночества и невозможности самореализации. Однако образ писательницы предстает, несомненно, более сложным и противоречивым.

Биография Эмили Джейн Бронте относится  к категории на редкость несобытийных. О глубине и интенсивности  ее внутренней жизни рассказывают не столько факты биографии, сколько  ее произведения. Будущая писательница родилась 30 июля 1818 года в небольшом  городке на окраине Западного  Йоркшира. Здесь, на грани двух миров, между хранящим традиции старины, веющим легендами севером и победительно надвигающимся индустриальным югом, прошли почти все отпущенные ей тридцать лет. Ее отец, Патрик Бронте, по происхождению ирландец, был рукоположен в сан после завершения учебы в Кембриджском университете. Мать Эмили, Мария Брэнуэлл, была дочерью мелкого торговца. Произведя на свет пять дочерей (Мэри, Элизабет. Шарлотта, Эмили и Энн) и сына (Брэнуэлл), она скончалась в 1821 году. Эмили шел второй год, когда семья окончательно обосновалась в Хоуорте, небольшом местечке Йоркшира. После смерти матери в семье Бронте поселилась тетушка Брэнуэлл, которая помогала мистеру Бронте вести хозяйство и воспитывать детей.

В возрасте шести лет Эмили вместе с другими  сестрами была отдана в школу для  дочерей духовенства в Коуэн-Бридж. Там от инфекционной болезни умерли Мэри и Элизабет Бронте. Не пробыв в  пансионе и года, Шарлотта и Эмили  вернулись домой. Эмили начала получать домашнее образование, ее наставниками становятся отец, тетушка и Шарлотта. Когда Эмили было около десяти лет, дети Бронте  придумали игру, которую не оставят и в последующие  годы. Ими были созданы два воображаемых государства: Ангрия (собственность  Шарлотты  и Брэнуэлла) и Гондал (Эмили и Энн), где живут средневековые  персонажи. Вымышленные истории  тщательно записывались. Шарлотте и  Брэнуэллу игра наскучила через  несколько лет, но Эмили и Энн  продолжали в нее играть, будучи взрослыми женщинами.

В 1835 году Эмили повторила попытку получить систематическое образование: она  едет в пансион Роу-Хед, однако возвращается, пробыв там меньше года. Следующий  год отмечен появлением первого  стихотворения Эмили. В 1837 году Эмили  отправилась в пансион в Лоу-Хилл в качестве учительницы. Домой она  вернулась уже через полгода. Вслед за Шарлоттой, многие биографы сводили объяснение неплодотворных попыток получить образование и  заработать на жизнь к трогательной причине – непреодолимой тоске  по дому. Однако дело, по-видимому, было в ином: Эмили неукоснительно отвергала  всякую возможность оказаться под  чьим-то руководящим началом и  подчиняться жесткой дисциплине. В стоящем на отшибе доме и на вересковых пустошах, Эмили дышала воздухом свободы. Только здесь она могла быть сама собою, и это было одним из немногих доступных ей благ, которым она не хотела поступиться. Вот почему, оказавшись за пределами Хоуорта, она рвалась поскорее вернуться.

Трагедия  Эмили Бронте не в бедности и даже не в отъединенности от большого мира. Добровольное затворничество в Хоуорте - следствие трагедии. Смысл же ее в неразрешимом конфликте сильной  духом, одаренной личности с "невзрачнейшей  из эпох", с этим "скучнейшим и  прозаичнейшим из всех веков", как  назвал свое столетие Оскар Уайльд.

Пока  сестры и брат зарабатывали на жизнь  в качестве учителей, Эмили вела в Хоуорте домашнее хозяйство. Когда  ей исполнилось 23 года, они с Шарлоттой  начали предпринимать попытки открыть  собственный пансион. Тетушка обещала  помочь с деньгами на первичное обзаведение. Однако сестрам недоставало знания иностранных языков. С целью их изучения они в 1842 году поступили  в пансион мадам Эгер в Брюсселе. В ноябре они вынуждены были прервать учебу из-за смерти тетушки Брэнуэлл, чье завещание дало сестрам некоторые  средства к существованию. Это избавило Эмили от возвращения в Брюссель. Она осталась в Хоуорте с отцом.

В январе 1844 года было решено, наконец, открыть  собственный пансион. Эмили не собиралась становиться учительницей, ее больше привлекала идея заниматься хозяйственными нуждами. Она определенно не видела необходимости работать, когда в  том не было нужды. Ее вполне устраивала возможность вести домашнее хозяйство  и уделять весь досуг творчеству. Идея с пансионом потерпела полный крах, так как в него не приехала ни одна пансионерка.

В июле 1846 года по настоянию Шарлотты были опубликованы стихи сестер Бронте под псевдонимами Каррер, Эллис и Эктон Белл. Стихи  Эмили положительно оценены критиком «Атенеума», который поставил их выше стихов Шарлотты и Энн. В декабре 1847 года вслед за «Джейн Эйр» в печати появились романы «Грозовой перевал» и «Агнес Грей». Для подтверждения  своего авторства Шарлотта и Энн отправились в лондонское издательство, Эмили же упорно держалась за свой псевдоним, пожелав остаться инкогнито. Лишь случайная обмолвка Шарлотты в издательстве («Мы, три сестры») позволила раскрыть «семейную тайну».

По характеру  Эмили была замкнута, молчалива и  даже робка. У Шарлотты, у Энн были подруги, у нее – никогда. Ей, по-видимому, вполне хватало семейного общения, и никакого другого общества она себе не желала. Она была умна, деятельна и бескорыстна; обладала добрым сердцем и весьма трезвым взглядом на вещи, проявляя упорство только в тех делах, которые сочла для себя нужными. Подруги Шарлотты неоднократно ссылались на «странности» Эмили, которые, вероятно, проявлялись в ее непохожести на других. 

Эмили скончалась на тридцать первом году жизни от туберкулеза, который был вызван простудой, полученной на похоронах брата. Она не пожелала облегчить свои страдания перед  смертью и обратиться за помощью  к врачам. 

Эмили Бронте оставила после себя одну из прекраснейших  книг всех времен – «Грозовой перевал». Возможно, самую красивую и жестокую историю любви. Мы, по сей день, не перестаем восхищаться как личностью писательницы, так и созданным ею произведением.

 

    1. Уникальность единственного романа Эмили Бронте

Роман Эмили  Бронте «Грозовой перевал» является одним из самых загадочных и уникальных произведений мировой литературы. Его уникальность заключается не только в истории создания (Э.Бронте – человек, получивший практически домашнее образование и редко покидавший пределы родного городка), и в художественной ценности (нетрадиционный сюжет, необычная композиция, актуальная проблематика), но и в том, что он обладает бесконечным множеством смыслов. Считается, что Э.Бронте опередила свое время, - многие исследователи обнаруживают в ее романе предвосхищение модернизма.  Роман при жизни писательницы не был оценён по достоинству. Всемирная слава пришла к Эмили Бронте значительно позднее, что, впрочем, часто по необъяснимым причинам случается с великими произведениями, но зато, впоследствии оценённые потомками, они живут уже долгие века и никогда не стареют.

 «Грозовой  перевал» был издан в 1847 году. Это было начало правления  королевы виктории (1837 - 1901), поэтому  его иногда относят к разряду «викторианских» романов. Но Россетти и Ч.-А. Суинберн первыми подметили решительное отступление автора от канонов викторианского романа, они положили начало легенде о Бронте как о «звездном» романтике, художнике-визионере. «Никогда еще роман не разражался такой грозой», - восхищался А. Симпсон, теоретик «эстетизма». И был совершенно прав. Ни один роман, написанный до и после «Грозового перевала», не мог передать такого эмоционального накала и столь различных душевных переживаний главных героев, которые передала Эмили Бронте. Но грозовые раскаты книги Бронте многих насторожили, а ортодоксов отпугнули. Время, лучший критик, все расставило на свои места. Минул век, и У.С. Моэм, живой классик английской литературы, включил «Грозовой перевал» в десятку лучших романов мира. «Манифестом английского гения» назвал книгу критик-коммунист Р. Фокс, посвятив ей в своем исследовании «Роман и народ» самые проникновенные страницы. Известный литературовед Ф.-Р. Ливис причислил Эмили Бронте к великой традиции английского романа, отметив при этом уникальность и неповторимость ее дарования. Множится поток исследований, посвященных сестрам Бронте, и Эмили в частности, но загадка семьи Бронте все еще существует, и личность Эмили, истоки ее поэзии и гениального романа остаются до конца не разгаданной тайной. Нужно ли непременно заглядывать под все ее покровы, стараться совлечь их – вопрос спорный. Быть может, именно неистребимое очарование тайны и влечет нас в наш рациональный век к писательнице, хронологически причисляемой к младшим викторианцам, но при более близком знакомстве воспринимаемой скорее как упрек и вызов викторианской эпохе.

«Грозовой перевал»  – книга, во многом предопределившая движение английского романа. Эмили первая сосредоточилась на трагическом конфликте между естественными стремлениями человека и общественными установлениями. Она показала, каким адом может быть пресловутая «крепость англичанина» – его дом, какой нестерпимой фальшью оборачивается проповедь смирения и благочестия под сводами домашней тюрьмы. Эмили выявила нравственную несостоятельность и отсутствие жизненных сил у избалованных и эгоистичных собственников, тем самым она предвосхитила мысли и настроения поздних викторианцев, а в чем-то и превзошла их.

Роман поражает необычайной эмоциональной силой, Шарлотта Бронте уподобила ее «грозовому электричеству». «Более страшного, более  исступленного вопля человеческой муки никогда не исторгала у человеческого  существа даже викторианская Англия». Даже Шарлотту, наиболее близкого Эмили  человека, ошеломила исступленная страсть  и смелость ее моральных концепций. Она попыталась смягчить впечатление  и в предисловии к новому изданию  «Грозового Перевала» заметила, что, создав «яростные и беспощадные  натуры», «грешные и падшие создания»  вроде Хитклифа, Эрншо, Кэтрин, Эмили  «не ведала, что творила».1

Информация о работе Романтизм и реализм в поэтике “Грозового перевала” Эмили Бронте