Шпаргалка по "Зарубежной литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:32, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Зарубежной литературе".

Вложенные файлы: 1 файл

Умные шпоры.doc

— 412.00 Кб (Скачать файл)

- Однажды Экзюпери удалось подступиться к самому сердцу пустыни — это случилось в 1935 г., когда его самолет врезался в землю у границ Ливии. Вместе с механиком Прево он провел три бесконечных дня среди песков. Летчиков спас бедуин, который показался им всемогущим божеством.

- на мадридском фронте (видимо, была война), в вагонах третьего класса Экзюпери довелось увидеть польских рабочих, выселяемых из Франции. Целый народ возвращался к своим горестям и нищете. Люди эти были похожи на уродливые комья глины — так спрессовала их жизнь. Но лицо спящего ребенка было прекрасным: он был похож на сказочного принца, на младенца Моцарта, обреченного пройти вслед за родителями через тот же штамповочный пресс.

«Истина человека - то, что делает его человеком. Кто изведал такое благородство человеческих отношений, такую верность правилам игры, уважение друг к другу, что превыше жизни и смерти, тот не станет равнять эти чувства с убогим добродушием демагога, который в знак братской нежности стал бы похлопывать тех же арабов по плечу, льстя им и в то же время их унижая.»

В 1939 году книга «Планета людей» отмечена премией Французской академии.

 

 

БИЛЕТ 7

  1. Поэтика жанра семейного романа. Эволюция понятия «мимесис» в XX веке

Роман иногда называют эпосом частной жизни. Отсюда и особый тип романа – семейный. Здесь нужно вести речь не об определенных сторонах семейных отношений, а именно о специфическом жанровом явлении, называемом семейным романом.

Исключительная сосредоточенность  писателя на структуре семейного  быта и межличностных связей в этой сфере существует давно, до появления «чистого жанра» – например, в виде идиллий типа «Дафниса и Хлои». Но как только роман обрел спокойные, невыспренние, «нейтральные» формы, он и стал по-настоящему семейным романом. Появляется образ частного человека с его индивидуальной судьбой, сопрягаемой с судьбами самых близких ему людей. Тут нет даже никакой картины общественной жизни. Этому способствовала та мемуарная литература, которая имела «интимный» характер. В дальнейшем, по мере вхождения частной жизни в об общественную, жанр семейного романа приобрел такие модификации, что потерял четкие границы. А иногда принадлежность к семейному роману объяснялась особыми сюжетами и характерологическими обстоятельствами.

Эрих Ауэрбах (1892-1957) «Мимесис». Главная тема книги Ауэрбаха, для названия которой автор воспользовался греческим, платоновско-аристотелевским термином «мимесис» (т. е. «подражание» или «воспроизведение), - воссоздание и истолкование действительности в литературе разных исторических эпох. Всякое литературно-художественное произведение, по Ауэрбаху, ставит задачей воспроизведение и вместе с тем интерпретацию (осмысление) действительного мира - природы, общества, человеческих характеров, отношений, складывающихся между людьми в определенную эпоху.  
Своей главной задачей Ауэрбах и считает выяснение общего направления и основных контуров эволюции западноевропейской литературы при решении ею задачи воссоздания и воспроизведения жизни. Эволюция эта, в понимании Ауэрбаха, совершается не под влиянием случайных, временных и преходящих причин, обусловленных одним лишь различием творческой индивидуальности отдельных художников; она имеет необходимый, исторически закономерный характер, вытекает из общей исторической эволюции человеческого общества, которой она обусловлена.

2. Повесть  Дж.  Д.   Сэлинджера  «Над  пропастью  во  ржи»   и  движение  «битников»  в американской литературе 1960-х гг.

Американский писатель Дж. Сэлинджер  необыкновенно ярко проявил себя в произведениях, посвященных юношеству, духовному миру молодого человека. И хотя творчество этого писателя приходится на середину XX века, его Мысли и чувства близки и понятны современному поколению молодых.

Роман Сэлинджера "Над  пропастью во ржи" вышел в свет в 1951 году и через несколько месяцев занял первое место в списке американских бестселлеров. Главный герой романа — Холден Колфилд. Это юноша, пытающийся найти свое место в жизни. Больше всего на свете Холден боится стать таким, как все взрослые. Он уже был исключен из трех колледжей за неуспеваемость. Холдену противна мысль о том, что он будет "работать в какой-нибудь конторе, зарабатывать уйму денег и ездить на работу в машине или в автобусах по Медисон-авеню, и читать газеты, и играть в бридж все вечера, и ходить в кино...".

Жизнь большинства обеспеченных американцев раздражает Холдена. Он ясно видит, что жизнь эта ненастоящая и иллюзорная. Подросток много читает, пытаясь в книгах найти ответы на свои вопросы. Но, так или иначе, а столкновения с реальной жизнью не избежать, и Холден конфликтует с учителями, родителями, одноклассниками.

Главный герой отличается стеснительным, обидчивым характером. Он нелюбезен, зачастую бывает просто груб, насмешлив. Причиной тому душевное одиночество: ведь его жизненные  ценности не совпадают с критериями взрослых. Холдена возмущает "показуха" и отсутствие самой элементарной человечности в жизни. Кругом царит обман и лицемерие. Учителя в привилегированной школе лгут, уверяя, что воспитывают хороших людей. Вот Холден вспоминает о директоре одной из частных школ, где он учился. Директор приторно улыбался всем и каждому, но на самом деле очень хорошо знал разницу между богатыми и бедными родителями своих подопечных

Герой Сэлинджера Холден Колфилд — своеобразный символ чистоты  и искренности для поколения выпускников школ и колледжей. Холден — семнадцатилетний юноша — мечтал о том, чтобы когда-нибудь появился наконец писатель, с которым хотелось бы связаться по телефону, посоветоваться и вообще поговорить по душам.

Роман "Над пропастью  во ржи" стал классикой не только американской, но и мировой литературы. Становление личности, переход подростка в мир взрослых — эти проблемы всегда будут актуальны.

«БИТНИКИ» (англ. beat generation — разбитое поколение; слово придумано писателем-битником Джеком Керуаком), литературное и молодежное движение в США сер. 1950-х — нач. 60-х гг. Провозглашали добровольную бедность, бродяжничество, эротическую свободу, анархический гедонизм, отрешенность от социальных проблем, увлечение дзэн-буддизмом. Писатели-битники (Дж. Керуак, А. Гинзберг, У. Берроуз, Л. Ферлингетти) тяготели к бессюжетности, свободному стиху, метафорическому языку, шокирующей лексике, импрессионистичности и натуралистичности описаний.

В круг ценностей входит сартровская свобода, сила и напряженность  душевных переживаний, готовность к наслаждениям. Яркая манифестация, контркультура. Безопасность для них – скука, а потому болезнь: жить быстро и умереть молодым. Но в действительности  все было пошлее и грубее. Битники героизировали хипстеров, придавали ми социальную значимость. Писатели этой жизнью жили, но маргиналами не были. Битники не были литературными выразителями, они только создавали культурный миф, образ романтического бунтаря, святого безумца, новую знаковую систему. Им удалось привить обществу стиль и вкусы маргиналов.

Изначильно биники по отношению к обществу были настроены  враждебно. Битники считали. Что  в литературе жизнь должна быть изображена потоком без сюжета  и композиции, поток слов должен изливаться свободно, на практике же не были так радикальны.

 

БИЛЕТ 8

  1. Жанр романа-эпопея и творчество Р. Роллана

Этот гибридный жанр не получил широкого распространения в мировой литературе, но он тем не менее представляет вершину художественно-эстетической трактовки мира и человека.

Роман - литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный/нестандартный период его жизни.

Эпопея - обширное повествование  в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях («Илиада», «Махабхарата»). Сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.

Синтез – «Тихий Дон», «Война и мир», «Жизнь Клима Сангина».

РОЛЛАН Ромен— французский писатель. Его жизненный и творческий облик выделяется среди всей лит-ры XX в. как облик не только большого писателя, но и виднейшего общественного деятеля, чье имя стало как бы олицетворением идейной чести, неподкупности, моральной высоты. Р. — один из тех «мастеров культуры», к-рые поддерживают ее преемственность, принося новому миру лучшие стороны культуры прошлого. «Жан-Кристоф» ("Jean-Christophe"), десятитомный роман, выходивший с 1904 по 1912 г., представляет собой историю жизни гениального музыканта, прообразом которого послужил Бетховен, а также широкую панораму европейской жизни первого десятилетия XX в. Отдельными частями роман печатался в «Двухнедельных тетрадях» и сразу же получил мировую известность и принес Р. международное признание. Р. получил Нобелевскую премию по литературе «за высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи».

Признание Ромен Роллан получил на рубеже XIX и XX веков, после  публикации и постановки цикла его  пьес, посвящённых событиям Великой  французской революции: «Волки», «Торжество разума», «Дантон», «Четырнадцатое июля».

Наиболее известное  произведение — роман «Жан Кристоф», состоящий из 10 книг. Этот роман принёс автору мировую славу и переведён  на десятки языков. Цикл рассказывает о кризисе немецкого музыкального гения Жана-Кристофа Краффта, прототипом которому стали Бетховен и сам Роллан. Завязавшаяся дружба молодого героя с французом символизирует «гармонию противоположностей», а более глобально — мир между государствами.

Среди других его произведений нужно выделить цикл книг о великих художниках: «Жизнь Бетховена» (1903), «Жизнь Микеланджело» (1907), «Жизнь Толстого» (1911). Позже, в последние годы жизни, он вернулся к теме Бетховена, завершив многотомый труд «Бетховен. Великие творческие эпохи».

В посмертно изданных мемуарах (Mémoires, 1956) ясно видна сплочённость взглядов автора в любви к человечеству.

  1. Творческий путь Дж. Стейнбека. «Регионализм» и «универсализм» творчества писателя

СТЕЙНБЕК, ДЖОН ЭРНСТ (1902–1968), американский писатель. Сменил ряд занятий, пытался публиковать рассказы, писал свой первый роман «Золотая чаша» о корсаре 17 в. Генри Моргане. В 1930 поселился близ Монтерея в Калифорнии и полностью посвятил себя литературному труду. Там были написаны «Райские пастбища» – собрание историй об обитателях небольшой долины; «Неведомому Богу»  – насыщенный символизмом роман о мистической связи человека со вселенной, и «Квартал Тортилья-Флэт»  – роман об особом мирке монтерейских гуляк-бессребренников, отвергающих вульгарный практицизм современного общества. Большинство рассказов из сборника «Долгая долина»  написаны в тот же период.

Литературную репутацию  Стейнбеку создали три следующие  книги: роман «Битва с неясным исходом» о жестокой схватке сельскохозяйственных рабочих-мигрантов с организованными калифорнийскими фермерами, до сих пор остающийся лучшим американским романом о забастовке; «О мышах и людях» – лаконичная обманчиво простая повесть о трагической дружбе двух сезонников; и «Гроздья гнева», наиболее известный и значительный роман Стейнбека, повествующий о массовом переселении в Калифорнию оклахомских фермеров.

Во время Второй мировой войны, работая в государственных информационных органах, Стейнбек написал повесть о сопротивлении в оккупированной стране – «Луна зашла». Его военные корреспонденции составили книгу «Когда-то была война». Вскоре после возвращения из Европы Стейнбек опубликовал Консервный ряд, Жемчужину по мотивам мексиканской притчи и «Заблудившийся автобус» – сатиру на современного делового человека. Этот роман, так же, как «Консервный ряд», содержит едкую критику алчности и близорукой материалистической морали, лежащей в основе современной цивилизации.

После «Заблудившегося автобуса» творчество Стейнбека приняло новую направленность, утверждая веру в изначальную доброту человека и возможность его торжества над пороком и общественным злом.

«Зима тревоги нашей» - роман о нравах зажиточного американского пригорода, явился непосредственным поводом для присуждения Стейнбеку Нобелевской премии по литературе (1962).

Литературная судьба Дж. Стейнбека  тесно связана с Калифорнией, где он родился и провел большую  часть своей жизни. Тема Калифорнии прошла почти через все творчество американского романиста - именно таким  образом в художественном наследии писателя проявилась специфическая черта американской литературы - регионализм, привязанность к «малой» родине.

Дж. Стейнбек продолжил традиции «калифорнийской  литературной школы», которая возникла во второй половине XIX века.

Стейнбек жил в маленьком  сельском городке, который был по существу границой поселения, расположенным среди некоторых из наиболее плодородных земель. Он проводил лето, работая на близлежащих ранчо, а затем с трудящимися-мигрантами на ранчо Спрекелс. ЕЕму было известно о более жестких аспекты мигрирующей жизни и темной стороне человеческой природы, которая выразилась в таких работах, как "О мышах и людях. Он также изучал округу, местные леса, поля и фермы.

 

БИЛЕТ 9

1. Философский роман в литературе XX века: проблематика и поэтика жанра

Характерная черта ром. мировоззрения – это резко выраженное субъективное осмысление автором явлений реальной действительности, стремление приписать ей то, что романтический поэт хотел бы видеть в жизни.

Противоречие между  мечтой и реальностью у них  обнаруживается в стремлении превосходить то, что будет, но чего еще нет сегодня. Субъективизм в понимании исторического процесса толкал их порой к совершенно произвольному созданию собственной историч. концепции.

Наиболее значительными в стиле модерн была проза — романы М. Пруста («В поисках утраченного времени»), Дж. Джойса («Улисс»), ф. Кафки («Замок»). Эти романы явились ответом на события Первой мировой войны, породившей поколение, получившее в литературе название «потерянного». В них анализируются духовные, психические, патологические проявления человека. Общим для них является методологический прием — использование открытого французским философом, представителем интуитивизма и «философии жизни» Анри Бергсоном метода анализа «поток сознания», заключающийся в описании непрерывного течения мыслей, впечатлений и чувств человека. Он описывал человеческое сознание как непрерывно изменяющуюся творческую реальность, как поток, в котором мышление составляет лишь поверхностный слой, подчиняющийся потребностям практики и социальной жизни. В глубинных же своих пластах сознание может быть постигнуто лишь усилием самонаблюдения (интроспекции) и интуицией. Философия Бергсона оказала значительное влияние на интеллектуальную атмосферу Европы, в том числе на литературу. У многих писателей первой половины 20 века «поток сознания» из философского метода познания превратился в эффектный художественный прием.

Информация о работе Шпаргалка по "Зарубежной литературе"