Шпаргалка по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Литература".

Вложенные файлы: 1 файл

krasov.docx

— 86.73 Кб (Скачать файл)

Октябрьскую революцию Гиппиус  восприняла враждебно, как "предательство" идеалов свободы и святотатство.

В эмиграции писала о политике .

Лирика Гиппиус – творчесвто большого мастера, страстно влюбленного  в слово, умевшего добиваться истинной гармонии стиха рифмой, мелодикой, ритмом.

Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924)

Он был чужд мистике  символистов, на этой почве у него были противоречия с его товарищами. У него был материалистический взгляд на мир.

Начал писать в 89 году.

Творчество Брюсова носит  программный характер. Он начинает создавать литературную школу. В 1894 году публикует книжку стихов "Русские  символисты. Выпуск I".

1895 год "Шедевры". Миру  реальности поэт противопоставляет  мир мечты. Одна из основных  тем сборника – тема любви,  любви-пытки. 

Брошюра "Об искусстве", 1899 год, в ней Брюсов утверждает, что смысл искусства состоит  в том, чтобы раскрыть и пересказать  душу художника. Его "религией" становится само искусство.

В то же время – метрические  опыты поэта. Ранняя поэзия его тяготеет к экзотике как в плане рифм, так и в плане словаря. Ярко выраженный импрессионизм поэта.

Новый этап творчества в 1900х. Он заканчивает университет, в том  же году выходит его сборник "Третья стража".

Брюсов искал какую-либо значительную тему.

И на него, как и на всех остальных, весьма повлияла революция, она заставила его задуматься о реальности. Он видел в ней  лишь разрушающую силу, которпая сокрушит все, в том числе и культуру. Но размах революционного движения привлекал  поэта.

Постепенно с звуков переключается  на зрение.

Символы Брюсова не требуют  мистических истолкований – они  олицетворения отвлеченного понятия.

В 1909 году все начинает рушиться, кризис символистского движения.

 

18. Петербург и петербуржцы  в романах "Петербург" Андрея  Белого и "Петр и Алексей" ("Александр I") Мережковского.

Литература традиционная, реалистическая, безусловно, лидировала в эпической прозе и драматургии. При всей значительности и новизне  проблематике все опыты символистов  оставались либо экспериментальными, либо вполне традиционными. В качестве экспериментального произведения можно  назвать «Симфонию» Андрея Белого. Это чисто экспериментальное  произведение. Это взаимопроникновение  двух родов – эпоса и лирики, но понять очень сложно, на самом  деле, тексты для немногих, надо с  большим интересом относиться к  модернистской прозе.

Что касается романов Мережковского, то по форме они вполне традиционны. Главное уловить, что видит в  истории Мережковский. А видит  он борьбу духовного и плотского, христианского и языческого, Христа и Антихриста. Чисто внешне даже есть натуралистические сцены, он этого  не избегает. Это не символическая  проза.

Конечно, образцовые произведения символистской прозы – это  «Мелкий бес» Сологуба, это тексты Ремизова, это, конечно, «Петербург»  Андрея Белого.

Андрей Белый. В романе "Петербург" поэт развернул намеченную в сборнике "Пепел" тему города. Он создал мир, мир невероятный, фантастический, полный кошмаров, обездушенных людей-призраков. В этом романе отразилось и отрицательное  отношение младосимволистов к городской  культуре запада, и отрицание ими  державно-бюрократического государства.

Петербург у Белого – это  призрак, материализованный из желтых туманов болот. В нем все подчинено  нумерации, здесь даже проспекты  расчерчены под линеечку. символом мертвенных бюрократических сил  Петербурга в романе – царский  сановник Аполлон Аполлонович Аблеухов. Он стремится заморозить, законсервировать живую жизнь, подчинить страну бездушной  регламентации правительственных  установлений. Он борется с революцией, как с проявлением жизни. А  он – живой мертвец, или живой  автомат имперской системы.

    Прямая линия  тянется отсюда к роману "Петербург", который явился высшим воплощением  и завершением темы города  в творчестве Белого. Само возникновение  этой темы (не только у Белого, но и у многих других поэтов  и писателей рубежа веков) было  вызвано обстоятельствами исторического  развития России во вторую  половину XIX в., когда после отмены  крепостного права и проведения  ряда буржуазных реформ город  начал становиться капиталистическим  городом, центром буржуазной культуры, которая вскоре стала расцениваться  не как культура в собственном  смысле слова (т. е. выражение  духовных потребностей), а как  цивилизация (т. е. выражение  внешнего усложнения жизненных  процессов, отодвигающего на задний  план и подавляющего внутренние  потребности человека как личности). Наиболее полное и законченное  воплощение идея несовместимости  культуры и цивилизации найдет  вскоре в статьях и докладах  А. Блока. Вплотную подходит  к ней в начале века и  Андрей Белый. 

       Символом  гибели подлинной культуры, подавления  человеческой личности становится  для него Петербург. 

       Город  проспектов и огромных площадей, европейских дворцов и регулярных  парков, прудов и фонтанов, прямых  линий Васильевского острова  и сырых доходных домов, город  уходящих в туманную бесконечность  электричеством блещущих мостов  каждый раз поражал воображение  Белого. Какая-то таинственная связь  существовала между ними.

    Туманным призраком  вошел Петербург в сознание  Белого. В пятой главе романа  он обращается к нему: "Осаждаясь  туманом, и меня ты преследовал  праздною мозговою игрой: ты -- мучитель жестокосердый: но ты -- непокойный призрак: ты, бывало, года на меня нападал; бегал  и я на твоих ужасных проспектах, чтоб с разбега влететь вот  на этот блистающий мост..."

    У Белого -- "свой", очень определенный Петербург,  прямо связанный с пушкинской  традицией, которая с гениальной  прозорливостью была воплощена  в поэме "Медный всадник". Поэма эта составила эпоху  в литературной истории петербургской  темы. Ее образы вновь возникли, стали жить своей, но уже  новой жизнью на страницах  романа Андрея Белого. Медный  всадник и Евгений вновь встретились,  вновь пересеклись их жизни,  но уже не как враги столкнулись  они, а как союзники, как проводники  одной исторической тенденции.  Белый восстанавливает, воссоздает  саму коллизию пушкинской поэмы,  но он по-своему истолковывает  ее. Он переосмысляет ее в соответствии  с теми воззрениями на сущность  нынешнего исторического периода, которые формировались на рубеже XIX и XX вв., хотя действующими лицами оставляет персонажей "Медного всадника", которые и становятся под пером Белого символами его эпохи.

Петербург в романе -- и  европеизированный город, столица  огромной империи, и некая таинственная точка соприкосновения мира "потусторо-ннего" с миром реальным, подлинным, и  место, где столкнулись, объединившись, две главные тенден-ции мирового исторического процесса -- "европейская" и "азиатская", "западная" и "восточная".

 

Петербург у Мережковского:

В хронотопе «Александра I» пространственные отношения доминируют над временными, что связано с  широтой и многообразием изображения  различных сфер александровской  эпохи: придворной жизни, народного  быта, деятельности тайных обществ. Художественное пространство романа во многом строится на оппозиции «столица (Петербург) - провинция (юго-западные губернии и  Таганрог)». В «петербургских» частях романа Д. Мережковский создает «миф Петербурга», который основывается на лейтмотивах смерти/конца, двойственности/призрачности, регулярности/ однообразия. Сакральной точкой петербургского пространства является в романе Медный Всадник. В «Александре I» есть несколько случаев, когда  автор рисует в снах и видениях своих героев «прорывы» в инопространство. Особым, многофункциональным типом  замкнутого пространства в романе является интерьер и, как его частное выражение, кабинет героя (приемная А. Голицына, кабинет Аракчеева, кабинет Александра I), который имеет характерологическое  и символическое значение.

 

Цитата из текста:

« Небо мутно-желтое с темно-серыми пятнами. И сыплется оттуда изморозь, не то льдистый дождь, не то мокрый лед. Оттепельный черный, страшный город  похож на труп, с которого сорвали  саван. И трупным запахом проникает  мутно-желтый, удушливо-едкий туман  сквозь окно в комнату, сжимает горло, саднит грудь так, что нечем дышать. А на другой стороне Фонтанки, на челе казенного здания Екатерининского  института, парит с распростертыми крыльями двуглавый орел. Над черной петербургской слякотью, над черным, оголенным трупом кажется он зловещим и нелепо-торжественным».

 

19. Лирика и роман "Мелкий  Бес" Сологуба

Федор Сологуб (1863-1927). В его  творчестве отчетливо раскрываются особенности восприятия и обработки  идейно-художественныз традиций русской  классики в модернистской литературе. Человек для Сологуба полностью  отделен от мира мир непонятен  ему и понятен быть не может. Единственное спасение – в погружении в иллюзию, в созданную воображением художника  прекрасную легенду. Он противопоставляет  насилие чему-то прекрасному.

Но и легенда не так  сладостна как кажется, она еще  и тосклива. Жизнь – земное заточение, страдание, безумие. Попытки выбраться  из этого всего – бесплодное томление. Люди заперты, как звери, в клетке. В итоге появляется восприятие жизни  человека как жалкой игрушке в  руках потусторонних сил. Для поэта остается ценным лишь его "я", а все остальное – лишь творение его фантазии.

Язык Сологуба не метафоричен  и лаконичен.

Куда больше Сологуб известен как прозаик. Роман "Мелкий Бес". Идейная задача романа – доказать бессмысленность человеческого  существования, неизбыточную гнусность  самой сущности человека.

Сюжет таков: поиски Передоновым  получить должность инспектора училища. Он живет в атмосфере подозрительности, страха за карьеру, и в каждом жителе городка ему видится что-то пакостное, гнусное. Паранойя героя набирает обороты,  и его действительность заволакивает дымка иллюзии. Теперь не только люди, но и предметы видятся ему врагами. Он выкалывает глаза карточным фигурам, но все равно не может избавиться от их "взгляда". Весь мир становится местом разгула болезненных грез Передонова. И символом этого чудовищного  мира становится Недотыкомка, серая, страшная в своей бесформенной неуловимости. Она является герою, наводя на него страх, пугает его, следит за ним, обманывает, смеется.

Существование других героев романа так же бессмысленно, как  и жизнь всего городка. Это  живые мертвые души. И, заостряя черты  характеров персонажей, Сологуб подходит к границе фантастического.

Сологуб не оценивает окружающий мир, показывает в гротеске.

Центральная же фигура романа – типичный образ носителя реакции 80-х. Его чувства тупы, а все  входящее в сознание превращалось в  мерзость.

 

20. Творческий путь Блока.  Блок и символизм.

Александр Александрович  Блок (1880-1921)

По-началу малдосимволист. Состоял  в группе аргонавтов, но он единственный из них жил в Питере. Аргонавтика  – эти мистическое путешествие  душ, сливающихся в едином порыве в поисках абсолютного знания и абсолютной гармонии. Даже отношение  к смерти у аргонавтов было довольно позитивным. Искусство есть искусство  жить. Для них весь мир был искусству  подобным феноменом. Они искали основу творчества. Занимались мифологизацией бытия.

Центр будущего апокалипсиса – Арбат. Вся Москва была сценой для различных аргонистических  игр. Для них была важна не цель, а путь.

От субъективно идеалистических  представлениях о мире, через поиски правды человеческих отношений, через  светлые надежды и трагические  разуверения он пришел к неразрывной  связи художника и родины.

Основные этапы своего творческого пути Блок выделил сам: Первый – мистический, тезы; второй – скептический антитезы; третий –  синтеза, в нем центральное место  займут стихи о России. Локк рассматривал свое творчество как лирическую трилогию.

С 1898 по 1900 гг Блок написал  около трехсот стихотворений. Это  юношеские стихи, они продолжают традицию старой русской поэзии.

На Блока сильно влияет лирика Соловьева, молодой поэт начинает прислушиваться к себе.

В 1904 году выходи первая книга  Блока "стихи о Прекрасной Даме". Это был своеобразный роман в  стихах, основанный на чувствах поэта  к Менделеевой. Дуализм раннего  Блока, мир наполнен параллелизмом  образов, антитез словосочетаний, противопоставлении света и тьмы.  Центральный  образ сборника – образ Вечной Жены.

Но уже тогда нарастающее  живое чувство жизни стало  взрывать в сознании поэта ту схему, которая зародилась там после  знакомства с Соловьевым.

Ранний Блок – это попытки  поэта создать другую, мистически окрашенную реальность.

Но этот же сборник стал ознаменованием начала художественного  кризиса Блока. Он разочаровывается в мистической схоластике Соловьева, пытается выйти за пределы своей  лирики.

Но тут Блок знакомится с творчеством Брюсова и в  его жизнь входит жизнь реальная со всеми вытекающими. Появляется тема Петербурга, а революция обостряет  социальное чувство поэта. Но представления  поэта о революции были абстрактно-романтическими.    

В дни революции поэт проводит переоценку своих ценностей, прежних  своих позиций. Первый драматургический опыт.

Поэт пытается понять грядущее, свое место в истории.

В 1906 году – сборник "Нечаянная  радость", переход Блока от Прекр.дамы к Снежной маске. Основная черта  лирического героя этого сборника – противостояние страшному миру города.

В 1907-1908 гг поэт резко сворачивает  к эстетической, гражданской проблематике.                                                                                                                                                            

1907 год – сборник "Снежная  маска". Здесь виден метафоричный  стиль и музыкальность стиха  Блока. Особенность Блока этого  времени – последовательное развитие  метафоры в самостоятельную поэтическую  тему.

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе"