Контролная работа по логике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 15:29, контрольная работа

Краткое описание

Основные моменты в становлении научной идеи - это проблема, гипотеза и закон. При этом эти элементы теории взаимосвязаны между собой, едины и генетически взаимообусловлены. Так, проблема может возникать и действительно возникает только в контексте научного знания, будучи сформулированной, проблема приводит к построению гипотезы, наконец, закон трактуется как особого рода гипотеза, удовлетворяющая некоторым дополнительным формальным, методологическим и гносеологическим требованиям.

Содержание

Введение 4
1. Гипотеза 5
2. Типы гипотез 7
3. Требования к гипотезе 10
4. Основные этапы построения гипотез 13
5. Функции гипотез в научном исследовании 14
Заключение 17
Список используемой литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Логика.docx

— 130.53 Кб (Скачать файл)

Гипотеза должна быть доступна проверке. Предположения остаются таковыми, если их нельзя проверить и доказать; они за редким исключением не могут входить в фонд науки как теоретическая ценность, как научный фонд знаний. Поступок исследователя будет справедливым, если он вслед за научными выводами раскроет гипотетические положения своего научного поиска, которые не удалось проверить.

Научная гипотеза должна содержать в себе проект решения проблемы в теории и на практике. Тогда она станет органической частью исследования.

Чтобы реализовать эти требования, при разработке гипотезы рекомендуется последовательно продумать и дать ответ на следующие вопросы:

1. Что  наиболее существенно в предмете  исследования (процесс формирования  качества, связь между педагогическими  явлениями, характеристика педагогического  явления, процесса, формирование отношений  между субъектами учебной, спортивной  деятельности и т.д.)?

2. Что  представляют собой составные  элементы объекта исследования, из которых складываются изучаемое  качество, виды отношений, группы  свойств, признаки педагогических  явлений и др., так как для  гипотезы необходима их структура.

3. Каковы  модель изучаемого процесса, свойства  личности, качества? Как можно схематически  изобразить составные элементы  и связи между ними? Какие данные  есть для такой модели? Какие  предположения можно сделать  по косвенным данным, по интуиции?

4. Как  предположительно протекают процесс, явление, что происходит с элементами  при развитии явления? Как изменяется  их связь от изменения внешних условий, педагогических влияний? Какова диалектика связи внешних условий и внутренних факторов при нормальном, ускоренном и неправильном протекании процесса, явления?

5. В чем  сущность изучаемого процесса, явления? Таковы основные положения, определяющие  повышение качества конструирования  и использования гипотезы как  методологической основы педагогического  исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные этапы построения гипотез

 

 

 Основные  этапы построения гипотез можно  разделить на три части:

  1. Выдвижение гипотез – это основной вид научного творчества, связанный с объективной потребностью в новом знании. При этом выдвигаемая гипотеза должна быть:

 теоретически  надежна, приемственна с предшествующим знанием, не противоречащая фактам науки;

- логически  согласована с проблемой и целью;

- включать  понятия, получившие предварительное  уточнение и интерпретацию;

- приложима к данным, заключенным в предварительном описании предмета исследования;

- предоставлять  возможность эмпирической проверки (верификации) с помощью предметно-методических  средств познания, которая обеспечивает  переход от нее к теории  и закону.

2. Формулировка (разработка) гипотез. Выдвинутую гипотезу  необходимо сформулировать. От правильности, четкости и определенности формулировки  гипотезы зависят ход и результат  ее проверки.

3. Проверка  гипотез. Доказательство, достоверность  гипотез становится главной задачей  последующего эмпирического исследования. подтвердившиеся гипотезы становятся теорией и законом и используются для внедрения в практику. Неподтвердившиеся либо отбрасываются, либо становятся основой для выдвижении новых гипотез и новых направлений в исследовании проблемной ситуации.

 

 

 

 

5.Функции гипотез в  научном исследовании

 

 

Гипотезы присутствуют на всех стадиях научного исследования независимо от его характера - фундаментального или прикладного, однако наиболее выражено их применение в следующих случаях:

1)обобщение  и суммирование результатов проведенных  наблюдений и экспериментов,

2)интерпретация  полученных обобщений,

3)обоснование  некоторых ранее введенных предположений 

4)планирование  экспериментов для получения  новых данных или проверке  некоторых допущений.

Гипотезы настолько распространены в науке, что ученые иногда даже не замечают гипотетического характера знания и полагают, что возможны исследования без предпосылок в виде гипотез. Однако это мнение явно ошибочно. Как говорилось выше, исследование состоит в постановке, формулировании и решении проблемы, а каждая проблема возникает только внутри некоторого предварительного знания, содержащего гипотезы и даже предпосылка проблемы имеет гипотетический характер.

Рассмотрим основные функции гипотез в науке.

Во-первых, гипотезы применяются для обобщения опыта, суммирования и предположительного расширения наличных эмпирических данных. Наиболее известным видом таких обобщающих наличный опыт гипотез является перенос свойств ряда элементов некоторого класса на весь рассматриваемый класс с помощью методов классической энумеративной индукции. Другим примером гипотез этого класса могут быть так называемые «эмпирические кривые», связывающие ряды данных наблюдений, представленных точками на координатной плоскости. По сути дела, даже представление количественных данных на координатной плоскости точками является в известной мере гипотетическим, поскольку всегда допустимы ошибки измерения или точность их ограничена вполне определенным пределом.

Во-вторых, гипотезы могут быть посылками дедуктивного вывода, т.е.произвольными предположениями гипотетико-дедуктивной схемы, рабочими гипотезами или упрощающими допущениями, принимаемыми даже при сомнении в их истинности.

В-третьих, гипотезы применяются для ориентировки исследования, придания ему направленного характера. Такую функцию выполняют частично (эмпирически или теоретически)обоснованные гипотезы, которые являются одновременно и объектом исследования. Выполняя эту функцию, гипотеза выступает либо в форме рабочей, либо в форме предварительных и неточных положений программного характера, например «Живые организмы можно синтезировать при воспроизведении физических условий нашей планеты, имевших место 2 млрд. лет назад» и т.п.

В-четвертых, гипотезы используются для интерпретации эмпирических данных или других гипотез. Все репрезентативные гипотезы являются интерпретирующими, поскольку позволяют объяснить ранее полученные феноменологические гипотезы.

В-пятых, гипотезы можно применять для защиты других гипотез перед лицом новых опытных данных или выявленного противоречия с уже имевшимся ранее знанием. Так, У. Гарвей (1628) ввел предположение о циркуляции крови, которое противоречило опытным данным о различии венозной и артериальной  крови по составу; чтобы защитить исходное предположение от этого опытного опровержения, он ввел защитную гипотезу о замкнутости артериального кровообращения невидимыми капиллярами, которые и были позже открыты.

В заключении выше сказанного, можно сделать вывод, что гипотезы представляют собой неустранимый элемент эмпирических наук, особую форму развития естествознания, т.е. гипотеза - является формой развития биологического знания.

Научное исследование как таковое состоит в исследовании проблем, предполагающем формулирование, разработку и проверку гипотез. Чем более смелой является гипотеза, тем больше она объясняет и больше степень ее проверяемости. Однако вместе  с тем, чтобы быть научным, предположение должно быть обоснованным и проверяемым, что исключает из области науки гипотезы ad hoc (от лат. ad hoc — специально, применимо только для этой цели) и гипотезы ,вводимые только на основании их формальной элегантности и простоты. Задачей в научном исследовании является не попытка избегать вообще употребления гипотез, но вводить их сознательно, так как развитие знания в принципе невозможно без предположений, выходящих за рамки данного опыта, в частности при развитии биологического знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключении сделаем некоторые выводы на основе всего выше сказанного и приведенного в пример.

Непосредственное определение гипотезы звучит примерно так: Гипотеза - это научно обоснованное  предположение, служащее для объяснения какого-либо факта, явления, которые на основе прежнего знания необъяснимы.

Гипотеза еще не истина, свойством истинности она в представлении выдвинувшего ее исследователя не обладает.

 Гипотеза - это предположительно новое  знание (его истинность или ложность  требуется доказать), полученное  путем экстраполяции старого  знания и в то же время порывающее с ним. Сохраняя определенную преемственность в отношении прошлого знания, гипотеза должна содержать принципиально новое знание.

Уже в том, что гипотеза является формой развития, движения всякого знания, проявляется ее диалектическая природа: она необходимая форма перехода от неизвестного к известному, ступень превращения первого во второе, вероятного знания в достоверное, относительного в абсолютное. Если в науке нет гипотез, то это значит, что в ней нет и проблем, на решение которых они направлены, стало быть в ней знание не развивается.

Итак, мы видим, что научный поиск включает в себя два момента:

1) постановку  проблемы и 

2) формулировку  гипотезы.

При благоприятном исходе, при подтверждении гипотезы поиск завершается открытием. Открытие образует третью, завершающую стадию поиска.

    

    

 

Список использованной литературы

    

 

1.М.Я.Виленский/электронный  ресурс/http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1997N5/p15-17.htm

2. http://www.managment.aaanet.ru/issys/2.php

3.  Истоки. Наука высших измерений.,Москва.,1994.

4.  Карпович В. Н./ Проблема, гипотеза, закон./ текст/ Новосибирск.,1980.

5.  http://www.apkpro.ru/content/view/2294/590/

6.  Меркулов  И. П./ Теория как метод научного  познания. Вопросы философии.,/N 3, 1985.

7.  Природа  и дух: мир философских проблем./ Под научной и общей редакцией  Обухова В. Л., книга  2, Cанкт-Петербург, 1995.

8.  Теоретическое и эмпирическое в современном научном познании.,

Издательство “ Наука “, М.,1984.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

Вариант № 2

  1. Логика и язык. Значение и смысл имени. Семантические категории: имена, предикаторы, функциональные знаки, логические термины (конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция, отрицание, квантор общности, квантор существования).

 

 

Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга, которая неразрывно связана с языком.

Функции естественного языка многочисленны и многогранны. Язык – средство повседневного общения людей, средство общения в практической и научной деятельности. Языку свойственны и такие функции: хранить информацию, быть средством выражения эмоций, быть средством познания. Язык является знаковой информационной системой, продуктом духовной деятельности человека. Накопленная информация передается с помощью знаков (слов) языка.

Речь может быть устной или письменной, звуковой или незвуковой, внешней или внутренней, выраженной с помощью естественного или искусственного языка, в основе которых лежит естественный язык, сформулированы положения всех наук.

На базе естественных наук возникли искусственные языки науки. К ним принадлежат языки математики, символической логики, химии, физики, а также алгометрические языки программирования для ЭВМ, которые получили широкое применение в современных вычислительных машинах и системах.

Имя – это слово или словосочетание, обозначающее какой-либо определенный предмет. Предмет в данном случае понимается в широком смысле: это вещи, свойства, отношения, процессы, явления как природы, так и общественной жизни, психической деятельности людей, продуктов их воображения и результатов абстрактного мышления.

Имена делятся на:

1) простые (книга, снегирь);

2) сложные или описательные (самый большое озеро в мире);

3 ) собственные, т. е. имена отдельных людей, предметов или событий (П. И. Чайковский);

4) общие (действующие вулканы).

Каждое имя имеет значение или смысл. Значением или смыслом имени является способ, которым имя обозначает предмет, т. е. информация о предмете, содержащаяся в имени.

В логике различают выражения, которые являются именными функциями, и выражения, являющиеся пропозициональными функциями.

Именная функция – это выражение, которое при замене переменных постоянными превращается в обозначение предмета. Возьмем именную функцию «отец y». Подставим вместо «y» имя «писатель Жюль Верн», получим «отец писателя Жюля Верна» – имя предмета.

Пропозициональной функцией называется выражение, содержащее переменную и превращающееся в истинное или ложное высказывание при постановке вместо переменной имени предмета из определенной системной области.

Понятие пропозициональной функции широко используется в математике. Все уравнения с одним неизвестным представляют собой одноместные пропозициональные функции.

Информация о работе Контролная работа по логике