Презентация по Логике
и теории аргументации на тему
- «ИССЛЕДОВАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ Л. В. РУТКОВСКИМ ОСНОВНЫХ ТИПОВ УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ»
- Выполнили студентки 1-го курса очной формы обучения группы РСО-113
- Горбунова Юлия
- Коробкова Виктория
Биография
- Леони́д Васи́льевич Рутко́вский (1858[1]—1920) — российский учёный-логик, публицист; ученик М. И. Владиславлева и М. И. Каринского.
- Учился в 5-й Санкт-Петербургской гимназии (вып. 1876). Историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета окончил в 1880 году. В 1884 году — приват-доцент. В 1889 году защитил магистерскую диссертацию по философии, «Основные типы умозаключений» (СПб.: типолит. А. Е. Ландау, 1888), — в Казанском университете[2].
- В 1884—1887 годах читал лекции по истории педагогики и дидактике на Педагогических женских курсахБиографическая справка. В 1893—1899 годы преподавал в качестве доцента на кафедре философии Санкт-Петербургского университета.
- В 1899 году жизнь Рутковского резко переменилась: он был назначен на должность управляющего Контрольной палатой в Курске. В курский период своей жизни (до 1905 г.)[3] Рутковский выполняя свои чиновничьи обязанности, публиковал в местной прессе статьи общего характера (в частности, прочитанную в марте 1901 года, лекцию «О мире всего мира», в которой подчёркивалось, что гегемония делящих власть над миром крупнейших «мировых держав» приводит не к ослаблению военных конфликтов, а к их эскалации). В 1905—1907 годах Рутковский работал в Петербурге, в Госконтроле, а с 1907 — управляющим Контрольной палатой в Одессе.
- Опубликовал:
- «Элементарный учебник логики: Применительно к требованиям гимназического курса» (СПб.: тип. М-ва пут. сообщ. (А. Бенке), 1884)[4],
- ряд статей по истории философии и логике в «Журнале Министерства народного просвещения»:
- «Общий характер английской философии» (1894, № 1),
- «Гипотеза бессознательных душевных явлений» (1895, № 2),
- «Критика методов индуктивного доказательства» (СПб.: тип. «В.С. Балашев и К°», 1899.
- 108 с.)[5]
- Из мемуарных статей особый интерес представляет «Из моих воспоминаний о Достоевском» (К 20-летию со дня смерти писателя): Курские губернские ведомости. — 1901. — № 36).
Что такое умозаключение?
Его основные вопросы.
Рутковский определяет
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ «как
такой акт мысли, посредством
которого мы устанавливаем новые
знания независимо от непосредственного
наблюдения, единственно на основании
имеющихся уже знаний».1
Поскольку всякое знание,
полагает Рутковский, служит ответом
на один из следующих вопросов: 1) какому предмету присуще данное
определение и 2) какое
определение присуще данному предмету.
Основная задача умозаключений
- Основной задачей умозаключений является
Поиск ответов на какой-либо
из этих вопросов
Составные части умозаключения
- Каждый акт умозаключающей деятельности включает в себя два элемента: знание, из которого делается вывод ( ОСНОВНОЕ), и знание, которое выводится из первого (ВЫВОДНОЕ).
- Чтобы сохранить логическую целостность первых двух умозаключений, к ним в праве узаконится такой элемент, как ОБОСНОВЫВАЮЩЕЕ знание
Состав Умозаключения
Суждение основное
Суждение выводное
Суждение Обосновывающее
Классификация умозаключений
- 1. Выводы подлежащих
- 2.Выводы сказуемых
- Пример: КАЙ смертен; Кай СМЕРТЕН.
- Т.о Различие в логическом ударении придает различный оттенок смыслу одного и того же по форме суждения.
Типы умозаключений
- 1.Традуктивный
- 2.Индуктивный
- 3.Дедуктивный
- 4.Продуктивный
- 5.Субдуктивный
- 6.Едуктивный
Традуктивный тип
- Традуктивное умозаключение - умозаключение, в котором посылки и заключение (вывод) являются суждениями одинаковой степени общности.
- Пример: Иван—брат Петра. Пётр — брат Степана. Иван — брат Степана.
Индуктивный тип
- Индуктивное умозаключение- это процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему .
- Пример: Все поэты — впечатлительные люди. Следовательно, некоторые впечатлительные люди — поэты.
Дедуктивный тип
- Дедуктивное умозаключение- противоположно индуктивному типу и основывается на умозаключении от общего, к частному
- Пример: Все люди смертны.Сократ — человек. Следовательно, Сократ смертен.
Продуктивный тип
- Продуктивное умозаключение- случаи выводов, когда, «усмотрев в предмете наблюдения какой-либо признак или вообще получив какое-либо определение данного предмета, мы без дальнейшего опыта приписываем этому предмету новое определение в силу того, что ему присуще данное в основном суждении определение».
- Пример: предмет А имеет признак В,следует, что этот же предмет А имеет и признак С, так как В неизменно сосуществует с признаком С.
- Примечание:(В качестве примера данной модификации Рутковский называет исследования Кювье, который поодному остатку зуба древнего вымершего животного восстанавливал целый организм.)
Субдуктивный тип
- Субдуктивное умозаключение- случаи выводов, где,усмотрев в предмете известный признак или совокупность известных признаков, мы позволяем себе охарактеризовать этот предмет таким определением,которое содержит признаки, данные опытом.
- Пример: «с помощью химических обобщений о соединении кислорода с телами мы объясняем себе известный факт пожара, порчу вещей и сохранение их от ржавчины, гниение тел, доступных влиянию кислорода»
Едуктивный тип
- Едуктивное умозаключение- это случаи логических выводов, где на основании одного дознаного о предмета определения приписывается ему другое, уже заключающееся более или менее скрытым образом в первом. Задача умозаключающей деятельности в данном случае состоит
- Пример: «Из того, что предмет А относится к классу К, следует, что предмет А имеет свойство S, так как это S есть одно из непременных свойств класса К».
Вывод по данной теме
- Исходя из рассмотренного, сделаем вывод о том, что, выделив в своей классификации шесть основных типов умозаключений, Л.В. Рутковский обогатили наши представления об умозаключающей деятельности, указав на необходимость различать все умозаключения на выводы подлежащих и выводы сказуемых.
Используемый материал:
- 1. http://ru.enc.tfode.com
- 2.http://ojs.philosophy.spbu.ru/index.php/lphs/article/viewFile/53/53
- 3. http://ostislogic.sourceforge.net
- 4. http://coolreferat.com