Шпаргалка по "Русскому языку и культуре речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 16:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по "Русскому языку и культуре речи"

Вложенные файлы: 1 файл

русский язык и кул. р. лекции.docx

— 243.65 Кб (Скачать файл)

 

Показатели различных  нормативных словарей дают основание  говорить о трех степенях нормативности:

 

1– я степень – строгая,  жесткая, не допускающая вариантов;

 

2– я степень – нейтральная,  допускает равнозначные варианты;

 

3– я степень – более  подвижная, допускает использование  разговорных, а также устаревших  форм.

 

Историческая смена норм литературного языка – закономерное явление и не зависит от воли и  желания людей. Развитие общества, возникновение  новых традиций приводят к постоянному  обновлению литературного языка  и его норм.

 

9. РЕЧЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 

 

Речь – это основной способ удовлетворения личных, и не только личных, потребностей в общении.

 

Речевое общение – это  мотивированный живой процесс взаимодействия, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи  в конкретных видах речевой деятельности.

 

Взаимодействие общающихся – это обмен в процессе общения  не только речевыми высказываниями, но и действиями, поступками. Взаимодействие осуществляется в виде контакта, конфликта, партнерства, сотрудничества, конкуренции  и др. Выделяется речевое и неречевое  взаимодействие участников общения.

 

Средством речевого общения  является язык, а способом – речь. Каналами общения неречевого общения  являются зрение, жесты, моторика, кинестезия (обоняние, осязание, ощущения). Речевому взаимодействию предшествует социальное.

 

Социальное взаимодействие начинается с установления психологического контакта (увидел, кивнул, улыбнулся  или резко отвернулся). Социальное взаимодействие (начал слушать и  понимать цель сообщаемого собеседником) переходит к воздействию (начал  смотреть на сообщение глазами партнера), а затем к смысловому контакту. В структуре межличностного взаимодействия выделяются три взаимосвязанных  компонента:

 

1) поведенческий компонент.  Включает в себя результаты  деятельности, речевые действия  и неречевые поступки каждого  из участников общения, а также  мимику, пантомимику, жестикуляцию, все то, что могут наблюдать  другие люди X, в своих собеседниках. Наблюдая поведение того или  иного человека, можно интерпретировать  его личные особенности, мотивы  поведения, характер, темперамент.  Благодаря вспомогательным средствам  общения (жестам, мимике) человек  проще и быстрее усваивает  информацию, которую передает собеседник;

 

2) эффективный компонент.  Включает все то, что связано  с выражением эмоционального  состояния той или иной личности, например удовлетворенность и  неудовлетворенность общением;

 

3) информационный компонент  – осознание собеседником целей  и задач взаимодействия, ситуации  общения в целом.

 

Живя и трудясь вместе, люди постоянно общаются: обмениваются знаниями, мыслями, чувствами, договариваются о совместной работе, советуются друг с другом. Таким образом, взаимодействие людей – это разностороннее проявление совместной человеческой деятельности. Осуществляется оно в трудовом процессе, дружеской беседе, научном диспуте  и т. д. Взаимодействие в трудовом процессе предполагает осмысление производственной деятельности, выработку стратегии  и ее усовершенствования, изменения, преобразования.

 

Взаимодействие – сложный  процесс между людьми, целью которого является установление контактов в  процессе совместной деятельности. Чтобы  общение было успешным, необходимо прежде всего знать язык и хорошо владеть речью. Нужно всегда учитывать, с какой целью и к кому мы обращаемся, т. е. особенности адресата речи. Ведь мы по-разному будем о  чем-то просить или в чем-то убеждать близкого человека или незнакомого, взрослого или ребенка, а значит, мы должны быть знакомы с элементами речевого этикета. Согласно данным лингвистики  и психологии основными видами речевой  деятельности являются слушание, чтение, говорение и письмо.

 

10. ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ ОБЩЕНИЯ 

 

Общение – это сложный  процесс взаимодействия людей, явление  далеко не однозначное. Поэтому особенности  поведения людей в процессе общения, применение различных методов и  приемов, использование речевых  средств во многом определяются видом  и методом общения, с которыми приходится иметь дело в каждом конкретном случае. Основные слагаемые общения:

 

1) разговор состоится,  если в нем участвуют не  менее двух человек (субъект  и адресат), а зачастую участников  разговора бывает намного больше;

 

2) это мысль, т. е.  главная и актуальная тема  для разговора;

 

3) знание языка, на котором  общаются. В зависимости от различных  признаков как бытовое, так  и деловое общение можно разделить  на следующие виды:

 

1) контактное – дистанционное;

 

2) непосредственное –  опосредованное;

 

3) устное – письменное;

 

4) диалогическое – монологическое;

 

5) межличностное – массовое  и др. Эффективность общения зависит  от того, насколько человек, включающийся  в его процесс, представляет  себе реально существующие условия  общения и в соответствии с  ним корректирует свое речевое  общение. Обычно человек делает  это интуитивно, не задумываясь.

 

Чтобы общение состоялось, собеседникам нужен канал связи. При разговоре – это органы речи и слуха (слуховой контакт). Форма  и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуальному) каналу. Рукопожатие  – способ передачи дружеского приветствия  по кинесико-тактильному (двигатель-но-осязательному) каналу, т. е. сообщение нам пришло по визуальному контакту, но не визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) нам никто ничего не сообщал.

 

Совершенным средством общения  является язык. Благодаря языку возможно обмениваться информацией в разных сферах жизни. Чтобы общение было успешным, необходимо знать язык и  хорошо владеть речью. Нужно всегда учитывать, с какой целью мы обращаемся, а также особенности речи адресата, так как каждый человек общается по-разному: с близким человеком  – один способ общения, а с незнакомым – другой, со взрослым – один, с  ребенком – другой, и соответственно, мы должны быть знакомы с элементами речевого этикета.

 

Способность общаться позволила  человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра  земли. Овладение искусством общения, искусством слова, культурой письменной и устной речи необходимо для каждого  человека независимо от того, каким  видом деятельности он занимается или  будет заниматься. Уметь общаться особенно важно для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, организаторов  производства, людей, занятых в сфере  управления.

 

Общение осуществляется через  речь, в процессе речи.

 

Речь – это язык в  действии, это использование языка, его системы в целях говорения, передачи мыслей, общения.

 

Общение – сложный процесс  взаимодействия людей, явление далеко не однозначное. Поэтому особенности  поведения людей в процессе общения, применение различных методов и  приемов, использование речевых  средств во многом определяются видом  общения, с которым приходится иметь  дело в каждом конкретном случае.

 

11. УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ  РАЗНОВИДНОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА 

 

Русский литературный язык существует в двух формах – устной и письменной.

 

Устная речь – это речь звучащая, в ней используется система  фонетических и просодических средств  выражения, она создается в процессе разговора. Для нее характерны словесная  импровизация и некоторые языковые особенности: свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений различного рода, повторы, незаконченность выражения  мысли.

 

Устная форма представлена в двух своих разновидностях: разговорная  речь и кодифицированная речь.

 

Разговорная речь обслуживает  такую языковую сферу, которой характерны: непринужденность общения; неофициальность  отношений между говорящими; неподготовленность речи; использование невербальных средств  коммуникации (жесты и мимика); принципиальная возможность смены общения «говорящий – слушающий».

 

Кодифицированная речь используется в официальных сферах общения (конференциях, собраниях и т. д.). Обычно она заранее  подготовлена (выступление с лекцией, докладами) и далеко не всегда опирается  на внеязыковую ситуацию, для нее  характерно умеренное использование  невербальных средств коммуникации.

 

Письменная речь – это  речь графически закрепленная, заранее  обдуманная и исправленная, для нее  характерны некоторые языковые особенности: преобладание книжной лексики, наличие  сложных предлогов, строгое соблюдение языковых норм,

 

Xотсутствие внеязыковых  элементов. Письменная речь обычно  обращена на зрительное восприятие.

 

Всякий письменный текст  – это сложное высказывание о  действительности.

 

Для построения письменного  текста необходимо соблюдение правил референции и предикации.

 

Оформление предикативности  и референции связано с актуальным членением предложения, с выделением в нем «темы» или «нового» в  сообщении.

 

Письменная и устная формы  речи имеют разную материальную основу: движущиеся слои воздуха (звуки) – в  устной речи и краска (буква) – в  письменной речи. С этим различием  связаны богатые интонационные  возможности устной речи и отсутствие таковых в письменной речи. Интонация  создается мелодикой речи, местом логического ударения, его силой, степенью четкости произношения, наличием или отсутствием пауз. Письменная речь не в состоянии передать все  это. В ее распоряжении только знаки  препинания, пунктуация.

 

В устной речи языковым средством  передачи смысла является интонация, а  в письменной она производная. В  устной речи нет таких средств  письменной формы, как кавычки, прописная  буква, что может породить затруднения  при восприятии на слух текста. Использование  письменной формы означает возможность  перестроек предложения, замены слов, обращения к словарям и справочникам.

 

Первые два отличия  устной формы объединяют ее с произносимой вслух письменной речью. Третье отличие  характеризует речь, производимую в  устной форме. Устная речь делится на разговорную и неразговорную. Разговорная  разделяется на научную, публицистическую, деловую, художественную, неразговорная  – на публичную речь и непубличную. Публичная речь делится на массовую и коллективную. Это деление совпадает  с делением на монологическую и диалогическую  речи.

 

12. НОРМАТИВНЫЕ, КОММУНИКАТИВНЫЕ,  ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСТНОЙ И  ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ 

 

Культура речи – наука  аксиологическая, так как она  дает оценку качества речи. Как свои собственные данные, так и актуальные для нее данные других смежных  наук рассматривает под оценочным  углом зрения. Она дает суммарные  оценки качества речи и оценки по отдельным  уровням-аспектам, а также и по более частным показателям. При  этом чем выше уровень, тем он оценочно «весомее». Мы готовы прощать дефекты  произношения оратору, который касается в своей речи действительно острых проблем и говорит ясно, логично, правдиво, смело. А у другого оратора  и голос хорошо поставлен, и произношение прекрасное, но если мы за всем этим угадываем  подхалима, то эта речь вызывает у  нас сонливость и раздражение.

 

Необходимо отличать недостаточное  или слабое владение культурой речи в той или иной разновидности  речевой деятельности и антикультуру речи. Под антикультурой понимается сознательное и намеренное нарушение, искажение общепринятых принципов  и критериев культуры речи и речевого поведения, обычно во имя безнравственных  целей. «Нормы речевого поведения, –  пишут Н. Д. Артюнова и Е. В. Падучева, – хотя и входят в систему воспитания, относятся к сфере молчаливых соглашений между коммуникативно обязанными членами общества. Главное – их обнаружить и сформировать. Само существование  этих негласных правил становится заметно  тогда, когда они нарушаются». Авторы устанавливают, например, взаимосвязь  между речевыми целями и качеством (истинностью) реального содержания высказывания. Как они пишут, «большинство предосудительных целей (обман, злословие, клевета, сплетни, хвастовство, оскорбление) либо прямо имплицируют ложность предложения, либо в той или иной форме искажают картину действительности».

 

Общепринятые коммуникативные  правила обусловлены самой природой человеческого общества и составляют комплекс условий, без которых общественное производство как основа жизни общества не может нормально существовать и развиваться, не может развиваться  наука, разрушается мораль; нарушаются нормальные отношения между государствами и т. д. Однако до тех пор пока в обществе не исчезнут социальные антагонизмы, эксплуататорские классы, активность собственнических инстинктов, будут существовать и различные проявления антикультуры речи.

 

Один из теоретиков культуры речи Б. Н. Головин подчеркивал, что  «речь в процессе ее проявления и  понимания всегда решает те или иные коммуникативные задачи и всегда соотнесена с другими, внешними по отношению  к ней структурами (самого языка, сознания, мышления)». Он выделяет пять «уровней» коммуникативного круга. Первый уровень – от действительности к сознанию автора. Здесь зарождается  замысел высказывания, проявляется  коммуникативная задача. На втором уровне замысел высказываний «соединяется»  с языковыми данными автора. На третьем происходит «речевое исполнение»  замысла. На четвертом происходит восприятие высказывания адресатом. От адресата требуется  понимание передаваемой информации. А на пятом уровне реципиент соотносит  полученную при восприятии информацию с действительностью, с ранее  накопленными знаниями и делает соответствующие  выводы.

 

13. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ  В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЛИТЕРАТУРНОМ  ЯЗЫКЕ 

 

Проблема стиля, которую  многие исследователи относят к  числу центральных в лингвистической  стилистике, решается ими по-разному. Разногласия вызывают:

Информация о работе Шпаргалка по "Русскому языку и культуре речи"