Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 23:54, курсовая работа
Несмотря на существующую проблему, связанную с развитием жанра романа, а именно происхождения античного романа и на то, что она до сих пор не получила своего окончательного разрешения, относительно места античного романа в общем мировом литературном процессе нам кажется бесспорным утверждение большинства исследователей, что непрерывного развития жанра романа от античности до наших дней не было. Античный роман возник и завершил свое существование в античности. Современный роман, появление которого относят ко времени Возрождения, возник самостоятельно, по-видимому, вне влияния сложившихся форм античного романа. Впоследствии, возникнув самостоятельно, современный роман испытал какие-то античные влияния.
Введение…………………………………………………………….3
Глава 1. Возникновение и развитие романа как литературного
жанра………………………………………………………………..7
Определение романа………………………………………..7
Литературно-исторический контекст в развитии романа..9
Античный роман……………………………………………15
Глава 2. Художественно-эстетическое своеобразие романа
Апулея «Метаморфозы»………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………32
Список использованной литературы…………………………….33
В наши дни эта сторона «Метаморфоз», конечно, сохраняет лишь культурно-исторический интерес. Но художественное воздействие романа не утратило своей силы, а удаленность времени создания сообщила ему дополнительную привлекательность – возможность проникнуть в прославленный и малознакомый мир чужой культуры. Так что и мы называем «Метаморфозы» «Золотым ослом» не только по традиции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на давнюю историю данного термина и еще более давнюю жанровую форму, в современном литературоведении нет однозначного взгляда на проблемы, связанные с понятием «роман». Известно, что оно появилось в Средневековье, первые образцы романов – еще более пяти веков назад, в истории развития западноевропейских литератур роман имел множество форм и модификаций.
В ряде работ современных ученых
ставится под сомнение правомерность
употребления термина «роман» по отношению
к произведениям античной художественно-
«Метаморфозы» Апулея – рассказ о превращенном в осла человека – еще в древности получил название «Золотой осел», где эпитет означал высшую форму оценки, совпадая по смыслу со словами «замечательный», «прекраснейший». Такое отношение к роману, который был одновременно развлекательным и серьезным, понятно – он отвечал самым разнообразным потребностям и интересам: при желании можно было найти удовлетворение в его занимательности, а более вдумчивые читатели получали ответ на вопросы нравственные и религиозные.
В наши
дни эта сторона «Метаморфоз»,
конечно, сохраняет лишь
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Античный роман/ Сб.статей. – М., 1969.
2) Апулей «Метаморфозы» и другие сочинения/ под общей ред. С.Аверинцева. – М.: Художественная литература, 1988.
3) Бахтин, М.М. Очерки по исторической поэтике/ М.М.Бахтин. –
4) Белокурова, С.П. Словарь литературоведческих терминов/ С.П.Белокурова. – М., 2005.
5) БСЭ: в 30 Т./ изд.3-е. – М.: Советская энциклопедия, 1969 – 1978гг.
6) Википедия
7) Гаспаров, М.Л. Греческая и римская литература II - III вв. н. э.// История всемирной литературы. - Т. 1.
8) Гиленсон, Б.А. История античной литературы/ Б.А.Гиленсон. – М.: Флинта, Наука, 2001.
9) Григорьева, Н. Магическое зеркало «Метаморфоз»// Апулей «Метаморфозы» и другие сочинения/ под общей ред. С.Аверинцева. – М.: Художественная литература, 1988.
10) Гроссман, Л. //Литературная энциклопедия: в 11 Т. – Т.9. – М.: ОГИЗ РСФСР, Гос.институт, Советская энциклопедия, 1935.
11) Кожинов, В.В. Происхождение романа/ В.В.Кожинов. – М., 1963.
12) Кун, Н.А. Легенды и мифы Древней Греции/ Н.А. Кун. – М., 2006.
13) Литературная энциклопедия в 11 Т. – Т.9. – М.: ОГИЗ РСФСР, Гос.институт, Советская энциклопедия, 1935.
14) Лосев, А.Ф. История античной литературы/ А.Ф.Лосев. – М.: Наука, 1977.
15) Полякова, С.В. Об античном романе// Ахилл Татий. Левкиппа и Клитофонт. Лонг. Дафнис и Хлоя. Петроний. Сатирикон. Апулей. Метаморфозы. - М., 1969. - С. 5-20
16) Поспелов,Г. // Литературная энциклопедия: в 11 Т. – Т.9. – М.: ОГИЗ РСФСР, Гос.институт, Советская энциклопедия, 1935.
17) По, Э. Античный роман// Античный роман. – М., 1969.
18) Распопин, В.Н. Злоключения Апулея из Мадавры// Литература Древнего Рима. – М., 1996.
19) Рымарь, Т.Н.// Литературная энциклопедия: в 11 Т. – Т.9. – М.: ОГИЗ РСФСР, Гос.институт, Советская энциклопедия, 1935.
20) Стрельникова, И.П. «Метаморфозы» Апулея// Античный роман. – М., 1969.
21) Суслова, Н.В. Новейший литературоведческий словарь-справочник/ Н.В.Суслова. – Мн., 2002.
22) Тронский, И.М. История античной литературы/ И.М.Тронский. – М.: Высшая школа, 1988.
23) Фрэзер, Дж. Золотая ветвь/ Дж.Фрэзер. – М.: Рефл-бук, 1998.
24) Христинина, Е. Апулей// Зарубежные писатели. Ч.1/ под ред.Н.П.Михальской. – М.: Дрофа, 2003.
25) Чистякова, Н.А. История античной литературы/ Н.А.Чистякова. – Л.: ЛГУ, 1963.
Информация о работе Художественное своеобразие романа «Метаморфозы, или Золотой осел»