Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 19:20, курсовая работа
В контексте изученного литературоведческого материала вырисовывается цель курсовой работы:
- дать сравнительно-исторический анализ рассказов В. Астафьева «Пастух и пастушка» и «Людочка»
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть историю создания каждого из произведений;
- исследовать стиль автора изображения реальной действительности;
- изучить художественные образы произведений;
- рассмотреть символы произведений;
- в сравнении раскрыть эволюционный процесс писателя
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие о методе в литературоведении: сравнительно-исторический метод……………………………………………………………………………….5
2.Жизненный и творческий путь В. Астафьева…………………………………8
3. История создания Пастуха и пастушки» и «Людочки»…………………….13
4. «Пастух и пастушка»………………………………………………………….14
4.1 Раскрытие жанра пасторали: авторское определение……………………..14
4.2 Стиль В. Астафьева в «Пастухе и пастушке»……………………………...14
4.3 Символика в «Пастухе и пастушке»………………………………………..15
4.4 Трагедия произведения……………………………………………………...16
5. «Людочка»……………………………………………………………………..17
5.1 Раскрытие жанра рассказ……………………………………………………17
5.2 Стиль В. Астафьева в «Людочке»…………………………………………..18
5.3 Символы в «Людочке»………………………………………………………18
5.4 Трагедия истории Людочки…………………………………………………20
6. Система художественных образов и их психология………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………………………...28
4. «Пастух и пастушка»
«Пастух и пастушка» — малая повесть, рассказывающая о Великой Отечественной войне. В различие от классиков критического реализма, таковых как Лев Толстой и Достоевский, которые кроме повествования о жизни героев частенько говорили о собственном отношении к происходящим событиям, проза послевоенных лет различается лаконичностью изложения и рвением предоставить читателю возможность самому домыслить исход жизни героев.
4.1 Раскрытие жанра пасторали: авторское определение
Сам автор определил жанровое своеобразие повести «Пастух и пастушка» в подзаголовке — современная пастораль. Такое определение по отношению к современной повести звучит неожиданно и странно, поэтому обращает на себя внимание.
Пастораль — это литературное произведение, изображающее жизнь пастушков и пастушек (лат. pastoralis — пастушеский): деревенские жители, простые, сердечные, нравственно чистые, переживают изысканные чувства, ведут галантные беседы на лоне девственной природы и противопоставляются автором развращённым горожанам. При этом, правда, непонятно, как и когда пастушки добывают хлеб насущный, но такая «проза жизни» мало интересовала авторов и читателей пасторалей. Традиция пасторали была заложена ещё в античной поэзии (стихотворения Феокрита, Вергилия, роман Лонга «Дафнис и Хлоя»), но наибольший расцвет этого жанра в европейской литературе приходится на XVII век. В последующей европейской культуре пастух и пастушка остались символом прекрасной и чистой любви, которая преодолевает все препятствия и становится сильнее смерти.
Этот символ появится в повести Астафьева, когда Борис Костяев вспомнит своё детское впечатление. До войны он с матерью ездил в Москву, где в театре видел балет-пастораль. Но реальная жизнь так далека от той, которая изображается в пасторали, особенно жизнь советских людей и особенно в годы Великой Отечественной войны.
Сначала авторское определение жанрового своеобразия военной повести «современная пастораль» можно принять за иронию: какие же во время Великой Отечественной войны пастушки! Но после прочтения произведения становится понятно, что в этом странном определении выразились симпатия и глубокое сочувствие писателя Борису и Люсе — трагическим, по существу, героям, поэтому современная пастораль очень напоминает реквием [12].
Итак, жанр пасторали В. Астафьевым выбран неслучайно. Он хорошо подчеркивает и углубляет психологизм трагедии произведения.
4.2 Стиль В. Астафьева в «Пастухе и пастушке»
Повесть состоит из четырех частей: «Бой», «Свидание», «Прощание», «Успение», любая часть имеет свой эпиграф. К первой части «Бой» эпиграфом взяты слова, услышанные автором в санитарном поезде. Речь тут идет о бое, об отрешенности солдат, о самоотверженности и смелости. Слова Ярослава Смелякова "И ты пришла, заслышав ожиданье..." Послужили эпиграфом ко второй части «Свидание». В данной части повести герой Борис Костяев знакомится с женщиной Люсей. Они влюбляются друг в друга. В этом сюжетном ходе — завязка произведения. Конкретно с момента знакомства юных людей чувства нарастают, пока уже в третьей главе не наступает кульминация — сцена прощания.
Лирикой вагантов начинается третья часть. Для влюбленных наступает утро, — сказочная, неповторимая ночь уходит в небытие. Их ждет горестный момент прощания и долгая разлука. "И жизни нет конца и мукам — краю" — таков эпиграф к четвертой части повести "Успение". Читатель станет свидетелем погибели главенствующего героя, его товарищей, увидит переполненные санитарные поезда, услышит крики, мольбы о помощи — страшные последствия войны.
Речь автора спокойна, хотя довольно эмоциональна. Виктор Астафьев старается приблизить языковую манеру к просторечной, но из этических суждений упускает нецензурные слова, брань.
Описанию внешности и короткому рассказу о жизни героев Астафьев уделяет много внимания. Так, рассказывая о Хведоре Хвомиче, сельском трактористе, Астафьев подробно обрисовал его телогрейку, надетую прямо на нижнюю рубашку, прикрученные онучами к ногам опорки. Всю семью его истребили немцы. Солдат Ланцет в детстве на клиросе пел, в крупном издательстве работал, а во время войны пить много стал, а ведь он мог бы сделать неплохую карьеру [13].
4.3 Символика в «Пастухе и пастушке»
Широко представлена символика этого произведения. Из арсенала сентиментализма писатель берет жанровое определение повести и образы пастуха и пастушки, которые постепенно превращаются в символ. Причем этот символ находится как бы в центре поэтики повести. Он заявлен в названии и вызывает у читателя определенное ожидание. Ответ дается достаточно быстро. Прибыв в освобожденный хутор, взвод Бориса Костяева натыкается на страшную картину — убитых пастуха и пастушку, двух стариков, приехавших в эту деревню из Поволжья в голодный год. Они пасли колхозный табун.
Этот эпизод остается в сознании и как символ жестокой войны, и как символ вечной любви. Ho в тексте происходит дальнейшее развитие символа. В ту единственную ночь, которая была отпущена влюбленным, в памяти Бориса всплывают убитые старик и старуха — деревенские пастухи — и детское воспоминание, когда он с матерью ездил в Москву к тетке и ходил в театр. Он рассказывает Люсе, своей возлюбленной, сцену из спектакля.
В последний раз образы пастуха и пастушки, убитых на войне, мелькают в угасающем сознании взводного, когда его раненного везут в санитарном поезде в тыл[14].
Итак, образ-символ пастуха и пастушки, который сопровождает Бориса Костяева в тексте, помогает писателю раскрыть чувствительность, ранимость, неординарность главного героя, несовместимость его с жестокой реальностью войны и в то же время способность на необычную возвышенную любовь.
4.4 Трагедия произведения
Нельзя сказать, что трагедия Бориса Костяева только трагедия его оборванной войной любви. Вынужденная разлука с любимой — это скорее эмоциональный толчок, который повлек за собой душевный кризис героя. Главной же причиной надломленности и опустошения души является война, поправшая все законы человечности. Чтобы подтвердить идею всесокрушительности войны не только в физическом, но и духовном смысле, автор вывел еще один центральный образ — старшину Мохнакова, через все произведение проходящий рядом с главным героем. О нем писатель говорит, как о русском воине, сохраняющем силу духу и воинскую честь в самых тяжелых обстоятельствах. Ожесточенный войной старшина в некотором роде противопоставлен не лишенному романтичности лейтенанту Костяеву, но считать Мохнакова человеком, свободным от моральных запретов нельзя. Это человек, для которого свята верность товарищам, боевому братству: «Люди на войне братством живы, так-то...». Однако и этого «диковинной силы и стойкости» человека не пощадила война: «Я весь истратился за войну»,— говорит он Борису.
Для Бориса Костяева война противоестественна, он не может смириться с ее кровавой сущностью. По словам Н. Лейдермана Борис «<…> на войне душевно истрачивается. Он истрачивается от крови и смертей, от постоянного лицезрения разрушения, от хаоса, который творят люди» [15, 238].
Повесть В. Астафьева «Пастух и пастушка» вызывает мысли о том, что война должна стать историческим, нравственным уроком человечеству, что подобные события, уничтожающие людей, ломающие их души, не могут повториться. А память о тех страшных годах, о людях, положивших свои жизни во имя мира, должна быть вечной.
Итак, трагедия заключается не только в несостоятельности человеческих чувств, но и в самой их потери, как на примере старшины Мохнакова.
5. «Людочка»
Это произведение очень актуально и сейчас, в наше время, спустя 35 лет. Небольшое произведение вместило в себя многие проблемы, волнующие писателя: загрязнение окружающей среды, падение общественной нравственности и деградация личности, а также гибель русской деревни.
5.1 Раскрытие жанра рассказ
Рассказ – повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события.
Жанр имеет две исторически сложившиеся разновидности: рассказ (в более узком значении) и новелла. «Отличие новеллы от рассказа не представляется мне принципиальным», – писал исследователь европейской новеллы Е.Мелитинский. Б.Томашевский считал, что рассказ – это русский термин для новеллы. Такого же мнения придерживаются и большинство (хотя и не все) других литературоведов. Малую эпическую форму в европейских литературах, по крайней мере, до ХIX в., принято именовать новеллой.
С конца 1940-х в русской литературе рассказ осознается как особый жанр и по отношению к краткой повести, и в сравнении с «физиологическим очерком». В очерке преобладает прямое описание, исследование, он всегда публицистичен. Рассказ же, как правило, посвящен конкретной судьбе, говорит об отдельном событии в жизни человека, сгруппирован вокруг определенного эпизода. В этом его отличие от повести, как более развернутой формы, где описывается обычно несколько эпизодов, отрезок жизни героя. Рассказ невелик по объему. Но дело не в количестве страниц (есть небольшие по объему повести и относительно длинные рассказы), и даже не в количестве фабульных событий, а в установке автора на предельную краткость.
Предельная краткость повествования требует особого внимания к деталям. Порой одна-две мастерски найденных детали заменяют пространную характеристику героя.
Малый объем рассказа определяет и его стилистическое единство. Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор, и рассказчик, и герой. Но в рассказе гораздо чаще, чем в «крупных» жанрах, перо как бы передается герою, который сам рассказывает свою историю.
В европейской литературе ХХ в. рассказ обогатился художественными открытиями всей прозы («поток сознания», усиление элементов психоанализа, временные «перебивы» и пр.). Таковы рассказы Кафки, Камю, Ф.Мориака, А.Моравиа и др.
В 1920–1930-е в России на первый план выходят героико-романтические (В.Иванов, Бабель, Пильняк, Шолохов и др.) и сатирические рассказы (Булгаков, Зощенко, Ильф и Петров и др.) [16]
Итак, рассказ остается продуктивным жанром и в настоящее время. Успешно развиваются все его разновидности: рассказ бытовой, психологический, философский, сатирический, фантастический (научная фантастика и фэнтези), близкий к новелле и практически бессюжетный.
5.2 Стиль В. Астафьева в «Людочке»
В уста Гавриловны Астафьев вложил большое число афоризмов, устойчивых оборотов («золотко моё», «голубонька сизокрылая», «ласточка», «касаточка»). Это используется автором для характеристики хозяйки, эмоциональной оценки её индивидуальных качеств. Герои Астафьева наследуют стиль и дух своего времени и их речь не просто говор, а «выразитель всех сил умственных и нравственных».
Автор передаёт нам своё мироощущение удивительным по художественной выразительности, ёмким, пластичным языком. Устойчивые обороты придают речи героев живость, меткость, свойственную народной речи («втемяшилось в голову», «гнуть спину», «работала как конь»).
Богат, колоритен, неповторим в своём
мелодичном звучании язык Астафьева.
Помимо простых олицетворений (таких,
как «деревня задохнулась в дикоросте»,
«испустившего резиновый дух крокодила
Гену») используется множество сложных,
полных эпитетами и метафорами, создающих
отдельную картину («пьяно шатаясь, ходило
вприсядку, поплясывало изношенное сердце»,
«серебряные заморские пуговицы отстреливались
от фрака»). Поэтому произведение получилось
таким насыщенным, ярким, незабываемым.
Писатель не сосредотачивает внимание
лишь на теневых сторонах жизни. В его
рассказе присутствует светлое начало,
которое, скрашивая многие невзгоды, исходит
из сердец тружеников.
Художественный приём контраста, удачно применённый здесь писателем, подчеркивает духовную близость человека с природой, которую невозможно ощутить в городе, погрязшем в темноте невежества, нищете и отсталости [17].
Итак, рассказ «Людочка» написан доступным понятным языком. В произведении автор использовал много сравнений, причём в основном для деморализованного общества: центральный городской парк ВПВРЗ - загон, зверинец; люди - животные, стадо, звери.
5.3Символы в «Людочке»
Ты камнем упала.
Я умер под ним.
В этом же эмоциональном ключе написано и вступление рассказа. Оно буквально переполнено риторическими вопросами, умолчаниями, за которыми чувствуется переживание автора, его желание найти истину. И читатель уже настроен: речь пойдет о чем – то необычном, ярком, и, может быть, поэтому столь контрастно звучит рассказ о жизни обыкновенной девушки: «Людочка родилась в небольшой угасающей деревеньке под названием Вычуган. Мать ее была колхозницей, отец – колхозником».
Астафьев описал жизнь девушки, приехавшей в большой город из деревни. Эту девушку зовут Людочка. Так называется и рассказ Астафьева. Из самого названия рассказа видно, что в нём написано о хорошей хрупкой девушке. Людочка всё своё детство провела в деревне, со своими родителями: отцом и матерью, а после смерти отца - с отчимом. Её отчим «никак не относился к Людочке: ни хорошо, ни плохо». Людочка в деревне росла «как вялая примороженная трава». Людочка пытается вырваться из этого чувства. Она уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди. И тоже одинокие. Девушка чужая в родном доме. Чужая среди людей. Биография главной героини даётся писателем в самом начале повествования. «Людочка родилась в небольшой угасающей деревне» «слабенькой, болезненной и плаксивой».
Эпизоды один за другим раскрывают нравственную
суть человеческих отношений, постепенно
готовя нас к трагической развязке. Рисуя
образ Людочки, автор изобразил портрет
обычной русской девушки.
Людочка с детства не отличалась ни особой
красотой, ни умом, но сохранила в своей
душе доброту и порядочность, милосердие
и уважение к людям. Девушка была слабохарактерной,
и потому Гавриловна (женщина, которая
ее приютила в городе) свалила на нее всю
работу по хозяйству. Но Людочка на нее
не обижалась, а делала все с удовольствием.
Жалость и сострадание
почувствовала она и к несчастному парню
– лесорубу, который умирал в
больнице исключительно по причине халатности
врачей. Людочка чувствовала глубокую
вину перед парнем, потому что она живет,
а он, такой молодой, должен умереть. Астафьев
возмущается тем, что люди не способны
чувствовать чужую боль, что они ужасно
эгоистичны и лицемерны. Но это не всегда
их вина.
Информация о работе Сравнительный анализ рассказов В. Астафьева «Пастух и пастушка» и «Людочка»