Романтическое противоречие между идеалом и действительностью в романе Виктора Гюго “Собор Парижской Богоматери”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: - Выявить проблему Романтического противоречия между идеалом и действительностью в романе В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». Поставленная цель предполагает решение комплекса конкретных задач: - осветить проблемы, такие как: проблему добра и зла, показать в развитии главных героев романа, и показать противоречивость внешнего и внутреннего мира человека; - выявить основные черты характеров героев; причины, превратившие эти образы в вечные типажи и нарицательные имена (пример: Квазимодо - давно перешедший в разряд литературных типов). - Рассмотреть проблему выбора и противоречие идеала романтических героев с действительностью их жизни; - понять причины победы жизненных обстоятельств над этими высокими идеалами.

Вложенные файлы: 1 файл

ВСЯ РАБОТА КУТУЗОВОЙ(дописано, с правками)-03.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Виктор Гюго и национальный поэт Франции,  и реформатор французского стиха, драматургии, и политик-демократ, и публицист-патриот. Знатокам он известен как незаурядный мастер графики, неутомимый рисовальщик фантазий на темы собственных произведений. И кроме этого Гюго вёл ярую борьбу за сохранение исторических и архитектурных памятников своей страны.

И именно патриотические взгляды писателя и его борьба против разрушения исторических памятников, желание донести до современников  ценность истории своей страны подвигли его на написание одного из первых, и возможно, главного романа всей своей жизни и творческого пути писателя и поэта – «Собор Парижской Богоматери».

   Но в  этом произведении автор показывает  читателю не только путь исторического  развития Франции XV века, а раскрывает свои романтические воззрения, реализуя их в конкретных романтизированных героях, поставленных в рамки проблем, как социально-политического, так и внутреннего характера.

Основной является проблема  противоречия романтического идеала и тёмной действительности века, которую мы и постараемся раскрыть в рамках данной курсовой работы.

Цель данной курсовой работы:

- Выявить проблему Романтического противоречия между идеалом и действительностью в  романе В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»

 

Поставленная  цель предполагает решение комплекса  конкретных задач:

- осветить проблемы, такие как: проблему добра и зла, показать в развитии главных героев романа, и показать противоречивость внешнего и внутреннего мира человека;

- выявить основные  черты характеров героев; причины, превратившие эти образы в вечные типажи и нарицательные имена (пример: Квазимодо -  давно перешедший в разряд литературных типов). 

- Рассмотреть проблему выбора и противоречие идеала романтических героев с действительностью их жизни;

-понять причины  победы жизненных обстоятельств  над этими высокими идеалами.

Для наиболее полного  раскрытия данной темы: «Романтическое противоречие между идеалом и действительностью в  романе В. Гюго «Собор Парижской Богоматери», нам необходимо будет осветить  процесс развития метода романтизма XIX века. Здесь будет проведено также небольшое исследование работы Виктора Гюго над романом и факторов, влиявших на процесс создания произведения.  Всё это будет изложено в первом параграфе первой  главы данной работы: «Теория романтизма как фактор, влиявший на процессе создания романа Виктора Гюго».

 Интересными для нас являются как причины, побудившие его взяться за написание этого романа, так и причины мирового признания самого романа и его автора. Это будет рассмотрено далее – во втором параграфе первой главы данной курсовой работы.

Во второй главе «Внутренняя и внешняя сторона конфликтов романа «Собор Парижской Богоматери» будут поставлены основные вопросы романа: проблема выбора в данных обстоятельствах повествования и причины, породившие эту проблему. Освещён в этом свете будет каждый герой. Также будет освещён и конфликт романтического идеала персонажей с тяжёлой окружающей действительностью, который является темой данной курсовой работы. Мы покажем также романтические позиции Виктора Гюго  в романе «Собор Парижской Богоматери» и влияние социально-политических условий жизни века на возвышенные идеалы героев.

 В заключение будут подведены её итоги и освещены проблемы, поставленные  автором истории Собора.

Гюго стоял где-то между взглядами представителей гуманистического мироощущения, отрицающего многое из предшествующих веков (и в частности Средневековья) как в корне неверное,  и  уважительным отношением ко всем предшествующим эпохам жизни человечества и их событиям.  На основе этих взглядов романтики-современники Виктора Гюго, осознавая ценность прошлого всего человечества, и обратились к жанру исторического романа, широко освещённого авторами XIX века со своей высокой позиции. И именно этот роман французского теоретика положил начало череде произведений этого жанра. Благодаря именно роману «Собор Парижской Богоматери», сам Виктор Гюго стал известен в своё время. И именно это произведение принесло писателю  вечную славу. Этот жанр имел очень много последователей, но довольно часто они писали, лишь следуя сиюминутной моде, а такое творчество не становится вечным.

Вечным стал лишь один из первых романов этого  жанра – работа Виктора Гюго. А в причинах этого явления  мы попытаемся разобраться в дальнейшем в процессе анализа основных проблем произведения в рамках данной курсовой работы.     

И даже сейчас Гюго с его мышлением, «традиционализмом»,  «авторитарностью» стиля, гуманистическим  пафосом, романтизмом, востребован  и по-новому актуален. Это с очевидностью доказывают интереснейшие труды Общества Гюго во Франции, разнообразные конференции и издания, которые были приурочены к 200-летию со дня рождения поэта, романиста, драматурга, критика, публициста, гражданина – того, кто «гремел над миром, подобно урагану»(16, 145). Гюго – Олимпио, Орфей – продолжает оставаться участником диалога, который вел с прошедшими веками и романтизмом век XX, а теперь продолжает вести XXI век.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I: Теория романтизма как фактор, влиявший на процессе создания романа Виктора Гюго

§1. Романтизм  как мировое художественное направление в литературе.   Романтизм Виктора Гюго.

На развитие художественной культуры данного периода оказали влияние несколько факторов, важнейшими из которых является Великая французская революция. В европейской культуре как основной творческий метод утверждается романтизм - идейно-художественное направление, отразившее разочарование в идеях Просвещения. 

Романтизм как  направление впервые возник в  Германии в конце XVII века. Его идейными вдохновителями были философы-романтики Шлегель и И.Кант. Для мировоззрения романтиков было характерно двоемирие (дуализм), т.е. находясь в материальном земном мире, романтики были устремлены своими помыслами к миру небесному. И как следствие, приоритет духовного начала над материальным.

  Также одной из основных, выделяющих их черт была идеализация всего окружающего мира и человеческих отношений. Герой романтиков - резких индивидуалист, который противопоставляет себя массам (толпе), и  они отвечают ему тем же, не воспринимая и не принимая его.

Его любовь тождественна романтической мечте; он всегда ей верен. Равно как он остаётся верен своему идеалу, к которому он всегда стремится, так и не достигая его.

Для последователей романтизма одной из важнейших сторон жизни является творчество. И, по их мнению, каждый человек должен быть либо человеком творческой профессии, либо уметь ценить прекрасное и восхищаться им. Отсюда и разделение людей, характерное для романтиков, на две категории: художники и филистеры (колбасники), стремящиеся к материальным благам.

В творческих приёмах  и действии в произведении  для  них близко изображение сильных  чувств, страстей, одухотворенности, целительной  силы природы, борьбы с обстоятельствами.

Романтическое произведение изображает исключительного героя в исключительных обстоятельствах.  Этим принципам в своей работе следовал и Виктор Гюго во всём романе «Собор Парижской Богоматери» и том числе в образе Квазимодо.

Виктор Гюго — романтик в жизни и творчестве, но его романтизм укоренен в реалии бытия, направлен на утверждение справедливой социальной идеи. Это писатель, политизированный в лучшем понимании.   Каждое его произведение — прозаическое, поэтическое, драматическое — это гимн добру и справедливости, слово в защиту отверженных.

Если в поэзии Гюго выражает глубоко личное восприятие природы и человеческой души, то в романе «Собор Парижской Богоматери»  он делает первую попытку дать широкое  эпическое отражение жизни, в  данном случае средневековой. Жанр исторического  романа, введенный в европейскую литературу Вальтером Скоттом, остро интересовал Гюго, как и многих писателей его поколения.

Именно в  эпоху романтизма историческое сознание ярко проявляется во всей европейской  литературе. В это время возникает  множество романов, новелл и драм исторического характера, причем авторы этих произведений обращаются обычно к самым бурным, переломным эпохам прошлого, ознаменованным значительными событиями и широкими народными движениями (как Оноре де Бальзак в «Шуанах»).

С особой любознательностью романтики – и Гюго в их числе – обращались к эпохе Средневековья. Если их предшественники – просветители XVIII в. – полностью игнорировали Средние века, считая, что это – темное время, недостойное внимания людей Разума, то романтики нашли, что и тогда феодальному варварству противостояли высокие художественные и духовные ценности.

Обращение Гюго к далекому прошлому было вызвано  тремя факторами культурной жизни  его времени: широким распространением исторической тематики в литературе, увлечением романтически трактуемым Средневековьем, борьбой за охрану историко-архитектурных памятников. Интерес романтиков к Средним векам во многом возник как реакция на сосредоточенность на Античности. Свою роль здесь играло желание преодолеть пренебрежительное отношение к этой эпохе, распространившееся благодаря писателям-просветителям XVIII века, которым это время казалось бесполезным в истории поступательного развития человечества.  А самое главное, что Средние века привлекали романтиков своей необычностью, как противоположность прозе буржуазной жизни, тусклому обыденному существованию. Здесь можно было встретиться, по их мнению, с цельными, большими характерами, сильными страстями, подвигами и мученичеством во имя убеждений. Все это воспринималось в ореоле некой таинственности, связанной с недостаточной изученностью Средних веков, которая восполнялась обращением к народным преданиям и легендам, имеющим для писателей-романтиков особое значение.

Свой взгляд на роль эпохи Средневековья Гюго изложил еще в 1827 году в авторском предисловии к драме “Кромвель”, ставшем манифестом демократически настроенных французских романтиков и выразившем эстетическую позицию автора, которой он во многом  придерживался до конца жизни.

   Гюго начинает свое предисловие с изложения собственной концепции истории литературы в зависимости от истории общества. Согласно этой концепции, первая большая эпоха в истории цивилизации - это первобытная эпоха, когда человек впервые в своем сознании отделяет себя от вселенной, начинает понимать, как она прекрасна, и свой восторг перед мирозданием выражает в лирической поэзии, господствующем жанре первобытной эпохи.

Своеобразие второй эпохи, античной, Гюго видит в том, что в это время человек  начинает творить историю, создает  общество, осознает себя в связи с другими людьми, ведущий вид литературы в эту эпоху – эпос.

Со Средневековья  начинается, по его мнению, новая  эпоха, стоящая под знаком нового миросозерцания - христианства, которое  видит в человеке постоянную борьбу двух начал, земного и небесного, тленного и бессмертного, животного и божественного. Человек как бы состоит из двух существ: «одно - бренное, другое - бессмертное, одно - плотское, другое - бесплотное, одно - скованное вожделениями, потребностями и страстями, другое - взлетающее на крыльях восторга и мечты». Борьба этих двух начал человеческой души драматична по самому своему существу. Поэтому третьему периоду в истории человечества соответствует литературный род драмы.

Писатель отвергал традиционные «единства», отжившие своё правила строгого разделения жанров, призывал вводить в сферу искусства комическое наравне с трагическим, уродливое — с прекрасным, низменное — с возвышенным. Теория гротеска, которую развивал Гюго, выражала стремление воплотить жизнь в искусстве полнее, чем это допускала классическая школа XVII-XVIII вв. В этом литературном документе Гюго излагает программу романтизма.

Гюго убежден: все существующее в природе и  в обществе может быть отражено в  искусстве. Искусство ничем не должно себя ограничивать,  оно должно быть правдиво. Однако это требование правды в искусстве у Гюго было довольно условным, характерным для писателя-романтика. Провозглашая, с одной стороны, что драма – это зеркало, отражающее жизнь, он настаивает на особом характере этого зеркала; он считает необходимым, чтобы оно «собирало, сгущало бы световые лучи, из отблеска делало свет, из света - пламя!» (1, 299-300). Правда жизни подлежит сильному преображению, преувеличению в воображении художника, которое призвано романтизировать действительность, за ее будничной оболочкой показать извечную схватку двух полярных начал добра и зла.

Отсюда вытекает другое положение: сгущая, усиливая и  преображая действительность, художник показывает не обыкновенное, а исключительное, рисует крайности и контрасты. Только так он может выявить животное и божественное начала, заключенные в человеке.

Этот призыв изображать крайности является одним  из краеугольных камней эстетики Гюго. В своем творчестве писатель постоянно  прибегает к контрасту, к преувеличению, к гротескному сопоставлению безобразного и прекрасного, смешного и трагического.

   Романтическая программа В. Гюго сыграла прогрессивную роль в литературной жизни Франции. Гюго подчеркивал демократический характер своей реформы. В 1830г. он писал: "Литературная свобода — дочь свободы политической. Этот принцип есть принцип века, и он восторжествует" (3, 233).

Информация о работе Романтическое противоречие между идеалом и действительностью в романе Виктора Гюго “Собор Парижской Богоматери”