Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 18:05, творческая работа
Творчество Джейн Остин связано с традициями позднего английского Просвещения (Голдсмит, Стерн). Ее романы, в которых отразились присущие писательнице понимание человеческих отношений и «глубокий такт, с которым она рисует характеры» (В. Скотт), отличались от романтических произведений ее времени. Им не была присуща атмосфера необычного, экзотического, таинственного, их тонкий психологизм, как показало дальнейшее литературное развитие, предвещал прозу будущих десятилетий XIX столетия.
Творчество Джейн Остин связано с традициями позднего английского Просвещения (Голдсмит, Стерн). Ее романы, в которых отразились присущие писательнице понимание человеческих отношений и «глубокий такт, с которым она рисует характеры» (В. Скотт), отличались от романтических произведений ее времени. Им не была присуща атмосфера необычного, экзотического, таинственного, их тонкий психологизм, как показало дальнейшее литературное развитие, предвещал прозу будущих десятилетий XIX столетия. И не случайно поэтому, что подлинное открытие Остин состоялось гораздо позднее того времени, когда были написаны и изданы ее книги. Но вместе с тем Остин была дочерью своей эпохи, поклонницей Байрона, и дух романтических порывов и бунтарства был свойствен ей, проявился в томлении духа ее героинь, неудовлетворенных своим уделом, в посещающей их меланхолии, в присущей им остроте ума и иронии. Сходными свойствами была наделена и сама писательница.
Достоверных сведений о жизни Остин сохранилось немного. Оставшиеся после нее бумаги, письменные свидетельства ее недолгой жизни, были сожжены сестрой, однако то, что стало достоянием потомков, позволило интересовавшемуся ее творчеством Сомерсету Моэму заметить: «У мисс Остин был острый язычок и редкостное чувство юмора... Джейн безошибочно угадывала в людях глупость, претензии, аффективность и неискренность, и к ее чести нужно сказать, что все это веселило ее, а не вызывало досаду». Остин писала о самом обычном, о той жизни и тех людях, которые окружали ее. «В то время в Англии были сотни семей, - писал Моэм, - живших такой тихой, однообразной и пристойной жизнью; не чудо ли, что в одной из них ни с того ни с сего появилась высокоодаренная писательница?»
Отец Остин получил образование в Оксфорде, стал священником, имел приход в Хэмпшире. Мать ее принадлежала к знатному дворянскому роду. В семье было восемь детей: шесть братьев и две сестры. Они обе не вышли замуж, жили в родительском доме до конца своих дней, но живо интересовались происходящим в большом мире, узнавая новости от братьев, знакомых, родственников. Оживленно велась переписка, приходили газеты, состоялись встречи с очевидцами важных событий. Джейн Остин лишь несколько раз была в Лондоне, вся ее жизнь прошла в Стивентоне, Бате, куда, уйдя от дел, переселился глава семьи, в Чотэне и Уинчестере. Постоянными спутниками Остин были книги. Она начала писать в четырнадцать лет, и ее первым литературным опытом стал роман-пародия, в котором осмеивались имевшие широкое распространение чувствительные романы в письмах. Иронические интонации звучат во всех книгах Остин.
Все романы Остин публиковались в период 1811-1818 гг., четыре из них увидели свет при ее жизни, два вышли посмертно. К числу ранних относят «Чувство и чувствительность» (Sense and Sensibility), «Гордость и предубеждение» (Pride and Predjudice), «Нортенгерское аббатство» (Northanger Abbey); к более поздним - «Мэнсфилд-парк» (Mansfield Park), «Эмма» (Emma) и «Доводы рассудка» (Persuasion). Последней прижизненной публикацией был роман «Эмма», в 1818 г. вышли «Нортенгерское аббатство» и «Доводы рассудка». Совершенствование художественного мастерства писательницы проявилось в углублении психологизма.
Каждый роман состоит из картин семейной жизни людей «среднего класса» английского общества. Продолжая традиции Ричардсона, Филдинга, Стерна, Остин развивает формы нравоописательного романа, преломляя в повседневных ситуациях явления общественной значимости (мораль, воспитание, денежные проблемы, пороки и добродетели). Остин создает галерею социальных типов, используя сатирические средства изображения, не питая иллюзий относительно своих героев. У нее зоркий глаз, тонкая наблюдательность, мастерство рассказчика.
Основная тема «Нортенгерского аббатства» - приобщение к реальности вступающей в жизнь молодой девушки Кэтрин Морланд. Литературные увлечения слишком долго мешали ей видеть жизнь в ее истинном свете. Она зачитывается «романами ужаса», «Удольфскими тайнами» Рэдклиф. Чувство реального пробуждается в Кэтрин во время ее пребывания в Бате под влиянием умного и понимающего ее Генри Тилни. Ее любовь к Генри Тилни помогает ей обрести себя.
«Нортенгерское аббатство» - один из вариантов «романа воспитания». Кэтрин проходит школу «воспитания чувств». Сюжетная линия романа проста, рассказ о событиях ведется в их временной последовательности: детство героини, поездка в Бат, посещение Нортенгерского аббатства, возвращение домой. Но теперь Кэтрин становится уже иной. Особый интерес представляют не события, а то, каким образом ведется повествование, тот иронический комментарий, который дается от лица автора по поводу происходящего. Искренность чувств, порядочность, стремление к знаниям, разумное отношение к жизни утверждаются как основные ценности бытия. Свои представления о прекрасном Остин связывает с достойным и добрым.
К зрелому периоду творчества Остин принадлежит роман «Мэнсфилд-парк», опубликованный в 1814 г. Мастерство художественной изобразительности романистки проявилось здесь с блеском. Остин передает «игру чувств», переливы настроений, она захвачена сложностью взаимоотношений людей. Жизнь обитателей английского поместья становится источником; питающим ее творческое воображение. Картина жизни небольшой группы людей заключает в себе не только интересные наблюдения, но и определенные обобщения о морали и нравах провинциальной среды, критики эгоизма и своекорыстия. Цепь нелепых поступков и действий, совершаемых персонажами, напоминает бесконечно крутящуюся карусель. Между людьми нет понимания и единства. «Каждый из них, далеко не всем удовлетворенный и не ото всего получающий радость, требует чего-то, чего у него нет, и тем самым даег остальным повод к неудовольствию».
Как жить? Как внести разумное начало в хаос всеобщего несогласия? Этот вопрос встает во всех романах Остин. В «Мэнсфилд-парке» он становится главным. Среди героев никто не может на него ответить. Рассказывая историю Фанни Прайс, на этот вопрос отвечает сама писательница. С образом Фанни Прайс связана главная тема - тема прозрения. Само присутствие Фанни среди обитателей Мэнсфилд-парка, ее доброта, бескорыстие, стойкость выявляют пороки и слабости окружающих: себялюбие и жадность миссис Норрис, хитрость Мэри Крофорд, заблуждения Эдмунда, тупость Рашуота, наглость Генри. История Фанни, обстоятельства ее жизни, страдания, ею пережитые, помогают ей, относящейся ко всему разумно, обрести себя и найти свое счастье. К нравственному прозрению приходит Эдмунд, перерождается Том Бертрам. «Он изведал страдания и научился думать», - пишет Остин о Томе. Эти слова имеют отношение и к другим героям романа.
Романы Остин - связующее звено между творчеством романистов эпохи просвещения и романистов XIX столетия. Как явление переходное, романы Остин обнаруживают тенденцию к освещению не столько движения героя в пространстве и времени, сколько интерес к его характеру, взаимоотношениям его с окружающими, к фиксации настроений и чувств. Тема нравственного прозрения, поиска моральных ориентиров и этических ценностей продолжена Остин в романах «Эмма» и «Доводы рассудка».
Среди английских писателей XIX в. Остин высоко оценил Вальтер Скотт, в XX в. ее почитателями стали Вирджиния Вулф, Моэм, Честертон, Пристли, Форстер, Олдингтон. Отмечались ее простота и естественность, «особая законченность и совершенство» (В. Вулф).