Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 16:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на 90 вопросов по "Русскому языку и культуре речи"
Официально узаконено множество сокращенных
Xнаименований учреждений,
организаций, предприятий и т.
д. Некоторые из них стали
самостоятельными словами.
1) по первым буквам полного наименования – МГУ;
2) по слоговому принципу – Минздрав;
3) смешанным способом –
Гипрохолод. Сокращения помогают
уместить большую информацию
в минимальном объеме текста.
Но при сокращениях нужно
1) сокращения должны быть понятны читателю;
2) сокращение не должно
оказаться в таком контексте,
в котором оно будет
3) редактор должен учитывать
и то, что насыщенность текста
сокращениями «сокращает»
4) вмешательство редактора
необходимо и в тех случаях,
когда автор служебного
5) написание сокращений
должно быть унифицировано.
6) нельзя сокращать обозначения
единиц физических величин,
7) нельзя заменять слова
буквенными обозначениями,
8) нужно понимать, что округление
числовых величин до первого,
второго и так далее
9) недопустимо использовать
в тексте знак «минус», только
слово. Нельзя употреблять
27. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ В ДОКУМЕНТЕ
Официально-деловой стиль является частью нормативного русского языка. В нем есть свои правила употребления слов и речевой этики.
Документ – это не просто
текст, он имеет юридическую силу,
поэтому нейтральный тон
Что касается людей, работающих
в системе, то степень владения деловым
этикетом определяет степень профессиональной
пригодности человека. Это прежде
всего относится к
Речевой этикет – это прежде всего система устойчивых формул общения. К этому можно добавить, что речевой этикет – это еще и умение правильно и грамотно составить документы – от простой справки до деловых писем и документов.
При составлении деловых
бумаг, документов нужно следовать
некоторым условиям. Понятия и
термины должны быть однозначными,
лишенными каких-либо наслоений
и синонимических связей. Отсюда возникает
необходимость для делового человека
хорошего знание языка. Несмотря на строгость
деловой речи, язык должен быть достаточно
разнообразен и четок, чтобы выразить
весь смысл документа. Лексика просьбы
должна отличаться от лексики требования.
Составляя документ, следует осознавать,
что это официальная бумага, и
фразы, выражающие личное отношение, здесь
неуместны. Конечно, важным остается знание
грамматических правил и синтаксиса.
Строгость стиля не освобождает
пишущего от соблюдения правил чистописания.
Любое высказывание должно строиться
на основе последовательного и
К тому же речевой этикет
имеет национальную специфику. Каждый
народ создал свою систему правил
речевого поведения. Например, не следует
употреблять в деловых бумагах,
документах, письмах личные местоимения,
так как, составляя их, вы обращаетесь
прежде всего к организации. Если
специфика документа такова, что
обращение относится к
28. ЖАНРОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ОТБОР ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ СТИЛЕ
Политико-идеологическая, общественно-экономическая и культурная – это сферы обслуживания публицистического стиля. Его примеры мы можем видеть на страницах журналов, газет; и слышать на телевидении и на лекциях.
Тексты и жанры, относящиеся к публицистическому стилю, сильно отличаются друг от друга. Например, жанр репортажа различен в газетах и на радио. А общим для них является адресация к публицистике.
Отличительными чертами
публицистики являются ее многожанровость
и большое разнообразие стилевого
оформления текстов. Газетные жанры
настолько разнообразны, что стилевые
и стилистические категории в
них часто противоположны друг другу,
что ведет к поляризации
Отсюда и отбор языковых средств. Он зависит от способа передачи информации. Например, в телевизионной передаче речь не должна дублировать изображение на экране. Особое место в публицистике занимает ораторская речь. В ней усилие делается на убеждение, т. е. присутствует не только логика, но и воздействие на чувства, призыв к действию.
В любом публицистическом
жанре большое значение имеет
авторское начало. Это несколько
субъективирует повествование. В отличие
от делового стиля в публицистическом
возможно проявление личного мнения
автора. Отсюда большое разнообразие
лексики. Прямое воздействие автора
на материал, оценка и анализ увиденного
усиливают воздействие
Вообще исследователи
выделяют две основные функции публицистического
стиля – информативную и
29. ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ
Публичная речь – это основа ораторского искусства. Для того чтобы выступление было ярким и запоминающимся, нужно следовать некоторым правилам воздействия устной речи на слушателя:
1) выступающий должен сам
всесторонне овладеть темой,
2) он должен быть убежден
в своей правоте и постараться
убедить в ней слушателя.
3) нужно продемонстрировать
личную заинтересованность в
процессе, в теме, в раскрытии
таковой и внимание к
4) старайтесь психологически
воздействовать на публику.
5) необходим план вашего
выступления: в виде тезисов,
записей или конспекта, чтобы
речь звучала интересно и
6) правильное поведение
во время выступления. Сюда
входит как внешний вид
К этим условиям можно причислить хорошее знание языка и умение пользоваться этим знанием.
Публичное выступление также допускает чтение по заранее приготовленному тексту, но зачастую это демонстрирует неумение автора выступать публично. Убедительнее и доходчивее звучит речь произносимая, а не зачитываемая с листа. Хотя следует отметить, что на официальных заседаниях, собраниях, где речь идет о цифрах и точных данных, нужно именно читать по подготовленному материалу, так как приблизительность здесь недопустима.
Большое значение при произнесении речи имеют произношение, ударение и интонации. Речь не должна быть слишком быстрой, пестрить слишком сложными словами или словами на иностранном языке. Слушатели должны ощущать внимание с вашей стороны, должна присутствовать обратная связь с аудиторией. Следует делать небольшие паузы и обсуждения по ходу выступления, чтобы понять, как публика реагирует на содержание. Но все это возможно при полном овладении материалом. Речь выступающего должна быть культурной вне зависимости от темы. Грамотность является основой любого публичного выступления. Отсюда вытекает необходимость тщательной подготовки такового, неоднократность правки. Выступление не должно быть растянутым, а должно содержать четко обозначенную мысль, идею автора в развернутом виде. Неточности, штампы, отсутствие логики делают самую интересную тему провальной. Автору можно посоветовать хорошо продумать содержание, критически оценить свою возможность подать материал. Этот вопрос включает в себя не только громкость и ясность речи, но и умение быстро осмыслить то, что вам предстоит передать слушателю.
Между слушателями и оратором должен появиться психологический контакт. Особый интерес для говорящих и исследователей звучащей речи представляют паузы, сопровождающие эмоциональную речь. Они передают чувства, охватывающие говорящего. Хотя слишком длинные паузы в речи оратора скорее всего свидетельствуют не о раздумье, а о плохом знании предмета.
Публичная речь – сложный вид работы, поэтому готовиться к выступлению следует тщательно и заранее.
30. ОРАТОР И ЕГО АУДИТОРИЯ
Слово «оратор» (от лат. orare – «говорить») применяется в двух значениях:
1) человек, произносящий речь, выступающий публично;
2) человек, умеющий хорошо
говорить публично, обладающий даром
красноречия, владеющий
По словам А. Ф. Мерзлякова, «Оратор. старается не только убедить разумом, но особенно хочет действовать на волю. Убеждение рассудка служит ему средством к достижению цели – сильнейшему воспламенению страстей».
Ораторское искусство
– это искусство построения и
публичного произнесения речи с целью
оказания желаемого воздействия
на аудиторию. Под этим искусством понимаются
умелое владение словом, высокая степень
мастерства говорящего. Находясь в
центре внимания самой аудитории, оратор
подвергается всесторонней оценке, начиная
от внешнего вида, манеры поведения
и заканчивая личным обаянием, т. е.,
чтобы рассчитывать на внимание и
уважение этой аудитории, оратор должен
обладать определенным набором навыков
и умений. Это должен быть человек
высокоинтеллектуальный, эрудированный
и визуально притягивающий
Особым моментом в ораторском
искусстве является аудитория. Человек,
который выступает, должен учитывать,
что в начале лекции или собрания
люди, сидящие перед ним, еще не
аудитория. Оратор должен привлечь к
себе внимание не одного десятка людей,
чтобы из отдельных слушателей они
сложились в социально-
Уже сложившаяся аудитория
обладает некоторыми признаками. Например,
один из таких признаков – это
однородность (неоднородность) аудитории,
т. е. пол, возраст, уровень образования
и профессиональные интересы слушателей.
Важен и количественный состав присутствующих.
Не стоит устраивать дискуссию в
большой аудитории, где трудно использовать
аргументы, понятные всем. А вот маленькую
аудиторию отличает отсутствие целостности.
Но малочисленной аудиторией легче
управлять и обсуждать с ней
спорные вопросы, можно акцент делать
на дискуссионный характер общения.
В этом случае оратор должен очень
хорошо знать предмет и задачи
своего выступления. А вот читать
с заранее заготовленных
Информация о работе Шпаргалка по "Русскому языку и культуре речи"