Тема игры и игрока в русской литературе 19 в. (Гоголь, Достоевский, Пушкин)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного курсового проекта является интерпретация мотива карточной игры в произведениях Гоголя, Пушкина, Достоевского.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- установить связь и соотношение азартной игры и искусства;
- рассмотреть роль игры и ее значимость в сюжетостроении произведений и в художественном мировоззрении;
- обосновать и проследить истоки игры в русском характере на примере литературных героев.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
Глава I. Тема карт и карточной игры в мировой культуре
1.1. Категория Игры как предмет литературного изображения……………..5
1.2. Тема карточной игры в русской литературе………………………………8

Глава II. Тема «игры» в творчестве русских писателей XIX века
2.1 Н.В. Гоголь «Игроки» - оригинальная комедия в одном действии……12
2.2. Страсть к игре и роман «Игрок» Ф.М. Достоевского…..……………....19
2.3. А.С. Пушкин и его «Пиковая дама»………………………………………22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 78.68 Кб (Скачать файл)

Противопоставление «деньги/игра – женитьба» не следует, однако, принимать слишком категорично. Деньги и супружеская жизнь не взаимоисключающие понятия. Вопрос в том, что ставится на первое место. Согласно первоначальному плану повести, Герман должен был выбирать между любовью к соседке-немке и обогащением, ради которого он покидает ее.

В окончательном варианте нет ни ясно заданного антагонизма между любовью и деньгами, ни любовного треугольника в привычном смысле. Германн все же должен сделать свой выбор между двумя женщинами, одна из которых – воплощение супружеской жизни/любви, другая – богатства.

Женитьба – условие, выполнив которое Герман будет прощен за убийство. Но условие ставится уже после того, как герой выбирает «проигрышную» дверь. Так почему графиня открывает счастливую комбинацию? Осмелимся предположить, что в данном случае Германну дается еще один шанс на выигрыш. Так работает вторая модель, о которой говорит Лотман: «код» Судьбы, в отличие от двоичного кода карточной игры – либо «выигрыш», либо «проигрыш», – допускает больше возможностей [21].

По мнению исследователя, текст «Пиковой дамы» представляет собой своеобразный заговор (экзорцизм), где дама (гадалка) убивает туза (убийцу Пушкина). Путем такого заговора как бы устраняется фактическая угроза. На разумность связи между тремя выигрышными картами и предсказанием указывает и совпадение инициалов гадалки (Александра Филипповна) и графини (Анна Федотовна). Но утверждение, что дама убивает туза, кажется нам ошибочным. У Пушкина все как раз наоборот: дама убита тузом («Дама ваша убита, – сказал ласково Чекалинский»).

Выбор Германна (правая карта/дверь) определяет исход третьей талии (карточная игра) и его жизни (карточное гадание). Что касается «личного кода», позволим себе предположить, что «Пиковая дама» – это утверждение собственной судьбы. Пряча туз за дверью в Лизину комнату, Пушкин вкладывает в руки Германна пиковую даму. В сущности, он оставляет туз себе: создавая ситуацию, в которой герой, сделав неправильный выбор, погибает – а сумасшествие было для Пушкина хуже смерти, – автор, избирающий противоположный герою путь, оказывается в выигрыше и становится «тузом».

«Пиковая дама» написана в Болдине осенью 1833 года. Там же создавался «Медный всадник», главный герой которого, как и Германн, сходит с ума. Причина – утрата возлюбленной, на которой герой мечтает жениться.

В молодости отчаянный игрок, называвший страсть к игре самой сильной из страстей, Пушкин после женитьбы меняется и в этом отношении.

Или, по крайней мере, старается измениться: «Я женат около года, и вследствие сего образ жизни мой совершенно переменился […] От костей и карт отстал я более двух лет…»[28]

Пушкин был суеверен. О том, что он был убежден в своей скорой смерти и даже как будто искал ее, свидетельствуют современники. И потому его «Пиковая дама» – это не попытка уйти от смерти – смерть неизбежна при любом раскладе, – но попытка спастись от безумия. Она заключена в поиске жизненной упорядоченности, или, по Пушкину, «в единообразии житейских привычек»[29]. И сама повесть в таком случае должна рассматриваться как род признательности Судьбе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В произведениях классиков в карты играют представители высшего общества, игроки играют на деньги, представители высшего общества в произведениях классиков,

Именно от Пушкина и Гоголя пойдет традиция, связывающая в русских сюжетах идею обогащения с картами (от «Пиковой дамы» до «Игрока» Достоевского) или аферой (от Чичикова до Кречинского).

Тема карт существовала в литературе до «Пиковой дамы» — как сатирическая, бытовая или философски-фантастическая. Однако только у Пушкина она приобрела ту принципиальную многозначность, которая позволила ей наполниться неожиданно емким содержанием.

То, что один и тот же символ (например, карточной игры) может, наполняясь противоположными значениями, представить несовместимое как аспекты единого, делает произведения Пушкина не только фактами истории искусства, но и этапами развития человеческой мысли.

Гоголь не был абсолютным новатором в изображении игры. В своих произведениях он следовал традиции А.С. Пушкина, также рассматривавшего игру как оригинальную модель общественных отношений; во многом его художественные находки в этой области близки к подобным моментам у М.Ю. Лермонтова и А.С. Грибоедова.

Фигура Гоголя, обозначившая новую эпоху в отечественной словесности, может стать точкой отсчета и в изучении «игрологии» русской литературы, живого сложного процесса, продолжающегося и в наши дни.

Ф. М. Достоевский - гениальный мастер, художник слова, точно и глубоко понимающий внутренний мир своих персонажей.

Многие страсти, которые изживал Ф. М. Достоевский, он проецировал на персонажей своих произведений. Однако, работая над образами играющих героев, в своей творческой лаборатории писатель всегда помогал им преодолеть искушение игрой, умерить стихию бушующих в их душах страстей, подобно тому, как преодолевал их он сам. Полученный опыт он стремился передать читателю. Уважая и любя своих героев, писатель никогда не отказывал им в спасении, не ставил последней точки, избегал крайних оценок, бесповоротных суждений.

Творческий и человеческий контакт Гоголя и Достоевского очевиден. Художественный текст Достоевского перенасыщен цитатами из Гоголя. Они нужны «ученику» для постоянного диалога с «учителем». Этот диалог будет длиться для Достоевского всю жизнь.

В лице Гоголя и Достоевского встречаются две эпохи — эпоха романтическая, эпоха поэзии, осознающей мир через чувство и страсть, и эпоха сомнения, эпоха расщепления и проверки «святых чувств». Гоголевская поэтическая стихия еще не знает разлагающего влияния научного знания, высокомерия ума, дающего неограниченные права страстям идей.

Настоящее исследование может стать одним из фрагментов этой большой и благодарной литературоведческой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Архангельский А.Н. Герои Пушкина. Очерки литературной характерологии/ А.Н. Архангельский. – М.: Высш. шк., 1999.
  2. Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах.  Т. 5. Статьи, рецензии и заметки, апрель 1842 – ноябрь 1843. – М., «Художественная литература», 1979.
  3. Бем А.Л. «Пиковая дама» в творчестве Достоевского/ А.Л. Беем // О Достоевском: сб. статей. – Прага, 1936.
  4. Берков П.Н. История русской комедии XVIII века /Отв. ред. Н.Д. Кочеткова, Д.П. Макогоненко. – Л.: Наука, 1977. – 391с.
  5. Борисова В.В. «На rendez-vous» с Европой: (о романе Ф.М. Достоевского «Игрок») // Достоевский и современность. – Старая Русса, 1998. – С. 18
  6. Виноградов В.В. Стиль «Пиковой дамы»/ В.В. Виноградов// Виноградов В.В. Избр. труды. О языке художественной прозы. – М., 1980.
  7. Вишневская И.Л. Гоголь и его комедии. – М.: Наука, 1976. – 256с.
  8. Гоголь Н.В. Полн.собр.соч.:В 14 т. М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1937-1951.
  9. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля/ Г.А. Гуковский. – М., 1957.
  10. Гус М.С. Идеи и образы Ф.М. Достоевского/ М. Гус. – 2-е изд., доп. – М.: Худож. лит., 1971.
  11. Данилова Н. Мотив игры в романе М. Достоевского «Игрок» // Творческая индивидуальность писателя и взаимодействие литератур. – Алма-Ата, 1988. – С. 91-95
  12. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: в 10 т./ Ф.М. Достоевский. – М.: Худож. лит., 1956 – 1958.
  13. Зайцев Р.Б. «Физиология роковой игры» и писатель Ф.М.Достоевский // Филологические студии. - Иваново, 2005. - Вып. 9. – C. 180-188.
  14. Зайцев Р.Б. Стихия игры в творчестве Ф.М. Достоевского : автореф. дис. канд. филол. наук / Зайцев Р.Б. ; [Иван. гос. ун-т]. – Иваново, 2006. - 17 с.
  15. Захаров К.М. Мотив игры в драматургии Н.В. Гоголя. – Саратов, 1999.
  16. Званцева Е.П. Об истоках сюжета повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»/ Е.П. Званцева// Болдинские чтения. – Горький, 1983.
  17. Ичин К. «Игрок» Достоевского как роман тайн. - Нови Сад, 1997. - N 52. – С. 87-104.
  18. Касаткина Т.А. Характерология Достоевского/ Т.А. Касаткина.- М., 1996.
  19. Котляревский Н.А. Николай Васильевич Гоголь. 1829-1842: Очерк из истории русской повести и драмы. – СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1911. – 579 с.
  20. Красухин Г.Г. Пушкин. Болдино. 1833. Новое прочтение: Медный всадник. Пиковая дама. Анджело. Осень/ Геннадий Красухин. – М.: Изд-во «Флинта», 1997.
  21. Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960 – 1990; «Евгений Онегин»: Комментарий. – СПб.: Искусство-СПБ, 1995.  – С. 786 – 814. (1)
  22. Лотман Ю.М. «Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в русской литературе первой половины 19 века // Лотман Ю.М. Пушкин. – СПб: Искусство-СПб, 1998. – С. 886 – 814.
  23. Манн Ю.В. О понятии игры как художественном образе // Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. – М.: Сов. писатель, 1987. – С. 209 – 237.
  24. Медвецкий И.Е. Модель игрового сознания в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» // Науч. докл. высш. шк. Филол. науки. - М., 1991. - N 3. – С. 28-33.
  25. Михайловский Н. К. Жестокий талант // Михайловский Н. К. Литературная критика: Статьи о русской литературе XIX - начала XX века. – Л., 1989. – С. 206.
  26. Падерина Е.Г. К творческой истории «Игроков» Гоголя: история текста и поэтика. [Монография.] / Е.Г.Падерина. – М.: ИМЛИ РАН, 2009. – 448 с.
  27. Прозоров В.В. Мотивы в сюжете// Мотивы в сюжете русской литературы. От Жуковского до Чехова. Сб. статей/ Отв. ред. А.С. Янушкевич. Томск: Знамя мира, 1997. – С. 8 – 12.
  28. Пушкин А.С. Сочинения: в 3 т./ А.С. Пушкин. – М.: Худож. лит,  
    1985 – 1986.
  29. Пушкинская энциклопедия. 1799 – 1999/ ред. Е. Варшавская, М. Панфилова; худож. М. Трубецкой. – М.: АСТ, 1999.
  30. Рабинович В.Л. Человек играющий в почти одноименном романе Достоевского. В казино чужие все // Культура «своя» и «чужая». - М., 2003. – С. 199 – 210.
  31. Слащев Е.Е. О пьесе Н.В. Гоголя «Игроки» //Уч.зап. Киргизского ун-та, 1954. Вып. 1. С.27-34.
  32. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект, 1996. – 334 с.
  33. Чхаидзе Л.В. О реальном значении мотива трех карт в «Пиковой даме»/ Л.В. Чхаидзе// Пушкин: Исследования и материалы. – Л.: Наука, 1960. – Т. III
  34. Щеблыкин И.П. История русской литературы (XI – XIX вв.): учебник/ И.П. Щеблыкин. – М.: Высш. шк., 1985.
  35. Энциклопедия литературных произведений/ ред. С.В. Стахорский. – М.: Вагриус, 1998.
  36. Энциклопедия: Русская литература/ глав. ред. М.Д. Аксенова. – М., 1998.
  37. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX-XX веков. – М.: Сов. писатель, 1988. – 416 с.

 

 


Информация о работе Тема игры и игрока в русской литературе 19 в. (Гоголь, Достоевский, Пушкин)