Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 14:02, шпаргалка
1. Характеристика 17 века как особой эпохи в истории западной литературы (соотношение барокко и класицизма)
По лекциям Нинелль Иванны: К кон. 16-го в. искусство и литература подошли к творческому кризису. Ренессансная идея господства человека в мире благополучно скончалась. В Ренессансе считалось, что мир – это место, где человек должен реализовать свое «я», гуманисты верили, что человечество посвятит себя творческому процессу.
На прогулке к ним прибивается чёрный пудель, Фауст видит, как вокруг него огонь и т.д. Вагнер уверяет, что это просто черный пес, без приюта и крова. Фауст приводит пуделя домой. Стремясь побороть безволье и упадок духа, овладевшие им, герой принимается за перевод Нового Завета. Отвергая несколько вариантов начальной строки, он останавливается на толкованьи греческого «логос» как «дело», а не «слово», убеждаясь: «В начале было дело», — стих гласит. Однако собака отвлекает его от занятий. И наконец она оборачивается Мефистофелем, который в первый раз предстаёт Фаусту в одежде странствующего студента.
На настороженный вопрос хозяина об имени гость отвечает, что он «часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла». Новый собеседник, в отличие от унылого Вагнера, ровня Фаусту по уму и силе прозрения. Гость снисходительно и едко посмеивается над слабостями человеческой природы, над людским уделом, словно проникая в самую сердцевину терзаний Фауста. М.гов-т, что не может выйти, т.к. на двери пентаграмма, кот-я не дает ему выйти. Фауст радуется, что дух беспомощен. Мефистофель же смеется и погружает Ф. в сон, а крыса надгрызывает угол знака, и Меф-фель уходит.
В следующий раз он появляется нарядно одетым и сразу предлагает Фаусту рассеять тоску. Он уговаривает старого отшельника облачиться в яркое платье и в этой «одежде, свойственной повесам, изведать после долгого поста, что означает жизни полнота». Но Фауси не думает, что одежда или какие-либо блага могут разогнать его тоску. Только смерть ему мила. Но Меф-фель уговаривает его, обещая исполнить любую блажь Фауста. Если предложенное наслаждение захватит Фауста настолько, что он скажет «Мгновенье, повремени!», то он станет добычей Мефистофеля, его рабом. Они скрепляют сделку кровью «Кровь особый сок» , М-фель гов-т, что сколько париков ни надевай «ты-это только ты». Приходит студент, Фауст занят и не хочет его принимать, его принимает Мефистофель. Студент приходит и гов-т, что хотел узнать науку, приехал сюда, но что-то ему уже хочется домой. М-фель гов-т ему, как стоит себя вести: учиться надо по системе, сначала – логике, потом – философия, далее – химия, дедукция, метафизика. Дальше рассуждают о факультетах. М-фель: законоведы – «поприще всех бесполезней, тут крючкотворам лишь лафа», богословье – «лес дремучий», медицина – надменный вид принять и лечить барышней от «обмороков» расстегиванием корсетов. М-фель дает автограф студенту: «Будете, как бог, знать добро и зло» (на латыни). Студент валит.
Входит Фауст.Отправляются в странствия — прямо по воздуху, на широком плаще Мефистофеля…Приземляются в компании гуляющих пьяниц, в кабак. Меф-фель обещает каждому вино, кот-е тот захочет. Пьяницы «заказывают». Меф-фель ворожит, все пьют. Вино загорается, пьяницы гонят М-феля прочь, М-фель заставляет их хватать друг друга за нос.
М-фел и Фауст приходят на кухню ведьмы. Мартышки варят зелье. В зеркале Фауст видит прекрасный обрас девушки и тут же загорается страстью.Фауст пьет зелье, сваренного ведьмой, после чего кровь его закипела.Он снова молод и готов на все. Он не знает более колебаний в своей решимости постичь все тайны жизни и стремлении к высшему счастью, пока что он хочет видеть прекрасную «Елену»
. Елена зовётся Маргарита, или Гретхен, ей идет пятнадцатый год, и она чиста и невинна, как дитя. Она выросла в убогом городке, где у колодца кумушки судачат обо всех и все. Они с матерью похоронили отца. Брат служит в армии, а младшая сестрёнка, которую Гретхен вынянчила, недавно умерла. В доме нет служанки, поэтому все домашние и садовые дела на её плечах. «Зато как сладок съеденный кусок, как дорог отдых и как сон глубок!» Эту вот бесхитростную душу суждено было смутить премудрому Фаусту. Встретив девушку на улице, он вспыхнул к ней безумной страстью. Потом М-фель отвел его в ее комнату, где он дышал ее ароматом, потом Фауст решил, что стоит подарить ей драгметаллы. Гретхен находит у себя шкатулку и не может понять, кто оставил это. Она радуется, но мать отдает драгкамни в церковь,т.к. это может быть нечистая сила.
Сводник-дьявол немедленно предложил сам является к Маргарите и Марте, ее подруге, сообщить о том, что муж Марты умер. И гов-т, что подтвердить это может его друг. Они договариваюся встретиться в четвером.
Марта и Мефистофель, Фауст и Гретхен прогуливаются и вот уже Маргарита отвечает Фаусту столь же пламенной любовью. Мефистофель подначивает Фауста довести дело до конца, и тот не может противиться этому. Он встречается с Маргаритой в саду. Можно лишь догадываться, какой вихрь бушует в её груди, как безмерно её чувство, если она — до того сама праведность, кротость и послушание — не просто отдаётся Фаусту, но и усыпляет строгую мать по его совету, чтобы та не помешала свиданиям.
Почему так влечёт Фауста именно эта простолюдинка, наивная, юная и неискушённая? Может быть, с ней он обретает ощущение земной красоты, добра и истины, к которому прежде стремился? При всей своей неопытности Маргарита наделена душевной зоркостью и безупречным чувством правды. Она сразу различает в Мефистофеле посланца зла и томится в его обществе. «О, чуткость ангельских догадок!» — роняет Фауст.
Любовь дарит им ослепительное блаженство, но она же вызывает цепь несчастий. Случайно брат Маргариты Валентин, проходя мимо её окна, столкнулся с парой «ухажеров» и немедленно бросился драться с ними. Мефистофель не отступил и обнажил шпагу. По знаку дьявола Фауст тоже ввязался в этот бой и заколол брата возлюбленной. Умирая, Валентин проклял сестру-гуляку, предав её всеобщему позору. Фауст не сразу узнал о дальнейших её бедах. Он бежал от расплаты за убийство, поспешив из города вслед за своим вожатым. А что же Маргарита? Оказывается, она своими руками невольно умертвила мать, потому что та однажды не проснулась после сонного зелья. Позже она родила дочку — и утопила её в реке, спасаясь от мирского гнева. Кара не миновала её — брошенная возлюбленная, заклеймённая как блудница и убийца, она заточена в тюрьму и в колодках ожидает казни.
Её любимый далеко. Нет, не в её объятиях он попросил мгновенье повременить. Сейчас вместе с неотлучным Мефистофелем он мчится не куда-нибудь, а на сам Брокен, — на этой горе в Вальпургиеву ночь начинается шабаш ведьм. Вокруг героя царит истинная вакханалия — мимо проносятся ведьмы, перекликаются бесы, кикиморы и черти, все объято разгулом, дразнящей стихией порока и блуда. Фауст не испытывает страха перед кишащей повсюду нечистью, которая являет себя во всем многоголосом откровении бесстыдства. Это захватывающий дух бал сатаны. И вот уже Фауст выбирает здесь красотку помоложе, с которой пускается в пляс. Он оставляет её лишь тогда, когда из её рта неожиданно выпрыгивает розовая мышь. «Благодари, что мышка не сера, и не горюй об этом так глубоко», — снисходительно замечает на его жалобу Мефистофель.
Далее идет представление «Сон в Вальпургиеву ночь,или Золотая свадьба Титании и Оберона» Выступают всякие философы: идеалист, догматик, реалист,супернатуралист, скептик, догматик и т.д. Что они говорят, осталось для меня великой тайной мироздания.
В одной из теней Фауст угадывает Маргариту. Он видит её заточенной в темнице, со страшным кровавым рубцом на шее, и холодеет. Бросаясь к дьяволу, он требует спасти девушку. Тот возражает: разве не сам Фауст явился её соблазнителем и палачом? Герой не желает медлить. Мефистофель обещает ему наконец усыпить стражников и проникнуть в тюрьму. Вскочив на коней, двое заговорщиков несутся назад в город. Их сопровождают ведьмы, чующие скорую смерть на эшафоте.
Последнее свидание Фауста и Маргариты — одна из самых трагических и проникновенных страниц мировой поэзии.
Испившая все беспредельное унижение публичного позора и страдания от совершенных ею грехов, Маргарита лишилась рассудка. Простоволосая, босая, она поёт в заточении детские песенки и вздрагивает от каждого шороха. При появлении Фауста она не узнает его и съёживается на подстилке. Он в отчаянье слушает её безумные речи. Она лепечет что-то о загубленном младенце, умоляет не вести её под топор. Фауст бросается перед девушкой на колени, зовёт её по имени, разбивает её цепи. Наконец она сознает, что перед нею Друг. «Ушам поверить я не смею, где он? Скорей к нему на шею! Скорей, скорей к нему на грудь! Сквозь мрак темницы неутешный, сквозь пламя адской тьмы кромешной, и улюлюканье и вой…»
Она не верит своему счастью, тому, что спасена. Фауст лихорадочно торопит её покинуть темницу и бежать. Но Маргарита медлит, жалобно просит приласкать её, упрекает, что он отвык от неё, «разучился целоваться»… Фауст снова теребит её и заклинает поспешить. Тогда девушка вдруг начинает вспоминать о своих смертных грехах — и безыскусная простота её слов заставляет Фауста холодеть от ужасного предчувствия. «Усыпила я до смерти мать, дочь свою утопила в пруду. Бог думал её нам на счастье дать, а дал на беду». Прерывая возражения Фауста, Маргарита переходит к последнему завету. Он, её желанный, должен обязательно остаться в живых, чтобы выкопать «лопатой три ямы на склоне дня: для матери, для брата и третью для меня. Мою копай сторонкой, невдалеке клади и приложи ребёнка тесней к моей груди». Маргариту опять начинают преследовать образы погибших по её вине — ей мерещится дрожащий младенец, которого она утопила, сонная мать на пригорке… Она говорит Фаусту, что нет хуже участи, чем «шататься с совестью больной», и отказывается покинуть темницу. Фауст порывается остаться с нею, но девушка гонит его. Появившийся в дверях Мефистофель торопит Фауста. Они покидают тюрьму, оставляя Маргариту одну. Перед уходом Мефистофель бросает, что Маргарита осуждена на муки как грешница. Однако голос свыше поправляет его: «Спасена». Предпочтя мученическую смерть, Божий суд и искреннее раскаяние побегу, девушка спасла свою душу. Она отказалась от услуг дьявола.
В начале второй части мы застаём Фауста, забывшегося на зелёном лугу в тревожном сне. Летучие лесные духи дарят покой и забвение его истерзанной угрызениями совести душе. Через некоторое время он просыпается исцелённый, наблюдая восход солнца. Его первые слова обращены к ослепительному светилу. Теперь Фауст понимает, что несоразмерность цели возможностям человека может уничтожить, как солнце, если смотреть на него в упор. Ему милей образ радуги, «которая игрою семицветной изменчивость возводит в постоянство». Обретя новые силы в единении с прекрасной природой, герой продолжает восхождение по крутой спирали опыта.
На этот раз Мефистофель приводит Фауста к императорскому двору. В государстве, куда они попали, царит разлад по причине оскудения казны. Никто не знает, как поправить дело, кроме Мефистофеля, выдавшего себя за шута. Искуситель развивает план пополнения денежных запасов, который вскоре блестяще реализует. Он пускает в обращение ценные бумаги, залогом которых объявлено содержание земных недр. Дьявол уверяет, что в земле множество золота, которое рано или поздно будет найдено, и это покроет стоимость бумаг. Одураченное население охотно покупает акции, «и деньги потекли из кошелька к виноторговцу, в лавку мясника. Полмира запило, и у портного другая половина шьёт обновы». Понятно, что горькие плоды аферы рано или поздно скажутся, но пока при дворе царит эйфория, устраивается бал, а Фауст как один из чародеев пользуется невиданным почётом.
Бал-маскарад, на котором появляется на колеснице Плутус – олицетворение богатства (это вроде переодетый Мефистофель), мальчик-возница – творчество, мотовство. Император в роли Пана со свитой, Фауст с Мефистофелем устраивают небольшой пожар: толпа бежит к сундуку с баблом, кот.Плутус показал, Плутус грозит им огненным жезлом, но они бегут, и он вызывает огонь. Случайно подпаливает бороду Пана (Императора). Вообще все, что происходит на маскараде неописуемо.
Фауст как-то обещает
императору, что приведет Париса и
Елену. Обращается к М-фелю, кот-й
отправляет его к «Матерям»(богиням).
Мефистофель вручает ему
Фауст приводит на бал к императору Париса и Елену, олицетворяющих мужскую и женскую красоту. Когда Елена появляется в зале, некоторые из присутствующих дам делают в её адрес критические замечания. «Стройна, крупна. А голова — мала… Нога несоразмерно тяжела…» Однако Фауст всем существом чувствует, что перед ним заветный в своём совершенстве духовный и эстетический идеал. Слепящую красоту Елены он сравнивает с хлынувшим потоком сиянья. «Как мир мне дорог, как впервые полон, влекущ, доподлинен, неизглаголан!» Елена подходит к спящему Парису и целует его (как неприлично-то при всех – молвит толпа) Фауст ослеплен Еленой и хочет ее удержать. Однако его стремление не даёт результата. Образ расплывается и исчезает, раздаётся взрыв, Фауст падает наземь.
Теперь герой одержим идеей найти прекрасную Елену. Его ждёт долгий путь через толщи эпох. Этот путь пролегает через его бывшую рабочую мастерскую, куда перенесёт его в забытьи Мефистофель. Комната эта осталась такой же, т.к. Вагнер ждет возвращения своего учителя, хотя сам уже знаменит. М-фель опять принимает бакалавра (студента в 1м действии), кот.разочарован в м-феле и понимает, как тот тогда его надул, что в молодости все пудрили ему мозг и только сейчас он начинает все познавать.Бакалавр выделывается
М-фель встречается с усердным Вагнером, дожидающимся возвращения учителя. На сей раз учёный педант занят созданьем в колбе искусственного человека, твёрдо полагая, что «прежнее детей прижитье — для нас нелепость, сданная в архив». На глазах усмехающегося Мефистофеля из колбы рождается Гомункул, страдающий от двойственности собственной природы. Гомункул не до конца рожден и находится как бы в стекле. Гом-кул просит Меф-феля найти ему работку и М.рассказывает ему о безумстве Фауста (о Елене). Гом-кул предлагает лететь на юг, М-фель гов-т, что его владения – север и там прядется как-то выкручиваться. Гом-кул покидает Вагнера, обещая, что что-нибудь совершит, летая по миру, а Вагнеру стоит заниматься наукой.
Прилетают на классическую Вальпургиеву ночь, где герои античные: грифы, сирены, сфинкс, нимфы, кот.не оч.рады Мефистофелю. Сфинкс гов-т Фауста, что Елену из всех видел кентавр Хирон. Хирон гов-т о героях античности – Геркулесе, Одиссее, Ясоне. Фауст рассказывает ему о любви к Елене, Хирон ведет его к колдунье(?) Манто, которая дает ему ключ от недр Персефоны, предупреждает, чтобы он не лоханулся, как Орфей.
Мефистофель и Гомункул расстаются, т.к. гом-кул хочет узнать, как ему родиться до конца. Набредает на 2х философов, спорящих о первовеществе: Фалеса и Анаксагора. Гомункул спрашивает, как ему разродиться. Фалес советует ему пойти спросить у Нерея, Нерей посылает к Протею. Протей гов-т, чтобы гомункул поселился в океане, ел по-тихоньку др.существ, питался влагой и тогда приобретет оболочку. Появляется морская свита с Галатеей(Венерой), гомункул плывет, но разбивается о ракушку Галатеи. Фалеса осеняет, что все произошло от влаги.
Мефистофель тем временем приходит к Форкиадам (три горгоны) и просит в обмен на совет поменяться с одной внешностью. У Форкиад один глаз и один зуб на троих. М.предлагает дать им глаз и зуб, оставить двоих, а у третьей он пока заберет внешность. Форкиады, думая, что станут прекрасными, соглашаются.
Меж тем Елена, прибывая из царства мертвых, (забыв, что она там вообще была), возвращается в дворец в Спарте со своим хором. Она вспоминает, что Менелай дал ей наказ – принести жертву, но не сказал, кого именно. Елена приходит в замок и удивляется – никого нет, служанок нет, - одна старая бабка. Бабка-ключница - Форкиада (на самом деле Мефистофель) гов-т, что, наверное, Менелай имел ввиду, что жертвой должна стать сама Елена и ее служанки. Они все в ахтунге – типа че делать? Елена хочет смириться, но хор спрашивает, нет ли другого пути. Форкиада рассказывает им про дворец, где поселился сейчас хозяин земли, кот-му она платит дань, и советует Елене его «навестить». Елена соглашается, хозяин замка на самом деле Фауст. Фауст восхищается ей и даже хочет казнить стражника за то, что тот не вовремя предупредил о ее появлении. Елена милует стражника, т.к. он не виноват в том, что пал перед ее красой. Потом Стражник(Линкей) приходит снова, дарит ей все его богатства, тк теперь уже ничто ему не важно, только ее улыбка. Далее к брегам пристает корабль Менелая, Фауст говорит, что без боя прекраснейшую не завоюешь. Готов рад нее на все.
Информация о работе Шпаргалка по "История зарубежной литературы 17-18 вв"