Русские ученые - лингвисты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 22:04, лабораторная работа

Краткое описание

Цели проекта: дидактические, методические.
Достижение поставленной цели предполагает знакомство с ...
Новизна данного проекта в том, что мы предлагаем вам глубже понять и проанализировать всю суть ...
Структура проекта обусловлена задачами, которые мы ставим перед собой: ...
Наш проект состоит из введения, глав (количество) и списка используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Проект по Культуре речи aktirf.docx

— 368.55 Кб (Скачать файл)

 

 

Визитная карточка

Авторы проекта 

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Фамилия, имя отчество

   
 
 
 

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Название темы

«Русские ученые - лингвисты»

Краткое содержание проекта 

 

Продолжительность проекта

 

Основа проекта

Образовательные стандарты 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • воспринимать на слух информацию, выделять главное, свертывать информацию, пользоваться правилами сокращения, развертывать сокращенную запись;
  • проводить редактирование текстов разных стилей и типов;
  • анализировать речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности;
  • владеть монологической и диалогической речью, соблюдая принятые этические нормы общения;
  • слушать и анализировать чужую речь, понимать коммуникативную задачу, поддерживать беседу;
  • владеть фонетическими средствами речевой выразительности;
  • пользоваться орфоэпическими, толковыми, фразеологическими, этимологическими и т.п. словарями;
  • находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов;
  • пользоваться нормами словообразования, употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой, выявлять грамматические ошибки в тексте;
  • пользоваться багажом синтаксических средств при создании текстов различных стилей;
  • пользоваться правилами правописания при создании текстов различных стилей;
  • оформлять деловые бумаги в соответствии с нормами русского языка;
  • овладеть приемами ознакомительного и изучающего чтения, маркировки текста;
  • определять тип реферата для реализации коммуникативного умения, анализировать, синтезировать, обобщать, свертывать исходный текст, уместно используя речевые клише при создании реферативных текстов разных типов;
  • верно определять цель и готовить текст доклада или сообщения, анализировать чужое и собственное выступление, составляя планы различных видов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • различия между языком и речью, функции языка, признаки литературного языка и типы речевой нормы;
  • особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы;
  • лексические и фразеологические единицы языка, лексические и фразеологические нормы;
  • способы словообразования;
  • морфологические нормы;
  • синтаксический строй предложений, нормативное употребление синтаксических единиц;
  • пунктуационные и орфографические нормы;
  • функциональные стили литературного языка;

Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения

Цели проекта: изучения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»:

  • повышение уровня коммуникативной компетенции студентов;
  • формирование умения оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в различных речевых ситуациях;
  • развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
  • понимание важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.

Задачи:

  • совершенствовать знания студентов о языковых единицах разных уровней (фонетического, лексико-фразеологического и т.д.) и их функционирования в речи;
  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность;
  • совершенствовать речевую культуру, воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи, способствовать полному и осознанному владению системой норм русского литературного языка; обеспечить дальнейшее овладение речевыми навыками и умениями;
  • обеспечить практическое использование знаний и умений по культуре речи на уроках по другим дисциплинам.

Тип проекта: информационный, игровой, практико-ориентированный, творческий, исследовательский и межпредметный.

Ход работы над проектом преподавателя и студентов

Деятельность  преподавателя

Деятельность  студентов

После завершения работы над проектом

  • составление творческой группы – разработчиков проекта;
  • определение темы проекта;
  • составление критериев оценивания проектов;
  • консультации по основным направлениям работы.
  • работа с информацией;
  • анализ и систематизация материала;
  • составление алгоритма работы над проектом;
  • творческая переработка информации
  • критический анализ и оценка

 

Создание творческой работы: творческого отчета, презентации, альманаха, литературно-музыкального сценария, электронного тезауруса, литературного  путеводителя

Материалы и ресурсы, необходимые  для проекта

Оборудование 

Компьютер, сканер, Интернет, DVD, принтер, мультимедийный проектор

Программное обеспечение 

База данных,  обработка  изображений, мультимедиа, электронные  энциклопедии, программы редактирования веб-страниц, текстовый редактор

Материалы на печатной основе

1. Антонова Е.С. «Русский  язык и культура речи». –  М.: Издательский центр «Академия», 2005.

2. Введенская Л.А. «Культура  речи». – Серия «Учебники, учебные  пособия», Ростов н/Д: «Феникс», 2002.

Другие принадлежности

 

Интернет-ресурсы

 

Другие ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура пояснительной записки.

 Тема данного проекта ...

Актуальность проекта продиктована недостаточной изученностью ...

 Практическая ценность данного проекта заключается в том, что наблюдения и выводы могут быть использованы на уроках  литературы, русского языка, культуры речи при изучении разделов ...

При подготовке проекта были использованы следующие методы:

              1) теоретические – книги, интернет-ресурсы.

2) эмпирические – фотографии.

3) исследовательские – 

Цели  проекта: дидактические, методические.

Достижение  поставленной цели предполагает знакомство с ...

Новизна данного проекта  в том, что мы предлагаем вам глубже понять и проанализировать всю суть ...

Структура проекта обусловлена задачами, которые мы ставим перед собой: ...

Наш проект состоит из введения, глав (количество) и списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Творцом языка  является народ.

Творцом же науки  о языке 

     всегда  является личность…

 

 

В исследованиях учёных-лингвистов изучен и описан строй русского языка, вскрыты законы его эволюции и  установлены исторические этапы  его развития. Вообще говоря, любой  аспект русского языка как объекта  можно раскрыть, основываясь только на изложении научных взглядов выдающихся лингвистов - русистов: М.В. Ломоносова, А.Х. Востокова, В.И. Даля, Ф.Ф. Фортунатова, И.А. Бодуэн де Куртенэ, А.А. Шахматова, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова, С.И. Ожегов. Это только немногие, наиболее яркие представители русской науки о языке, каждый из которых сказал собственное слово в лингвистике.

Иными словами, наука о  русском языке выступает как  зеркало, отражающее его реальное бытование  – бытование “здесь” и “сейчас” – и бытование в историческом времени, и потому может расцениваться не только как способ рассмотрения, но и как один из способов существования самого языка.

Русистика – это наука о русском языке в его истории и современном состоянии. Она описывает все его уровни, начиная с его истоков до нашего времени.

Основоположником русистики  принято считать М.В. Ломоносова. “Российская грамматика” (1755 г., опубликована в 1757 г.) была первым развернутым научным описанием строя русского языка. М.В.Ломоносов упорядочил представления о системе стилей русского литературного языка и теоретически подготовил почву для образования единой литературной системы, для нормализации литературного языка.

Основными разделами русистики  являются: история языка, лексикология, фонетика, грамматика, письмо, стилистика и язык художественной литературы.

Особую область русистики  представляют исследования нормы русского литературного языка, вопросов культуры речи и др. Широко исследуется русская  разговорная речь, устанавливается  её особенности в области синтаксиса, морфологии, словообразования, лексики. А в 60-80-е годы 20 века в связи  с функционированием русского языка  как мирового развивается новая  область русистики – русский  язык как иностранный. Достижения русистики характеризуется существованием таких сфер изучения, которых нет в языковедении других стран. Таковы, например, развитая у нас теория лексикографии, стилистика, вся сфера лингвистического изучения художественной литературы, теория разговорной речи. На современном этапе развития в русистике наиболее активно развиваются такие области, как лингвистическое источниковедение, нормы русского литературного языка, стилистика, язык художественной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Михаил Васильевич Ломоносов

 

“Первый наш университет”

А.С. Пушкин

 

Развитие педагогической мысли  и школьной практики в России 40—60-х  г. 18 века неразрывно связано с именем  Михаила Васильевича Ломоносова - русского ученого-лингвиста и энциклопедиста, художника и поэта, поднявшегося в истории мировой культуры на уровень гения.

Родился 19 ноября 1711 в деревне Денисовка Архангельской губернии. Отец его был черносошным крестьянином, имел суда для рыбного промысла по Мурманскому берегу. Мать умерла, когда сыну было 9 лет. Подростком Михаил Ломоносов постоянно ездил с отцом на промыслы. В свободное время он читал – к счастью, будущего ученого рано обучили грамоте. В 1731 Михаил Ломоносов, пристав к обозу, тайком от отца уходит в Москву учиться, скрыв свое происхождение, поступает в Славяно-греко-латинскую академию. В ней он получил широкую общеобразовательную подготовку и научился искусству сочетать религиозный и научный подходы в познании внешнего мира и человека, его внутреннего, психического мира. За успехи в учебе он был направлен в Петербург для обучения при Академии наук, где не только овладел основами наук того времени, но и показал себя самостоятельно мыслящим исследователем.

В 1736 г. М.В. Ломоносов был отправлен для продолжения образования и подготовки к научной деятельности в Германию. Обучение в университете Марбурга позволило ему подняться на уровень западноевропейской образованности. Здесь же сложились и его философские взгляды, испытавшие воздействие идей X. Вольфа, Р. Декарта и особенно Г.В. Лейбница. В 40—50-е гг. XVIII в. у М.В. Ломоносова сложилась стройная система педагогических убеждений. Цели воспитания он формулировал в рамках идеологии Просвещения и в русле своих демократических взглядов на обучение детей всех сословий. М.В. Ломоносов был сторонником идеи переустройства общественной и личной жизни людей средствами правильно поставленного школьного образования, развивающего разум, мышление и способствующего совершенствованию нравов. Он разделял позицию деистов, пытавшихся примирить науку и религию.

Природу человека М.В. Ломоносов рассматривал иерархически: «нижняя», чувственная, эгоистическая и «высшая», духовная, патриотическая. Отсюда и цели просвещения  — научное образование человека, которое подводит к пониманию  главенства общественной пользы над  личными интересами. По его убеждению, развивать следует не просто разум, а пытливый ум, ориентированный на творчество.

В Петербургской академии наук уже  в 40-е гг. XVIII в. шла борьба молодой  русской науки с консервативной идеологией академии; молодые ученые академии, единомышленники М.В. Ломоносова, выступали против узкой замкнутости  на идеи академиков-немцев, за выдвижение на передний план интересов государственного развития России.

К середине XVIII в. Гимназия и университет  при Академии наук пришли в упадок. В гимназии преподавание, по суди дела, было сведено к изучению латинского и немецкого языков. В университете положение было не лучше. Лекции, регулярно  читавшиеся в первые шесть лет  со времени его открытия, прекратились, крупные ученые уходили из университета, из студентов оставались буквально  единицы.

Ломоносов был одержим мыслью создать  российский по духу и содержанию университет  и при нем гимназию, в которых  могли бы учиться все желающие независимо от сословий. В Петербурге осуществить эту идею ему не удалось, и с 50-х гг. он начал работу по созданию университета в Москве как образовательного и научного центра России. Эта идея М.В. Ломоносова нашла поддержку фаворита императрицы Елизаветы графа Ивана Ивановича Шувалова (1727—1797), который стал первым куратором Московского университета.

В это время сам М.В. Ломоносов  создал ряд учебных пособий, явившихся  новым словом в отечественной  педагогике и методике и заменивших учебники эпохи Л. Магницкого. Они  охватывали и гуманитарные, и естественно-научные  дисциплины, перечень даже основных из них внушителен: «Краткое руководство  к риторике» (1743), «Риторика» (1748), включающая хрестоматию русской и зарубежной литературы, «Российская грамматика» (1755), выдержавшая одиннадцать изданий  и переведенная на все основные европейские  языки, учебник истории «Краткий Российский летописец с родословием», учебные пособия по истории «Древняя Российская история» и «Слово похвальное блаженной памяти государю императору Петру Великому» (1755), а также учебные  книги по химии и физике.

В январе 1755 г. императрицей был издан  указ об учреждении "в Москве университета и двух гимназий при нем: для дворян и для разночинцев. Благодаря  этому в Московском университете удалось создать преемственную  систему среднего и высшего образования. Сам М.В. Ломоносов был не только профессором университета, но и с 1758 г. руководил университетскими гимназиями. Важным документом этого периода явился «Регламент академической гимназии», разработанный им в 1758 г.

В гимназии изучали латинский и  русский языки, арифметику, геометрию, географию; преподавание вели наиболее способные студенты университета; языком обучения в Московском университете и в гимназии был русский, а  не латинский и немецкий, как в  гимназии и университете при Академии наук в Петербурге.

Для более полного усвоения учащимися  учебного материала М.В. Ломоносов  считал необходимым использовать систематические  упражнения, выполнение различных заданий  для самостоятельной работы, что  рассматривалось им как часть  всей системы школьных занятий. Раз  в полгода для старших школьников проводились публичные упражнения, когда гимназисты произносили речи собственного сочинения. Ведущими дидактическими принципами М.В. Ломоносов считал принципы посильности и развивающего обучения. В основе обучения должен был лежать познавательный интерес, вызывающий, по мысли М.В. Ломоносова, творческое усвоение учебного материала и развитие в  студентах и учащихся исследовательских  устремлений. Важно отметить внимание М.В. Ломоносова и его соратников к опыту западноевропейской педагогики.

За период с 1760 по 1765 г. к обучению на юридическом, философском и медицинском  факультетах университета гимназиями были подготовлены 24 человека. После  смерти М.В. Ломоносова в 1764 году от воспаления легких Московский университет в том виде, как он его создал, практически перестал существовать.

Значение деятельности М.В. Ломоносова и его учеников в развитии российского  просвещения огромно. В результате появился тип ученых-исследователей, которые своей деятельностью убедительно показали, что наука должна быть поставлена на службу Отечеству и народу.

Он создал первую научную российскую грамматику (1757 г.), где исследуя язык, Ломоносов устанавливает грамматические и орфоэпические нормы, причем делает это на основе своих наблюдений над  живой речью. Он первый разработал научную  классификацию частей речи. А также  создал знаменитую теорию “трех штилей”, которая оказалась действенным руководством при создании нового литературного языка. Язык он разделил на 3 стиля: высокий, средний( посредственный), низкий. Высоким стилем предписывалось писать оды, героические поэмы. Средний стиль был предназначен для языка театральных пьес, сатир, стихотворных дружеских писем. Низкий стиль – стиль комедий, песен. Весь пафос теории Ломоносова, под влиянием которого долгое время находились все крупные деятели 18 века, заключался в утверждении литературных прав русского языка, в ограничении церковнославянской стихии. Ломоносов своей теорией установил русскую основу литературного языка.

Информация о работе Русские ученые - лингвисты