Шпаргалка по "Русскому языку и культуре речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 16:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по "Русскому языку и культуре речи"

Вложенные файлы: 1 файл

русский язык и кул. р. лекции.docx

— 243.65 Кб (Скачать файл)

 

Чувство общности – это  еще один признак, отличающий аудиторию. Оно проявляется при определенном эмоциональном настрое слушателей, когда весь зал в одном эмоциональном  порыве аплодирует оратору или неодобрительно качает головой. В такой аудитории  у каждого человека отсутствует  личное «я», каждый подчиняется общему и бессознательному «мы».

 

Еще один мотив – мотив  действия слушателей. Посещая лекцию, люди руководствуются определенными  соображениями. Психологи выделяют три группы моментов:

 

1) интеллектуально-познавательного  плана (приходят, так как интересна  тема);

 

2) морального плана (обязаны  присутствовать);

 

3) эмоционально-эстетического  плана (нравится оратор, приятно  его слушать). Отсюда разный настрой  слушателей на восприятие выступления.  Оратор должен сразу понимать  и учитывать все перечисленные  признаки. Хорошего оратора отличает  умение согласовать свои цели  с уровнем подготовки аудитории.

 

31. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АРГУМЕНТОВ 

 

В любом споре главным  является правильно и логично  доказать свою точку зрения. Доказывать означает устанавливать истинность какого-либо положения. Различают доказательства прямое и косвенное. При прямом доказательстве тезис обосновывается аргументами  без помощи дополнительных построений. При построении логического доказательства выступающему необходимо знать и  соблюдать правила выдвижения тезиса и аргументов. Например, в качестве аргументов должны быть использованы истинные положения, реальные факты, где  такие явления, как приблизительность  и неточность, не допустимы. Истинность аргументов должна быть доказана независимо от тезиса. Аргументы должны быть достаточными и весомыми для данного тезиса. При нарушении этих правил происходят логические ошибки. Существует множество классификаций аргументов. Начиная с античных времен принято делить аргументы на логические, обращенные к разуму слушающего, и на психологические, оказывающие воздействие на чувства.

 

К логическим аргументам относятся  следующие суждения: теоретические  или эмпирические обобщения и  выводы; ранее доказанные законы науки; аксиомы и постулаты; определения  основных понятий конкретной области  знаний; утверждения о фактах.

 

В процессе аргументации нужно  разделять понятия «факт» и «мнение».

 

Факт – это несомненное, реальное явление, то, что произошло  на самом деле.

 

Мнение же выражает оценку, собственный или чей либо взгляд на какое-то событие, явление. Факты  существуют сами по себе независимо от нашего желания, от того, как мы их используем и относимся к ним. На мнения влияют различные субъективные факторы, а  также они могут быть предвзятыми  и ошибочными. И именно поэтому  факты являются более надежными  аргументами, которым следует доверять и верить. Одними из самых серьезных  доводов являются статистические данные. С цифрами трудно поспорить, но нельзя ими злоупотреблять, так как можно  потерять внимание аудитории. Но главное, чтобы эти данные отражали реальное положение дел.

 

При споре между выступающим  и самой аудиторией важную роль также  играют психологические аргументы. Если оратор во время выступления  умело воздействует на чувства слушателей, то его речь становится более красочной  и лучше запоминается. С помощью  психологических аргументов можно  затрагивать любые чувства, что  помогает добиться желаемого результата. Данный вид аргумента можно подразделить на следующие подвиды: к чувству  собственного достоинства; от сочувствия; аргумент от обещания; от осуждения; от недоверия; от сомнения.

 

При использовании психологических  аргументов нельзя забывать, что риторическая этика запрещает оратору обращаться к низменным чувствам людей, вызывать эмоции, которые порождают конфликт между дискуссирующими.

 

Следует помнить, что психологические  аргументы могут быть использованы в качестве уловок и спекулятивных  приемов.

 

Вести спор – это целое  искусство. Опытный оратор не рвется вперед, он изучает ошибки противника, но не спешит ими воспользоваться. Он старается завоевывать аудиторию  хорошими и правильными репликами, приберегая главное для решающей части дискуссии. В споре всегда надо иметь четкое представление  о предмете спора и самые сильные  аргументы оставлять в запасе.

 

32. ПОДГОТОВКА РЕЧИ: ВЫБОР  ТЕМЫ, ЦЕЛЬ РЕЧИ, ПОИСК МАТЕРИАЛА,  НАЧАЛО, РАЗВЕРТЫВАНИЕ И ЗАВЕРШЕНИЕ  РЕЧИ

 

Любое публичное выступление  должно быть хорошо подготовлено. Это  большая ошибка – надеяться только на собственные силы. А подготовка речи в свою очередь определяется многими факторами. Следует учитывать  вид речи, тему выступления, цели и  задачи, которые стоят перед выступающим, и конечно же состав аудитории. Современная  риторика рассматривает следующие  этапы подготовки к конкретному  выступлению: выбор темы, определение  цели речи, подбор материала, развертывание, завершение речи, овладение материалом.

 

Выбор темы – один из важнейших  начальных этапов подготовки публичной  речи. Зачастую оратору приходится не самому выбирать тему выступления, а работать над тем, что предлагают организаторы мероприятия. В этом случае оратор должен определить круг вопросов и конкретизировать эту тему.

 

Если выступающий сам  выбирает тему, то следует учитывать  следующие моменты: тема должна соответствовать  его собственным интересам и  знаниям, лучше, если это будет тема, подкрепленная его теоретическими знаниями, круг вопросов должен быть освещен  таким образом, чтобы дать слушающим  что-то новое.

 

Желательно, чтобы тема была приурочена к какому-либо событию, т. е. уместна в данный момент.

 

Тема должна быть интересна  всей аудитории и была ей чем-то полезна. Оратор должен представлять себе проблемы, интересы данной публики.

 

Эффективность речи – это  реализация цели, которая была поставлена в начале работы. Оратор должен сформулировать цель не только для себя, но и для  аудитории. Выступающий должен отдавать себе отчет в том, что его тема может и не соответствовать уровню знаний и интересам данной аудитории.

 

Чтобы не было подобных несоответствий, автор должен серьезно подойти к  поиску материалов для выступления. Успех публичного выступления определяется в первую очередь его содержанием. Поэтому материал по теме нужно выбирать как можно более интересный и  полезный.

 

Источники, из которых можно  брать материал, – это официальные  документы; научная и популярная литература; справочная литература; художественная литература; газеты; социологические  опросы; наблюдения.

 

Источников должно быть несколько. Нужно уметь работать с материалом, чтобы не упустить ничего важного. Неотъемлемой частью подготовки к выступлению  является составление плана, изготовление всевозможных выписок и небольших  конспектов.

 

Для успешного выступления  недостаточно изучить литературу по выбранной теме, нужно подумать над  вопросом, как расположить данный материал, т. е. над композицией своего выступления. Выступление должно содержать  начало (вступление), развертывание (главную  часть) и завершение речи (заключение). Успех выступления во многом зависит  от того, как автор начал выступление. Во вступлении следует подчеркнуть  актуальность темы и заинтересовать аудиторию.

 

В развертывании излагается основной материал. В этой части  должны быть доказаны основные положения  и автор должен подвести слушателей к логическому выводу.

 

Основное правило композиции – это логичность и стройность изложения материала.

 

В завершение речи подводятся итоги сказанного, делаются выводы и даются ответы на возникшие вопросы.

 

33. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ПОИСКА  МАТЕРИАЛА И ВИДЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ  МАТЕРИАЛОВ 

 

Материал для выступления  должен быть интересным и разнообразным. Поиск материала – очень серьезное  дело и требует времени, поэтому  подготовку к выступлению следует  начать заранее. На этом этапе подготовки наиболее эффективной и познавательной для автора может стать работа в библиотеке. Отсюда возникает необходимость  умения пользоваться разными видами каталогов (алфавитным, систематическим  и предметным), библиографическими изданиями, справочной литературой. На сегодняшний день все более распространяющаяся компьютерная сеть Интернет может стать хорошим подспорьем в поиске необходимого материала. Причем это может быть как непосредственно материал по заданной теме, так и информация о том, где вы можете найти ту или иную книгу. Это помогает сильно сэкономить время и изучить как можно больше материала.

 

Причем источники для  выступления могут быть самыми разнообразными. Это могут быть всевозможные словари  и справочники, научная литература и официальные документы, статистические сборники и художественная литература. Также это могут быть статьи из газет и журналов, программы телевидения  и т. д. И самое главное –  не следует пренебрегать собственным  опытом и наблюдениями. Если вы хотите рассказать слушателям о чем-то новом, то ваши наблюдения должны лежать в  основе работы. Очень важно умение работать с книгой. И это зависит  от того, какую задачу ставит перед  собой оратор, хочет ли он изучить  по книгам какой-Ллибо вопрос или  получить как можно более обширные теоретические знания. Изучение книг по вашей теме также очень полезно  с критической точки зрения. Составив какое-либо свое мнение о предмете, стоит сравнить его с мнением  других исследователей. Следует также  сделать выписки из этих книг –  наиболее яркие факты, примеры, интересные положения. Подобные установки помогут  оратору более целенаправленно  работать с книгой. Следует определить для себя вид чтения: сплошное, выборочное или комбинированное. При сплошном чтении книга прочитывается от начала до конца без пропусков. Иногда для  разрабатываемой темы достаточно изучить  не всю книгу, а лишь отдельные  главы или параграфы. Такое чтение называется выборочным. Комбинированное  чтение – это сплошное чтение одних  частей и выборочное других. Важно  обратить внимание на год издания  книги. Если заинтересовавшая книга  выпущена десять-двадцать лет назад, то материал в ней скорее всего  устарел, поэтому следует ознакомиться с более современной литературой  по интересующему вопросу.

 

При чтении желательно делать записи или краткие конспекты. Наиболее простой вид записи – это выписки. Выписывают то, что относится к  изучаемому вопросу, а также материалы, которые могут быть использованы. Выписки рекомендуется делать на карточках одинакового размера. На каждой карточке указывается материал, относящийся только к одному автору. В верхней части карточки указывают  книгу, а в нижней – подробно и  в определенной последовательности записывают выходные данные источника, т. е. фамилию и инициалы автора, название книги, место и год издания.

 

Рекомендации могут быть разнообразными, и у каждого человека во время работы вырабатываются свои.

 

34. СЛОВЕСНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ  ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ 

 

Прежде чем говорить на эту тему, следует определиться, что такое слово, какими свойствами оно обладает, ведь это главное  орудие говорящего, основной строительный материал речи.

 

Слова служат названиями предметов, явлений, действий, т. е. всего, что окружает человека. Однако слово выполняет  эстетическую функцию, оно способно не просто назвать предмет, действие, качество, но и создать образное представление о них. Образность как понятие связано с явлением многозначности. Известно, что слова, называющие только один предмет, называются однозначными, а слова, обозначающие несколько предметов, явлений действительности – многозначными. Многозначность в  какой-то мере отражает те сложные отношения, которые существуют в действительности. Первое значение, с которым слово  появилось в языке, называется прямым, а последующие значения – переносными. Прямые значения непосредственно связаны  с определенными предметами, названиями которых они являются. Переносные значения в отличие от прямых, обозначают факты действительности не непосредственно, а по отношению к ним окружающих.

 

Слово – это внешняя  оболочка внутреннего смысла. И в  каждом языке слова отражают внутреннюю суть предмета. Оратор, произносящий публичную  речь, должен мастерски владеть словом, понимать все свойства данного явления.

 

То, какой из смыслов какого-либо слова изберет автор, определит  понятность его выступления, доходчивость его мысли.

 

Значение слова – это  отражение в слове представления  говорящих о явлении в действительности.

 

Нужно, чтобы представление  о действительности, понимание слова  самого оратора совпадало с представлениями  аудитории. Из этого вытекает разъяснительная  функция слова. Облекая свое выступление  в то или иное словесное оформление, оратор должен учитывать, что, возможно, ему придется брать на себя функцию  лектора и разъяснять очень ненавязчиво  значение некоторых слов. Не стоит  применять многозначные слова, используя  все их значения. Это создает путаницу. Не стоит также использовать слова, значения которых вы не понимаете  до конца. Во-первых, это затруднит  вашу собственную работу; во-вторых, если кто-то задаст вам вопрос, относящийся  к пониманию этого слова, то незнание ответа продемонстрирует ваш непрофессионализм. Словесное оформление должно быть четким и понятным обеим сторонам. Подбор слов – это прежде всего отражение  грамотности, подготовленности и логики мышления самого автора. Слова должны быть подобраны к месту. Даже не затрагивая моменты речевого этикета, слова  с их значением, эмоциональной окраской должны отражать стиль доклада. В  словесном оформлении публичного выступления  немаловажно то, что это не письменная, а устная форма доклада. Поэтому  оратор должен также рассчитывать на свою способность правильно и  четко говорить на публике, т. е. произносить  слова, чтобы они были понятны  всем. Следует до речи прорабатывать  трудно выговариваемые слова, исключить  из речи слова, которые, по вашему мнению, тяжело воспринимаются на слух.

 

Словесное оформление подразумевает  под собой разбор и внимательный анализ выступления, четкое представление  о том, какое слово лучше применить  в определенной коммуникативной  ситуации.

 

35. ПОНЯТЛИВОСТЬ, ИНФОРМАТИВНОСТЬ  И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ПУБЛИЧНОЙ  РЕЧИ 

 

Публичная речь – это часть  ораторского искусства. И она  должна обладать определенным набором  свойств, отличающих ее от просто разговорной  речи.

 

Немаловажным, а пожалуй, и самым главным фактором для  любой публичной речи остается информативность. Вам нужно передать свою мысль, свою идею, поэтому при подготовке выступления  не стоит распыляться, старайтесь уместить в него все только самое главное.

Информация о работе Шпаргалка по "Русскому языку и культуре речи"