Творчество С.А. Есенина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 07:14, реферат

Краткое описание

Как все быстро меняется в нашей жизни! Еще совсем недавно о любви к родине было говорить, как бы не принято. Но, как дерево без корней, человек не может жить без чувства родины, без ощущения своей причастности к ее просторам, тысячелетней истории. Любовь к своей стране мы не выставляем напоказ, но мы видим: Россия наша неповторимая, красивая. А то еще возьмешь томик стихов да так и просидишь с ним всю ночь. И в них тоже о нашей Родине. О России я больше всего люблю читать у Есенина. Не умея выразить словами восхищения русской природой, каждый раз повторяю стихи Есенина.

Вложенные файлы: 1 файл

Есенин.docx

— 79.98 Кб (Скачать файл)

6. «Красивая Гипотеза России» Есенина

Имя С.Есенина занимает совершенно особое место в русской литературе, в художественной культуре, в русском сознании. В произведениях именно этого великого художника слова наиболее глубоко раскрываются главные особенности и сокровенные черты русского национального характера, таинственных стихий русской души. Можно сказать, что Есенин - это сама Россия, явленная нам, выраженная, воплощенная в художественном слове. В трагическую эпоху 20 века, с «кровавым гуманизмом» и «сентиментальными палачами», в эпоху «кровавых костей в колесе», когда поэту «на плечи кидается век-волкодав», когда возникла реальная угроза превращения всей России в «Мертвый Дом», Есенин стал восприниматься русским народом «как символ национального единства русской культуры, символ духовной целостности русской нации». Есенин объединяет русских людей звуком русской песни, где сознание общей вины и общего братства сливаются в общую надежду на освобождение.

Есенин был не склонен  подразделять свой творческий путь на какие - либо этапы. И отчасти с этим можно согласиться. Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, ибо все в ней - о России. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». В стихотворении 1914года «Гой ты, Русь моя родная…» Есенин утверждал: «Если крикнет рать святая: / «Кинь ты Русь, живи в раю!»/ Я скажу: «Не надо рая, / Дайте родину мою», но и спустя 10 лет в «Руси Советской» он стоит на своем: «Я буду воспевать / Всем существом в поэте / Шестую часть земли / С названьем кратким «Русь».

В этом же стихотворении - «Русь  Советская» - «о других юношах, поющих другие песни, сказано: «Уж не село, а вся земля им мать». Кровная  связь с землей, его породившей, явилась тем главным условием, благодаря которому Есенин смог принести в поэзию русскую природу со всеми  ее далями и красками - изумительными  в своей красоте». Второе немаловажное условие состояло в способности увидеть необычное в окружающем его мире обыденной крестьянской жизни. В стихах Есенина все превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и квохчущие куры, и кудлатые щенки (стихотворение «В хате»). А неброский среднерусский пейзаж поэту видится так:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа…

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Он - главный нерв первых сборников Есенина - «Радуница» и  «Голубень». Показательны уже сами названия обеих книг. Радуница - день поминовения умерших, обычно первый понедельник послепасхальной недели. Само слово означает «блестящая», «просветленная». Так называли и первые весенние дни. Голубая, синяя - постоянные эпитеты есенинской Руси:

Опять передо мною голубое  поле.

Качают лужи солнца рдяный лик.

………………………………….

Водою зыбкой стынет синь во взорах…

«Обаяние и тайна есенинской Руси - в тихо лучащемся отсутствии». Ключевые образы - звон и сон. Есенинская Россия - это небесный град Китеж. Она  тихо дремлет под звон колоколов  «на туманном берегу»:

Молочный дым качает ветром села,

Но ветра нет, есть только легкий звон.

И дремлет Русь в тоске  своей веселой,

Вцепивши руки в желтый крутосклон,

или:

И хоть сгоняет твой туман

Поток ветров, крылато дующих,

Но вся ты - смирна и  ливан

Волхвов, потайственно волхвующих.

Разумеется, Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Некрасова, Блока, - это лишь поэтический миф, «красивая Гипотеза России». Примечателен и тот факт, что есенинская Русь - родная сестра блоковской России. У  обоих поэтов рядом с «Россией-тайной», «светлой женой» - другая - «гугнивая  матушка Русь», гулящая, нищая и бесприютная:

Сторона ль моя, сторонка,

Горевая полоса.

Только лес, да посолонка,

Да заречная коса…

В стихотворении «За темной прядью перелесиц …» лирический герой прямо отождествляет себя с поэтом:

И ты, как я, в печальной  требе,

Забыв, кто друг тебе и  враг,

О розовом тоскуешь небе

И голубиных облаках.

Это очень показательные  строки. Две России - «земная» и «небесная» - уживаются в душе поэта, хотя его  тоска - о голубой Руси, небесном граде Китеже. Лирический герой Есенина - «вечно странствующий странник», «в лазурь уходящий». А родина потому и  любима смертной любовью, что - оставленная. Мотив покинутого отчего дома - ведущий в лирике Есенина.

Есенин стал не только «последним поэтом» Руси уходящей, той Руси, миф о которой существовал  на протяжении веков. «Мне очень грустно  сейчас, история переживает тяжелую  эпоху умерщвления личности как  живого».

Год 1920-й - переломный в творчестве Есенина. Его муза «сменила походку»; к мотиву покинутого дома прибавился конфликт «Русь Советская» - «Русь  уходящая».

Поэзия Есенина требует  исторического подхода, и непременно в свете ленинской постановки вопроса. Между тем историки литературы и общественной мысли, изучающие  творчество Есенина, его стихотворения  и поэмы посвященные крестьянской России, не всегда учитывают конкретные обстоятельства политической жизни страны, особенности крестьянской психологии, судят о «крестьянском уклоне» в поэзии слишком отвлечено, не принимая во внимание тех сложных социальных и нравственных проблем, которые неизбежно возникали после гражданской войны и в период перехода к нэпу. Если объективно посмотреть на поэзию Есенина, на его «деревенские» стихи, то не будет преувеличением сказать, что крестьянский вопрос он решал с огромной ответственностью, вдумчиво и заинтересованно.

Через десять лет после  знаменитого стихотворения «Русь» создается своеобразная трилогия: «Возвращение на родину», «Русь Советская», «Русь  бесприютная». В 1925году все эти стихотворения  объединяются в программный для  автора сборник «Русь Советская».

Творчество Есенина впитало  в себя целую «радугу» народного  мироощущения: и твердое, незыблемое признание святости земледельческого труда, и молодую «жениховскую» радость весеннего обновления жизни, и врачующее душу чувство единения с родной природой.

Но за любой чертой близкого поэту сельского обихода, за каждым, не ему одному свойственным, переживанием угадывалось тут еще и нечто  большее.

Великий сын своего Отечества, Есенин обладал единственным в своем  роде умением «собирать» в едином звуке Россию земную и небесную, открывать словом ту потаенную связь, что определила на века судьбу России, судьбу каждого из русских. Простая  жизненная подробность, непосредственная эмоция в то время, как правило, выступали у него проводниками возвышенного и чистого созерцания.

Заключение

Гениальный поэт всегда современен. Стихи Есенина кровно близки нам, нашему времени. Они затрагивают  самые насущные, самые коренные, истинно глобальные проблемы нашего времени. Каких бы глубинных вопросов современной народной жизни, сегодняшней  действительности мы не коснулись, мы убеждаемся, что о многих из них  мучительно думал, размышлял Есенин, тревожно вглядываясь со светлой  надеждой и верой в будущее  России.

Видели ли вы,

Как бежит по степям,

В туманах озерных кроясь,

Железной ноздрей храпя,

На лапах чугунных поезд?

А за ним

По большей траве,

Как на празднике отчаянных  гонок,

Тонкие ноги закидывая к голове,

Скачет красногривый жеребенок?

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну, куда он, куда он гонится?

Неужели он не знает, что  живых коней

Победила стальная конница?

Лирика Есенина наполнена  светлой надеждой и верой в  будущее Руси советской, в его  стихах слились воедино гласность, человеколюбие и милосердие.

Поэтическое наследие Есенина  не изменилось от времени, но отношение  к нему и его воздействие на духовную жизнь читателя претерпели существенные изменения. Теперь стало  очевидным, что восприятие поэзии Есенина  находиться в прямой зависимости от движения общественной мысли, актуальности и глубины проблем, поставленных перед человечеством 20 веком. Поднявшись до осознания этих проблем, исследователи и читатели более зрело и объективно оценивают роль творчества поэта в современной им духовной жизни.

Теперь уже не находит  поддержки стремление отождествить поэзию Есенина с общественной болезнью 20-х годов - «есенинщиной». Не разделяет наша наука попытки некоторых современных зарубежных исследователей противопоставить поэта - пролетарской революции, возвеличить в его творчестве стихи кабацкого цикла, мотивы увядания и тлена. Равно как и отвергает она попытки подсахарить, сгладить вызванные трудным временем противоречия и обескровить живой и сложный мир нелегких порой чувств и переживаний, терзавших поэта в минуты тяжелых раздумий о судьбе Родины, природы, искусства и самого человека в пору коренных социальных и технических преобразований.

И теперь, когда народы мира дружных фронтом борются за то, чтобы «во всей планете прошла вражда племен, исчезли ложь и грусть», Есенин воспевает «всем существом  в поэте шестую часть земли  с названием кратким Русь», которая  собрала под свои знамена племена  и нации и одухотворила их коммунистическими  идеалами ленинской партии.

Хочется плакать о той  есенинской России, которую мы потеряли. Но вдруг понимаешь, что любовь к  Родине не может пропасть, исчезнуть, ведь она - навсегда. Ее образ так  и остается с названьем кратким  «Русь» в душе поэта.

Остается он и в моей душе, и не разрушит его ни бурный ураган перемен, ни разлука, ни изгнание. Может быть, именно поэтому стихи  Есенина о России являются моими  любимыми.


Информация о работе Творчество С.А. Есенина