Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:16, дипломная работа
Предметом внимания лирики, как и других литературных родов, является характер человека, его духовная жизнь. Лирическое произведение - это прежде всего картина внутренней жизни человека, его индивидуальных конкретных переживаний. Лирика обращается непосредственно к чувствам человека, его духовному миру. Читая лирические произведения, школьники учатся разбираться в человеческом характере, сокровенных движениях души, оценивать с точки зрения высоких нравственных критериев свои поступки. Поэтому поэзия обладает большой силой воздействия на умы и сердца людей. Особенно нуждаются в приобщении к ней и ее воздействии учащиеся старших классов, так как именно в этом возрасте активно формируется личность, ее нравственные и эстетические представления.
Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование темы 5
1.1 Стиховедческие и методические аспекты изучения лирики в школе 5
1.2. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений на уроках литературы 9
Глава II. Проектирование педагогической деятельности 16
2.1. Принципы школьного анализа лирического произведения 16
2.2. Углубление и обогащение читательского восприятия в 5 классе в процессе анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» 19
2.3. Углубление и обогащение читательского восприятия в 6 классе в процессе анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус» 24
Заключение 28
Список используемой литературы 29
ГОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»
Выпускная квалификационная работа
Углубление и обогащение читательского восприятия в процессе анализа лирических произведений
Серпухов, 2011
Оглавление
Введение
Глава I. Теоретическое
обоснование темы
1.1 Стиховедческие и методические
аспекты изучения лирики в школе
5
1.2.
Взаимосвязь восприятия
и анализа художественных произведений
на уроках литературы
Глава II. Проектирование
педагогической деятельности
2.1. Принципы школьного анализа лирического произведения 16
2.2. Углубление и обогащение читательского восприятия в 5 классе в процессе анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» 19
2.3. Углубление и обогащение читательского восприятия в 6 классе в процессе анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус» 24
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
Предметом внимания лирики, как и других
литературных родов, является характер
человека, его духовная жизнь. Лирическое
произведение - это прежде всего картина
внутренней жизни человека, его индивидуальных
конкретных переживаний.
Лирика обращается непосредственно к
чувствам человека, его духовному миру.
Читая лирические произведения, школьники
учатся разбираться в человеческом характере,
сокровенных движениях души, оценивать
с точки зрения высоких нравственных критериев
свои поступки. Поэтому поэзия обладает
большой силой воздействия на умы и сердца
людей. Особенно нуждаются в приобщении
к ней и ее воздействии учащиеся старших
классов, так как именно в этом возрасте
активно формируется личность, ее нравственные
и эстетические представления.
Поэтические тексты - совершенные образцы
эмоционально-выразительной, образной
речи. Изучая их, учащиеся школы познают
выразительные возможности языка, прямые
и переносные значения слов, их многообразные
семантические оттенки и многозначность
в контексте. В этом смысле язык поэтических
произведений по праву можно считать художественной
речью в ее высшем воплощении.
Добиваясь эмоционального
отношения учащихся к художественным
произведениям и в особенности к лирической
поэзии, мы должны подумать над тем, как,
при каких условиях возникают эмоции в
процессе восприятия произведений искусства
и что в искусстве постигается учащимися
с затруднением. Очевидно, что восприятие
художественных произведений происходит
прежде всего путем осмысления их и первым
необходимым условием возникновения эмоции
при знакомстве с художественным произведением
является глубокое понимание конкретно-исторического
содержания, выраженного в художественной
форме.
Именно в школе посредством лирики мы
можем научить видеть прекрасное в обыденном,
то, что не замечается. Но самое главное,
именно лирика может научить ребят таким
чувствам, как нежность, любовь, сострадание,
радость, сопереживание. Поэтому сейчас
немаловажно уделять внимание поэзии,
изучению лирических произведений в школе.
Цель данной работы заключается
в том, чтобы освоить всё разнообразие
методических приёмов работы с лирическими
произведениями, способствующих углубления
восприятия их школьниками.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-выяснить специфику лирики как рода литературы;
-рассмотреть
компоненты лирического
-изучить особенности восприятия лирики школьниками;
-рассмотреть опыт, накопленный литературоведением, методикой, школой.
Работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, заключения и списка литературы.
ГЛАВАI. Теоретическое обоснование
темы.
1.1 Стиховедческие и методические
аспекты изучения лирики в школе.
Лирика как литературный род противостоит
эпосу и драматургии, поэтому при ее анализе
следует в высшей степени учитывать родовую
специфику. Если эпос и драма воспроизводят
человеческое бытие, объективную сторону
жизни, то лирика - человеческое сознание
и подсознание, субъективный момент.
Эпос и драма изображают, лирика выражает.
Можно даже сказать, что лирика принадлежит
совсем к другой группе искусств, чем эпос
и драматургия - не к изобразительным,
а к экспрессивным. Поэтому к лирическому
произведению, особенно что касается его
формы, неприменимы многие приемы анализа
эпических и драматических произведений,
и для анализа лирики литературоведение
выработало свои приемы и подходы.
Сказанное касается в первую очередь изображенного
мира, который в лирике строится совсем
не так, как в эпосе и драме. Стилевая доминанта,
к которой тяготеет лирика, - это психологизм,
но психологизм своеобразный. В эпосе
и отчасти в драме мы имеем дело с изображением
внутреннего мира героя как бы со стороны,
в лирике же психологизм экспрессивен,
субъект высказывания и объект психологического
изображения совпадают. Вследствие этого
лирика осваивает внутренний мир человека
в особом ракурсе: она берет по преимуществу
сферу переживания, чувства, эмоции и раскрывает
ее, как правило, в статике, но зато более
глубоко и живо, чем это делается в эпосе.
Подвластна лирике и сфера мышления; многие
лирические произведения построены на
развертывании не переживания а размышления
(правда, оно всегда окрашено тем или иным
чувством). Такая лирика («Брожу ли я вдоль
улиц шумных...»А.Пушкина, «Дума» М.Лермонтова,
«Волна и дума» Ф.Тютчева и т.п.) называется
медитативной. Но в любом случае изображенный
мир лирического, произведения - это прежде
всего психологический мир.
То же самое можно сказать и о встречающихся
в лирических произведениях деталях портрета
и мира вещей - они выполняют в лирике исключительно
психологическую функцию. Так, «красный
тюльпан, Тюльпан у тебя в петлице» в стихотворении
А. Ахматовой «Смятение» становится ярким
впечатлением лирической героини, косвенно
обозначая напряженность лирического
переживания; в ее же стихотворении «Песня
последней встречи» предметная деталь
(«Я на правую руку надела Перчатку с левой
руки») служит формой косвенного выражения
эмоционального состояния.
Наибольшую сложность для анализа представляют
те лирические произведения, в которых
мы встречаемся с некоторым подобием сюжета
и системы персонажей. Здесь возникает
соблазн перенести на лирику принципы
и приемы анализа соответствующих явлений
в эпосе и драме, что принципиально неверно,
потому что и «пссвдосюжет», и «псевдоперсонажи»
имеют в лирике совсем другую природу
и другую функцию - прежде всего опять
же психологическую. Так, в стихотворении
Лермонтова «Нищий», казалось бы, возникает
образ персонажа, у которого есть определенное
социальное положение, внешность, возраст,
то есть приметы бытийной определенности,
что характерно для эпоса и драмы. Однако
на самом деле бытие этого «героя» несамостоятельно,
призрачно: образ оказывается лишь частью
развернутого сравнения и, стало быть,
служит для того, чтобы более убедительно
и экспрессивно передать эмоциональный
накал произведения. Нищего как факта
бытия здесь нет, есть лишь отвергнутое
чувство, переданное с помощью иносказания.
В стихотворении Пушкина «Арион» возникает
нечто вроде сюжета, намечена какая-то
динамика действий и событий. Но бессмысленно
и даже нелепо было бы искать в этом «сюжете»
завязки, кульминации и развязки, искать
выраженный в нем конфликт и т.п. Событийная
цепь - это осмысление лирическим героем
Пушкина событий недавнего политического
прошлого, данное в аллегорической форме;
на первом плане здесь не поступки и события,
а то, что этот «сюжет» имеет определенную
эмоциональную окрашенность. Следовательно,
и сюжет в лирике не существует как таковой,
а выступает лишь средством психологической
выразительности.
Итак, в лирическом произведении мы не
анализируем ни сюжета, ни персонажей,
ни предметных деталей вне их психологической
функции, - то есть не обращаем внимания
на то, что принципиально важно в эпосе.
Зато в лирике принципиальную значимость
приобретает анализ лирического героя.
Лирический герой - это образ человека
в лирике, носитель переживания в лирическом
произведении. Как всякий образ, лирический
герой несет в себе не только уникально-неповторимые
черты личности, но и определенное обобщение,
поэтому недопустимо его отождествление
с реальным авто-ром. Часто лирический
герой бывает весьма близок к автору по
складу личности, характеру переживаний,
но тем не менее различие между ними является
принципиальным и сохраняется во всех
случаях, так как в каждом конкретном произведении
автор актуализирует в лирическом герое
какую-то часть своей личности, типизируя
и обобщая лирические переживания. Благодаря
этому читатель легко отождествляет себя
с лирическим героем. Можно сказать, что
лирический герой - это не только автор,
но и всякий человек, читающий данное произведение
и вчуже испытывающий те же переживания
и эмоции, что и лирический герой. В ряде
случаев лирический герой лишь в очень
слабой мере соотносится с реальным автором,
обнаруживая высокую степень условности
этого образа. Так, в стихотворении Твардовского
«Я убит подо Ржевом...» лирическое повествование
ведется от лица павшего солдата. В редких
случаях лирически герой предстает даже
антиподом автора («Нравственный человек»
Некрасова). В отличие от персонажа эпического
или драматического произведения, лирический
герой не обладает, как правило, бытийной
определенностью: у него нет имени, возраста,
черт портрета, даже неясно, к мужскому
или женскому полу он принадлежит. Лирический
герой почти всегда существует вне обычного
времени пространства: его переживания
протекают «везде» и «всегда».
Лирика тяготеет к малому объему и, как
следствие, к напряженной и сложной композиции.
В лирике чаще, чем в эпосе и драме, применяются
композиционные приемы повтора, противопоставления,
усиления, монтажа. Исключительную важность
в композиции лирического произведения
приобретает взаимодействие образа, часто
создающее двуплановость и многоплановость
художественного смысла.
Стилевые доминанты лирики в области художественной
речи - это монологизм, риторичность и
стихотворная форма. Лирическое произведение
в подавляющем большинстве случаев построено
на монологе лирического героя, поэтому
нам нет необходимости искать в нем речь
повествователя (она отсутствует) или
давать речевую характеристику персонажей
(их тоже нет). Однако некоторые лирические
произведения построены в форме диалога
«действующих лиц» («Разговор книгопродавца
с поэтом», «Сцена из «Фауста» Пушкина,
«Журналист, читатель и писатель» Лермонтова).
В этом случае вступающие в диалог «персонажи»
воплощают в себе разные грани лирического
сознания, поэтому не имеют своей собственной
речевой манеры; принцип монологизма выдерживается
и здесь. Как правило, речь лирического
героя характеризуется литературной правильностью,
поэтому анализировать ее с точки зрения
особой речевой манеры также нет необходимости.
Лирическая
речь, как правило, - речь с повышенной
экспрессивностью отдельных слов и речевых конструкций.
В лирике наблюдается больший удельный
вес тропов и синтаксических фигур по
сравнению с эпосом и драматургией, но
эта закономерность просматривается лишь
в общем массиве всех лирических произведений.
Отдельные же лирические стихотворения,
особенно XIX--XX вв. могут отличаться и отсутствием
риторичности, номинативностью. Есть поэты,
чья стилистика последовательно чуждается
риторичности и тяготеет к номинативности
- Пушкин, Бунин, Твардовский, - но это скорее
исключение из правила. Такие исключения,
как выражение индивидуального своеобразия
лирического стиля, подлежат обязательному
анализу. В большинстве же случаев требуется
анализ и отдельных приемов речевой экспрессивности,
и общего принципа организации системы
речи. Так, для Блока общим принципом будет
символизация, для Есенина - олицетворяющий
метафоризм, для Маяковского - овеществление
и т.д. В любом случае лирическое слово
очень емко, заключает в себе «сгущенный»
эмоциональный смысл. В силу «сгущенности»
поэтической семантики лирика тяготеет
к ритмической организации, стихотворному
воплощению, поскольку слово в стихе более
нагружено эмоциональным смыслом, чем
в прозе. «Поэзия, по сравнению с прозой,
обладает повышенной емкостью всех составляющих
ее элементов. Само движение слов в стихе,
их взаимодействие и сопоставление в условиях
ритма и рифм, отчетливое выявление звуковой
стороны речи, даваемое стихотворной формой,
взаимоотношения ритмического и синтаксического
строения и т.п. - все это таит в себе неисчерпаемые
смысловые возможности, которых проза,
в сущности, лишена Многие прекрасные
стихи, если их переложить прозой, окажутся
почти ничего не значащими, ибо их смысл
создается главным образом самим взаимодействием
стихотворной формы со словами».
Случай, когда лирика использует не стихотворную,
а прозаическую форму (жанр так называемых
стихотворений в прозе в творчестве А.
Бертрана, Тургенева, О. Уайльда), подлежит
обязательному изучению и анализу, поскольку
указывает на индивидуальное художественное
своеобразие. «Стихотворение в прозе»,
не будучи ритмически организовано, сохраняет
такие общие черты лирики, как «небольшой
объем, повышенную эмоциональность, обычно
бессюжетную композицию, общую установку
на выражение субъективного впечатления
или переживания».
1.2.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОСПРИЯТИЯ И
Восприятие читателем-школьником литературного произведения — это сложный творческий процесс, опосредованный всем жизненным, эстетическим, читательским и эмоциональным опытом ученика. Говоря о восприятии произведений искусства слова, мы имеем в виду не восприятие в гносеологическом смысле, а по сути — осознание произведения, различая восприятие первичное и вторичное, являющееся результатом анализа. Именно так толкуется термин «восприятие искусства» в большинстве исследований методистов и психологов. Проблема восприятия не может решаться изолированно от общих задач воспитания читателя и его отношения к действительности и искусству, формирования его личности, мировосприятия, духовного мира.
Восприятие,
кроме того, выступает в качестве
своеобразного компаса при
Существует несколько основных приемов изучения восприятия учеником прочитанного: выяснение предварительных впечатлений учащихся о прочитанном; сопоставление первоначальных впечатлений с теми, которые формируются в ходе анализа и на итоговых занятиях, в этих случаях используются анкеты, устные опросы, которые могут быть включены в ход той или иной беседы с учащимися в качестве учебных заданий; домашние задания опережающего характера; экспериментальное исследование методом «срезов», когда от темы к теме выясняются «сдвиги» в литературном развитии учащихся, в характере их непосредственного читательского восприятия, в понимании ими различных произведений, в отношении к различным компонентам произведения, в уровнях их обобщений, эмоциональных и эстетических оценок; систематические наблюдения в течение учебного года или нескольких лет.
Столь актуальная в настоящее время проблема восприятия литературы читателем-учеником волновала исследователей давно. В настоящее время проблема восприятия литературы изучена в различных аспектах: основные особенности и этапы восприятия произведений различных жанров, возрастные особенности восприятия читателя-школьника, структура читательского восприятия, взаимосвязь восприятия и анализа художественного произведения (работы О. И. Никифоровой, А. М. Левидова, А. А. Леонтьева, З. Я. Рез, Л. Г. Жабицкой, Л. Н. Рожиной, П. М. Якобсона, М. М. Варшавской, Н. А. Демидовой, М. Г. Качурина, Е. В. Карсаловой, В. Г. Маранцмана, Т. Д. Полозовой и др. ). Именно последний аспект — взаимосвязь первоначального восприятия текста и его последующего углубления в процессе анализа — представляется нам особенно актуальным. В этом вопросе много нерешенного, спорного, дискуссионного, а следовательно, велико поле деятельности любого методиста или учителя, заинтересовавшегося этой проблемой. Тем более что вариативные программы по литературе ориентируют преподавателя-словесника на совершенствование содержания уроков, на развитие у учащихся способности наслаждаться искусством, на обогащение их духовного мира, формирование нравственных идеалов.
Восприятие художественной литературы имеет ряд особенностей, свойственных восприятию человеком окружающего мира во всей его сложности, и в частности восприятию произведений любого вида искусства. Это прежде всего его целостность, активность и творческий характер. В акте восприятия диалектически объединены целое и части, анализ и синтез, чувственное и рациональное, эмоции и теоретические заключения, субъективное и объективное, репродуктивное и продуктивное. Когда же речь идет о восприятии произведений искусства, то важно учитывать, что оно дает воспринимающему целостную картину мира, суждение писателя, художника об окружающей действительности. Кроме того, познавая заключенную в нем картину человеческой жизни, читатель или зритель познает самого себя. Расширяя сферу духовной жизни читателя, литература учит самостоятельности мысли, ибо в итоге каждый строит свой собственный образ как отражение образа авторского.