Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 19:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Литература 17 в.".
Житие Александра Невского, поэтика памятника. Образ Александра.
Прославился победой над немецкими рыцарями. Житие написано каким-то церковником в конце 13 в или в начале 14. Возможно на основе не дошедшей до нас светской биографической повести, возникшей после смерти Александра (князя, полководца, государственного деятеля). Автор возможно был из Галицко-Волынского княж-ва, переселившийся вместе с митрополитом Кириллом III ко двору Александра, т к житие схоже литературной манерой с Галицко-Волынской летописью, переведённой в Галицко-Волынской земле.
Наиболее близко к тексту первоначальной редакции жития стоят тексты Лаврентьевской и второй Псковской летописей, но оба они дефектны, поэтому для знакомства с этой редакцией мы пользуемся текстом позднейшим, относящимся к 16в.
Автор начинает изложение с шаблонного самоумаления своих качеств. Он недостойный, принимается за свой труд, потому что слышал об Александре «от отец своих» и лично знал его.Если ему недостаточно ума для его дела, то он надеется на помощь Богородицы и святого Александра Ярославича.
Дальше по житейному трафарету сообщается о том, что Александр «богом рожен от отца благочестива и нищелюбца, паче ж кротка, великаго князя Ярослава, от матери Федосеи». Ростом он был выше других, голос как труба в народеЮ лицо походило на библейского Иосифа, сила его была частью силы Самсона, был мудрым как Соломон, храбр как римский царь Веспасиан. О специфических чертах не говорится, далее речь идёт только о воинских подвинах и государственной деятельности.
Некто Андреяш пришёл из западной страны от меченосцев, чтобы увидеть «дивный возраст» Александра, как некогда царица Южская приходила к Соломону, что бы испытать его мудрость. Вернувшись Андреяш сказал что нигде ещё такого чела не видел. И услышав это король Швеции сказал «пойду попленю землю Александрову». Придя на Неву «шатаяся безумием» он послал послов к Александру, что пленит его землю. Александр со слезами молится св. Софии и получив благословение от архиепископа Спиридона, начинает крепить свою дружину, ободряя её словами «священного писания». Он с малым войском выступает, тк отец его Ярослав не знал о нападении.
Александр имел великую веру в Бориса и Глеба. Был некий старейшина страны Ижорской, по имени Белгусич, принявший крещение и богоугодно живший среди язычников. Бог послал ему видение, он увидел врагов, идущих на Александра, а на восходе солнца увидел судно с Борисом и Глебом, плывшими на помощь. Он рассказал об этом Александру и тот сказал никому не рассказывать про видение и пошёл и победил врагов. Случилось при этом чудо, напоминающее то, что произошло во время битвы иудейского царя с царём ассирийским, когда появился ангел и избил 180000 ассирийцев, а на утро они были мертвы. Так и в этой битве на противоположном берегу Ижоры осталось много неприятелей, которых убил архангел.
Через год после этого западные соседи построили город во владениях Александра. Александр разрушил город, часть избил, часть захватил в плен, часть помиловал. Затем он освободил взятый немцами Псков и отправился на немцев. В помощь ему отец послал младшего сына Андрея.
У Александра, как у царя Давида было много сильных , храбрых воинов. А. вступает в бой с немцами с молитвой, на Чудском озере. Это сражение описывается в стиле боевых эпизодов парамийных чтений о Борисе и глебе «треск от копей, ломление и звук от мечного сечения, якожь морю мерзшу двигнутися, не бе видети леду, покрылося бяше кровию». Автор якобы слыхал от кого-то, что в воздухе был виден полк божий, пришедший на помощь А. Он возвратился с победой, с великой славой.
Потом литовцы начали нападать на А. Он их победил, они стали его боятся. Восточный царь Батый прослышал про А., хотел видеть его. Александр поехал к нему. Татары пугали своих детей его именем,говоря «А. едет», как половцы в «Слове о погибели» пугали детей именем Мономаха. Батый увидел что А. достойный, отпустил его. Вскоре воеводы Батыя Неврюй опустошает Суздальскую землю, Александр наводит в ней порядок и за это автор хвалит его цитатами из книги пророка Исаии. После римский папа посылает к А. кординалов с предложением принять католическую веру, но А. отказывается.
В конце говорится о последних событиях жизни А. Нужда заставляет его отправится в Орду, чтобы отмолить людей от беды. На обратном пути у Городца (близ Нижнего Новгорода) он заболевает и умирает. Автор в лирических строках оплакивает его. Митрополит Кирилл говорил, что зашло солнце Суздальской земли. Все люди говорили, что погибнут без него. Его понесли во Владимир. Когда митрополит хотел вложит в его руку грамоту, то А. как живой протянул руку.
А. изображён как идеальный князь и воин. Автор использовал в отдельных случаях компилятиынй хронограф, состоявший из библейских книг, Хроник Георгия Амартола и Иоанна Малалы, «Александрии» и «Повести о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия и входивший в Архивский сборник 1262 года.
До 17 века житие перерабатывалось в направлении к риторической украшенности. Влияние жития сказалось на ряд произведений возникших потом («слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича», летописная повесть о Мамаевом побоище и тд)
Еще некоторые особенности жития:
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Литература 17 в."