Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 19:20, курсовая работа
В контексте изученного литературоведческого материала вырисовывается цель курсовой работы:
- дать сравнительно-исторический анализ рассказов В. Астафьева «Пастух и пастушка» и «Людочка»
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть историю создания каждого из произведений;
- исследовать стиль автора изображения реальной действительности;
- изучить художественные образы произведений;
- рассмотреть символы произведений;
- в сравнении раскрыть эволюционный процесс писателя
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие о методе в литературоведении: сравнительно-исторический метод……………………………………………………………………………….5
2.Жизненный и творческий путь В. Астафьева…………………………………8
3. История создания Пастуха и пастушки» и «Людочки»…………………….13
4. «Пастух и пастушка»………………………………………………………….14
4.1 Раскрытие жанра пасторали: авторское определение……………………..14
4.2 Стиль В. Астафьева в «Пастухе и пастушке»……………………………...14
4.3 Символика в «Пастухе и пастушке»………………………………………..15
4.4 Трагедия произведения……………………………………………………...16
5. «Людочка»……………………………………………………………………..17
5.1 Раскрытие жанра рассказ……………………………………………………17
5.2 Стиль В. Астафьева в «Людочке»…………………………………………..18
5.3 Символы в «Людочке»………………………………………………………18
5.4 Трагедия истории Людочки…………………………………………………20
6. Система художественных образов и их психология………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………………………...28
Виктор Петрович Астафьев родился 2 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края в семье крестьянина Петра Павловича Астафьева (1901-1979). Его мать, Лидия Ильинична, урожденная Потылицына (1901- июнь 1932), погибла, когда сыну исполнилось восемь лет. Она утонула в Енисее. В 1934 году отец женился вторично, а в 1935 году переехал на заработки в Игарку. Родились дети, новая росла семья, а доходы оказались невеликими, организованности и согласия в семье было и того меньше.
Пошел в школу В. Астафьев, как и все, с восьми лет. В первом классе учился в родном селе Овсянка, в Игарке окончил начальную школу, а вот осенью 1936 года, когда надо было учится в пятом классе, с ним случилась беда: остался он один, учился кое-как и до марта 1937 года беспризорничал, пока не был «сдан» в игарский детдом-интернат в 1939 году. Там, помимо директора Василия Ивановича Соколова, встречает он еще одного хорошего человека: учителя литературы и поэта Игнатия Дмитриевича Рождественского. Они замечают живой огонек в душе беспокойного и впечатлительного подростка, и в 1941 году он благополучно окончил шестой класс. Игнатий Дмитриевич увлеченно рассказывал ученикам о богатствах русского языка, учил вдумчивому чтению и пониманию красоты художественного слова; прививал вкус к самостоятельному творчеству. На одном из таких уроков В. Астафьев написал сочинение под названием «Жив!». В нем, вероятно, впервые прорвалось наружу то радостное, до слез умилительное и прекрасное, что пережил недавно школьник в тесном единении с природой на Маковском озере. Сочинение было признано лучшим в классе и помещено в рукописном журнале игарской школы №12.
В мае 1941 года В. Астафьеву исполнилось 16 лет – детдом нужно было покидать. Юноша вернулся в Игарку и стал работать коневозчиком, на кирпичном заводе, чтобы накопить денег и выехать из Заполярья в Красноярск. Осенью с большими трудностями, так как уже шла война, В. Астафьев добирается до города и на станции Енисей поступает в ФЗУ. Сначала, правда, он и работал и пробовал учиться на тракториста, но, обнаружив «неспособность» к технике, поспешил оформиться в только что открытую , потому запоздавшую с набором железнодорожную школу. В июне 1942 года группа учеников-мальчиков получила специальность «составителей поездов» и была направлена на работу. В. Астафьев на станции Базаиха проработал всего четыре месяца и ушел в армию добровольцем.
В этом же 1942 году В. Астафьева привезли в Новосибирск. Здесь он обучался в пехотном полку, убирал в Искитимском районе хлеб, зимой овладевал профессией шофера, а весной 1943 года отправился на передовую. До самого конца войны он оставался рядовым солдатом. Менялись только профессии - шофёр, артразведчик, связист, конюх, связист, конюх в нестроевой части после ранения. Воевал на Брянском, Воронежском и Степном фронтах, в составе войск Первого Украинского фронта. Осенью 1943 года на Днепровском плацдарме Астафьеву повредило глаз, затем серьезно контузило, а в сентябре 1944 года в районе польского города Кросно он был ранен в руку. В документе после выписки из госпиталя сказано: «Сквозное осколочное ранение левого предплечья с повреждением кости (тяжелое)».
Был награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».
В октябре 1945 года В. Астафьев демобилизован вместе со своей будущей женой Марией Семеновной Корякиной. Они приехали в родной город жены – Чусовой на Урале. В двадцать один год – ни законченного среднего образования, ни профессии, ни здоровья. Он работал дежурным по вокзалу, кладовщиком, слесарем, подсобником на мясокомбинате. Бытовые послевоенные трудности не уменьшились. Пошли дети, взят на воспитание мальчик. Житье тесное, работа удовлетворения не приносила, учиться, чтобы обрести «свою» профессию времени, - не доставало.
Тяга к творчеству у В. Астафьева была давней. Безусловно, это шло от природы. О том, что В. Астафьев отличный рассказчик всяких книжных, киношных и собственных «завиральных» историй, знали многие, и сам он издавна ощущал в себе эту способность. Потому-то приход в только что открывшийся литературный кружок при газете « Чусовской рабочий» нельзя назвать случайностью. Здесь он публикуют свой рассказ « Гражданский человек». С должности вахтера он перешел на должность литературного работника газеты. Так быстро и круто изменилась жизнь В. Астафьева. Совершилось событие, предопределившее его судьбу.
В качестве литературного сотрудника газеты он много разъезжает по краю, многое видит, над многим по-новому задумывается. За четыре года работы в газете «Чусовском рабочем» В. Астафьев пишет более сотни корреспонденций, статей, очерков, свыше двух десятков рассказов, из которых и составляет две первые книги - «До будущей весны» (1953) и «Огоньки» (1955) [6] .
Более двух лет после этого пишет В. Астафьев роман «Тают снега» (1955-1957). За это время он издаст две книги для детей - «Васюткино озеро» (1956) и «Дядя Кузя, куры, лиса и кот» (1957), напечатает очерки и рассказы в альманахе «Прикамье», в журнале «Смена», в сборниках «Охотничьи были», «Приметы времени», с апреля начнет работать спецкором областного радио. Наконец в 1958 году и роман «Тают снега» увидит свет.
Почти все книги, изданные в Перми, первые очерки и рассказы в периодике встретили положительный отклик в печати. Видимо, эти годы и надо считать началом профессиональной писательской деятельности В. Астафьева. В 1958 году он принят в Союз писателей, в 1959 году - направлен на Высшие литературные курсы в Москве, где проучился до 1961 года.
«Почти все мы, приехавшие тогда на литературные курсы, - говорил В. Астафьев, отвечая на вопрос, много ли дали ему эти курсы, - наверное, были не лишены способностей, довольно много повидали, но сумбурно мыслили и очень мало умели, хотя за плечами едва ли не у каждого были книги, выпущенные местными издательствами. И те из нас, кто при этом хотел учиться и думал о литературе бескорыстно, несуетно, представляли собою распаханное поле, которое нашим наставникам предстояло по-разумному и культурно засеять. Осознание характера и направление своих способностей, шлифовка их, пополнение и систематизация знаний…Два года становились как бы катализатором, ускорителем духовных процессов, за короткий срок удавалось понять, впитать поразительно многое…»[7]
Так в 35-37 лет завершаются «университеты» В. Астафьева, и начинается тот творческий «взлет», который сделает имя Виктора Астафьева заметным явлением в сознании многомиллионного современного читателя.
В 60-е годы B. П. Астафьевым были написаны рассказы «Старая лошадь» (1960), «О чем ты плачешь, ель» (1961), «Руки жены» (1961), «Сашка Лебедев» (1961), «Тревожный сон» (1964), «Индия» (1965), «Митяй с землечерпалки» (1967), «Яшка-лось» (1967), «Синие сумерки» (1967), «Бери да помни» (1967), «Ясным ли днем» (1967), «Русский алмаз» (1968), «Без последнего»(1968) [8].
К 1965 году начал складываться цикл затесей - лирических миниатюр, раздумий о жизни, заметок для себя. Они печатаются в центральных и периферийных журналах. В 1972 году «Затеси» выходят отдельной книгой в издательстве «Советский писатель» - «Деревенское приключение». «Песнопевица», «Как лечили богиню», «Звезды и елочки», «Тура», «Родные березы», «Весенний остров», «Хлебозары», «Чтобы боль каждого...», «Кладбище», «И прахом своим», «Домский собор», «Видение», «Ягодка», «Вздох». К жанру затесей писатель постоянно обращается в своем творчестве.
В 1972 году В. П. Астафьев пишет свое «радостное детище» - «Оду русскому огороду».
С 1973 года в печати появляются рассказы,
составившие впоследствии знаменитое
повествование в рассказах «Царь-рыба»:
«Бойе», «Капля», «У золотой карги», «Рыбак
Грохотало», «Летит черное перо», «Уха
на Боганиде», «Поминки», «Туруханская
лилия», «Сон о белых горах», «Нет мне ответа».
Публикация глав в периодике - журнале
«Наш современник» - шла с такими потерями
в тексте, что автор от огорчений слег
в больницу и с тех пор больше никогда
не возвращался к повести, не восстанавливал
и не делал новых редакций. Лишь много
лет спустя, обнаружив в своем архиве пожелтевшие
от времени страницы снятой цензурой главы
«Норильцы», опубликовал ее в 1990 году в
том же журнале под названием «Не хватает
сердца». Впервые «Царь-рыба» была опубликована
в книге «Мальчик в белой рубахе», вышедшей
в издательстве «Молодая гвардия» в 1977
году.
В 1978 году за повествование в рассказах
«Царь-рыба» В. П. Астафьев был удостоен
Государственной премии СССР.
В 70-е годы писатель вновь обращается к теме своего детства - рождаются новые главы к "Последнему поклону": опубликованы "Пир после победы" (1974), "Бурундук на кресте" (1974), "Карасиная погибель" (1974), "Без приюта" (1974), "Сорока" (1978), "Приворотное зелье" (1978), "Гори, гори ясно" (1978), "Соевые конфеты" (1978). Повесть о детстве - уже в двух книгах - выходит в 1978 году в издательстве "Современник".
С 1978 по 1982 год В. П. Астафьев работает над повестью «Зрячий посох», изданной только в 1988 году. В 1991 году за эту повесть писатель был удостоен Государственной премии СССР.
В 1980 году Астафьев переехал жить на родину
- в Красноярск. Начался новый, чрезвычайно
плодотворный период его творчества. В
Красноярске и в его родной деревне Овсянке,
им написаны роман «Печальный детектив»
(1985) и такие рассказы, как «Медвежья кровь»
(1984), «Жизнь прожить» (1985), «Вимба» (1985),
«Слепой рыбак» (1986), «Ловля пескарей в
Грузии» (1986), «Тельняшка с Тихого океана»
(1986), «Голубое поле под голубыми небесами»
(1987), «Улыбка волчицы» (1989), «Мною рожденный»
(1989), «Людочка» (1989), «Разговор со старым
ружьем» (1997).
В 1989 году В. П. Астафьеву присвоено звание
Героя Социалистического Труда.
17 августа 1987 года скоропостижно умирает
дочь Астафьевых Ирина. Ее привозят из
Вологды и хоронят на кладбище в Овсянке.
Виктор Петрович и Мария Семеновна забирают
к себе маленьких внуков Витю и Полю.
Жизнь на родине всколыхнула воспоминания
и подарила читателям новые рассказы о
детстве - рождаются главы: «Предчувствие
ледохода», «Заберега», «Стряпухина радость»,
«Пеструха», «Легенда о стеклянной кринке»,
«Кончина», и в 1989 году «Последний поклон»
выходит в издательстве «Молодая гвардия»
уже в трех книгах. В 1992 году появляются
еще две главы – «Забубенная головушка»
и «Вечерние раздумья». «Животворящий
свет детства» потребовал от писателя
более тридцати лет творческого труда.
На родине В. П. Астафьевым создана и его главная книга о войне - роман «Прокляты и убиты»: часть первая «Чертова яма» (1990-1992) и часть вторая «Плацдарм» (1992-1994)...
В 1994 году «за выдающийся вклад в отечественную литературу» писателю была присуждена Российская независимая премия «Триумф». В 1995 году за роман «Прокляты и убиты» В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии России.
С сентября 1994-го по январь 1995-го мастер слова работает над новой повестью о войне «Так хочется жить», а в 1995-1996 годах пишет - тоже «военную» - повесть «Обертон», в 1997 году он завершает повесть «Веселый солдат», начатую в 1987 году, - война не оставляет писателя, тревожит память. Веселый солдат - это он, израненный молодой солдат Астафьев, возвращающийся с фронта и примеривающийся к мирной гражданской жизни.
В 1997-1998 годах в Красноярске осуществлено издание Собрания сочинений В. П. Астафьева в 15 томах, с подробными комментариями автора.
В 1997 году писателю присуждена Международная Пушкинская премия, а в 1998 году он удостоен премии "За честь и достоинство таланта" Международного литфонда.
В конце 1998 года В. П. Астафьеву присуждена премия имени Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности.
В последние годы жизни Виктор Астафьев редко давал интервью. Тяжело болел, но при этом продолжал много работать. «Ни дня без строчки» - это девиз неутомимого труженика, истинно народного писателя.
Умер 29 ноября 2001 года в Красноярске. Согласно завещанию был похоронен в родном селе Овсянка [9] .
Итак, значение личности В.П.Астафьева, его творчества в литературе трудно недооценить. Произведения его позволяют понять нам ушедшую эпоху – двадцатый век. Виктор Петрович был непосредственным участником событий этого века, противоречивого и трагического.
3. История создания
Чуть больше полвека, что минули после Великой Отечественной войны, не ослабили интереса общества к этому историческому событию. Время демократизма и гласности, осветившее светом правды многие страницы нашего прошлого, ставит перед историками и литераторами новые и новые вопросы.
Еще в 1954 году Астафьев задумал повесть «Пастух и пастушка. Современная пастораль» - «любимое свое детище». А осуществил свой замысел почти через 15 лет - в три дня, «совершенно обалделый и счастливый», написав черновик в сто двадцать страниц и затем шлифуя текст. Виктор Петрович Астафьев работал над ней с 1967 по 1974 год. Повесть писалась в то время, когда литература стремилась сосредоточить внимание читателей на конкретном человеке. Задачей писателя стало изображение чувств человека и его жизни до мелких подробностей. Повесть трудно проходила в печати и впервые была опубликована в журнале "Наш современник", № 8, 1971 г. Писатель возвращался к тексту повести в 1971 и 1989 годах, восстановив снятый материал по соображениям цензуры [10].
Начиная с 1980-х гг. меняются акценты в осмыслении Астафьевым современной русской жизни и русского характера, жестче и непримиримее становится память.
Каждый писатель в своих произведениях пытается отразить жизнь того времени, в котором он живёт. Великие писатели никогда не приукрашивают жизнь, описанную ими в своих произведениях. Так в рассказе Виктора Астафьева «Людочка» описана жестокая реальность жизни. Рассказ «Людочка» В. Астафьев написал в 1989 году. Впервые был опубликован в четвертом номере журнала « Роман - Газета» за 1999 год. История, изложенная в этом рассказе, является случайно услышанной автором [11].
В 1969 году он переехал в Вологду, то есть в город, где и разворачиваются события в «Людочке» и сам факт, что он был солдатом-добровольцем в Великой Отечественной войне - все говорит о том, что В. Астафьев не пишет того, о чем не имеет ни малейшего представления.
Итак, можно сделать вывод что, Виктор Астафьев ничего не придумывал, а писал так, как все и было на самом деле. Он видел собственными глазами, как война и равнодушие человека губили судьбы людей. И не написать про такую трагедию человеческой жизни он просто не мог.
Информация о работе Сравнительный анализ рассказов В. Астафьева «Пастух и пастушка» и «Людочка»