Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 22:16, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: - Выявить проблему Романтического противоречия между идеалом и действительностью в романе В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». Поставленная цель предполагает решение комплекса конкретных задач: - осветить проблемы, такие как: проблему добра и зла, показать в развитии главных героев романа, и показать противоречивость внешнего и внутреннего мира человека; - выявить основные черты характеров героев; причины, превратившие эти образы в вечные типажи и нарицательные имена (пример: Квазимодо - давно перешедший в разряд литературных типов). - Рассмотреть проблему выбора и противоречие идеала романтических героев с действительностью их жизни; - понять причины победы жизненных обстоятельств над этими высокими идеалами.
Введение
Виктор Гюго и национальный поэт Франции, и реформатор французского стиха, драматургии, и политик-демократ, и публицист-патриот. Знатокам он известен как незаурядный мастер графики, неутомимый рисовальщик фантазий на темы собственных произведений. И кроме этого Гюго вёл ярую борьбу за сохранение исторических и архитектурных памятников своей страны.
И именно патриотические взгляды писателя и его борьба против разрушения исторических памятников, желание донести до современников ценность истории своей страны подвигли его на написание одного из первых, и возможно, главного романа всей своей жизни и творческого пути писателя и поэта – «Собор Парижской Богоматери».
Но в
этом произведении автор
Основной является проблема противоречия романтического идеала и тёмной действительности века, которую мы и постараемся раскрыть в рамках данной курсовой работы.
Цель данной курсовой работы:
- Выявить проблему Романтическог
Поставленная цель предполагает решение комплекса конкретных задач:
- осветить проблемы, такие как: проблему добра и зла, показать в развитии главных героев романа, и показать противоречивость внешнего и внутреннего мира человека;
- выявить основные черты характеров героев; причины, превратившие эти образы в вечные типажи и нарицательные имена (пример: Квазимодо - давно перешедший в разряд литературных типов).
- Рассмотреть проблему выбора и противоречие идеала романтических героев с действительностью их жизни;
-понять причины
победы жизненных
Для наиболее полного раскрытия данной темы: «Романтическое противоречие между идеалом и действительностью в романе В. Гюго «Собор Парижской Богоматери», нам необходимо будет осветить процесс развития метода романтизма XIX века. Здесь будет проведено также небольшое исследование работы Виктора Гюго над романом и факторов, влиявших на процесс создания произведения. Всё это будет изложено в первом параграфе первой главы данной работы: «Теория романтизма как фактор, влиявший на процессе создания романа Виктора Гюго».
Интересными для нас являются как причины, побудившие его взяться за написание этого романа, так и причины мирового признания самого романа и его автора. Это будет рассмотрено далее – во втором параграфе первой главы данной курсовой работы.
Во второй главе «Внутренняя и внешняя сторона конфликтов романа «Собор Парижской Богоматери» будут поставлены основные вопросы романа: проблема выбора в данных обстоятельствах повествования и причины, породившие эту проблему. Освещён в этом свете будет каждый герой. Также будет освещён и конфликт романтического идеала персонажей с тяжёлой окружающей действительностью, который является темой данной курсовой работы. Мы покажем также романтические позиции Виктора Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери» и влияние социально-политических условий жизни века на возвышенные идеалы героев.
В заключение будут подведены её итоги и освещены проблемы, поставленные автором истории Собора.
Гюго стоял где-то между взглядами представителей гуманистического мироощущения, отрицающего многое из предшествующих веков (и в частности Средневековья) как в корне неверное, и уважительным отношением ко всем предшествующим эпохам жизни человечества и их событиям. На основе этих взглядов романтики-современники Виктора Гюго, осознавая ценность прошлого всего человечества, и обратились к жанру исторического романа, широко освещённого авторами XIX века со своей высокой позиции. И именно этот роман французского теоретика положил начало череде произведений этого жанра. Благодаря именно роману «Собор Парижской Богоматери», сам Виктор Гюго стал известен в своё время. И именно это произведение принесло писателю вечную славу. Этот жанр имел очень много последователей, но довольно часто они писали, лишь следуя сиюминутной моде, а такое творчество не становится вечным.
Вечным стал лишь один из первых романов этого жанра – работа Виктора Гюго. А в причинах этого явления мы попытаемся разобраться в дальнейшем в процессе анализа основных проблем произведения в рамках данной курсовой работы.
И даже сейчас Гюго с его мышлением, «традиционализмом», «авторитарностью» стиля, гуманистическим пафосом, романтизмом, востребован и по-новому актуален. Это с очевидностью доказывают интереснейшие труды Общества Гюго во Франции, разнообразные конференции и издания, которые были приурочены к 200-летию со дня рождения поэта, романиста, драматурга, критика, публициста, гражданина – того, кто «гремел над миром, подобно урагану»(16, 145). Гюго – Олимпио, Орфей – продолжает оставаться участником диалога, который вел с прошедшими веками и романтизмом век XX, а теперь продолжает вести XXI век.
ГЛАВА I: Теория романтизма как фактор, влиявший на процессе создания романа Виктора Гюго
§1. Романтизм как мировое художественное направление в литературе. Романтизм Виктора Гюго.
На развитие художественной культуры данного периода оказали влияние несколько факторов, важнейшими из которых является Великая французская революция. В европейской культуре как основной творческий метод утверждается романтизм - идейно-художественное направление, отразившее разочарование в идеях Просвещения.
Романтизм как направление впервые возник в Германии в конце XVII века. Его идейными вдохновителями были философы-романтики Шлегель и И.Кант. Для мировоззрения романтиков было характерно двоемирие (дуализм), т.е. находясь в материальном земном мире, романтики были устремлены своими помыслами к миру небесному. И как следствие, приоритет духовного начала над материальным.
Также одной из основных, выделяющих их черт была идеализация всего окружающего мира и человеческих отношений. Герой романтиков - резких индивидуалист, который противопоставляет себя массам (толпе), и они отвечают ему тем же, не воспринимая и не принимая его.
Его любовь тождественна романтической мечте; он всегда ей верен. Равно как он остаётся верен своему идеалу, к которому он всегда стремится, так и не достигая его.
Для последователей романтизма одной из важнейших сторон жизни является творчество. И, по их мнению, каждый человек должен быть либо человеком творческой профессии, либо уметь ценить прекрасное и восхищаться им. Отсюда и разделение людей, характерное для романтиков, на две категории: художники и филистеры (колбасники), стремящиеся к материальным благам.
В творческих приёмах и действии в произведении для них близко изображение сильных чувств, страстей, одухотворенности, целительной силы природы, борьбы с обстоятельствами.
Романтическое произведение изображает исключительного героя в исключительных обстоятельствах. Этим принципам в своей работе следовал и Виктор Гюго во всём романе «Собор Парижской Богоматери» и том числе в образе Квазимодо.
Виктор Гюго — романтик в жизни и творчестве, но его романтизм укоренен в реалии бытия, направлен на утверждение справедливой социальной идеи. Это писатель, политизированный в лучшем понимании. Каждое его произведение — прозаическое, поэтическое, драматическое — это гимн добру и справедливости, слово в защиту отверженных.
Если в поэзии Гюго выражает глубоко личное восприятие природы и человеческой души, то в романе «Собор Парижской Богоматери» он делает первую попытку дать широкое эпическое отражение жизни, в данном случае средневековой. Жанр исторического романа, введенный в европейскую литературу Вальтером Скоттом, остро интересовал Гюго, как и многих писателей его поколения.
Именно в эпоху романтизма историческое сознание ярко проявляется во всей европейской литературе. В это время возникает множество романов, новелл и драм исторического характера, причем авторы этих произведений обращаются обычно к самым бурным, переломным эпохам прошлого, ознаменованным значительными событиями и широкими народными движениями (как Оноре де Бальзак в «Шуанах»).
С особой любознательностью романтики – и Гюго в их числе – обращались к эпохе Средневековья. Если их предшественники – просветители XVIII в. – полностью игнорировали Средние века, считая, что это – темное время, недостойное внимания людей Разума, то романтики нашли, что и тогда феодальному варварству противостояли высокие художественные и духовные ценности.
Обращение Гюго к далекому прошлому было вызвано тремя факторами культурной жизни его времени: широким распространением исторической тематики в литературе, увлечением романтически трактуемым Средневековьем, борьбой за охрану историко-архитектурных памятников. Интерес романтиков к Средним векам во многом возник как реакция на сосредоточенность на Античности. Свою роль здесь играло желание преодолеть пренебрежительное отношение к этой эпохе, распространившееся благодаря писателям-просветителям XVIII века, которым это время казалось бесполезным в истории поступательного развития человечества. А самое главное, что Средние века привлекали романтиков своей необычностью, как противоположность прозе буржуазной жизни, тусклому обыденному существованию. Здесь можно было встретиться, по их мнению, с цельными, большими характерами, сильными страстями, подвигами и мученичеством во имя убеждений. Все это воспринималось в ореоле некой таинственности, связанной с недостаточной изученностью Средних веков, которая восполнялась обращением к народным преданиям и легендам, имеющим для писателей-романтиков особое значение.
Свой взгляд на роль эпохи Средневековья Гюго изложил еще в 1827 году в авторском предисловии к драме “Кромвель”, ставшем манифестом демократически настроенных французских романтиков и выразившем эстетическую позицию автора, которой он во многом придерживался до конца жизни.
Гюго начинает свое предисловие с изложения собственной концепции истории литературы в зависимости от истории общества. Согласно этой концепции, первая большая эпоха в истории цивилизации - это первобытная эпоха, когда человек впервые в своем сознании отделяет себя от вселенной, начинает понимать, как она прекрасна, и свой восторг перед мирозданием выражает в лирической поэзии, господствующем жанре первобытной эпохи.
Своеобразие второй эпохи, античной, Гюго видит в том, что в это время человек начинает творить историю, создает общество, осознает себя в связи с другими людьми, ведущий вид литературы в эту эпоху – эпос.
Со Средневековья начинается, по его мнению, новая эпоха, стоящая под знаком нового миросозерцания - христианства, которое видит в человеке постоянную борьбу двух начал, земного и небесного, тленного и бессмертного, животного и божественного. Человек как бы состоит из двух существ: «одно - бренное, другое - бессмертное, одно - плотское, другое - бесплотное, одно - скованное вожделениями, потребностями и страстями, другое - взлетающее на крыльях восторга и мечты». Борьба этих двух начал человеческой души драматична по самому своему существу. Поэтому третьему периоду в истории человечества соответствует литературный род драмы.
Писатель отвергал традиционные «единства», отжившие своё правила строгого разделения жанров, призывал вводить в сферу искусства комическое наравне с трагическим, уродливое — с прекрасным, низменное — с возвышенным. Теория гротеска, которую развивал Гюго, выражала стремление воплотить жизнь в искусстве полнее, чем это допускала классическая школа XVII-XVIII вв. В этом литературном документе Гюго излагает программу романтизма.
Гюго убежден: все существующее в природе и в обществе может быть отражено в искусстве. Искусство ничем не должно себя ограничивать, оно должно быть правдиво. Однако это требование правды в искусстве у Гюго было довольно условным, характерным для писателя-романтика. Провозглашая, с одной стороны, что драма – это зеркало, отражающее жизнь, он настаивает на особом характере этого зеркала; он считает необходимым, чтобы оно «собирало, сгущало бы световые лучи, из отблеска делало свет, из света - пламя!» (1, 299-300). Правда жизни подлежит сильному преображению, преувеличению в воображении художника, которое призвано романтизировать действительность, за ее будничной оболочкой показать извечную схватку двух полярных начал добра и зла.
Отсюда вытекает другое положение: сгущая, усиливая и преображая действительность, художник показывает не обыкновенное, а исключительное, рисует крайности и контрасты. Только так он может выявить животное и божественное начала, заключенные в человеке.
Этот призыв изображать крайности является одним из краеугольных камней эстетики Гюго. В своем творчестве писатель постоянно прибегает к контрасту, к преувеличению, к гротескному сопоставлению безобразного и прекрасного, смешного и трагического.
Романтическая программа В. Гюго сыграла прогрессивную роль в литературной жизни Франции. Гюго подчеркивал демократический характер своей реформы. В 1830г. он писал: "Литературная свобода — дочь свободы политической. Этот принцип есть принцип века, и он восторжествует" (3, 233).