Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 11:03, контрольная работа
Задание №1.
Определите типы словарей.
1) Психологический словарь/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. (терминологический)
2) Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В. Панов (Энциклопедический)
3) Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. (Лингвистический)
Задание №2.
Определите, к какому языковому уровню относятся следующие речевые ошибки: а) орфоэпический; 6) лексический; в) морфологический; г) синтаксический.
1) Мне неизвестны ихние планы. (Морфологический)
2) Надо пойти узнать, кто звонит. (Орфоэпический)
3) Телевидение играет важное значение в жизни современного человека. (Лексический)
4) Войдя в комнату, мне стало грустно. (Синтаксический)
5) Нужен специалист, разбирающегося в электронной технике. (Синтаксический)
6) На печке сушились несколько пар сапогов и валенков (Морфологический)
7) Этот случай случился со мной в прошлом году (Лексический)
Задание №3.
Выполните тест: «Понятия культуры речи».
1. Орфоэпические нормы определяют правильность:
А) произношения и ударения
Б) словоупотребления и сочетаемости слов
B) употребления определенных словоформ
Г) построения словосочетаний и предложений
2. Культура речи - это:
A) мастерство и искусство грамотной речи
Б) «хорошие манеры», правила поведения в обществе
B) раздел языкознания, исследующий проблемы о нормализации и оптимизации общения
Задание №2.
Определите, к какому языковому уровню относятся следующие речевые ошибки: а) орфоэпический; 6) лексический; в) морфологический; г) синтаксический
Контрольная работа.
Задание №1.
Определите типы словарей.
Задание №2.
Определите, к какому языковому уровню относятся следующие речевые ошибки: а) орфоэпический; 6) лексический; в) морфологический; г) синтаксический.
Задание №3.
Выполните тест: «Понятия культуры речи».
А) произношения и ударения
Б) словоупотребления и сочетаемости слов
Г) построения словосочетаний и предложений
Б) «хорошие манеры», правила поведения в обществе
Г) современная теория эффективной коммуникации
А) употребления определенных словоформ
Б) словоупотребления и сочетаемости слов
В) произношения и ударения
Г) построения словосочетаний и предложений
А) употребления определенных словоформ
Б) употребления морфем
В) употребления речевых средств в различных сферах общения Г) словоупотребления и сочетаемости слов.
Б) употребления речевых средств в различных сферах общения
Г) построения словосочетаний и предложений.
Задание №4.
Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.
ОкАзаться разочарованным; замАнить в лОвушку; мОлОдежное опОлчение; умОлять о пощаде; обвЕвать ветром; развЕвающееся знамя; прожИвать в городе; урОвень; излАгать; рОстовщик; огАрок; отмЕреть; затИрать; прибИрать; выстЕлить; ужОм; птицЕй; гребешкОм; ландышЕм; звоночЕк; девчОнка; кварцЕвый; безЪядерный; интерактивный; медалЬон; вьюнок; предЪявитель; клеишь; коттедж; бородач; прочЬ; прИщурить глаза; прЕвратное понимание; прЕтворить идею в жизнь; прЕрвать договор; прИходящая няня; правопреемник президента; неприступная прЕграда; ветреный; серебряный; глиняный; тыквенНый; асфальтированНая траса; клееная книга; заклеенНый конверт; израсходованНые средства; нечаянНый поступок;
Задание №5.
Закончите фразы таким образом, чтобы получились простые предложения. Объясните выбор знаков препинания.
Задание №6.
Составьте предложения, используя следующие устойчивые обороты с союзом «как». Объясните постановку знаков препинания.
Как камень; как смерть; как стрела; как угорелый; как по маслу; как бык; как волк; как подкошенный; как по писанному; как на пожар; как на бал.
Он был тверд, как камень, быстр, как стрела, силен, как бык.
Пашка, как угорелый, влетел в комнату.
Собрание прошло гладко, как по маслу.
На экзамен Света нарядилась, как на бал.
Бледный, как смерть, он выбрался из окопа и пошел по направлению к штабу.
Только сейчас Сергей почувствовал, что голоден, как волк.
Мальчишки спешили, как на пожар, и все равно опоздали к отправлению поезда.
Он немного постоял, пытаясь собраться силами, и вдруг рухнул, как подкошенный.
Говорила Мария Павловна образно, без запинки, как по писанному.
Запятая перед союзом КАК ставится, если в предложении употребляется сравнительный оборот, вводное сочетание, приложение с причинным значением; если в предложении есть соотнос. слова так, такой, тот, столь; после как следует и.
Задание №7.
Прочитайте предложения. Объясните постановку тире.
1. Хотел рисовать - кисти выпадали из рук. (неожиданное присоединение второй части).
2. Сыр выпал - с ним была плутовка такова. (Следствие).
3. Назвался груздем - полезай в кузов. (Условие).
4. Посмотрит ласково - золотом осыплет (содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго).
5. Ничего не изменится - это ясно (вторая часть представляет собой присоединительное предложение).
Задание №8.
Распределите слова в три столбца:
1) строго обязательное ударение: гУсеница, баловАться, втрИдорога, бАрмен, бАржа, патологоанАтом, нефтепровОд, красИвее, мусоропровОд, бюрокрАтия, вероисповЕдание, гражданство, христианИн, шассИ.
2) вариативное ударение: усугУбИть, деньгам, обнарУжЕние, подрОсткОвый, лАврОвый, клУбЫ, по срЕдАм, кулинАрИя, бОдрЫ, фенОмЕн.
3) омографы: багрить, парить, ледник, броня, отзыв, атлас, угольный, хлопок, острота.
.
Задание №9.
Образуйте от данных слов слова с суффиксами субъективной оценки. Составьте предложения с этими словами.
Сеструха, дочурка, дружище, вражина, голосище, иголочка, водица, змеюка, слонище, зайчишка, шкафчик, беленький, светленькая, толстенный, глупец, крикун, говорок.
Сеструха и в этот раз оказалась недалеко от истины.
Дверь открыла светленькая, улыбающаяся младшая дочурка машиниста.
Ну, дружище, ты всех удивил.
«У-у, вражина!» - закричал Петька и погрозил кулаком в сторону прохожего.
Такой голосище, что даже дух захватывает.
Бабушка достала тоненькую иголочку и начала аккуратно выводить рисунок на вышивке.
А в сосудах у старика хранилась живая и мертвая водица.
Змеюка угрожающе зашипела и приняла боевую стойку.
Витька впервые видел такого толстенного, огромного слонищу.
Зайчишка, зайка беленький под елочкой скакал.
А шкафчик просто открывался.
Новый начальник оказался не только крикуном, а еще и глупцом.
Я на всю жизнь запомнила малороссийский бабушкин говорок.
Задание №10.
Определите значения слов. Распределите слова в два столбца:
Историзмы |
Архаизмы |
епанча |
цирюльник |
кольчуга |
перст |
бурса |
вотще |
конка |
чело |
городовой |
буде |
сокольничий |
отрок |
алтын |
доселе |
пищаль |
зерцало |
челобитье |
ямщик |
камергер |
яхонт |
маёвка |
курсистка |
Задание №11.
Пользуясь словарем определите значения следующих слов. Какими причинами, на ваш взгляд, вызвано их заимствование? Можно ли считать данные слова варваризмами? Почему?
Варвари́зм — иностранное слово или выражение, не полностью освоенное языком и воспринимаемое как чужеродное, как нарушение общепринятой языковой нормы.
Заимствование большей части данных слов, на мой взгляд, связано с модой на английский язык, что в свою очередь, вызвано процессами глобализма. Большую часть слов можно отнести к варваризмам. Слова супермен, шоумен, хеппи-энд, бейдж, приватный уже хорошо освоены носителями русского языка и довольно часто употребляются в речи.
Задание №12.
Составьте микротексты о следующих предметах и понятиях, употребив в них тропы: а)
сравнение; б) метафора; в) олицетворение; г) эпитет.
1.Яблоко. 2. Весна. З.Дождь. 4. Лень. 5. Дружба. 6. Образование. 7. Радость.
Не сравнить её мне, дивную, ни с чем;
Бархатные брови, кожи гладкой шёлк,
Кто такую создал - не возьму я в толк! (олицетворение)
Задание №13.
Определите значения паронимов. Составьте с каждым из них словосочетания и предложения. Цветной - цветастый - цветистый - разноцветный; водный - водяной - водянистый; земляной - земельный - землистый; сытный - сытый; садить - сажать; искусный - искусственный; оклик - отклик; двойной - двойственный; падший - павший.