Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 20:50, курсовая работа
Целью нашей работы является анализ сравнений в лирике С.А. Есенина с разных точек зрения.
Задачи, решаемые в работе:
- установить инвентарь средств выражения сравнений;
- определить активность употребления каждого средства;
- выявить специфику наполнения конкретным лексическим материалом каждого средства;
- определить основные функции, выполняемые сравнениями;
- отметить авторскую специфику в использовании сравнений.
Введение …………………………………………………………………………………………………………..4
Глава 1
Сравнение как изобразительное средство художественной литературы……….7
Глава 2
Средства выражения сравнений в лирике С.А. Есенина…………………………………12
1.Лексические средства выражения сравнения
1.1. Прилагательное как средство выражения сравнения………………13
1.2. Глагол как средство выражения сравнения………………………………14
1.3. Наречие как средство выражения сравнения…………………………..15
1.4. Союз как средство выражения сравнения………………………………..16
2.Фразеологические средства выражения сравнения……………………………………18
3. Морфологические средства выражения сравнения
3.1. Творительный падеж имени существительного как средство
выражения сравнения…………………………………………………………………………………………..19
3.2. Сравнительная степень прилагательных как средство выражения сравнения…………………………………………………………………………………………………………………21
3.3. Превосходная степень прилагательных как средство выражения сравне-ния………………………………………………………………………………………………………………..23
3.4. Сравнительная степень наречий как средство выражения сравнения…24
3.5. Превосходная степень наречий как средство выражения сравнения……26
4. Синтаксические средства выражения сравнения
4.1. Сказуемое как средство выражения сравнения………………………………………27
4.2. Сравнительный оборот как средство выражения сравнения………………….28
4.3. Сравнительное придаточное предложение как средство выражения сравнения
4.3.1. Полное сравнительное придаточное предложение как средство выражения сравнения……………………………………………………………………………………………30
4.3.2. Неполное сравнительное придаточное предложение как средство выражения сравнения………………………………………………………………………………………..31
Заключение ……………………………………………………………………………………………………32
Список использованной литературы……………………………………………………………35
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный педагогический университет»
Факультет филологический
Кафедра современного русского языка,
риторики и культуры речи
Курсовая работа
Средства выражения сравнения в лирике С.А. Есенина
студентки 4 курса ОЗО,
Научный руководитель:
кандидат филологических наук,
доцент Иванова Л.В.
Оренбург,2011
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………
Глава 1
Сравнение как изобразительное средство художественной литературы……….7
Глава 2
Средства выражения сравнений в лирике С.А. Есенина…………………………………12
1.Лексические средства выражения сравнения
2.Фразеологические средства
3.1. Творительный падеж имени существительного
как средство
выражения сравнения………………………………………………………
3.2. Сравнительная степень
3.3. Превосходная степень
3.4. Сравнительная степень наречий как средство выражения сравнения…24
3.5. Превосходная степень наречий как средство выражения сравнения……26
4. Синтаксические средства
4.1. Сказуемое как средство
4.2. Сравнительный оборот как
средство выражения сравнения……
4.3. Сравнительное придаточное
4.3.1. Полное сравнительное
4.3.2. Неполное сравнительное
Заключение ………………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Введение
Нас окружает мир предметов и явлений, мир красок и звуков, очертаний. Человек постоянно стремится что-то с чем-то сравнивать, уловить сходство и различие явлений – это помогает ему познавать мир. В последнее время вопрос о лингвистической природе сравнения привлекает к себе все более пристальное внимание языковедов.
В последнее время вопрос о лингвистической природе сравнений привлекает к себе все более пристальное внимание языковедов. Сравнение - один из способов осмысления действительности, одна из форм художественного мышления. Без сравнений не может обойтись ни один язык, а особенно ярко, выразительно и эмоционально они проявляются в языке художественной литературы. Сравнения рассматриваются исследователями на материале разных языков, творчества разных поэтов и писателей, с разных позиций. Существует много научных работ, в которых авторы исследуют роль и функции сравнений в языке отдельного писателя или поэта. Так, например, В.П.Вомперский анализирует стилистические функции сравнений в прозе М.Ю.Лермонтова. Другой исследователь - Е.А.Некрасова - изучает сравнения в стихотворных текстах А.Блока, Б.Пастернака и С.Есенина. Г.Н.Основина, обращая особое внимание на образность сравнений, рассматривает их на примере произведений А.Гайдара. Она подчеркивает, что сравнения служат для раскрытия внутреннего мира персонажей, конкретизируют картины внешнего мира, различные зрительные и слуховые представления читателя.
В языке поэтических произведений сравнения служат средством гармонизации лирического текста, придания ему эстетичности, мелодичности. Сравнения украшают поэтическое произведение, именно к ним притягивается взор читателя, приступившего к общению с миром прекрасного посредством поэтического текста.
Многие исследователи по-разному подходят к изучению художественных сравнений и рассматривают их с разных сторон. Однако почти все подчёркивают, что одним из важнейших признаков удачного сравнения является элемент неожиданности, новизны, оригинальности. Только тогда сравнения придают произведению стилистическое разнообразие, в образной форме выражают сущность предмета, придают экспрессивность и выразительность речи.
Тема данной работы – Средства выражения сравнения в лирике С.А. Есенина.
Актуальность данного
Выбор темы вызван тем, что
сравнение является важной
Целью нашей работы является анализ сравнений в лирике С.А. Есенина с разных точек зрения.
Задачи, решаемые в работе:
- установить инвентарь средств выражения сравнений;
- определить активность
- выявить специфику наполнения
конкретным лексическим
- определить основные функции, выполняемые сравнениями;
- отметить авторскую специфику в использовании сравнений.
Материалом для исследования послужила лирика С.А.Есенина. Поэзия С.А. Есенина удивительно «земная», близкая каждому, реальная до самых корней и вместе с тем «вселенская», общечеловеческая, «озарена немеркнущим светом истинной любви ко всему живому в мире». Есенинская поэзия обращена к прекрасному. Поэт умеет находить в природе, в человеке, истории и современности по-настоящему красивое, самобытное, чарующее своей поэтичностью и неповторимостью.
Юрий Прокушев замечает, что «Лирическая поэзия Есенина удивительно богата и многогранна по своему душевному выражению, искренности чувств и драматизму, по своей сердечной взволнованности и человечности, лаконичности и живописности».(20,37)
«Искусство для меня,- отмечал С.Есенин в 1924 году,- не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу выразить себя».
Предметом исследования являются сравнения в лирике. Материалом исследования, полученным методом сплошной выборки, является картотека в общем объеме более двухсот контекстов.
Предмет и задачи исследования определили выбор методов анализа: описание, анализ, классификация, интерпритация.
Теоретическая значимость
Практическая значимость
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обосновывается
актуальность нашего
В первой главе «Сравнение как изобразительное средство художественной литературы» дается понятие сравнения как изобразительного средства, анализируются его существенные признаки.
Во второй главе «Средства выражения сравнений в лирике С.А.Есенина» рассматриваются разновидности средств выражения сравнения, степень их употребительности, функции, специфика.
В заключении сделаны выводы о том, что сравнение относится к числу доминантных выразительных приемов в лирике С.А.Есенина, является одним из средств формирования его идиостиля.
Список литературы насчитывает 27 наименования: монографий, исследований, словарных и журнальных статей.
Глава первая.
Сравнение как изобразительное средство художественной литературы.
Известно много способов достижения выразительности в художественной речи. Одним из таких способов, несомненно, является сравнение.
Во многих литературоведческих словарях, справочниках, энциклопедиях термин «сравнение» определяется следующим образом: «сравнение (лат. comparatio)- категория стилистики и поэтики, образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку с целью выявить в объекте сравнения новые, важные для субъекта речи свойства».
В «Справочнике
Хованская З.И. утверждает, что сравнение, «выделяющее и характеризующее те или иные свойства объекта изображения путем его сопоставления с другим предметом или явлением, обладает рядом лингвистических признаков, которые обнаруживают различную степень устойчивости, инвариативности». (26,102 )
Нам ближе точка зрения А.П.Квятковского, который считает, что «сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета»(13,111 ).
Среди всех изобразительных средств, реализующих художественное содержание литературного произведения, особенности авторского мироощущения и индивидуальной поэтики, сравнение занимает самое заметное место. Это определяется его объективными свойствами:
- неожиданностью;
- новизной употребления;
- порождением экспрессивности текста;
- особой выразительностью;
- привлечением внимания
Р.А.Будагов уделяет внимание проблеме зависимости сравнения от семантики целостного повествования. Исследователь пишет о том, что «сравнения осмысливаются на фоне широкого контекста, часто на фоне всего произведения, как художественного целого». (2 ; 30).
Сравнение имеет очень четкую определенную структуру. В.В.Вомперский выделяет три элемента построения сравнений:
- предмет (то, что сравнивается);
- образ ( то, с чем сравнивается);
- признак (то, на основании чего сравнивается)(6,14);
Рассматривая сравнения, характерные для романтического и реалистического стилей, В.В.Вомперский выделяет такие разновидности сравнений, как
- нераспространенные сравнения;
- распространенные сравнения;
- сравнения, образ которых осложнен причастными, деепричастными конструкциями или придаточным предложениями;
- прием повтора сравнений;
- сравнение - параллелизм. (Характерное для народной поэзии);
Б.В. Томашевский делит сравнения в зависимости от того, в какой степени развит тот или иной элемент сравнения:
- предмет и образ сравнения кратки, лаконичны;
- предмет представляется в виде развитого положения, а образ дается кратко;
- предмет только указан, а образ сравнения очень развитый; (24,62).
По мнению Б.В.Томашевского, действенность сравнения определяет его новизна и распространенность. Относительно распространенности сравнений он
отмечает два интересных типа:
- сильно распространенный образ сравнения может становиться законченным и самостоятельным. Такое сравнение в античности называлось «гиперболой».
- неполные сравнения, в которых вообще опущен признак.
Е.А.Некрасова рассматривает сравнения по принципу, в основу которого положен характер восприятия сравнений адресатом. (16,37) Исходя из этого, она
выделяет два типа:
- сравнения общеязыковые, их признак и образ заранее известны;
- сравнения, в основу которых положены неожиданные сопоставления;
Очень интересен и необычен подход к вопросу о сравнениях Т.А. Тулиной. На основе психологического метода она выделяет ряд смысловых групп сравнений, где ассоциации связаны со зрительным восприятием образов. (25,64)
В основе сравнения всегда лежит субъективная эмоциональная оценка. Поэтому существуют различные способы выражения сравнений. Наиболее полной и четкой нам показалась классификация А.И.Ефимова, который выделяет в своей работе шесть различных типов выражения сравнений:
Информация о работе Средства выражения сравнения в лирике С.А. Есенина