Художественное своеобразие романа «Метаморфозы, или Золотой осел»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 23:54, курсовая работа

Краткое описание

Несмотря на существующую проблему, связанную с развитием жанра романа, а именно происхождения античного романа и на то, что она до сих пор не получила своего окончательного разрешения, относительно места античного романа в общем мировом литературном процессе нам кажется бесспорным утверждение большинства исследователей, что непрерывного развития жанра романа от античности до наших дней не было. Античный роман возник и завершил свое существование в античности. Современный роман, появление которого относят ко времени Возрождения, возник самостоятельно, по-видимому, вне влияния сложившихся форм античного романа. Впоследствии, возникнув самостоятельно, современный роман испытал какие-то античные влияния.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
Глава 1. Возникновение и развитие романа как литературного
жанра………………………………………………………………..7
Определение романа………………………………………..7
Литературно-исторический контекст в развитии романа..9
Античный роман……………………………………………15
Глава 2. Художественно-эстетическое своеобразие романа
Апулея «Метаморфозы»………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………32
Список использованной литературы…………………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

чистовик.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

  Любой жанр, с одной стороны, всегда индивидуален, с другой – всегда опирается на литературную традицию. Категория жанра – категория историческая: для каждой эпохи характерна не только жанровая система в целом, но и жанровые модификации или разновидности в частности по отношению к тому или иному жанру. Разновидности жанра сегодня литературоведы выделяют на основе комплекса устойчивых свойств (например, общего характера тематики, свойств образности, типа композиции и т.п.).

  Исходя из вышесказанного,  условно типологию современного романа можно представить следующим образом:

- по темам различаются  автобиографический, документальный, политический, социальный; философский,  интеллектуальный; эротический, женский, семейно-бытовой; исторический; авантюрный, фантастический; сатирический; сентиментальный и др.

- по структурным признакам:  роман в стихах, роман-путешествие,  роман-памфлет, роман-притча, роман-фельетон  и др.

  Нередко определение соотносит роман с эпохой, в которую господствовал тот или иной тип романа: античный, рыцарский, просветительский, викторианский, готический, модернистский и т. д.

  Кроме того, выделяется роман-эпопея - произведение, в центре художественного внимания которого находится судьба народа, а не отдельного человека (Л.Н. Толстой "Война и мир", М.А. Шолохов "Тихий Дон").

  В особый тип выделяют полифонический роман (по М.М.Бахтину), который предполагает такое построение, когда основную мысль произведения формирует одновременное звучание «многих голосов», так как ни один из персонажей, ни автор не обладает монополией на истину и не является ее носителем.

  Подводя итог всему вышесказанному, еще раз заметим, что несмотря на давнюю историю данного термина и еще более давнюю жанровую форму, в современном литературоведении нет однозначного взгляда на проблемы, связанные с понятием «роман». Известно, что оно появилось в Средневековье, первые образцы романов – еще более пяти веков назад, в истории развития западноевропейских литератур роман имел множество форм и модификаций.

  Заканчивая разговор о романе в целом, мы не можем не обратить внимание на то, что как и любой жанр он должен иметь некоторые особенности. Здесь мы останемся солидарными с приверженцем «диалогизма» в литературе – М.М.Бахтиным, который выделяет три основные особенности жанровой модели романа, принципиально отличающих его от других жанров:

«1) стилистическую трехмерность романа, связанную с многоязычным сознанием, реализующимся в нем; 2) коренное изменение временных координат литературного образа в романе; 3) новую зону построения литературного образа в романе, именно зону максимального контакта с настоящим (современностью) в его незавершенности» [3; с. 200].

 

    1. АНТИЧНЫЙ РОМАН

 

  Известно, что в разные исторические периоды античной литературы на первый план выходят определенные литературные жанры: в ар-хаическую эпоху главенствует сначала героический эпос, позднее получает развитие лирическая поэзия. Классическая эпоха древнегреческой литературы отмечена взлетом драматургии, трагедии и комедии; позднее, в IV в. до н.э. в литературе Греции интенсивно развиваются прозаические жанры. Эллинизм характеризуется по преимуществу развитием малых жанровых форм.

  Закат греческой литературы отмечен появлением первых образцов античного романа или «эпоса частной жизни», который, трансформируясь, обогащаясь и развиваясь, станет, наверно, излюбленнейшим жанром в литературе XIX—XX вв. Каким же был первый античный роман? На заре своего становления роман представлен особой разновидностью – романом любовно-приключенческим. К этому жанру Б.Гиленсон относит повесть «Деяния Александра», "ошибочно приписываемую историку Каллисфену (IV в. до н.э.): в центре ее – не реальный Александр Македонский, а скорее сказочный персонаж, на долю которого выпадают невероятные приключения в краю великанов, карликов, людоедов".(Б.Гиленсон, с.379). Более выразительно особенности этой жанровой разновидности представлены в «Повести о любви Херея и Каллирои» Харитона (I в. н.э.). Характерная черта любовно-приключенческого романа в том, что в нем присутствуют закрепленные стандартные ситуации и персонажи: двое прекрасных любящих людей разлучены; их преследует гнев богов и враждебно настроенные родители; они попадают в руки разбойников, пиратов, могут попасть в рабство, быть брошенными в темницу. Их любовь и верность, а также счастливые случайности помогают пройти все испытания. В финале происходит счастливое воссоединение героев. "Это  во многом ранняя, в чем-то наивная форма рома-на" [8; с.379]. Наивность, бесспорно, влияние эллинистической поэзии, элегии и идиллии. Огромную роль в еще не сложившемся жанре играют приключения, разного рода случайности. Таким мы видим "ЭФИОПИКУ" ГЕЛИОДОРА, которая основана на популярном в древности сюжете: у эфиопской царицы, взглянувшей в момент зачатия на изображение Андромеды, родилась белая дочь. Чтобы избавиться от мучительных подозрений мужа, царица подбросила дочь. Она попала в Дельфы к жрецу Хариклу, который нарек ее Хариклией. В эту девушку редкой красоты влюблен прекрасный юноша Феаген. Их чувства взаимны, но жрец, приемный отец, предназначает девушку другому – своему племяннику. Мудрый старец Каласирид, прочитав знаки на повязке Хариклии, раскрывает тайну ее рождения. Он советует молодым людям бежать в Эфиопию и тем самым спастись от брака, который ожидает Хариклию в Дельфах. Феаген похищает девушку, плывет на корабле к берегам Нила, чтобы оттуда продолжить путь на родину Хариклии. С влюбленными происходит немало приключений, они то расстаются, то соединяются вновь, то их пленяют разбойники, то они бегут от них. Наконец влюбленные достигают Эфиопии. Там царь Гидас собирается принести их в жертву богам, но затем выясняется, что он — отец Хариклии. Происходит счастливое «узнавание» брошенного ребенка – популярный мотив. Родители соглашаются на брак дочери с Феагеном. Роман мелодраматичен и сентиментален. Он утверждает красоту любви и целомудрия, во имя которых молодые люди безропотно сносят выпадающие на их долю невзгоды. Стиль романа – цветист и риторичен. Герои обычно изъясняются возвышенным слогом. Эта особенность ясна, так как особое место в античности занимала риторика - искусство красиво говорить. Риторический рассказ должен был заключать в себе "веселый тон повествования, несходные характеры, серьезность, легкомыслие, надежду, страх, подозрение, тоску, притворство, сострадание, разнообразие событий, перемену судьбы, нежданные бедствия, внезапную радость, приятный исход событий" [14; с.284].

  Мы заметили, что роман использовал традиции и технику ранее сложившихся литературных жанров. Но ему предшествовали не только ораторские выступления, но и занимательные рассказы, эротические элегии, этнографические описания и историографии. Если считать временем оформления в отдельный жанр античного романа конец II - начало I в. до н.э., то следует отметить тот факт, что еще во II в. до н.э. особым успехом пользовался сборник рассказов Аристида из Милета - "Милетские рассказы". В эллинистическом романе смыкаются рассказы о путешествиях и приключениях с любовно-патетическими историями.

 В противовес трактовке греческих романов как искусственных и по-своему рациональных продуктов риторического мастерства, характерной для Роде и его школы, за последние десятилетия стали обращать внимание именно на исконные и традиционные элементы мифа и ареталогии, имеющиеся в романе. Так, по мнению Б. Лаваньини, роман рождается из местных легенд и преданий. Эти местные легенды становятся «индивидуальным романом», когда в греческой литературе интерес переходит от судеб государства к судьбам индивида и когда в историографии любовная тема приобретает самостоятельный, «человеческий», интерес. Так, например, затрагивая противоречия между рабами и рабовладельцами, Лонг – автор романа "Дафнис и Хлоя" – не повествует о судьбе народа, а изображает пастуха и пастушку, пробуждение любви этих двух чистых и невинных созданий. Приключения в этом романе малочисленны и эпизодичны, что отличает его, в первую очередь, от "Эфиопики". "В отличие от любовно-приключенческого романа Гелиодора – это роман любовный" [8; с.389].Иногда его называют романом-идиллией. Не острые сюжетные перипетии, не волнующие авантюры, а любовные переживания, носящие чувственный характер, развернутые на лоне сельского поэтического пейзажа, определяют ценность этого произведения. Правда, и здесь есть и пираты, и войны, и счастливые «узнавания». В финале герои, оказавшиеся детьми состоятельных родителей, соединяются в браке. Намного позже Лонг также станет популярен в Европе, особенно в период позднего Возрождения. Литературоведы в голос заявят, что он явил прообраз т.н. пасторальных романов.

  По мысли В.В.Кожинова, истоки романа надо искать в устном творчестве народных масс. По закону фольклора он складывается из старых фабульных, образных, языковых элементов, в делом образуя нечто принципиально новое. Таким являлся самый ранний памятник греческого романа, сохранившегося лишь в папирусных отрывках, - роман об ассирийском царевиче Нине и его супруге Семирамиде.

  Н.А.Чистякова и Н.В.Вулих в своей "Истории античной литературы" в шутку называют роман "незаконным отпрыском одряхлевшего эпоса и капризной жеманницы – эллинистической историографии" [25; с.250]. Бесспорно, в некоторых греческих романах иногда изображались исторические лица. Например, в романе Харитона "Херей и Каллироя" одним из героев является сиракузский стратег Гермократ, который во время Пелопоннесской войны одержал в 413 году блестящую победу над афинским военным флотом.

  Обзор греческих любовных и приключенческих романов, сохранившихся в цельном или фрагментарном виде, помогает нам уяснить некоторые основные закономерности в истории всего жанра. Черты сходства между отдельными романами настолько велики, что рассмотрение их в тесной связи друг с другом представляется совершенно   оправданным. Романы можно разделить на группы, что обусловлено рядом стилистических и жанровых признаков. Здесь хотелось бы заметить, что хотя вопросы о соотноше¬нии повествования в романе с действительностью, жанровых и стилевых особенностях этого жанра, о его развитии в Древней Греции и остаются открытыми, практически все исследователи выделяют две его разновидности. А какие именно – это уже другой вопрос.

  Так, автор "Истории античной литературы" Б.Гиленсон на ряду с Грифцовым, Кузнецовым видит "Эфиопику"Гелиодора (а также романы Ямвлиха, Ахилл Татия, Лонга) отмеченной широким использованием всех приемов и средств того специфического риторического мастерства, которое культивировалось в эпоху новой софистики. Традиционная сюжетная схема не тяготит авторов, они обращаются с нею весьма вольно, обогащая традиционный сюжет вводными эпизодами. Уже не говоря о Гелиодоре, совершенно по-иному давшем обычную в романах хронологическую манеру изложения событий, и Ямвлих, и Ахилла Татий, и Лонг – каждый по-своему преодолевают унаследованный от прошлого канон.

Совсем другими  литературоведам видятся ранние романы – фрагменты романа о Нине, романы Харитона, Ксенофонта Эфесского, «История Аполлония» – просты в композиционном плане, строго привержены выработанному канону – изображение экзотики и приключений, а также склонны к краткому пересказу уже прежде изложенных событий. Романы этой категории, рассчитанные в основном на самые широкие массы, во многих случаях приближаются к стилю сказки. Язык их близок к тому «общему» литературному языку, который не отличается риторичностью.

  Несмотря на некоторую возможность классифицировать эллинистический роман, все же все рассмотренные греческие романы объединены одним общим признаком: они изображают мир экзотических мест, драматических событий и идеально возвышенных чувств, мир, сознательно противопоставляемый действительной жизни, уводящий мысль от житейской прозы.

  Создаваясь в условиях упадка античного общества, в условиях усиления религиозных исканий, греческий роман отразил в себе черты своего времени. "Лишь идеология, порвавшая с мифологией и поставившая в центре внимания человека" [14; с.285], могла способствовать созданию романа, в котором изображались не подвиги мифологических героев, а жизнь обычных людей с их радостями и горем. Герои этих произведений чувствовали себя марионетками в руках рока или богов, они страдают и принимают страдание как удел жизни, они добродетельны и целомудренны.

  Как видим, новый жанр, венчающий славный путь развития античной литературы, отразил глубокие изменения, происшедшие в античном обществе на стыке старой и новой эр, и "как бы возвестил о начавшемся ее закате"[1; с.243].

  Два пути развития аттического романа просматривает и Тронский. Это или патетическая повесть об идеальных фигурах, носителях возвышенных и благородных чувств, или сатирическое повествование, имеющее резко выраженный «низменно»-бытовой уклон. К первому виду греческого романа литературовед относит вышеназванные нами романы. Вторая разновидность античного романа – сатирический роман нравов с комически-бытовым уклоном – не представлена ни одним памятником и известна лишь по изложению «романа об осле», дошедшему до нас среди произведений Лукиана. Исследователь считает, что его зарождение началось с исторического (или мнимоисторического) изображения действительности.

  Развитие и становление античного романа невозможно было без его воплощения не только в греческой, но и римской литературе. Римская литература, известно, более поздняя: возникает и расцветает она в тот период, который для Греции был уже временем упадка. Именно в римской литературе мы находим использование окружающего быта и драматизм ее произведений. Несмотря на разницу в возрасте в 400-500 лет, как и греческая, римская литература прошла те же периоды социального развития: доклассический, классический и послеклассический.

  Все три рассмотренных этапа римской литературы при всей разнице между ними, обусловленной быстрым темпом общественного развития Рима в III — II вв., объединены одной общей проблемой, которая оставалась главной для всех писателей,— проблемой жанра. Рим вступает в этот период, располагая почти аморфным материалом устной парадной словесности, и выходит из него, владея всем жанровым репертуаром греческой литературы. Усилиями первых римских писателей римские жанры приобрели в эту пору тот твердый облик, который они сохранили почти до конца античности. Элементы, из которых складывался этот облик, были троякого происхождения: из греческой классики, из эллинистической современности и из римской фольклорной традиции. В разных жанрах это становление шло по-разному. Что касается жанра романа, он блестяще представлен у Апулея и Петрония. Роман, последний повествовательный жанр увядающей античности, как бы прелюдирует средневековому развитию, где авантюрный «мещанский» роман также складывается, с одной стороны, как цепочка новелл, ас другой — как пародия на формы рыцарского повествования.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ  РОМАНА АПУЛЕЯ «МЕТАМОРФОЗЫ»

Информация о работе Художественное своеобразие романа «Метаморфозы, или Золотой осел»