Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Зарубежной литературе".
ФАУЛЗ Джон – английский писатель. Первый роман Фаулза “Коллекционер” вышел в 1963 году, сделав его имя знаменитым. Роман переведен на многие языки мира, инсценирован и экранизирован.
- Библиотека — лабиринт, расположенный на третьем этаже Храмины — башни, поражающей Адсона своими размерами, великолепием и символичностью архитектурной формы (символ цензуры, ограниченных знаний, и т.д.)
- Две монастырские партии — итальянцы и иностранцы. Первые ратуют за свободный доступ ко всем книгам, за работу с народным языком, вторые же — консерваторы — получили руководящие места (немец Малахия — библиотекарь, его помощник Беренгар, и «серый кардинал» — испанец Хорхе) и поэтому не разделяют стремлений итальянцев (власть и оппозиция, любые две современные противоборствующие стороны). Плюс в романе противоборствующие стороны – те, кто за смех и кто против; те, кто утверждает, что Христос был беден и те, кто утверждает, что был богат.
- В следующую ночь Адсон самостоятельно, движимый душевным возбуждением, проникает в библиотеку, благополучно спускается на первый этаж (где находится кухня) и встречает там девушку, которая отдавалась келарю за еду (отсылка к коррупции и «сексуал херрасмент» J, плюс – к слухам о распутстве монахов, католических и всяких остальных).
- финальный пожар можно
трактовать как образ
БИЛЕТ 16
Со второй половины 20 века философия начала предлагать человечеству смириться с тем, что в нашем бытии нет абсолютных начал, но воспринималось это не как бессилие человеческого разума, а как некое богатство нашей природы, так как отсутствие первичного идеала стимулирует многообразие видения жизни. Нет единственно правильного подхода – все они правильны, адекватны. Так формируется ситуация постмодернизма.
С точки зрения постмодернизма
модернизм характеризуется
все тексты относятся друг к другу как части интертекста. Любой текст оказывается цитатой другого текста.
Отличительная черта постмодернизма – концептуальность.
В произведении закрепляется видение писателем мира, а не просто описывается мир. Мы получаем картинку, как она возникает в сознании автора.
Объявленным «началом» постмодернизма считают статью Лесли Фидлера, 1969, «Пересекайте границу, засыпайте рвы», демонстративно опубликованную в журнале Playboy.
В трактовке Умберто Эко постмодернизм в широком понимании — это механизм смены одной культурной эпохи другой, который всякий раз приходит на смену авангардизму (модернизму) («Постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности»).
«Человек без свойств» — незавершённый роман Роберта Музиля. Автор писал свой главный роман около 20 лет до самой смерти. При жизни издан только частично.
Гротеск, заложенный в самом объекте изображения, побуждал к усилению, заострению романной ситуации, искушал довести ее до некоего предела абсурдности. И Музиль вымыслил интригу, в кривом зеркале которой отразилась безнадежная немыслимость социального и государственного устройства Дунайской империи. Она получила название "параллельной акции.
Апофеозом "параллельной акции" должен стать 1918 год: тогда оба императора подойдут к своим юбилеям. Но в 1918 году рухнули обе империи; более старая вообще не собрала костей, более молодая превратилась в республику. Персонажи романа об этом еще не знают, однако читателям все известно. И это отбрасывает на возню с "параллельной акцией", на разыгрывающиеся вокруг нее страсти свет чуть ли не апокалипсической иронии. Граф Лейнсдорф руководствуется принципом "laissez-faire"; {Попустительство(фр.).} роскошная Диотима (намек на "учительницу любви" У Платона и идеальную героиню Гельдерлина), супруга высокооставленного чиновника министерства иностранных дел и душа лейнсдофовского комитета, красуется на званых вечерах; генерал Штумм фон Бордвер, прикомандированный военным ведомством к этой "акции мира", печется об извлечении пользы для своего ведомства; немецкий промышленник Арнгейм, присоединившийся к ней, чтобы прибрать к рукам нефтяные месторождения Боснии и Галиции, ухаживает за Диотимой и проповедует свои взгляды; крикливый поэт Фейермауль (карикатура на Франца Верфеля) норовит направить все это движение по своему руслу, руслу человеколюбия столь же жестокого, как и человеконенавистничество юного пангерманца Ганса Зеппа. И все - впустую. Ибо эпоха, по Музилю, в
значительной мере характеризуется фатальным разрывом между человеческими идеями и человеческими поступками.
Музиль сравнил "Человека без свойств" с каркасом идей, на котором, подобно гобеленам, висят отдельные куски повествования. Главный среди таких "гобеленов" - "параллельная акция".
Ульрих как "человек без свойств" - это не только зримое воплощение уже известных нам опасений Музиля, касавшихся внутренней "бесформенности" современного человека, но и попытка осознать эту "неизбежность", так сказать, в позитивном плане, извлечь из нее для общества и для человека
конструктивные уроки. Ульрих - не человек с "чувством реальности", а человек с "чувством возможности", то есть тот, чьи свойства еще не застыли в границах чего-то единичного, конкретного и находятся в состоянии перманентного акта творения. Он знает, что способен стать всем, и знание это
предохраняет от эгоцентризма, от убийственно серьезного отношения к собственным мнениям и поступкам, какое присуще людям, заключенным в тюрьму "характера". Ульрих обладает даром идти "рядом с собой" и не считаться с прихотями и капризами своей натуры. Жизнь для него - не сцена, где самовыявляется "я", а калейдоскоп, создающий бесчисленное множество узоров, при каждом повороте - разных. Для Ульриха мир, по выражению Музиля, - "большой исследовательский центр, где испытываются и наново создаются лучшие человеческие формы".
БИЛЕТ 17
1. Модернизм и постмодернизм: диалектика взаимоотношений двух художественных систем
У. Эко утверждает: «Постмодернизм – это ответ модернизму: раз уже прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведёт к немоте, его нужно переосмыслить: иронично, без наивности!»
Модернизм. 20 в – время экспериментов, затем эксперименты становятся нормой. Появляется различные декломации, манифесты, школ – нередко они посягают на традиции и каноны.
В 20 в художник стремиться подражать отвратительному (в древности это было запрещено). Безобразие – отправная точка в искусстве (ранее – гармония – идеал). Роман может напоминать историю болезни.
Условная периодизация:
1910-32 – экспрессионизм, 1917-39 – авангардизм, 1950-60 – неоавангардизм, 1970-80 – постмодернизм.
Общее М школ: субъективизм, деформация худ текста, в тексте утрачивается целостная модель мира (каждый худ-к в своем произ-и создает свою модель мира по своему произволу), пессимистическое мировоззрение, стремление не отражать объективную реальность, а самовыражать себя (ориент на субъективизм).
М имеет философ истоки – Ницше, Берсон. Фрейд, Уильям Джеймс. Иногда М как отдельный прием, определяет стиль худ-ка (Мрсель Пруст). М помог обратить внимание на уникальность внутр мира чел-ка. В М худ-к не менее важен, чем то, что он изображает (Пикассо).
Постмодернизм хронологически появился после модернизма, Теоретические основные принципы постмодернизма были сформулированы в 60-70-е годы ХХ века теоретиками искусства, философами-структуралистами (Р. Барт, Дж. Барт, И. Хассан). В 80-е годы продолжался как процесс теоретического осмысления, так и широкое развитие постмодернистского романа (П. Зюськинд, Ю. Андрухович и др.), что связывают как с окончательным крушением тоталитаризма (распад СССР), так и с сближением с массовой культурой.
Отличительные признаки постмодернизма указал в своё время американский литературовед И. Хассан. Он насчитал их тридцать один, сравнивая с модернизмом. Наиболее характерными признаками в ряду «модернизм — постмодернизм» являются: «форма (единая, закрытая), цель – игра ,… синтез – антитеза, соединение – разъединенность,… жанр/границы – текст/интертекст,… метафора – метонимия,…метафизика – ирония».
С точки зрения постмодернизма модернизм характеризуется стремлением познать начало начал. А постмодернизм приходит к мысли отказаться от этих стремлений, т.к. наш мир – мир многообразий, движений смыслов, при этом ни один из них не является самым верным. Человечество должно принимать это многообразие и не претендовать на постижение истины.
2.Симона де Бовуар.
Французская писательница, философ, идеолог феминистского движения. Подруга (оба они были против брака) и единомышленник Жан-Поля Сартра.
Родилась 9 января 1908 в Париже, получила строгое буржуазное воспитание, что описано в ее книге «Воспоминания благовоспитанной девицы». Изучала философию в Сорбонне, где познакомилась с вождем современного экзистенциализма Ж. П. Сартром.
В двух последующих частях автобиографической трилогии, «Сила зрелости» и «Сила вещей», изображается ее жизнь сподвижницы и ученицы Сартра. В романах Симоны де Бовуар развиваются экзистенциалистские идеи, сюжетные ходы «Мандаринов» отражают события жизни писателей из окружения Сартра.
Эссеистика С. де Бовуар включает, среди прочих, работы «Мораль двусмысленности», «Второй пол», «Старость». Публицистическая книга-эссе «Второй пол» посвящена проблемам женщин и оказала большое влияние на феминистское движение.
«Прелестные картинки» (1966) — это исповедь писательницы. Героиня повести — молодая женщина. Работа в рекламном агентстве приучила ее представлять жизнь как серию картинок из глянцевых журналов: благоустроенный дом, воспитанные дети, муж — модный архитектор, любовник — все как в рекламе. Но что таится за этими благополучными клише? Есть ли здесь место живым чувствам?
БИЛЕТ 18
1. Феномен интертекстуальности в литературе постмодернизма
Эко утверждает: «постмодернизм – не фиксированное хронологически явление, а некое духовное состояние…». Причины появления его объясняет итальянский философ Витторио Страда тем, что время возникновения глобальной культуры, которую он называет постмодерной и в состав которой вливаются «все культуры прошлого и различные культуры настоящего».
Интертекстуальность, считает У. Эко присутствует в всяком тексте. писатель цитирует или обращается к уже известным сюжетам, образам, приёмам, но теперь с тем, чтобы пародировать или переоценивать их.
Франц. INTERTEXTUALITE, англ. INTERTEXTUALITY. Термин, введенный в 1967 г. теоретиком постструктурализма Ю. Кристевой, стал одним из основных в анализе художественного произведения постмодернизма. Употребляется не только как средство анализа литературного текста или описания специфики существования литературы (хотя именно в этой области он впервые появился), но и для определения того миро- и самоощущения современного человека, которое получило название постмодернистской чувствительности.
2. Позиция антиконформизма в романе Г. Белля «Глазами клоуна»
Генрих Белль родился в Кельне, вырос в доме родителей — католиков-антифашистов. С 1939 до 1945 г. был солдатом. В конце 40-х гг. выступил как автор сатирических и лирических рассказов, главным образом антивоенного характера.
Немецкий писатель Генрих
Бёлль, лауреат Нобелевской премии
в области литературы 1972 года, —
очень интересная фигура. Интерес
к "маленькому человеку" — то,
что отличает Бёлля от многих современных европейских писателей. В каждом
из своих произведений автор достигает
вершин психологического анализа. "Глазами клоуна". Действие
в произведении длится всего два дня. Роман
представляет собой монолог главного
героя — Ганса Шнира. Этот человек по профессии
клоун, и это одновременно помогает и мешает
ему жить. Ганс — хороший психолог, ему
понятны мотивы человеческих поступков.
Какой стала Германия после второй мировой
войны? Восточная Германия превратилась
в ГДР, а вот Западная стала вполне экономически
благополучной страной. Однако проклятие
нацистского прошлого тяготело над Германией.
Уже раздавались призывы прекратить национальное
самоистязание, забыть о гитлеризме. Ганс
Шнир, например, вряд ли сможет забыть
свое детство в нацистской Германии. Ганс
ненавидит свою мать: она неискренна, скупа,
а главное — привыкла подчиняться господствующей
в обществе идеологии, какой бы она ни
была. При Гитлере госпожа Шнир была убежденной
нацисткой, слепо верящей своему фюреру.
Даже свою родную дочь Генриетту она принесла
в жертву фашистскому Молоху. Теперь же,
во вполне демократической ФРГ госпожа
Шнир занимается примирением расовых
противоречий, то есть делает уже что-то
совершенно противоположное нацизму с
полным убеждением в собственной правоте.
Она не одинока в'своем приспособленчестве.
Ганса возмущают нацисты, с легкостью
переквалифицировавшиеся в демократов,
отделавшиеся лишь легким и
спугом да чисто формальным раскаянием.
Покойная Генриетта была единственной
родной душой для Ганса. Впрочем, в семье
Шниров был еще один ребенок — Лео, который
учится в религиозном учебном заведении
— семинарии. Но от этого вялого святоши
Гансу так и не удается дождаться сочувствия.
Ганс Шнир потерял любимую девушку — Мари,
начал пить, повредил себе колено и еще
долгое время не сможет вернуться к выступлениям.
Клоун звонит тем, кто смог бы ему помочь,
хотя бы морально поддержать, однако настоящего
разговора у Ганса не получилось ни с кем.
Даже родной отец, видя, как несчастен
Ганс, остается практически равнодушным.
Клоун отлично понимает, что Мари, ушедшая
к обеспеченному человеку, будет счастлива.
Но любила Мари только Ганса. Сам Ганс
Шнир не понимает, как можно любить одного,
а выйти замуж за другого. Это, по мнению
клоуна, греховно.
Беда Ганса Шнира не в том, что он рос в
фашистской Германии, не в том, что его
оставила любимая и не помогли близкие.
Беда клоуна в том, что он талантлив и поэтому
очень остро ощущает несовершенство окружающей
действительности. Это роднит героя Бёлля
с героями Достоевского, Чехова, Толстого
и других русских писателей. Проблема
взаимоотношений художника и мира неразрешима.
Прошедший войну Генрих Бёлль сумел ярко
изобразить противоречия послевоенного
европейского общества. По его мнению,
конформизм и эгоизм стали одними из основных
пороков современных европейцев. Уроки
истории ничему не учат.