Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:16, дипломная работа
Предметом внимания лирики, как и других литературных родов, является характер человека, его духовная жизнь. Лирическое произведение - это прежде всего картина внутренней жизни человека, его индивидуальных конкретных переживаний. Лирика обращается непосредственно к чувствам человека, его духовному миру. Читая лирические произведения, школьники учатся разбираться в человеческом характере, сокровенных движениях души, оценивать с точки зрения высоких нравственных критериев свои поступки. Поэтому поэзия обладает большой силой воздействия на умы и сердца людей. Особенно нуждаются в приобщении к ней и ее воздействии учащиеся старших классов, так как именно в этом возрасте активно формируется личность, ее нравственные и эстетические представления.
Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование темы 5
1.1 Стиховедческие и методические аспекты изучения лирики в школе 5
1.2. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений на уроках литературы 9
Глава II. Проектирование педагогической деятельности 16
2.1. Принципы школьного анализа лирического произведения 16
2.2. Углубление и обогащение читательского восприятия в 5 классе в процессе анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» 19
2.3. Углубление и обогащение читательского восприятия в 6 классе в процессе анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус» 24
Заключение 28
Список используемой литературы 29
Естественно, что учащиеся 6 класса смогут воспринять эти стихи пока лишь в самом первом приближении. Особая трудность анализа «Паруса» связана с тем, что шестиклассникам почти недоступно понимание символики. При неосторожном анализе ученики начинают слишком грубо «подставлять» под них конкретное значение. Тогда учитель может услышать такие ответы: «Лермонтов пишет о парусе, но думает о человеке, который сидит в лодке и управляет этим парусом. Тот человек борется со стихией, он мятежный». Или: «Под парусом подразумевается революционер, а под морем восстание».
Опасаясь
подобного вульгарного
Также изменчив, непостоянен его цвет. Только что оно казалось лучезарно – синим, ярким от солнечного блеска. А зашло солнце за тучу-всё море стало свинцово-серым. Красота моря, его непостоянство, стихийная сила всегда поражают. Возле моря хочется размышлять о чем-то серьёзном, сокровенном.
О чем размышляет Лермонтов, увидев море и блеющий парус? Таким риторическим вопросом закончим вступительную часть урока. Подготавливает ли она ребят к восприятию стихотворения? Да, хотя речь в основном идёт о море, а не о парусе. Почему? Потому что море – необыкновенно важный образ в стихотворении. Оно не фон. Не будь в стихотворении прекрасного, изменчивого моря, нельзя было бы чувствовать одиночество паруса, поверить в его мятежность. Вступление будит воображение; кроме того, в нём проводится мысль о непостоянстве моря, и это позволяет школьникам воспринимать в «Парусе» не три отдельных пейзажа (в каждой строфе свой), а одну картину беспрестанно меняющегося морского простора с парусом вдали.
Затем стихотворение читает учитель. Надо заметить, что у большинства шестиклассников фиксируется в сознании какое – то одно состояние моря; они не воспринимают целостности и динамичности картины моря. Эту возрастную особенность восприятия детей надо учитывать при дальнейшей работе.
Посмотрим далее, какими словами Лермонтов рисует море и парус. Находя эти слова, шестиклассники обратят внимание на живописность и выразительность поэтической речи. Мало слов, а так много сказано и о море, и о судьбе паруса, и о чём – то ещё, неуловимом пока. Радует взор «цветовая гамма» стихотворения, создающаяся живописью эпитетов: голубой туман, лазурное море, золотой луч, белый парус. Какое настроение появляется от этого при чтении?
Казалось бы, яркий мир должен рождать чувство радости. Однако первый же эпитет, относящийся к парусу, - «одинокий» - разрушает возможность такого восприятия, вызывая и грусть, и тревогу, и сожаление. В чём же дело?
Спросим детей: что рисуют нам первые две строки каждой строфы? А о чём говорят нам две последние строки всех трёх четверостиший? Для ребят эти наблюдения очень интересны. Благодаря сделанным «открытиям» у шестиклассников прежде всего возникает представление о единстве, цельности художественной картины моря:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом…
Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит…
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
Безбрежность морских просторов, бездонность неба, сияние солнца, и среди стихий воды, ветра, воздуха – маленький парус… Вот теперь шестиклассники ощутят выразительность и точность эпитета «одинокий».
Последние две строчки всех четверостиший – голос самого поэта, его размышления о парусе:
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.
Один раз только слово «парус» появилось в первой строчке стихотворения. Во всех других оно заменено местоимением. И вот что получается: ищет он, кинул он; он счастия не ищет, не от счастия бежит; он… просит бури. Можно ли так говорить о неодушевлённом предмете? Почему же Лермонтов так пишет о парусе? Почему, читая стихотворение, мы начинаем относиться к парусу, как к живому существу?
Школьникам нетрудно теперь ответить на вопрос: Лермонтов пишет о парусе, как о живом; говорит про него, что он оставил край родной, что – то ищет в стране далёкой, но он не счастья ищет, он ищет бури. Так говорить можно только про людей. Парус похож на гордого и смелого человека тем, что он не боится моря, не убегает от бури, а ищет встречи с ней.
Учащиеся перечитывают стихотворение ещё раз целиком. Почему Лермонтов в последней строчке стихотворения называет парус «мятежным»? Выясняем, какие значения имеет это слово: тревожный, неспокойный, бурный…
Подведём шестиклассников к выводу, что вид паруса в море вызвал у Лермонтова размышления о жизни человека. Он видел парус и думал о нём, но в то же время вспоминал о таких же гордых, одиноких и мятежных людях. Ими он гордился и им сочувствовал.
После учащихся учителю следует в заключение самому прочитать стихотворение так, чтобы они ощутили мятежный протест поэта. Именно этими настроениями и был дорог «Парус» передовым людям России.
Заключение
В настоящее время проблема восприятия литературы изучена в различных аспектах, однако взаимосвязь первоначального восприятия текста и его последующего углубления в процессе анализа представляется особенно актуальной. При изучении лирики необходимо соотносить этапы изучения с этапами восприятия стихотворения, так как анализ должен быть направлен на активизацию восприятия художественного слова. С первых уроков изучения лирики учащимся необходимо дать план разбора стихотворения, с переходом из класса в класс они будут получать новые знания и план будет усложняться.
Рассмотрев литературу по данной теме, изучив опыт учителей – словесников, я пришла к следующим выводам:
-при изучении лирических
произведений необходимо
-чтобы воспитывать в учениках читательскую культуру, необходим правильный выбор методов и приёмов для изучения каждого отдельного лирического произведения, несущего свой микрокосмос чувств, раздумий, образов, требующего своего подхода, своей интонации, своей логики разбора;
-важно подбирать знания, побуждающие школьников постоянно пополнять свой багаж знаний, с учётом специфики лирических произведений;
-необходимо учитывать
возрастные особенности
Главная проблема учителя при изучении поэзии – добиться сопереживания и соразмышления с поэтом, раскрыть силу и глубину чувства и мысли, вложить кирпичик в формирование читательских качеств, необходимых для полноценного восприятия лирики: эмоциональной отзывчивости, образного, ассоциативного мышления, эстетической реакции на художественное слово.