Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Литература".
Тем не менее именно с отступлением
от биографически достоверной
Придесловие Блока к поэме (сокращённо), здесь он, во-первых, рассказывает сюжет поэмы, а во-вторых, сам объясняет, что вообще имел ввиду, когда писал
Поэма «Возмездие» была задумана в 1910 году и в главных чертах набросана в 1911. Что это были за годы? 1910 год - это смерть Коммиссаржевской, смерть Врубеля и смерть
Толстого. С Коммиссаржевской умерла лирическая нота на сцене; с Врубелем - громадный личный мир художника, безумное упорство, ненасытность исканий - вплоть до помешательства. С Толстым умерла человеческая нежность – мудрая человечность.
Далее, 1910
год - это кризис символизма, о
котором тогда очень много
писали и говорили, как
в лагере символистов, так
и в противоположном. В этом
году явственно дали о
себе знать направления, которые
встали во враждебную позицию
и к символизму, и друг к
другу: акмеизм, эгофутуризм и
первые начатки футуризма.
Лозунгом первого из этих
Зима 1911 года была исполнена глубокого внутреннего мужественного
напряжения и трепета. Уже был ощутим запах гари, железа и крови.
В этом именно году, наконец, была в особенной моде у нас авиация; все
мы помним ряд красивых воздушных петель, полетов вниз головой, - падений и
смертей талантливых и бездарных авиаторов.
Наконец, осенью в Киеве был убит Столыпин, что знаменовало
окончательный переход управления страной из рук полудворянских,
получиновничьих в руки департамента полиции.
Тогда мне пришлось начать постройку большой поэмы под названием "Возмездие". Ее план представлялся мне в виде концентрических кругов, которые становились всё уже и уже, и самый маленький круг, съежившись до предела, начинал опять жить своею самостоятельной жизнью, распирать и раздвигать окружающую среду и, в свою очередь, действовать на периферию. Такова была жизнь чертежа, который мне рисовался (...). При систематическом ручном труде развиваются сначала мускулы на руках, так называемые - бицепсы, а потом уже - постепенно - более тонкая, более изысканная и более редкая сеть мускулов на груди и на спине под лопатками. Вот такое ритмическое и постепенное нарастание мускулов должно было составлять ритм всей поэмы. С этим связана и ее основная идея, и тема.
Тема заключается в том, как развиваются звенья единой цепи рода. Отдельные отпрыски всякого рода развиваются до положенного им предела и затем вновь поглощаются окружающей мировой средой; но в каждом отпрыске зреет и отлагается нечто новое и нечто более острое, ценою бесконечных потерь, личных трагедий, жизненных неудач, падений и т.д.; ценою, наконец, потери тех бесконечно высоких свойств, которые в свое время сияли, как лучшие алмазы в человеческой короне (как, например, свойства гуманные, добродетели, безупречная честность, высокая нравственность и проч.)
Словом, мировой
водоворот засасывает в
свою воронку почти всего
человека; от личности почти
вовсе не остается следа,
сама она, если остается
еще существовать, становится
неузнаваемой, обезображенной, искалеченной.
Был человек - и не
стало человека, осталась дрянная
вялая плоть и тлеющая
душонка. Но семя брошено,
и в следующем первенце растет
новое, более упорное; и
в последнем первенце это
Что же дальше? Не знаю, и никогда не знал; могу сказать только, что
вся эта концепция возникла под давлением всё растущей во мне ненависти к
различным теориям прогресса.
(...) Каждая глава обрамлена
описанием событий мирового
ее фон.
Первая глава развивается в 70-х годах прошлого века, на фоне русско-турецкой войны и народовольческого движения, в просвещенной либеральной семье; в эту семью является некий "демон", первая ласточка "индивидуализма", человек, похожий на Байрона, с какими-то нездешними порываниями и стремлениями, притупленными, однако, болезнью века.
Вторая глава, действие которой развивается в конце XIX века и начале XX века, так и не написанная, за исключением вступления, должна была быть посвящена сыну этого "демона", наследнику его мятежных порывов и болезненных падений, - бесчувственному сыну нашего века. Это - тоже лишь одно из звеньев длинного рода; от него тоже не останется, по-видимому, ничего, кроме искры огня, заброшенной в мир, кроме семени, кинутого им в страстную и грешную ночь в лоно какой-то тихой и женственной дочери чужого народа.
В третьей главе описано, как кончил жизнь отец, что сталось с бывшим блестящим "демоном", в какую бездну упал этот яркий когда-то человек. Действие поэмы переносится из русской столицы, где оно до сих пор развивалось, в Варшаву - кажущуюся сначала "задворками России", а потом призванную, по-видимому, играть некую мессианическую роль, связанную с судьбами забытой богом и истерзанной Польши. Тут, над свежей могилой отца, заканчивается развитие и жизненный путь сына, который уступает место собственному отпрыску, третьему звену всё того же высоко взлетающего и низко падающего рода.
В эпилоге должен быть изображен младенец, которого держит и баюкает на коленях простая мать, затерянная где-то в широких польских клеверных полях. Но она баюкает и кормит грудью сына, и сын растет; он начинает уже играть, он повторяет по складам вслед за матерью: "И я пойду навстречу солдатам... И я брошусь на их штыки... И за тебя, моя свобода, взойду на черный эшафот".
Вот, по-видимому, круг человеческой жизни, съежившийся до предела, последнее звено длинной цепи; тот круг, который сам, наконец, начинает топорщиться, давить на окружающую среду, на периферию; вот отпрыск рода, который, может быть, наконец, ухватится ручонкой за колесо, движущее человеческую историю.
Вся поэма должна
сопровождаться определенным
24. "Цех поэтов" и акмеизм.
Поэты-акмеисты Николай
Ноябрь 1911 года. Цех поэтов
– это заседание молодых
В октябре 1912 года часть участников цеха предложила выработать какую-нибудь единую платформу для дальнейшего развития. Сразу выделилась "шапка" сообщества: Городецкий, Гумелев, Ахматова, Кузьмин-Караваев. Городецкий и Гумилев – синдики, остальные – подмастерья. Самые крупные из подматсерий были Ахматова, Мандельштам, Адамович, Василий Гиппиус, Иванов, Хлебников.
В январе 1913 года В Апполоне вышло 2 статьи-манифеста. "Наследие символизма – акмеизм". Именно такое название выбрал себе цех поэтов.
Если сравнивать с футуристами, то акмеисты были "тепличными растениями". Это казалось просто прихотью, призрачным знаменем и столичной причудой.
Николай Гумилев(1886 – 1921). Поэзия Гумилева жила в мире воображаемом, почти призрачном, точно чурается современности. Гумилев разорвал все связи своих героев с реальностью.
Блок писал про Гумилева так: "не имеют и не желают иметь и тени представления о русской жизни и о жизни мира вообще".
Гумилев все же обращался к теме исторической действительности, в его творчестве звучала тема России, но он воспевал монархию. Во время войны Гумилев уходит в дейтсвующую армию. О революции он не писал – такова была его политическая позиция. После случившегося распада Гумилев стал писать не с акмеистической отчужденностью, а с каким-то странным надрывом. Но начав преодолевать символизм, Гумилев все равно к нему вернулся.
Стихотворение "Заблудившийся трамвай". Образ трамвая, сошедшего с рельс, - для поэта это сама жизнь, в которой начинает творится что-то невероятное и странное.
В 1921 году Гумилева расстреляли
по обвинению в участии в
Осип Эмильевич Мандельштам (1891-1938). На первых этапах творчества – сильное влияние символизма. пафос стихов его раннего периода – отречение от жизни с ее конфликтами, ощущение иллюзорности происходящего. приход Мандельштама к акмеизму обусловлен требованием "прекрасной ясности" и "вечности" образов. Ему, как и Гумилеву, хотелось уйти от трагических бурь во вне временное, а лучше – в прошлое.
В акмеизме он занимал особую позицию, защищал эстетические постановления своего цеха. Во много расходился с Гумилевым. Он старался во что бы то ни стало преодолеть пессимистические настроения, состояние внутренней борьбы с собой.
В годы войны у Мандельштама звучат антивоенные и антицаристские мотивы. Революция для него становится грандиозным переломом. В поздних его стихах звучит трагическая тема одиночества и жизнелюбие, и желание стать соучастником "шума времени".
Анна Андреевна Ахматова (1889-1966). Ее раннее творчество во многом выразила принципы акмеистической эстетики.
Она была настоящим исключением среди акмеистов. Ее лирика была наполнена глубочейшего драматизма, острого ощущения непрочности, приближающейся катастрофы. Поэтому в ее стихах так часто звучат мотивы смерти, горя, надвигающейся беды. В ее стихах было особое интимное чувство высокого патриотизма.
Ее первыеисборники, в основном, любовная лирика.
Поэтическая зрелость пришла к поэтессе после знакомства со стихами Анненского. Она восприняла от него искусство передачи душевных движений оттенков психологических переживаний через бытовое и обыденное. Возникает характерная ахматовская "вещная" символика.
Ее стихи приобретают характер эпиграммы, часто заканчиваются афоризмами. ее язык – язык глубоких раздумий.
Затушеванность чувств лирической героини все передается через изменения внешнего мира.
Постепенно гражданское самосознание писательницы росло, обострилось чувство связи с народом., его историей. К ней приходит высокий поэтический стиль.
25. Футуристические группы в поэзии 1910х годов. Творческий путь Вельмиира Хлебникова.
Вообще футуризм возник в Италии, но наши футуристы отрицали свою связь со своими иностранными предшественниками.
У нас же возникла глупа эгофутуристов под руководством Игоря Северянина.
Вообще футуризм в первую очередь представлялся грунной "Гилея" – кубофутуристы или будетляне. В их компанию входили Хлебников, Крученых, Каменский, Гуро, Маяковский.
Существовали и две другие группы - "Мезонин поэзии" во главе с Шершеневичем и "Центрифуга", в которую входили Бобров и Пастернак.
Итературный футуризм оказался
плотно связан в целом с футуризмом,
возникшем тогда в живописи. Футуристы-поэты
часто выступали как живописцы,
а живописцы-кубисты часто
Границы этих групп были расплывчаты и неопределенны.
Русское футуристическое движение было бунтарским социально оппозиционным, направленным против буржуазного миропорядка.
Первое программное выступление
"Гилеи" – сборник "Пощечина
общественному вкусу". Предисловие-манифест,
в ней провозглашалась
Велимир Хлебников (1885-1922). Участник группы кубофутуристов. Стремился обновить слово, оживить его, его творчество оказалось гораздо шире чем сам футуризм. Гуманистический характер протеста против превращения человека в вещь в буржуазном мире.
Хлебников создатель первобытной утопии о докультурной гармонии человека с природой.