Консалтинг. Субъекты, виды и объекты консультирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Консалтинг – это профессиональная помощь со стороны специалистов по управлению хозяйством руководителям и управленческому персоналу различных организаций (клиенту) в анализе и решении проблем их функционирования и развития, осуществляемая в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений.

Вложенные файлы: 1 файл

консалтинг.docx

— 42.92 Кб (Скачать файл)

1.Консалтинг. Субъекты, виды  и объекты консультирования

 

 

Консалтинг – это профессиональная помощь со стороны  специалистов по управлению хозяйством руководителям  и управленческому персоналу  различных организаций (клиенту) в  анализе и решении проблем  их функционирования и развития, осуществляемая в форме  советов, рекомендаций и  совместно  вырабатываемых с клиентом решений.

 

По существу под консалтингом понимается  то, что в нашей  стране раньше называлось "внедрением науки в производство". Однако консалтинг – понятие рыночной экономики, и потом он отличается   от научно-внедренческой  деятельности в бывшем СССР  в  той же мере, в какой рыночная экономика отличается от планово-централизованной. Консалтинг осуществляется на коммерческих началах  независимыми производителями  консалтинговых услуг в условиях конкурентной борьбы. Это предъявляет  высокие требования к качеству и  эффективности таких услуг и  вызывает их ориентированность на интересы клиента.

 

В странах с рыночной экономикой приглашение профессионалов является престижным свидетельством того, что  фирма обладает

 

достаточной деловой культурой, чтобы использовать предлагае­мый  рынком интеллектуальный капитал в  области менеджмента. Отсутствие специалистов-консультантов  при разработке ответст­венного  решения рассматривается так  же, как отсутствие архи­тектора при  разработке проекта здания, врача  при лечении боль­ного или  дизайнера при разработке новой  модели автомобиля.

 

1.1. Субъекты, виды и объекты  консультирования

 

Специалисты, оказывающие  профессиональную помощь, называ­ются  консультантами. Различают внешних  и внутренних консуль­тантов Внешние  — это независимые консультационные фирмы или индивидуальные консультанты, оказывающие услуги клиентам на основе соответствующего договора Внутренние — это специалисты по экономике  и управлению, занятые в штате  той или иной органи­зации (они  составляют аналитическую, "штабную" подсистему орга­низации).Соотношение  внешнего и внутреннего консультирования показано на схеме 1

 

Менеджеры

 

 

Схема 1 Осуществление консультирования

 

 

 

 

 

 

 

 

Далее в тексте термином "консультант" будем называть любую консультационную структуру  независимо от того, является ли она  консал­тинговой фирмой или индивидуальным консультантом. Кроме того, если это  не оговорено особо, то речь будет  идти преимущественно о внешних  консуль­тантах.

 

Преимущества консультантов  по менеджменту перед менедже­рами следующие:

 

1) независимость, непредвзятость  взглядов;

 

2) более широкий кругозор, обладание обширной информацией  в самых различных областях  менеджмента и хозяйствования (в  силу меньшей загруженности проблемами  текущего управления);

 

3) ориентация на широкое  изучение и перенос опыта других  организаций (в основном это  касается внешних консультантов).

 

 Консалтинговые услуги  чаще всего осуществляются в  форме консалтинговых проектов, а не в форме устных, разовых  советов. Они включают в себя  следующие основные этапы:

 

1) диагностика (выявление  проблем);

 

2) разработка решений;

 

3) внедрение решений.

 

Осуществление такого проекта  может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев. Иногда контакты с клиентами могут быть и многолетними.

 

С точки зрения методов  можно различать следующиевиды  консультирования: экспертное, процессное и обучающее. При экспертном консультировании консультант самостоятельно осу­ществляет  диагностику, разработку решений и  рекомендаций по их внедрению. Роль клиента  сводится, в основном, к обеспечению  консультанту доступа к информации и оценке результатов. При процессном консультировании консультанты на всех этапах проекта активно взаимодействуют  с клиентом, побуждая его вы­сказывать свои идеи, соображения, предложения, проводить при помощи консультантов анализ проблем и выработку решений. При этом, роль консультантов заключается, в основном, в абсорбции (сборе) этих внешних и внутренних идей, оценке решений, полученных в процессе совместной с клиентом работы и приведе­нии их в систему рекомендаций. При обучающем консультиро­вании консультант не только собирает идеи, анализирует реше­ния, но и подготавливает почву для их возникновения, предостав­ляя клиенту соответствующую теоретическую и практическую информацию в форме лекций, семинаров, пособий и т.д.

 

Чем отличается консультирование от обучения? Преимущест­вом консультирования является его конкретно-индивидуальный, "штучный" подход. При этом знания, которыми обладают кон­сультанты, трансформируются так, чтобы решить конкретные

 

 

 

 

проблемы того или иного  предприятия. При обучении же знания в области менеджмента, экономики, права и т.д. передаются ме­неджерам  в общей форме и затем уже  применяютсяими на практике. Положительные  стороны того и другого способа  пере­дачи знаний объединяются в  обучающем и процессном консуль­тировании.) Соотношение различных видов  консультирова­ния и обучения показаны на схеме 2.

 

Схема 2. Соотношение различных  видов консультирования и традици­онной  формы передачи знаний (обучения)

 

Консультирование

 

Обучение

 

1.Экспертное

 

1.Активные методы обучения (трейнинг)

 

2.Процессное

 

2.Информационные сообщающие  методы обучения

 

3.Обучающее

 

 

 

 

 

Разумеется, в конкретных проектах или на их различных ста­диях могут применяться комбинации всех трех перечисленных видов консультирования и тогда оно становится экспертно-про-цессным, процессно-обучающим, экспертно-обучающим  и т.д.

 

В промышленно развитых странах  преимущественно осуществ­ляется  процессное и экспертно-процессное консультирование, тогда как в  России пока наибольшее распространение  получило экспертное и экспертно-обучающее  консультирование. Это объяс­няется, в первую очередь, неподготовленностью  самих россий­ских клиентов к  творческой работе с консультантами, желанием руководителей получить готовые  решения. Такое положение час­то приводит к негативным последствиям и неудовлетворенности от итогов консультационных проектов, так как, во-первых, кли­ент может вообще не воспринимать готовых решений, если они не выработаны совместно с  ним; во-вторых, некоторая сущест­венная  информация не может быть получена консультантом вне режима активного диалога с клиентом. В России существует много объектов консультирование, кото­рые могут быть разделены по крайней мере на следующие груп­пы:

 

— по форме собственности: государственные, частные, акцио­нерные и смешанные предприятия;

 

— по размерам: малые, средние  и крупные предприятия;

 

— по территориальному признаку: центральные (федеральные) и региональные административные образования.

 

Соответственно клиентами  консультантов являются владельцы  или менеджеры частных предприятий, руководители государст­венных предприятий  или соответствующих ведомств, централь­ные и местные органы власти, а также  руководители таких тер­риториальных образований как технопарки, экополисы, технополисы, свободные экономические  зоны и т.д. Опыт работы россий­ской  Ассоциации консультантов по экономике  и управлению по­казывает, что в  России за консалтинговыми услугами обращают­ся прежде всего следующие  виды организаций:

 

1) Молодые, быстро растущие  частные предприятия и банки.

 

2) Прогрессивно настроенные  местные органы власти.

 

3) Государственные и бывшие  государственные предприятия, находящиеся  в кризисной ситуации.

 

Первые две группы руководствуются  приэтом золотым прави­лом менеджмента, сформулированным Томасом Питерсом: "Ре­формировать нужно то, что работает хорошо, ибо здесь силы мо­гут быгь мобилизованы немедленно или, по крайней мере, быст­рее, чем в других сферах". Что касается третьей группы, то и для нее не все потеряно: в консалтинге существуют специальные методы преодоления кризисных ситуаций. В частности, рядом российских консультантов успешно осуществляется разработка программ реформирования и оздоровления предприятий, находя­щихся в "зоне ближнего банкротства".

 

Современный набор консалтинговых услуг сложился в 1950-60-е годы, которые  на Западе называют "золотым веком  консал­тинга", что связано с  послевоенным ускоренным развитием  и ин­тернационализацией экономики, вызвавшими усиление потребно­стей  в консультационных услугах. В Европейском  справочнике-указателе консультантов  по менеджменту в настоящее время  вы­делено 84 вида консалтинговых услуг, объединяемых в 8 групп (см. схему 3). Схема 3.

 

Виды консалтинговых услуг (Согласно классификации Европейского справочника-указателя консультантов  по менеджменту)

 

1. ОБЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ

 

1.01 определение эффективности  система управления

 

1.02 оценка бизнеса

 

1.03 управление нововведениями

 

1.04определение конкурентоспособности/изучение  конъюнктуры рынка

 

1.05 диверсификация или  становление нового бизнеса 

 

1.06 международное управление

 

1.07 оценка управления

 

1.08 слияния и приобретения 

 

1.09 организационная структура  и развитие

 

1.10 приватизация 

 

1.11 управление проектом 

 

1.12 управление качеством

 

1 13 реорганизация инженерных  служб 

 

1.14 исследование и развитие 

 

1.15 стратегическое планирование 

 

2. АДМИНИСТРИРОВАНИЕ 

 

2.01 анализ работы канцелярии

 

2 02 размещение или перемещение  отделов 

 

2.03 управление офисом 

 

2.04 организация и методы  управления 

 

2.05 регулирование риска 

 

2.06 гарантии безопасности

 

2.07 планирование рабочих  помещений и их оснащение 

 

3. ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ 

 

3.01 системы учета 

 

3.02 оценка капитальных  затрат

 

3.03 оборот фирмы

 

3.04 снижение себестоимости 

 

3.05 неплатежеспособность (банкротство) 

 

3.06 увеличение прибыли 

 

3.07 увеличение доходов 

 

3.08 налогообложение 

 

3.09 финансовые резервы

 

4. УПРАВЛЕНИЕ КАДРАМИ

 

4.01 профессиональное движение" и сокращение штатов

 

4.02 культура корпорации

 

4.03 равные возможности

 

4.04 поиск кадров

 

4.05 отбор кадров

 

4.06 здоровье и безопасность

 

4.07 программы поощрения

 

4.08 внутренние связи

 

4.09 оценка работ

 

4.10 трудовые соглашения  и занятость

 

4.11 обучение менеджменту

 

4.12 планирование рабочей  силы

 

4.13 мотивация

 

4.14 пенсии

 

4.15 анализ функционирования

 

4.16 психологическая оценка

 

4.17 вознаграждение

 

4.18 повышение квалификации  работников

 

5. МАРКЕТИНГ

 

5.01 реклама и содействие  сбыту

 

5.02 корпоративный образ  и отношения с общественностью

 

5.03 послепродажное обслуживание  заказчиков

 

5.04 дизайн

 

5.05 прямой маркетинг

 

5.06 международный маркетинг

 

5.07 исследование рынка

 

5.08 стратегия маркетинга

 

5.09 разработка новой продукции

 

5.10 ценообразование

 

5.11 розничная продажа  и дилерство

 

5.12 управление сбытом

 

5.13 обучение сбыту

 

5.14 социально-экономические  исследования и прогнозирование 

 

6. ПРОИЗВОДСТВО

 

6.01 автоматизация 

 

6.02 использование оборудования  и его техническое обслуживание

 

6.03 промышленный инжиниринг 

 

6.04 переработка материалов

 

6.05 регулирование внутреннего  распределения материалов

 

6.06 упаковка

 

6.07 схема организации  работ на предприятии 

 

6.08 конструирование и  совершенствование продукции

 

6.09 управление производством 

 

6.10 планирование и контроль  за производством 

 

6.11 повышение производительности 

 

6.12 закупки 

 

6.13 контроль качества 

 

6.14 контроль за поставкой  узлов и деталей 

 

7. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ 

 

7.01 САПР/АСУ

 

7.02 применение компьютеров  в аудите и оценке 

 

7.03 электронная издательская  деятельность 

 

7.04 информационно поисковые  системы 

 

7.05 административные информационные  системы 

 

7.06 проектирование и разработка  систем 

 

7.07 выбор и установка  систем 

 

8. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УСЛУГИ 

 

8.01 обучающее консультирование 

 

8.02 консалтинг по управлению  электроэнергетикой 

 

8.03 инженерный консалтинг 

 

8.04 экологический консалтинг 

 

8.05 информационный консалтинг 

 

8.06 юридический консалтинг 

 

8.07 консалтинг по управлению  распределением материалов и  материально техническому снабжению 

 

8.08 консалтинг в государственномсекторе

 

8.09 консалтинг по телекоммуникациям

 

Классификация, приведенная  в схеме 3, является предметной, т. е .согласно схеме консалтинг различается  по видам в соответст­вии с  функциями, которые выполняют менеджеры  Консультанты не выполняют самих  этих функций, а вырабатывают рекомендации по их выполнению. Они советуют менеджерам как осуществ­лять общее управление, администрирование, финансовое управ­ление, реализацию информационных технологий и другие функ­ции

 

Рассмотрим кратко, для  решения каких задач Вы можете при­гласить консультантов по каждой из восьми перечисленных в схеме 3 групп консалтинговых услуг

 

1. Консультантов по общему  управлению приглашают для по­мощи  в решении проблем, связанных  с самим существованием Вашего  предприятия и перспективами  Вашего бизнеса. Они оценивают  состояния дел в Вашей организации  в целом и внеш­нюю для нее  среду, определяют общие цели  и систему ценностей организации,  разрабатывают стратегию развития, составляют прогнозы, помогают в  организации филиалов и дочерних  фирм, дают рекомендации по изменению  форм собственности и состава  собственников, приобретению имущества,  акций или паев, совер­шенствованию  организационных структур и т.д.

Информация о работе Консалтинг. Субъекты, виды и объекты консультирования