Творчество С.А. Есенина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 07:14, реферат

Краткое описание

Как все быстро меняется в нашей жизни! Еще совсем недавно о любви к родине было говорить, как бы не принято. Но, как дерево без корней, человек не может жить без чувства родины, без ощущения своей причастности к ее просторам, тысячелетней истории. Любовь к своей стране мы не выставляем напоказ, но мы видим: Россия наша неповторимая, красивая. А то еще возьмешь томик стихов да так и просидишь с ним всю ночь. И в них тоже о нашей Родине. О России я больше всего люблю читать у Есенина. Не умея выразить словами восхищения русской природой, каждый раз повторяю стихи Есенина.

Вложенные файлы: 1 файл

Есенин.docx

— 79.98 Кб (Скачать файл)

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах  лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

С.Есенин.

Тема Родины -- одна из главных в лирике великого русского поэта Сергея Есенина. От юношеских стихов, проникновенно рассказывающих о «стране березового ситца», от воспевания лугов и дубрав, «озерной тоски» есенинская мысль прошла долгий и сложный путь до тревожных раздумий, философских размышлений о судьбе родной земли, о будущем, рождающемся в боли и крови. «Моя лирика, -- говорил Есенин, -- жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины -- основное в моем творчестве».

Родиной поэта было село Константиново, ближайшие окрестности  села. «Рязанские поля была моя страна», -- вспоминал он впоследствии. Русь, уходящая корнями в прошлое, дедовская, была для Сергея Есенина прежде всего краем легкокрылых облаков, «березового молока» и шелковых трав. И костер зари, и плеск волны, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер -- вся красота родного края с годами воплотилась в стихи, полные любви к русской земле:

О Русь -- малиновое поле

И синь, упавшая в реку, --

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Есенин любил свой край не слепо, он хорошо знал его и не мог не видеть «хижины хилые», «тощие поля», он понимал, с каким трудом дается русскому мужику каждый кусок хлеба. Истоком лирики Есенина была та реальная действительность, которая его окружала.

Есенин чувствовал необходимость  изменений в жизни старой России, и в какой-то момент ему показалось, что большевики, с их напором, силой, оптимизмом, щедростью на обещания, смогут создать идиллический «земной рай» для мужиков. Поэт восторженно принял революцию, в поэзию его «ворвались» напряженные, чеканные ритмы:

Небо -- как колокол,

Месяц -- язык,

Мать моя -- родина,

Я -- большевик.

Но революция не оправдала  ожиданий поэта. Всюду, где ее вихрь  коснулся русской земли, видны были следы- войны и разрухи: голодные, опустевшие села, брошенные неухоженные поля. В стихотворении «Письмо матери» есть печальные строки:

Теперь сплошная грусть,

Живем мы, как во тьме.

Мечты и надежды поэта  рухнули, остались боль и неуемная скорбь о невозвратной, обреченной на гибель старой деревне:

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Та же тема -- тема утраты старой, живой России, звучит в «Сорокоусте», «Песне о хлебе», «Исповеди хулигана», в стихотворении «Я последний певец деревни». «Конь стальной победил коня живого», и Есенин пишет о том, что уже каменные руки шоссе сдавливают шею деревне, что черной гибелью надвигается на нее паровоз. Однако поэт не против того нового, что поможет и облегчит жизнь крестьянину:

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною...

Может, в новую жизнь  не гожусь,

Но и все же хочу я  стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

Сердце поэта болит  оттого, что не видит он в новых, советских людях бережного отношения  к родной природе, к корням своим, к «отеческим гробам»: «Чем мать и  дед грустней и безнадежней, тем  веселей сестры смеется рот».

Есенин любил старую Русь такой, какой она была, со всеми  ее недостатками, но в новом мире было нечто, чего он не мог и не хотел  принимать:

Россия-мать!

Прости меня, прости!

Но эту дикость, подлую и злую,

Я на своем недлительном пути

Не приголублю

И не поцелую.

Любящее сердце видело раскол в единой некогда стране, чувствовало  «грусть в кипении веселом». Есенин видел, как извращались добрые идеи, поначалу привлекавшие его, как молодежь, новая молодежь, поет «агитки Бедного Демьяна, веселым криком оглашая дол». Уже «иконы выбросили с полки, на церкви комиссар снял крест», и старый дед говорит:

Теперь и богу негде  помолиться.

Уж я хожу украдкой нынче в лес,

Молюсь осинам...

Бог у Есенина живет  в той самой, старой уходящей Руси, там, «где капустные грядки красной  водой поливает восход», где «схимник-ветер  шагом осторожным мнет листву по выступам дорожным и целует на рябиновом кусту язвы красные незримому Христу».

Сергей Есенин, всей душой  понимавший и принимавший Русь, обладавший удивительным, тончайшим чувством прекрасного, в своей поэзии смог удивительно  полно и глубоко отразить все  те изменения в жизни родины, которые  происходили на его глазах. Он жил  в эпоху великих перемен в  России, горячо приветствовал все  то, что, по его представлению, могло  принести пользу родной земле. И все  же до самой смерти он оставался  сыном «страны березового ситца», не желая быть пасынком «коммуной  вздыбленной Руси».

4. Стихи Есенина как символ любви к Родине

Самое важное качество поэта- ощущение необходимости его для людей, убеждение в том, что его произведений не могло быть. Именно такова поэзия Есенина. Это доказано всей ее судьбой. Но при всей известности и абсолютной необходимости поэта многое в его связях с эпохой, в самом составе его поэтического «голоса», его слова остается неясным.

Может быть, главная черта  Есенина - интенсивность его бытия, интенсивность дня, часа, минуты.

Вокруг Есенина идут беспрерывные споры, даже в самых, казалось бы, спокойных  мемуарах о нем. В спорах этих можно  разглядеть пристрастия, преувеличения, преуменьшения и т.д. Но об одном  свидетельствует все: Есенин яркой  кометой прошел по многим человеческим жизням. Его задевало многое - люди, природа, события и, прежде всего  мир чувств, мир красоты. Но и сам  он тронул многих - конечно, прежде всего, как поэт, но и как человек тоже. Остались строки о нем таких разных и таких крупных людей, как Горький, Маяковский, Алексей Толстой, Леонов, Пастернак, строки глубоко личные, глубоко конкретные и подлинно неравнодушные. За ними - решительно у всех - стоит не только автор стихов, но совершенно живой человек.

Притягательные качества самой личности Есенина непосредственно  связаны с его поэзией, сообщают ей могучую особенность - брать за душу других, брать в плен, оставлять в сердцах глубокий след. В этой черте Есенина - человека и поэта сказалось, думается, и само время, породившее его, накаленность социальной атмосферы, неотложность вопросов, вставших со всей остротой перед человеком в дни революции.

Талант Есенина заключатся в том, что он действительно обладает пронзительной, не сравнимой ни с чем любовью к Родине, к полевой России, ее людям, ко всему живому в ней. Более того, представляется с несомненностью, что именно в этой «точке» - сердцевина его поэзии, ее проникновенности, ее особого «зова», обращенного к людям. Зов этот не однозначен, есть в нем среди прочих и один очень важный мотив.

Когда вчитываешься в стихи  Есенина, вбираешь в себя их свежие, чистые и такие пронизывающие  ноты, то, кажется - это поразительное  предчувствие того, что Русь - такая, какой она была столетия,- доживает свои последние дни и одному из ее сынов хочется сказать, что  в ней было, какая в ней жила красота; и если ей больше не быть такой, если родится другая Русь, помните и об этом, говорит поэт, не забывайте.

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда,-

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне  сниться

Наше поле, луга, и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.

Почти каждая строка поэта  убеждает, что его стихи - исповедь сердца, исповедь безоглядная, может  быть, иногда отчаянная, рискованная, но и абсолютно правдивая и, при  всем высоком артистизме, а вернее, именно благодаря ему, действительно  простая, человеческая. В одном стихотворении Есенин сказал: «Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий», и это обращение к людям живет во всей его поэзии. Потому его свидетельства о жизни, о человеке так впечатляющи.

Поэт изо всех сил хотел  отстоять привязанность к патриархальному  миру, ему было больно видеть наступление  на него «города», «железного гостя» и  иных сил. В этом важном пункте своих отношений с действительностью поэт не всегда поступал исторично. Но близость к людям, умение быть им «свойским» срывало шоры с его глаз. И поэт признавался: «Мне теперь по душе иное.… И в чахоточном свете луны через каменное и стальное вижу мощь я родной стороны». И пусть телега еще поет для него «песни», а мотор откликается «лаем», его новое желание непреложно:

И, внимая моторному лаю

В сонме вьюг, в сонме  бурь и гроз,

Ни за что я теперь не желаю

Слушать песню тележных колес.

Россия - источник счастья  и красоты - эта излюбленная, а  в некоторых стихах почти клятвенная, как бы единственно спасительная для Есенина мысль, при всей драматичности  пути поэта, вырастает в его произведениях  до идеи страны - вожатого, до образа Руси, «вздыбленной» революцией. «Я новым  чувствам предаюсь», - скажет о себе поэт впоследствии. Русь Советская  как органическое единство национального  и революционного - вот образ, к  которому приходит поэзия Есенина.

Неустанное слово Есенина  о красоте Родины, ее природы, это  слово о том, без чего нет человека, без чего человек оскудевает и  физически и нравственно. Следовательно, его стихи - это стихи о самом  фундаменте человечности, о богатстве  духовного мира в людях. Они стоят  у начала той темы, которая сейчас все значительнее выступает в  нашем искусстве и в самом  различном ее выражении. И потому временное в них живет в нерасторжимом единстве с вечным

5. Анализ стихотворения С.Есенина

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах  лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в четки

Ивы - кроткие монашки.

Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле.

С тихой тайной для кого-то

Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

1914.

- Что необычного в любви,  какую испытывает герой этого  стихотворения к родине?

Начало стихотворения  со своим радостным признанием («Край  любимый!»), изобильной торжественной  метафористикой («скирды солнца», «в зеленях твоих стозвонных»), ярко выраженным желанием слиться с любимой природой («я хотел бы затеряться…») естественно и просто говорит о любви к родине; таких откровений немало в русской поэзии. Однако, уже и в таком начале - особое, есенинское звучание слова, песенность, искренность и задушевность интонации.

Отличает раннего Есенина  уподобление природы религиозном  понятиям и церковным атрибутам: «риза кашки», «и вызванивают в  четки Ивы - кроткие монашки» Риза - это облачение священника при  богослужении, четки нитка бус  для счета молитв и поклонов. Обилие религиозных образов у раннего Есенина можно объяснить прежде всего биографически: дед его был старообрядским начетчиком; в родном Константинове, в доме детства, часто собирались «слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи», как вспоминал сам Есенин; бабка водила его по монастырям. …С 1909 по 1912 год Есенин получил образование в учительской школе села Спас-Клепики, где основными предметами были закон Божий и церковнославянский язык. Может быть, отчасти, поэтому Русь в ранних стихах Есенина - богомольная, смиренная. « Смиренный инок», «странник» - таким часто предстает лирический герой Есенина в это время. Странники когда-то рассказали юному Есенину много интересного, и не случайно у него появилось стремление увидеть другие земли, иных людей. Страстная жажда нового, поиск истины делали тесными привычные и отчасти косные условия деревни, незаурядность натуры требовала новых впечатлений, испытания себя в необычной обстановке. Судьба Есенина - вырваться из деревни и постоянно возвращаться в нее, тосковать о ней, о доме, о родных. Интересно, что этот порыв в иную землю, странничество совпали с поэтической идеей русского символизма об ином мире, об отторжении от мира внешнего, косного.

Родина, которую любил, которую  покидал и к которой возвращался, которую помнил Есенин, предстает  зачастую как родная природа. Используя религиозные образы в своей поэзии, Есенин «обожествлял» природу, обнаруживал в ней скрытый духовный смысл. Не случайно свой единственный дореволюционный поэтический сборник 1916 года он озаглавил «Радуница» - так называется день поминовения усопших в первую послепасхальную неделю. Представления о вечной жизни природы и человека, о скоротечности земной жизни лежат и в основе приведенного нами стихотворения. Заключительный вывод его кажется, на первый взгляд, неожиданным, неоправданным всей предыдущей радостно-умилительной картиной родной природы: если вокруг так хорошо, то зачем это все покидать? Однако, с самого начала поэтического творчества Есенина радость приятия земной красоты нераздельна у него с острым чувством печали, тоски, предчувствием краткости жизненного пути. Много, слишком много «сердца» в его отношении к родине: «сердцу снятся», «затаил я в сердце мысли». Русская мужская судьба - доля беспокойная; открытость, какая-то размашистость чувства, удальство (от радости он готов «душу вынуть») чреваты трагедией. И видимо, не случайно любовь к родине пробуждает в сердце мысли о том, чтоб «скорей ее покинуть».

Информация о работе Творчество С.А. Есенина