Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 07:14, реферат
Как все быстро меняется в нашей жизни! Еще совсем недавно о любви к родине было говорить, как бы не принято. Но, как дерево без корней, человек не может жить без чувства родины, без ощущения своей причастности к ее просторам, тысячелетней истории. Любовь к своей стране мы не выставляем напоказ, но мы видим: Россия наша неповторимая, красивая. А то еще возьмешь томик стихов да так и просидишь с ним всю ночь. И в них тоже о нашей Родине. О России я больше всего люблю читать у Есенина. Не умея выразить словами восхищения русской природой, каждый раз повторяю стихи Есенина.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
С.Есенин.
Тема Родины -- одна из главных в лирике великого русского поэта Сергея Есенина. От юношеских стихов, проникновенно рассказывающих о «стране березового ситца», от воспевания лугов и дубрав, «озерной тоски» есенинская мысль прошла долгий и сложный путь до тревожных раздумий, философских размышлений о судьбе родной земли, о будущем, рождающемся в боли и крови. «Моя лирика, -- говорил Есенин, -- жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины -- основное в моем творчестве».
Родиной поэта было село Константиново, ближайшие окрестности села. «Рязанские поля была моя страна», -- вспоминал он впоследствии. Русь, уходящая корнями в прошлое, дедовская, была для Сергея Есенина прежде всего краем легкокрылых облаков, «березового молока» и шелковых трав. И костер зари, и плеск волны, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер -- вся красота родного края с годами воплотилась в стихи, полные любви к русской земле:
О Русь -- малиновое поле
И синь, упавшая в реку, --
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Есенин любил свой край не слепо, он хорошо знал его и не мог не видеть «хижины хилые», «тощие поля», он понимал, с каким трудом дается русскому мужику каждый кусок хлеба. Истоком лирики Есенина была та реальная действительность, которая его окружала.
Есенин чувствовал необходимость изменений в жизни старой России, и в какой-то момент ему показалось, что большевики, с их напором, силой, оптимизмом, щедростью на обещания, смогут создать идиллический «земной рай» для мужиков. Поэт восторженно принял революцию, в поэзию его «ворвались» напряженные, чеканные ритмы:
Небо -- как колокол,
Месяц -- язык,
Мать моя -- родина,
Я -- большевик.
Но революция не оправдала ожиданий поэта. Всюду, где ее вихрь коснулся русской земли, видны были следы- войны и разрухи: голодные, опустевшие села, брошенные неухоженные поля. В стихотворении «Письмо матери» есть печальные строки:
Теперь сплошная грусть,
Живем мы, как во тьме.
Мечты и надежды поэта рухнули, остались боль и неуемная скорбь о невозвратной, обреченной на гибель старой деревне:
Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли.
Та же тема -- тема утраты старой, живой России, звучит в «Сорокоусте», «Песне о хлебе», «Исповеди хулигана», в стихотворении «Я последний певец деревни». «Конь стальной победил коня живого», и Есенин пишет о том, что уже каменные руки шоссе сдавливают шею деревне, что черной гибелью надвигается на нее паровоз. Однако поэт не против того нового, что поможет и облегчит жизнь крестьянину:
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.
Я не знаю, что будет со мною...
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.
Сердце поэта болит
оттого, что не видит он в новых,
советских людях бережного
Есенин любил старую Русь такой, какой она была, со всеми ее недостатками, но в новом мире было нечто, чего он не мог и не хотел принимать:
Россия-мать!
Прости меня, прости!
Но эту дикость, подлую и злую,
Я на своем недлительном пути
Не приголублю
И не поцелую.
Любящее сердце видело раскол в единой некогда стране, чувствовало «грусть в кипении веселом». Есенин видел, как извращались добрые идеи, поначалу привлекавшие его, как молодежь, новая молодежь, поет «агитки Бедного Демьяна, веселым криком оглашая дол». Уже «иконы выбросили с полки, на церкви комиссар снял крест», и старый дед говорит:
Теперь и богу негде помолиться.
Уж я хожу украдкой нынче в лес,
Молюсь осинам...
Бог у Есенина живет в той самой, старой уходящей Руси, там, «где капустные грядки красной водой поливает восход», где «схимник-ветер шагом осторожным мнет листву по выступам дорожным и целует на рябиновом кусту язвы красные незримому Христу».
Сергей Есенин, всей душой понимавший и принимавший Русь, обладавший удивительным, тончайшим чувством прекрасного, в своей поэзии смог удивительно полно и глубоко отразить все те изменения в жизни родины, которые происходили на его глазах. Он жил в эпоху великих перемен в России, горячо приветствовал все то, что, по его представлению, могло принести пользу родной земле. И все же до самой смерти он оставался сыном «страны березового ситца», не желая быть пасынком «коммуной вздыбленной Руси».
4. Стихи Есенина как символ любви к Родине
Самое важное качество поэта- ощущение необходимости его для людей, убеждение в том, что его произведений не могло быть. Именно такова поэзия Есенина. Это доказано всей ее судьбой. Но при всей известности и абсолютной необходимости поэта многое в его связях с эпохой, в самом составе его поэтического «голоса», его слова остается неясным.
Может быть, главная черта Есенина - интенсивность его бытия, интенсивность дня, часа, минуты.
Вокруг Есенина идут беспрерывные споры, даже в самых, казалось бы, спокойных мемуарах о нем. В спорах этих можно разглядеть пристрастия, преувеличения, преуменьшения и т.д. Но об одном свидетельствует все: Есенин яркой кометой прошел по многим человеческим жизням. Его задевало многое - люди, природа, события и, прежде всего мир чувств, мир красоты. Но и сам он тронул многих - конечно, прежде всего, как поэт, но и как человек тоже. Остались строки о нем таких разных и таких крупных людей, как Горький, Маяковский, Алексей Толстой, Леонов, Пастернак, строки глубоко личные, глубоко конкретные и подлинно неравнодушные. За ними - решительно у всех - стоит не только автор стихов, но совершенно живой человек.
Притягательные качества самой личности Есенина непосредственно связаны с его поэзией, сообщают ей могучую особенность - брать за душу других, брать в плен, оставлять в сердцах глубокий след. В этой черте Есенина - человека и поэта сказалось, думается, и само время, породившее его, накаленность социальной атмосферы, неотложность вопросов, вставших со всей остротой перед человеком в дни революции.
Талант Есенина заключатся в том, что он действительно обладает пронзительной, не сравнимой ни с чем любовью к Родине, к полевой России, ее людям, ко всему живому в ней. Более того, представляется с несомненностью, что именно в этой «точке» - сердцевина его поэзии, ее проникновенности, ее особого «зова», обращенного к людям. Зов этот не однозначен, есть в нем среди прочих и один очень важный мотив.
Когда вчитываешься в стихи Есенина, вбираешь в себя их свежие, чистые и такие пронизывающие ноты, то, кажется - это поразительное предчувствие того, что Русь - такая, какой она была столетия,- доживает свои последние дни и одному из ее сынов хочется сказать, что в ней было, какая в ней жила красота; и если ей больше не быть такой, если родится другая Русь, помните и об этом, говорит поэт, не забывайте.
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,-
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня еще мне сниться
Наше поле, луга, и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
Почти каждая строка поэта убеждает, что его стихи - исповедь сердца, исповедь безоглядная, может быть, иногда отчаянная, рискованная, но и абсолютно правдивая и, при всем высоком артистизме, а вернее, именно благодаря ему, действительно простая, человеческая. В одном стихотворении Есенин сказал: «Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий», и это обращение к людям живет во всей его поэзии. Потому его свидетельства о жизни, о человеке так впечатляющи.
Поэт изо всех сил хотел
отстоять привязанность к
И, внимая моторному лаю
В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,
Ни за что я теперь не желаю
Слушать песню тележных колес.
Россия - источник счастья и красоты - эта излюбленная, а в некоторых стихах почти клятвенная, как бы единственно спасительная для Есенина мысль, при всей драматичности пути поэта, вырастает в его произведениях до идеи страны - вожатого, до образа Руси, «вздыбленной» революцией. «Я новым чувствам предаюсь», - скажет о себе поэт впоследствии. Русь Советская как органическое единство национального и революционного - вот образ, к которому приходит поэзия Есенина.
Неустанное слово Есенина о красоте Родины, ее природы, это слово о том, без чего нет человека, без чего человек оскудевает и физически и нравственно. Следовательно, его стихи - это стихи о самом фундаменте человечности, о богатстве духовного мира в людях. Они стоят у начала той темы, которая сейчас все значительнее выступает в нашем искусстве и в самом различном ее выражении. И потому временное в них живет в нерасторжимом единстве с вечным
5. Анализ стихотворения С.Есенина
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы - кроткие монашки.
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
1914.
- Что необычного в любви, какую испытывает герой этого стихотворения к родине?
Начало стихотворения со своим радостным признанием («Край любимый!»), изобильной торжественной метафористикой («скирды солнца», «в зеленях твоих стозвонных»), ярко выраженным желанием слиться с любимой природой («я хотел бы затеряться…») естественно и просто говорит о любви к родине; таких откровений немало в русской поэзии. Однако, уже и в таком начале - особое, есенинское звучание слова, песенность, искренность и задушевность интонации.
Отличает раннего Есенина
уподобление природы
Родина, которую любил, которую
покидал и к которой