Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 20:50, курсовая работа
Целью нашей работы является анализ сравнений в лирике С.А. Есенина с разных точек зрения.
Задачи, решаемые в работе:
- установить инвентарь средств выражения сравнений;
- определить активность употребления каждого средства;
- выявить специфику наполнения конкретным лексическим материалом каждого средства;
- определить основные функции, выполняемые сравнениями;
- отметить авторскую специфику в использовании сравнений.
Введение …………………………………………………………………………………………………………..4
Глава 1
Сравнение как изобразительное средство художественной литературы……….7
Глава 2
Средства выражения сравнений в лирике С.А. Есенина…………………………………12
1.Лексические средства выражения сравнения
1.1. Прилагательное как средство выражения сравнения………………13
1.2. Глагол как средство выражения сравнения………………………………14
1.3. Наречие как средство выражения сравнения…………………………..15
1.4. Союз как средство выражения сравнения………………………………..16
2.Фразеологические средства выражения сравнения……………………………………18
3. Морфологические средства выражения сравнения
3.1. Творительный падеж имени существительного как средство
выражения сравнения…………………………………………………………………………………………..19
3.2. Сравнительная степень прилагательных как средство выражения сравнения…………………………………………………………………………………………………………………21
3.3. Превосходная степень прилагательных как средство выражения сравне-ния………………………………………………………………………………………………………………..23
3.4. Сравнительная степень наречий как средство выражения сравнения…24
3.5. Превосходная степень наречий как средство выражения сравнения……26
4. Синтаксические средства выражения сравнения
4.1. Сказуемое как средство выражения сравнения………………………………………27
4.2. Сравнительный оборот как средство выражения сравнения………………….28
4.3. Сравнительное придаточное предложение как средство выражения сравнения
4.3.1. Полное сравнительное придаточное предложение как средство выражения сравнения……………………………………………………………………………………………30
4.3.2. Неполное сравнительное придаточное предложение как средство выражения сравнения………………………………………………………………………………………..31
Заключение ……………………………………………………………………………………………………32
Список использованной литературы……………………………………………………………35
Часто смеемся и плачем.
Фразеологические единицы как средство выражения сравнения достаточно используются автором, так как они, хотя и имеют общеупотребительный характер, углубляют восприятие написанного.
К морфологическим средствам выражения сравнения отно-сятся: творительный падеж имен существительных и степени сравнения имен прилагательных, наречий, слов категории состояния. С.А.Есенин активно использует эти средства, разумеется, по-своему.
Существует мнение, что сравнение в форме творительного падежа существительного произошло из древних поверий об оборотничестве: тогда люди верили, что человек может в тех или иных условиях превращаться в зверя, в птицу, дерево, то есть «оборачиваться»им. Вспомним героя русской народной сказки, который, ударившись о землю, оборачивается серым волком. Таким образом, форма творительного падежа была рождена определенным фантастическим содержанием. Уже в первых памятниках литературы эта форма сравнения получила довольно широкое распространение. Так, например, в «Слове о полку Игореве» мы слышим следующие строки: «Боян бо вещийаще хотяше песнь творите, растекшимся мысью по дереву, серым волком по зимли…».
Сравнения в творительном падеже достаточно распространены в разговорной речи: «слезы ручьём», «волосы копной», «мелькнул молнией».
По мнению Н.А.Луценко, значение сравнения появляется не вследствие перерождения семантики превращения, а благодаря тому, что в предложении одно действие приписывается одновременно двум предметам – выраженному именительным падежом подлежащему и обозначенному творительным падежом дополнению. «Поскольку при этом речь идет, собственно, о действии, которое свойственно предмету обозначенному формой творительного, предмет номинатива- подлежащего оказывается включенным в отношении сравнения» (15,88).
В анализируемых текстах нами отмечено более 20 контекстов со значением образного сравнения, выраженного творительным падежом:
Надломлена твоя луна…
Холмы плешивые…
Махал ему в рот крылом…
Синим лебедем мрак…
Солнце тихое скатилось…
Распласталась на тихой воде…
Кровью окропили слова…
Золотыми звездами в снег.
Таким образом , данное средство сравнения поэт активно использует.
3.2.Сравнительная степень прилагательных как средство выражения сравнения
Посредством прилагательных мы можем сравнивать качество предмета с другими качествами: красивые (костюм) – красивее – красивейший – самый красивый. Значение степеней сравнения заключается в том, что они передают интенсивность признака в сопоставлении с тем же признаком у другого предмета или у того же самого предмета.
По мнению С.О.Карцевского, «наиболее тесной связь между двумя членами сравнения выступает в сравнительной степени» (12,108). Она показывает, что обозначаемый прилагательным признак характерен для данного предмета в большей степени, чем для другого или для него же.
Существует несколько
Простая форма сравнительной степени образуется путем прибавления к основе прилагательного формообразующих суффиксов – ее/-ей, -е, -ше/-же: сильный- сильнее, громкий-громче, глухой- глуше.
Аналитическая форма сравнительной степени образуется при помощи вспомогательных слов более, менее: более серьезный, менее гордый. В наших материалах преобладает простая форма сравнительной степени, 15 контекстов.
Нелегка моя кошница,
Но глаза синее дня. (с.87)
На земле милее. Полно плавать в небо. (с.281)
Ты пропела: «За Ефратом
Розы лучше смертных дев».
(«Ты сказал, что Саади…», с.255)
Потому что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
(«Шаганэ ты моя, Шаганэ…», с.254)
Май все хорошеет,
Ели все игольчей;
На коровьей шее
Плачет колокольчик.
Знал бы все он сроки,
Был бы он речистей,
Собирал оброки
Да дороги чистил.
(«Сказка о пастушонке Пете, его коммисарстве и коровьем царстве.», с.344)
Можно сказать, что С.А.Есенина привлекало рассматриваемое средство выражения сравнения. Так как оно помогает раскрыть в объекте сравнения, кроме основного признака, также ряд дополнительных признаков, создает яркое, образное видение предмета или явления.
Прилагательные в форме
1)они могут обозначать
высшую степень качества, присущую
данному предмету по сравнению
с другими однородными
2)они могут обозначать
наибольшую степень качества, присущую
данному предмету без
Простая форма превосходной
степени образуется
Аналитическая форма
С.А.Есенин не очень активно использует эту форму в своих стихотворениях, нами отмечено всего 2 контекста.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?
(«Собаке Качалова», с.270)
И всех сильней тоскуют песни
Под лягушиный писк в соломе.
(«Сорокоуст», с.181)
Качественные наречия при
глаголе обозначают признак не
предмета, а его признака. «Сравнительная
степень наречия указывает на
сравнительные различия в
Сравнительная степень наречий
образуется синтетически и
Аналитическая форма
Формы сравнительной степени наречий представлены в наших материалах в 10 контекстах. Больше привлекают поэта формы синтетической степени наречия.
Видно, так заведено навеки –
К тридцати годам перебесясь,
Все сильней, проженные калеки,
С жизнью мы удерживаем связь. (с.31)
И все сильней тоскуют песни
Под лягушиный писк в соломе.
(«Сорокоуст», с.183)
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
(«Поет зима – аукает..», с.20)
С детства я не видел в глаза,
Чтоб от этакой чертовщины
Хуже бабы дрожал казак.
(«Пугачев», с.383)
Лучше б было погибнуть нам там и лечь,
Где кружит воронье беспокойным, зловещим свадьбищем.
(«Пугачев», с.386)
Будет ярче гореть теперь осени медь,
Мак зари черпаками ветров не выхлестать.
(«Пугачев», с.393)
Седые вербы у плетня
Нежнее головы наклонят.
(«Устал я жить в родном краю…», с.101)
Таким образом, к числу компонентов, формирующих специфику идиолекта С.А.Есенина, можно отнести сравнительную степень наречия, которая придает речи особую выразительность, эмоциональность.
«Превосходная степень наречия
выражает превосходство
Синтетическая форма
Аналитическая форма
Синтаксические средства
О.М.Чупашева считает, что сравнительная конструкция – «целое, содержащее в качестве строго обязательной части позицию сравнительного члена» (27,80).
Все конструкции предложения делятся на простые и сложные, а простые в свою очередь на осложненные и неосложненные, распространенные и нераспространенные и так далее. Сравнение выражается и сложными, и простыми предложениями.
4.1. Сказуемое как средство выражения сравнения
Грамматическое подчинение
сказуемого подлежащему
Наиболее употребительным
Таким образом, именная часть
составного сказуемого может
выступать как средство
Тучи – как озера,
Месяц – рыжий гусь.
(«Отчарь», с.118)
Заря – как волчиха
С осклабленным ртом
(«Отчарь», с.119)
Снег у крыльца как песок зыбучий.
(«Синий туман…», с.335)
Информация о работе Средства выражения сравнения в лирике С.А. Есенина