Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 19:20, курсовая работа
В контексте изученного литературоведческого материала вырисовывается цель курсовой работы:
- дать сравнительно-исторический анализ рассказов В. Астафьева «Пастух и пастушка» и «Людочка»
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть историю создания каждого из произведений;
- исследовать стиль автора изображения реальной действительности;
- изучить художественные образы произведений;
- рассмотреть символы произведений;
- в сравнении раскрыть эволюционный процесс писателя
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие о методе в литературоведении: сравнительно-исторический метод……………………………………………………………………………….5
2.Жизненный и творческий путь В. Астафьева…………………………………8
3. История создания Пастуха и пастушки» и «Людочки»…………………….13
4. «Пастух и пастушка»………………………………………………………….14
4.1 Раскрытие жанра пасторали: авторское определение……………………..14
4.2 Стиль В. Астафьева в «Пастухе и пастушке»……………………………...14
4.3 Символика в «Пастухе и пастушке»………………………………………..15
4.4 Трагедия произведения……………………………………………………...16
5. «Людочка»……………………………………………………………………..17
5.1 Раскрытие жанра рассказ……………………………………………………17
5.2 Стиль В. Астафьева в «Людочке»…………………………………………..18
5.3 Символы в «Людочке»………………………………………………………18
5.4 Трагедия истории Людочки…………………………………………………20
6. Система художественных образов и их психология………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………………………...28
Но, несмотря на всю суровость и печаль создающейся перед нами картины, автор все же оставляет крупицу надежды на благополучное будущее. Будущее еще не определено, его можно изменить; второе, еще не родившееся дитя матери Людочки и есть та надежда на счастье: «Господи, помоги хоть эту дитю полноценную родить и сохранить. Дитя не в тягость нам будет…», - молилась мать Людочки, возвращаясь на поезде домой после похорон. Эта надежда на счастье, любовь способны растопить холодное сердце матери. Ребенок, существо чистое и безгрешное, осветил ее сердце изнутри. Её душа пробуждается, освобождается от ледяных оков, которые погубили ее первого ребенка. А раскаяние и молитва Богу помогли ей приобрести веру и найти свет [23].
Недавно «Новая газета» опубликовала отрывки одного из последних интервью Астафьева. Эти строки и сейчас поражают силой откровения и боли писателя: «Планета наша задумана хорошо. Все для жизни есть. И живем: 15 200 войн учтено за все время, в них погибло три с лишним миллиарда человек. А сколько при этом еще и животины, тварей, ни в чем неповинных, - волков, лошадей, собак, кошек... Мы не на земле живем - на мешке с костями, а в середине кровь булькает. Нас, русских, сейчас 600 миллионов было бы, если б не войны, революции и преобразования. И земля ныне лежит безлюдной и пустой на сотни верст, словно дикое поле» [24].
Его считают противоречивым. Делят астафьевские книги и его самого на разные периоды. Пеняли, что озлобился в старости, не оставлял читателям ни надежды, ни просвета. А, по-моему, нет ничего противоречивого в любви и нежности к своей земле и ненависти ко всему, что уродует ее и ее обитателей. И это очень логично и правильно — говорить своему народу в глаза о его рабстве. И жалеть его. Глупо было как раз требовать просвета — если его не видно. Тем более требовать от человека, прошедшего детдом, войну, послевоенный голод, израненного, похоронившего детей и друзей.
Итак, все-таки можно заметить, что в обоих произведениях автор все еще надеется на благополучное счастливое будущее, автор не отчаивается и, казалось бы, ищет пути разрешения сих проблем.
Заключение
В. П. Астафьев – один из наиболее читаемых писателей двадцатого столетия. Родившийся до войны и познавший за свою жизнь много трудностей, он очень хорошо знал жизнь простого человека, душу и чувства…
Итак, на сегодняшний день сравнительное литературоведение как научная дисциплина «всеядна» и включает в себя всю теория литературы, и полностью замещают ее междисциплинарное понимание литературоведения.
Значение личности В.П.Астафьева, его творчества в литературе трудно недооценить. Произведения его позволяют понять нам ушедшую эпоху – двадцатый век. Виктор Петрович был непосредственным участником событий этого века, противоречивого и трагического.
Виктор Астафьев ничего не придумывал, а писал так, как все и было на самом деле. Он видел собственными глазами, как война и равнодушие человека губили судьбы людей. И не написать про такую трагедию человеческой жизни он просто не мог.
Жанр пасторали в произведении «Пастух и пастушка» В. Астафьевым выбран неслучайно. Он хорошо подчеркивает и углубляет психологизм трагедии произведения. Да и само название произведения уже говорит о выбранном жанре.
Образ-символ пастуха и пастушки, который сопровождает Бориса Костяева, в тексте, помогает писателю раскрыть чувствительность, ранимость, неординарность главного героя, несовместимость его с жестокой реальностью войны и в то же время способность на необычную возвышенную любовь.
Трагедия истории освещенной в «Пастухе и пастушке» заключается не только в несостоятельности человеческих чувств из-за военных действий, но и в самой их потери, в ожесточении и равнодушии, как на примере старшины Мохнакова.
Также речь автора спокойна, хотя довольно эмоциональна. Виктор Астафьев старается приблизить языковую манеру к просторечной, но из этических суждений упускает нецензурные слова, брань.
Рассказ остается продуктивным жанром и в настоящее время. Успешно развиваются все его разновидности: рассказ бытовой, психологический, философский, сатирический, фантастический (научная фантастика и фэнтези), близкий к новелле и практически бессюжетный.
Рассказ «Людочка» написан доступным понятным языком. В произведении автор использовал много сравнений, причём в основном для деморализованного общества: центральный городской парк ВПВРЗ - загон, зверинец; люди - животные, стадо, звери.
Цинизм, бездуховность и экологическая катастрофа, оба эти символа помогают яснее, без прикрас увидеть многие беды и реальные опасности. Это определённая авторская позиция, это стремление взволновать читателя, заставить его оглянуться вокруг.
Разрастание зла в художественном мире Астафьева во многом объясняется этической позицией писателя, не признающего метафизическую природу зла, он не перестает удивляться каждому злому поступку и низкому движению души. Астафьев — редкий в 20 веке художник, избежавший прививки «диалектики добра и зла» и отказавшийся принять его неизбежность.
Итак, все же можно заметить, что в обоих произведениях автор все еще надеется на благополучное счастливое будущее, автор не отчаивается и, казалось бы, ищет пути разрешения сих проблем.
Такова была личность Виктора Петровича Астафьева, что глубину и широту ее нам еще долго предстоит познавать, а напряжение и притяжение этой личности будут лишь возрастать год от года.
Список использованных источников
Информация о работе Сравнительный анализ рассказов В. Астафьева «Пастух и пастушка» и «Людочка»